Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных.
Цели:
-обучающие: ознакомить учащихся с употреблением несклоняемых имён существительных; показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных; научить правильно их употреблять в косвенных падежах;
-развивающие: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей; расширять словарный запас; развивать умение работать по схеме;
-воспитательные: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; прививать любовь к животным.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка знаний об имени существительном (карточка контроля)
1)Имя существительное- это -------,которая отвечает на вопросы ----- , ------- и обозначает -----------.
2)На вопрос кто? отвечают ---------- имена существительные, на вопрос что? отвечают -------------.
3)Имена существительные бывают -------рода .
III. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
Работа со скороговоркой. (Прочитайте скороговорку, записанную на доске).
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
-Найдите в скороговорке дополнение, выраженное именем существительным.
-Что означает данное слово?
-Запишите слово в тетрадь, поставив ударение.
-Что такое склонение?
Просклоняйте слово (шоссе)
Что меняется у слова при изменении слов по падежам?( Форма слова)
IV. Работа по теме урока .
1.Лингвистическая сказка.
В Морфологию попали очень странные слова. Они были иноязычного происхождения и не хотели, как русские слова, изменяться по падежам. Они хотели сохранить своё иностранное достоинство. Много раз упрашивала их королева Грамматика вести себя как русские слова. Ведь живут они теперь в русском языке. Но несклоняемые слова были неумолимы. На следующий день, сговорившись, они убежали на остров, недалеко от страны Безграмотландии. Подговорили они пиратов Единицу и двойку привозить к ним учеников – двоечников. Им нравилось обманывать ребят. Несклоняемые существительные залезли к ним в тетради. Ученики не узнавали их и склоняли, изменяли как русские слова. Один мальчик писал так: «Я пришел в школу без пальта, без кашна, а когда был в зоопарке, видел громадную шимпанзу и разговаривал с какадой». Несклоняемые слова только хихикали. Тогда королева Грамматика решила прибегнуть к крайней мере. Она создала правила узнавания этих слов. Ребята познакомились с этими правилами и стали правильно употреблять несклоняемые существительные. А тот мальчик исправил свои ошибки и написал «Я пришел в школу без пальто и без кашне, а когда был в зоопарке, видел большого шимпанзе и разговаривал с какаду». |
Какова основная мысль сказки?
2.Сообщение учителя.
-Некоторые существительные не изменяются по падежам (не склоняются).
3.Дидактическая игра. « Четвёртое лишнее»
1-я группа.
-Какао, пальто, шоссе, кофе.
-Носок, мозоль, георгин, помидор.
-Глупость, мудрость, печаль, голубь.
2-я группа.
-Кафе, какаду, кашне, кино.
-Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
- Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
4.Работа по развитию речи.
Послушайте стихотворение.
-Какую особенность вы заметили?
-Что это за существительные? Что вы о них знаете?
-Как правильно должны звучать слова?
-Запишите исправленные слова.(Метро, кенгуру, кино, пальто…).
V. Закрепление изученного материала.
По лексическому значению слова запишите имя существительное, определите его род.
А)Сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков….
Б) Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей….
В)Род мороженого…
Г)Сорт капусты с утолщённым съедобным стеблем…
Д)Австралийское сумчатое млекопитающее животное с удлинёнными задними ногами…
Ж)Японская одежда в виде халата с широкими рукавами…
К)Род очков ,держащихся на переносице при помощи пружинки…
Л)Подземный вид транспорта…
М)Род попугая с хохолком на голове…
Н)Маленькая длиннокрылая птичка, живущая в Америке…
Р)Оконные шторы из пластинок на шнурках…
VI.Систематизация и обобщение знаний и умений
1.Фронтальный опрос.
К какому роду преимущественно относятся несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения?
Как определяется род несклоняемых собственных имён существительных- географических названий.
2.Самостоятельная работа. (упр.из учебника)
3.Тесты по вариантам.
VII. Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.