Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности

  • docx
  • 28.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала несплошные тексты выступление.docx

 Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности

«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

     Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», -говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

-Читать -это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное».

Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов - он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.

Но как показывают различные исследования, российские школьники не готовы работать с такого вида информацией.

И наша учительская задача - осваивать новые способы формирования читательских умений в образовательной практике.

Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.

Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения

Несплошные– в них информация передаётся не только словесным способом.

К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике.

    Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их?  

А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими текстами.

Смайлик -это уже несплошной текст. Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети.

Ряд заданий ВПР в 4 классе составлены на основе несплошных текстов, и не секрет, что такие задания вызывают затруднения у учащихся.

 

 

Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов и использовать её).

Примеры несплошных текстов представлены на слайде.

При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребёнок научился:

§   читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать  информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;

§   составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;

§  для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот

Примеры заданий представлены на слайдах презентации.

Таким образом, цель данного педагогического опыта: понять, где мы можем простраивать на уроке работу с несплошным текстом.  Ведь у нас нет темы урока - «Билет» или «Работа с билетом».

Задание №1:

(Раздаю билеты к заданию №1.)

 

Как вы думаете, на каком уроке можно использоватьэтот входной билет в дельфинарий?

(участники отвечают на вопрос)

(на математике, когда изучаем тему «Цена, количество, стоимость» и т.д., на разных уроках и на разных его этапах)

Приложение №1 привожу дополнительные примеры.

Приложение №1.

Ответы к заданию №1

Примеры:

МАТЕМАТИКА

Тема: «Единицы времени. Календарь»

Класс – 4

Задание: Определи по календарю 2015г., в какой день недели мы посетили дельфинарий.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Нумерация»

Класс – 2

Задание 1: «Ты сидишь на 19 месте, Оля – на 3. Сколько между вами ребят?

Задание 2: Найдите и выпишите 3х значные числа и запишите их в таблицу разрядов и классов.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Многозначные числа»

Класс – 3

Задание: Запишите номера двух предыдущих и двух последующих билетов.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Цена, количество, стоимость»

Класс – 3

Задание: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы всем вместе посетить дельфинарий?

-Хватит ли денег нашему классу сходить в дельфинарий, если у нас есть    ….рублей?

 

-Посмотрим ли мы представление, если приедем в 16.05?

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Связь слов в предложении»

Класс – 3

Задание: Составьте словосочетания по предложению: «Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные в билетах».

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Предложение»

Класс – 2

Задание: Выпиши предложение – пожелание.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Предложение»

Класс – 2

Задание: Определи первое предложение. (Желаем вам приятного просмотра

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Форма слова»

Класс – 2

Задание: Выпиши все формы слова билет.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Имя числительное»

Класс – 3

Задание: Выпиши числительные.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Правила поведения»

Класс – 2

Задание: Составьте кластер по правилам поведения в дельфинарии.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Мы - зрители»

Класс – 2

Задание: Найдите в тексте, что вы будете делать, если опоздаете в дельфинарий.

-составить памятку поведения в дельфинарии;

-добавим свои правила поведения в дельфинарии

ИЗО

Тема: «Афиша».

Класс – 4

Задание: Создайте афишу, используя билет.

Вывод к заданию 1.

Давая детям такие задания, необходимо заранее изучить билет, он должен быть реальным, содержать достоверную информацию, быть понятен детям.  Придумать к нему корректные задания. Он должен быть связан с жизнью.

Можно просить учащихся самих составлять задания, вопросы к несплошным текстам, а можно давать готовые задания.

Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.

Задание 1.

Запишите в таблице верные ответы на вопросы.

 

 

 

 

Вопросы

Ответы

Какой адрес у дельфинария?

 

 

Сколько стоит билет на представление?

 

 

Когда Миша с сестрой пойдут на представление?

 

Укажите время начала представления.

 

 

В каком случае можно обменять билет на представление?

 

Что нельзя делать зрителю в зале?

 

 

Задание2.

Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.

Записка.

Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в_____________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте___________________. Выехать лучше пораньше, потому что______________________________________________________________.

Задание 3.

Подумайте, посмотрят ли  Миша с сестрой представление, если они доберутся до здания дельфинария в 16:05?

Да             Нет

Подтвердите свой ответ словами из текста__________________________________________________________________

Задание 4.

Миша с сестрой вовремя приехали в дельфинарий. Посмотрели половину представления.

Перед  антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления.

Выигрышным оказался билет Серия ВА №032430. Выиграл ли Миша? (Обведите верный ответ)

ДА, НЕТ

К кому должны обратиться победители лотереи?

Запишите ответ__________________________________________________________

Задание 5

Маме Миши очень понравился дизайн билета. Подскажите, к кому ей обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своего проекта?

 

 

Запишите название типографии:___________________________________________

Запишите телефон типографии:____________________________________________

  Учитель должен уметь простраивать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.

-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.

-Заголовок, сноски- это тоже текст, и всё это имеет смысловую ценность.

Спасибо за внимание и активное участие!