Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности
«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», -говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
-Читать -это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное».
Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов - он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.
Но как показывают различные исследования, российские школьники не готовы работать с такого вида информацией.
И наша учительская задача - осваивать новые способы формирования читательских умений в образовательной практике.
Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.
Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения
Несплошные– в них информация передаётся не только словесным способом.
К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике.
Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их?
А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими текстами.
Смайлик -это уже несплошной текст. Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети.
Ряд заданий ВПР в 4 классе составлены на основе несплошных текстов, и не секрет, что такие задания вызывают затруднения у учащихся.
Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов и использовать её).
Примеры несплошных текстов представлены на слайде.
При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребёнок научился:
§ читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
§ составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;
§ для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот
Примеры заданий представлены на слайдах презентации.
Таким образом, цель данного педагогического опыта: понять, где мы можем простраивать на уроке работу с несплошным текстом. Ведь у нас нет темы урока - «Билет» или «Работа с билетом».
Задание №1:
(Раздаю билеты к заданию №1.)
Как вы думаете, на каком уроке можно использоватьэтот входной билет в дельфинарий?
(участники отвечают на вопрос)
(на математике, когда изучаем тему «Цена, количество, стоимость» и т.д., на разных уроках и на разных его этапах)
Приложение №1 привожу дополнительные примеры.
Приложение №1.
Ответы к заданию №1
Примеры:
МАТЕМАТИКА
Тема: «Единицы времени. Календарь»
Класс – 4
Задание: Определи по календарю 2015г., в какой день недели мы посетили дельфинарий.
МАТЕМАТИКА
Тема: «Нумерация»
Класс – 2
Задание 1: «Ты сидишь на 19 месте, Оля – на 3. Сколько между вами ребят?
Задание 2: Найдите и выпишите 3х значные числа и запишите их в таблицу разрядов и классов.
МАТЕМАТИКА
Тема: «Многозначные числа»
Класс – 3
Задание: Запишите номера двух предыдущих и двух последующих билетов.
МАТЕМАТИКА
Тема: «Цена, количество, стоимость»
Класс – 3
Задание: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы всем вместе посетить дельфинарий?
-Хватит ли денег нашему классу сходить в дельфинарий, если у нас есть ….рублей?
-Посмотрим ли мы представление, если приедем в 16.05?
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: «Связь слов в предложении»
Класс – 3
Задание: Составьте словосочетания по предложению: «Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные в билетах».
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: «Предложение»
Класс – 2
Задание: Выпиши предложение – пожелание.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: «Предложение»
Класс – 2
Задание: Определи первое предложение. (Желаем вам приятного просмотра
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: «Форма слова»
Класс – 2
Задание: Выпиши все формы слова билет.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: «Имя числительное»
Класс – 3
Задание: Выпиши числительные.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: «Правила поведения»
Класс – 2
Задание: Составьте кластер по правилам поведения в дельфинарии.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: «Мы - зрители»
Класс – 2
Задание: Найдите в тексте, что вы будете делать, если опоздаете в дельфинарий.
-составить памятку поведения в дельфинарии;
-добавим свои правила поведения в дельфинарии
ИЗО
Тема: «Афиша».
Класс – 4
Задание: Создайте афишу, используя билет.
Вывод к заданию 1.
Давая детям такие задания, необходимо заранее изучить билет, он должен быть реальным, содержать достоверную информацию, быть понятен детям. Придумать к нему корректные задания. Он должен быть связан с жизнью.
Можно просить учащихся самих составлять задания, вопросы к несплошным текстам, а можно давать готовые задания.
Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.
Задание 1.
Запишите в таблице верные ответы на вопросы.
Вопросы |
Ответы |
Какой адрес у дельфинария?
|
|
Сколько стоит билет на представление?
|
|
Когда Миша с сестрой пойдут на представление? |
|
Укажите время начала представления.
|
|
В каком случае можно обменять билет на представление? |
|
Что нельзя делать зрителю в зале?
|
|
Задание2.
Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.
Записка.
Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в_____________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте___________________. Выехать лучше пораньше, потому что______________________________________________________________.
Задание 3.
Подумайте, посмотрят ли Миша с сестрой представление, если они доберутся до здания дельфинария в 16:05?
Да Нет
Подтвердите свой ответ словами из текста__________________________________________________________________
Задание 4.
Миша с сестрой вовремя приехали в дельфинарий. Посмотрели половину представления.
Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления.
Выигрышным оказался билет Серия ВА №032430. Выиграл ли Миша? (Обведите верный ответ)
ДА, НЕТ
К кому должны обратиться победители лотереи?
Запишите ответ__________________________________________________________
Задание 5
Маме Миши очень понравился дизайн билета. Подскажите, к кому ей обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своего проекта?
Запишите название типографии:___________________________________________
Запишите телефон типографии:____________________________________________
Учитель должен уметь простраивать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.
-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.
-Заголовок, сноски- это тоже текст, и всё это имеет смысловую ценность.
Спасибо за внимание и активное участие!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.