«Неприступная твердыня». (Заячий остров. Петропавловская крепость).Структура занятия согласно ФГОС
Оценка 4.9

«Неприступная твердыня». (Заячий остров. Петропавловская крепость).Структура занятия согласно ФГОС

Оценка 4.9
docx
31.08.2022
«Неприступная твердыня». (Заячий остров. Петропавловская крепость).Структура занятия согласно ФГОС
стр.зан.Петроп. крепость.docx

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ СОГЛАСНО ФГОС

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 «оТКРЫВАЕМ ГОРОД ВМЕСТЕ»

по Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования

умственно отсталых обучающихся с нарушением  опорно- двигаельного аппарата (вариант 6.3)

(в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ).

                                                                                             4 класс

 

                                                                                                                                                                          Выполнила : воспитатель Лупейкене Н.А 

Тема «Неприступная твердыня». (Заячий остров. Петропавловская крепость).

Тип: Занятие-обобщение с беседой-презентацией, с тестовым занятием  П/игра «По болоту Пётр шёл».

Занятие комбинированное.

Цель: Расширить знания и представления обучающихся о родном городе Санкт-Петербурге, об истории выбора территориального места для основания города Санкт-Петербурга.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Систематизировать базовые представления об основных этапах возникновения и развития Санкт-Петербурга.

1.Формировать у обучающихся общие представления об истории строительства Санкт- Петербурга, о выбора территориального места для основания города.

2. Формировать умения работы с картами исторического возникновения города.

3.Продолжать расширять и обогащать знания обучающихся о первой постройке города Петропавловской крепости.

познакомить учащихся с историей построения и

создания города Санкт-Петербурга, назначении этого города.

познакомить учащихся с историей построения и

создания города Санкт-Петербурга, назначении этого города.

4. Развивать навыки обучающихся применять полученные знания на практике при выполнении интеллектуальных заданий.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.

2. Закреплять навык осознанного восприятия информации.

3. Формировать умение работать в коллективе.

4. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию, по использованию АСК.

5. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

6. Развивать двигательно-речевую координацию.

7. Активизация сенсомоторной системы.

 

Воспитательные задачи:

1. Развивать любовь к родному городу, чувство патриотизма,  гордости за слова «Я – Петербуржец!».

2.Способствовать нравственному осмыслению судьбы нашего города, ощущению себя продолжателем петербургских традиций.

3. Воспитывать умение работать в коллективе сверстников. .

4.Осознать  ценность архитектурных и культурных постройках Санкт-Петербурга.

Планируемые результаты

Предметные:

-Приобретут знания об основных этапах развития Санкт-Петербурга, овладеют отдельной терминологией.

 

- Овладеют знаниями о различных типах краеведческих источников, получат на их основе представления об истории и культуре Петербурга как результате взаимодействия человека, общества, природы и культуры;

 

-Сформируют представление об основных аспектах многопланового основания города.

 

-Овладеют основными краеведческими и искусствоведческими понятиями;

 

-На основе сформированных понятий смогут элементарно использовать в своей речи основную терминалогию.

литературы, географии, мировой художественной культуры;

 

 

Личностные:

- проявлять интерес к изучению исторического возникновения своего города Санкт- Петербурга.

- выполнять роль ученика (воспитанника) на основе выполнения правил поведения на занятии.

- формировать умение работать в коллективе сверстников;

- воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма,  гордости за слова «Я – Петербуржец!».

 

- Осозновать значимость наследия прошлого Санкт-Петербурга для современного общества в развития города

 

-Считать ценным изучение города и его истории.

Ресурсы занятия:

Ход занятия

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности ученика

Организационный момент

Организационный момент.

Ученики приветствуют друг друга. (текст приветствия воспитатель подбирает по своему желанию, на своё усмотрение выбирает, но чтобы текст приветствия соответствовал  временем суток проводимого занятия).

Приветствие «Волшебный клубочек»

Ученики сидят по кругу. Воспитатель передаёт по кругу клубок ниток ученику, тот при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего по имени  или ласково называет его по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ученику, пока не дойдет очередь до взрослого.

 

Ученики приветствуют друг друга.

 

 

 

 

Ученики класса вместе с педагогом выполняют ритуал приветствия

Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия

Педагог предлагает ученикам занять своё место за партами, активизируя внимание учеников на правильную осанку тела, предлагает им воспользоваться карточкой-пиктограммой.

