По классическому определению Гарсиа, под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма.
Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный (фистула):
грудной - полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила;
фальцет - замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается.
Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной.
У мужчин их два: грудной, головной.
У женщин - три: грудной, микст, головной.
Несколько слов о регистрах голосов.
По классическому определению Гарсиа,
под регистром подразумевается ряд
последовательных и однородных звуков,
производимых действием одного и того
же механизма.
Существует два однородных способа
звукообразования: грудной и
фальцетный (фистула):
грудной полное замыкание голосовой
щели, связки вибрируют всей своей
массой, гортань занимает относительно
низкое положение. С акустической
стороны наблюдается большое
богатство звука обертонами, их сила;
фальцет замыкание голосовой щели
неполное, вибрируют лишь края связок.
С акустической стороны звук гораздо
беднее обертонами, чем грудной.
Чистый фальцет как регистр
профессионального оперного пения в
расчет не принимается.Грудной регистр подразделяется на три
подрегистра: грудной, медиум (микст),
головной.
У мужчин их два: грудной, головной.
У женщин три: грудной, микст,
головной.
Микст это плавный переход от
грудного звучания к головному и
фальцетному (смыкание связок занимает
серединное положение).
При миксте работают и грудной, и
головной резонаторы. В этой работе (над
микстом) очень важен слуховой
контроль и поиск удобства в
ощущениях.
Певец должен избежать переломных нот,
выравнивая голос посредством хорошо
контролируемого дыхания и еле
заметного изменения гласного звука в
смысле более темной его окраски,называемого "прикрытием" гласного,
поэтому есть термины "открытые" и
"прикрытые" звуки.
Прикрытый звук это звук более
округленный по тембру с максимальным
использованием верхних и нижних
резонаторов и одновременным
сохранением чувства опоры.
Прикрытые звуки легче
воспроизводятся, если глотка в меру
расширяется, а гортань опускается ниже
ее нормального положения, то есть
сохранением при пении вокального
зевка. Сглаживание, выравнивание
звуков делается заблаговременно с
более высоких или низких нот.
Злоупотребление открытым (белым)
тембром, являющееся следствием
неправильного формирования звуков в
начальном периоде обучения, есть одна
из главных причин преждевременной
гибели многих голосов. Особенновредно пение открытым тембром для
мужских высоких голосов.
Певицы, злоупотребляющие открытым
звуком, скоро обнаруживают склонность
к детонированию, тремолированию
звука и быстрому изнашиванию голоса.
Из брошюры Фучито и Бейера мы знаем,
какую большую ежедневную работу
проделывал Карузо (!) для
выравнивания регистров и придания
округлости звукам, в особенности на
трудном переходном регистре.
О чем должен помнить начинающий,
чтобы осилить эту задачу?
1. Следить за тембром голоса на
средних (примарных) тонах. Окраска его
должна быть приятная, округленная, не
перекрытая, но и не открытая (белая).
2. Следить за правильностью, ровностью
переходных тонов среднего регистра, не
разрешать себе, своему голосу ломаться,изменяться это обеспечивается
смешиванием головного и грудного
звучания.
3. Следить за тем, чтобы окраска звука
была светлая и звонкая. Темная и
блеклая делает звук глухим и тусклым.
Гарсиа говорит, что при правильном
звуке должна быть:
а) низкая гортань,
б) ложечкообразная форма языка,
в) высокое мягкое небо.