Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности
Оценка 4.9

Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности

Оценка 4.9
docx
28.01.2022
Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности
несплошные тексты выступление.docx

 Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности

«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

     Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», -говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

-Читать -это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное».

Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов - он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.

Но как показывают различные исследования, российские школьники не готовы работать с такого вида информацией.

И наша учительская задача - осваивать новые способы формирования читательских умений в образовательной практике.

Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.

Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения

Несплошные– в них информация передаётся не только словесным способом.

К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике.

    Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их?  

А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими текстами.

Смайлик -это уже несплошной текст. Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети.

Ряд заданий ВПР в 4 классе составлены на основе несплошных текстов, и не секрет, что такие задания вызывают затруднения у учащихся.

 

 

Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов и использовать её).

Примеры несплошных текстов представлены на слайде.

При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребёнок научился:

§   читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать  информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;

§   составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;

§  для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот

Примеры заданий представлены на слайдах презентации.

Таким образом, цель данного педагогического опыта: понять, где мы можем простраивать на уроке работу с несплошным текстом.  Ведь у нас нет темы урока - «Билет» или «Работа с билетом».

Задание №1:

(Раздаю билеты к заданию №1.)

 

Как вы думаете, на каком уроке можно использоватьэтот входной билет в дельфинарий?

(участники отвечают на вопрос)

(на математике, когда изучаем тему «Цена, количество, стоимость» и т.д., на разных уроках и на разных его этапах)

Приложение №1 привожу дополнительные примеры.

Приложение №1.

Ответы к заданию №1

Примеры:

МАТЕМАТИКА

Тема: «Единицы времени. Календарь»

Класс – 4

Задание: Определи по календарю 2015г., в какой день недели мы посетили дельфинарий.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Нумерация»

Класс – 2

Задание 1: «Ты сидишь на 19 месте, Оля – на 3. Сколько между вами ребят?

Задание 2: Найдите и выпишите 3х значные числа и запишите их в таблицу разрядов и классов.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Многозначные числа»

Класс – 3

Задание: Запишите номера двух предыдущих и двух последующих билетов.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Цена, количество, стоимость»

Класс – 3

Задание: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы всем вместе посетить дельфинарий?

-Хватит ли денег нашему классу сходить в дельфинарий, если у нас есть    ….рублей?

 

-Посмотрим ли мы представление, если приедем в 16.05?

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Связь слов в предложении»

Класс – 3

Задание: Составьте словосочетания по предложению: «Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные в билетах».

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Предложение»

Класс – 2

Задание: Выпиши предложение – пожелание.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Предложение»

Класс – 2

Задание: Определи первое предложение. (Желаем вам приятного просмотра

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Форма слова»

Класс – 2

Задание: Выпиши все формы слова билет.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Имя числительное»

Класс – 3

Задание: Выпиши числительные.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Правила поведения»

Класс – 2

Задание: Составьте кластер по правилам поведения в дельфинарии.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Мы - зрители»

Класс – 2

Задание: Найдите в тексте, что вы будете делать, если опоздаете в дельфинарий.

-составить памятку поведения в дельфинарии;

-добавим свои правила поведения в дельфинарии

ИЗО

Тема: «Афиша».

Класс – 4

Задание: Создайте афишу, используя билет.

Вывод к заданию 1.

Давая детям такие задания, необходимо заранее изучить билет, он должен быть реальным, содержать достоверную информацию, быть понятен детям.  Придумать к нему корректные задания. Он должен быть связан с жизнью.

Можно просить учащихся самих составлять задания, вопросы к несплошным текстам, а можно давать готовые задания.

Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.

Задание 1.

Запишите в таблице верные ответы на вопросы.

 

 

 

 

Вопросы

Ответы

Какой адрес у дельфинария?

 

 

Сколько стоит билет на представление?

 

 

Когда Миша с сестрой пойдут на представление?

 

Укажите время начала представления.

 

 

В каком случае можно обменять билет на представление?

 

Что нельзя делать зрителю в зале?

 

 

Задание2.

Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.

Записка.

Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в_____________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте___________________. Выехать лучше пораньше, потому что______________________________________________________________.

Задание 3.

Подумайте, посмотрят ли  Миша с сестрой представление, если они доберутся до здания дельфинария в 16:05?

Да             Нет

Подтвердите свой ответ словами из текста__________________________________________________________________

Задание 4.

Миша с сестрой вовремя приехали в дельфинарий. Посмотрели половину представления.

Перед  антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления.

Выигрышным оказался билет Серия ВА №032430. Выиграл ли Миша? (Обведите верный ответ)

ДА, НЕТ

К кому должны обратиться победители лотереи?

Запишите ответ__________________________________________________________

Задание 5

Маме Миши очень понравился дизайн билета. Подскажите, к кому ей обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своего проекта?

 

 

Запишите название типографии:___________________________________________

Запишите телефон типографии:____________________________________________

  Учитель должен уметь простраивать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.

-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.

-Заголовок, сноски- это тоже текст, и всё это имеет смысловую ценность.

Спасибо за внимание и активное участие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности «Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,…

Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности «Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,…

Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов…

Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов…

Задание: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы всем вместе посетить дельфинарий? -Хватит ли денег нашему классу сходить в дельфинарий, если у нас есть …

Задание: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы всем вместе посетить дельфинарий? -Хватит ли денег нашему классу сходить в дельфинарий, если у нас есть …

Вопросы Ответы

Вопросы Ответы

Запишите название типографии:___________________________________________

Запишите название типографии:___________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022