(- проверьте пожалуйста свою осанку, у каждого ученика на парте находиться карточка-пиктограмма правильной посадке за партами во время занятия).

Ребята, давайте проверим себя, с каким настроением вы пришли на занятие Педагог, предлагает ученикам выбрать кружок с эмоцией лица человека (три кружка разного цвета и с разными эмоциями), по их внутреннему эмоциональному состоянию

 - Покажите, какое настроением у вас на занятие.

 

Педагог, обращаясь к ученикам, концентрирует их внимание на экран телевизора, монитора ( ТСО которые воспитатель использует) –выставляется презентация.

На экране Воспитатель демонстрирует Слайд 1-изображение картинки вида достопримечательности города Санкт-Петербурга

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0169/000fdfe8-f1569254/img19.jpg

 (картинка должна быть доступная учащимся, чтобы они смогли узнать какой город изображён).  

(можно использовать чтение стихотворения - поочерёдное чтение педагог- ученик, используя движения жестов по ходу чтения стихотворения):

Как пейзаж в огромной раме,

 Панорама перед нами.

 Слева, справа – берега,

 Впереди течёт река.

Санкт-Петербург – мой город родной

Гордо стоит над рекою Невой.

 

- Вы молодцы!(оценку результата проделанной работы учеников воспитатель может представлять в виде стикера с эмоциями лица человека, прикрепляя его на доску в определённое место).

1.      Сегодня мы с вами опять вернёмся к темам прошлых занятий, вспомним и поговорим о нашем прекрасном городе Санкт-Петербурге. Но тему занятия вы определите, узнаете и мне назовёте сами, выполнив небольшое задание по буквенной таблице.

2.      Нужно выбирать буквы красного цвета, называть их, выписывать по одной букве составляя их в слова, (упражнение на развитие концентрации внимания на основе в чтении буквенных таблиц).

Педагог поочерёдно вызывает учеников к доске для выполнения задания.(задание у доски может выполнять и один ученик, все остальные помогают ему в чтении букв, слов).

Воспитатель использует АСК в виде буквенных таблиц

П З Ш Д Ю Е Н М С Ь          

Ч Б И У Ж Д Ц Х Е Ф Т

Г Ю П О Ч Р К О Т Ь Д.

- Правильно, вы молодцы!

(оценку результата проделанной работы учеников воспитатель может представлять в виде стикера с эмоциями лица человека, прикрепляя его на доску в определённое место).

Давайте прочитаем полученные слова и узнаем название темы нашего сегодняшнего занятия, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

-Вы наверно догадались о чём пойдёт речь на занятии.

(воспитатель обобщает тему занятия).

- Мы с вами сегодня поговорим и даже может быть вспомним об истории возникновения нашего города Санкт-Петербурга.

Педагог, обращаясь к ученикам, концентрирует их внимание на экран телевизора.

Воспитатель демонстрирует Слайд 2: изображение картинки вида карты.(условные обозначения для карты, выставлены только в конспекте, для воспитателя, для работы с учениками).

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e92/001a39c9-7bdb08fd/1/img1.jpg       https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e92/001a39c9-7bdb08fd/1/img1.jpg

 

-Что изображено на экране (ученики могут ответить, т.к. работа по точно этой карте велась на предыдущих занятиях прошлого года).

- Давайте внимательно рассмотрим территорию, изображённую на карте.

- Какие предметы на карте вы видите?

- Какие присутствуют цвета? Что можно рассказать о местности по изображённым предметам на карте?

(воспитатель пользуется из карты условными обозначениями).

- Подводит внимание учеников к изображению реки, её протеканию между сушей.

- Посмотрите пожалуйста повнимательней на участки суши, и скажите что же образовалось за счёт реки – острова.

-Посмотрите и найдите на карте знакомый вам остров.

- Правильно мы нашли с вами остров, где изображён заяц, а почему изображён заяц? Аещё это остров называли весёлым островом.

-Воспитатель выставляет самодельную карту в увеличенном масштабом заячьего острова.

Воспитатель оценивает работу учеников в виде стикера с эмоциями лица человека, прикрепляя его на доску в определённое место

 -Представляет ученикам конверт, в котором находятся контурные карты простого изображения. Ученикам предлагается работа с картами: обвести остров кр.каранашом, отметить его готовым силуэтом зайца (приклеить). Работы учеников воспитатель вывешивает для общего просмотра, после занятия раздаёт домой.

