Старый отец позвал трех своих сыновей и сказал:
— Дети мои, недолго осталось мне жить на белом свете. Мы вместе обрабатывали наше большое поле. Но вы все разные по характеру. Боюсь, поссоритесь после моей смерти, и поэтому завещаю вам поделить поле между собой. Чтобы вы получили равные доли, старший пусть возьмет пять частей, средний три части, а младший две части от всего поля. Услышали люди про это завещание и подумали
НЕРАВНЫЕ ЧАСТИ
Старый отец позвал трех своих сыновей и сказал:
— Дети мои, недолго осталось мне жить на белом свете. Мы вместе
обрабатывали наше большое поле. Но вы все разные по характеру.
Боюсь, поссоритесь после моей смерти, и поэтому завещаю вам
поделить поле между собой. Чтобы вы получили равные доли, старший
пусть возьмет пять частей, средний три части, а младший две части от
всего поля. Услышали люди про это завещание и подумали: «Да разве
это равные доли? Видимо, перед смертью ум старик потерял». Но
сыновья ничего не сказали и после смерти отца поделили поле так, как
он велел.
Характеры у них, действительно, были разные. Все они выходили на
работу в поле в шесть утра и работали до десяти вечера, но трудились
по-разному. Старший быстро уставал: до обеда он после каждого часа
работы час отдыхал, а пообедав, после каждого часа работы по два
часа отдыхал. Средний жару не любил. Как только солнышко
поднималось высоко, забирался он в тенечек и спал два часа до обеда
да три часа после обеда. А младший весь день работал, не
присаживаясь. Отдыхал всего один час во время обеда. Обедали братья
все вместе с двенадцати до часу дня.
Осенью каждый из них собрал урожай бобов со своего поля, погрузил
на телегу и повез домой. Увидели люди, что на всех трех телегах
одинаковое количество мешков, и удивились, а мудрый старец сказал:
«Что вы удивляетесь? Отец заранее посчитал, что за один час работы в
день с одной части поля можно получить осенью один мешок бобов. Вот
и поделил поле справедливо».
:::
Вопросы и задания к сказке:
• Справедливо ли отец разделил поле?
• Сколько часов в день работал каждый брат? Сколько мешков бобов
получил каждый брат при условии, что за один час работы в день с
одной части поля можно получить один мешок бобов?
• На какие части вы поделили бы поле на месте отца?
:::
Игра «Посчитай части»
В классе чертятся круги разных размеров, внутри которых пишутся
дроби 1/2, 1/3, 1/5 и т.д. По команде педагога дети должны занять
места в кругах таким образом, чтобы число детей, попавших в круг,
было равно написанной в круге части от общего количества детей.
Например: если в классе 30 детей, 1/5=6.:::
Задание на дом
Посчитайте, сколько часов вы тратите на еду, учебу, игру, помощь
родителям. Разделите свой день на части, сравните их и сделайте
вывод, какое дело занимает у вас больше всего времени. Например: я
учусь 1/4 часть от суток, помогаю маме 1/12 часть от суток и т.д.
:::
Работа по домашнему заданию
Вместе с педагогом дети обсуждают, как они распределяют день, и
какую часть дня необходимо увеличить, чтобы успевать делать больше.