 

-Какую роль в истории нашего города Санкт-Петербурга играет место заячьего острова.

-Кто решил построить город7

 

Загадаю вам загадку:

«Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец,

Кто был этот удалец?» (Петр I)

 

Слайд 3:

https://topwar.ru/uploads/posts/2019-02/1550163327_1d8fd5049a6806fb71bded86bdro-kartiny-i-panno-petr-pervyj.jpg

-Вт он (идёт повторное определение из загадки Петру I).

Слайд 4,5:

 

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/10/17/regnum_picture_1476727913145531_normal.jpg  

-Вот Пётр I выбирает место для строительства крепости.

Царь решил построить большую каменную крепость, а вокруг крепости город. Думал-думал царь Петр в каком месте бы построить такой город, чтобы все его задумки исполнились, плавал в своей лодке по реке Неве, присматривал такое место, и нашел.

 

 

 

Слайд 6,7:

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/167/192229/img24.jpg  https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/27036/pub_5ad480eaad0f22927fbf5e2b_5ad4849d5f4967f833aa4461/scale_1200

-Пётр I, прибыл на остров.

 

Воспитатель в краткой форме рассказывает историю об острове.

Почему Заячий остров называется Заячьим? Находится этот остров на реке Неве, в самом широком месте,

Все так как и хотел царь Петр: имеется выход к морю, и в то же время будущая крепость закроет вход в Неву от врагов.

Островок этот маленький,  по форме напоминает корабль.

Заячьим его назвали, потому, что там действительно было много зайцев.

 

Есть история, которая говорит о том, что плотники, строившие крепость работали медленно, и разгневанный Петр приплыл на остров, чтобы наказать их. Когда он выходил из лодки, ему на сапог вдруг прыгнул зайчик и так развеселил царя, что он не стал наказывать плотников, а остров назвал Заячьим.

 

Слайд 8

http://art-proniknovenie.ru/wp-content/uploads/2014/12/IMG_20170629_123539.jpg

В наше время около Заячьего острова, есть маленький памятник. Он называется "Зайчик, спасшийся от наводнения". Люди бросают к фигурке зайчика монетки, потому что есть примета, если бросить монетку, то обязательно вернешься в это место еще раз.

 

Ученики выполняют инструкцию «как правильно сидеть за партой во время занятия».

 

 

 

 

 

Самостоятельно выбирают карточки-кружки с изображением эмоций лица настроения человека, показывают педагогу.

 

 

 

 

Ученики с педагогом рассматривают первый слайд презентации, читают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики, выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают, выдвигая свои версии.(если ученики затрудняются в ответах, педагог помогает им наводящими вопросами).

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя, (если ученики затрудняются в ответах, педагог помогает им наводящими вопросами).

 

 

Ученики рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя, (могут ответить острова, потому что у учеников приобретены краткие знания).

Ученики по условному обозначению ищут остров с изображением зайца, находя, показывают.

Н этом острове водилось очень много зайцев.

 

Ученики выполняют работу, кто самостоятельно, а кто и с помощью педагога, в зависимости от индивидуальных возможностей.(педагог обязательно индивидуально помогает каждому ученику в выполнении задания).

Ученики, отвечают, что с этого острова начинался строится наш город.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рассматривают иллюстрацию, кратко описывают признаки погоды.

 

 

Работа по теме занятия

А сейчас давайте мы с вами отдохнём и продолжим наше путешествие.

Ученики с воспитателем выполняют Физкультминутку.

(Физкультминутка в виде подвижной игры). Как часть занятия.

 

 

Физкультминутка

 

(игра проводится с использованием атрибутов: элементы костюма Петра I, маски зайцев, круг оформленный в виде болота, можно использовать театрализованную куклу би-ба-бо – образ Петра I).

   По болоту Петр шел 

По болоту Пётр шёл(идут по кругу),

Остров Заячий нашел(останавливаются, смотрят из под руки -козырьком),
Он созвал рабочий люд ( созывают правой и левой рукой),
И построил крепость тут(Руки, согнутые в локтях перед собой, ставят одну поверх другой, как бы "строят"),
Крепость новая стоит (руками показывают "крышу" над головой),
Пушками врагам грозит (грозят кулаками над головой),
Бам, бам, бам, бам (пальцами как бы барабанные палочки),
Не осталось зайцев там (разводят руками), 
Зайцы пушек испугались, по кусточкам разбежались (бегут по кругу на носочках)
Ой!(после ой, присесть на корточки и замереть).
Предварительно выбранный водящий, изображает Петра во время игры, а потом отбирает пошевелившихся "зайчиков").

                                                                                                                                                                                                                                                    

Продолжение работы по теме занятия

-А сейчас мы с вами продолжим наше путешествие, и остановимся на постройке самой крепости. Возвращение к Слайду 1.

Слайд 9, 10:

 

 

 

 

 

 

Крепость имеет форму вытянутого шестиугольника. В углах крепости располагаются пятиугольные укрепления-с которых удобно было вести оборонительный огонь.

Слайд 11:

 

 

 

Слайд 12:

 

https://aria-art.ru/0/M/Most/24-4.jpg

 

Вначале крепость строили из дерева, позже переделали из кирпича.

  Слайд13

 

 

 

 

 

 


Слайды 14, 15,16

-Стены у крепости очень мощные, толстые.

 

Слайды 17, 18

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/129a/00007441-107c1c96/img9.jpg   https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/129a/00007441-107c1c96/img9.jpg

В наши дни на стенах крепости устроены специальные мостки для прогулок «Невская панорама», добраться до которых можно поднявшись по лестнице на немалую высоту! Сегодня в Петропавловской крепости тоже стоят пушки. И не только стоят, они даже стреляют! Но стреляют они с мирными целями - жители Петербурга сверяют по ним свои часы.

 

Первичное закрепление

Вот и закончилось наше путешествие, сейчас мы с вами решим небольшой кроссворд.

 

По горизонтали:

1. Крупный населённый пункт, промышленный. Торговый и культурный центр ( огороженный и укреплённый крепостью , стеной). - город

2. Часть суши, со всех сторон окружённая водой - остров

3. Имя императора, основателя города Санкт- Петербурга – Пётр (Пётр I)

4. Как называется остров на котором была построена крепость города - Заячий

 

По вертикали:

1. Сооружение для защиты от врагов. - крепость

2. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением - река

3. На какой реке построен город Нева

 

 

К

 

 

Г

О

Р

О

Д

 

 

Е

 

 

 

Н

 

 

П

Е

 

О

С

Т

Р

О

В

С

 

 

Е

 

А

П

Ё

Т

Р

К

 

 

Ь

 

З

А

Я

Ч

И

Й

 

 

 

Ученики вместе с воспитателем выполняют задания, решают кроссворд.

Рефлексия

-Вы Молодцы, очень хорошо сегодня работали! Давайте мы ещё раз с вами повторим, о чём  и о ком мы сегодня с вами говорили.

Воспитатель задаёт выборочные вопросы по пройденному материалу.

 

 

Ученики прощаются друг с другом

 «Назови имя друга»

Вы скорей вставайте в круг

Улыбнитесь всем вокруг

Мячик ты передавай,

Имя друга называй.

Слова прощанья называй

 

 

Ученики отвечают. Если не могут, воспитатель подсказывает, наводит учеников на мысль наводящими вопросами.

 

 

 

 

 

Ученики вместе с воспитателем выполняют говорят до свидание друг другу.

 

 

 

 


 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ СОГЛАСНО ФГОС

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ СОГЛАСНО ФГОС

Активизация сенсомоторной системы

Активизация сенсомоторной системы

Затем передаёт клубок следующему ученику, пока не дойдет очередь до взрослого

Затем передаёт клубок следующему ученику, пока не дойдет очередь до взрослого

Гордо стоит над рекою Невой. -

Гордо стоит над рекою Невой. -

Что изображено на экране (ученики могут ответить, т

Что изображено на экране (ученики могут ответить, т

Загадаю вам загадку: «Жил давно в

Загадаю вам загадку: «Жил давно в

Пётр I, прибыл на остров.

Пётр I, прибыл на остров.

Физкультминутка (игра проводится с использованием атрибутов: элементы костюма

Физкультминутка (игра проводится с использованием атрибутов: элементы костюма

Вначале крепость строили из дерева, позже переделали из кирпича

Вначале крепость строили из дерева, позже переделали из кирпича

Вот и закончилось наше путешествие, сейчас мы с вами решим небольшой кроссворд

Вот и закончилось наше путешествие, сейчас мы с вами решим небольшой кроссворд

Вот и закончилось наше путешествие, сейчас мы с вами решим небольшой кроссворд

Вот и закончилось наше путешествие, сейчас мы с вами решим небольшой кроссворд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2022