Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Самбуева Алевтина Владимировна
Учитель начальных классов , первая категория.
«Нестандартные способы запоминания словарных слов»
-Добрый день, уважаемые коллеги ! (СЛАЙД 1)
Актуальность
-Коллеги, ответьте, пожалуйста, что общего в словах «береза» и «собака», «капуста» и «корабль»?
- Это словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
-Совершенно верно, а
что нужно сделать ученику, чтобы правильно писать словарные слова?
-Выучить, запомнить их.
–
А может даже и вызубрить слова. Но! механическое запоминание малоэффективно, и
дети продолжают совершать ошибки в словарных словах.
Вот слова словарные-
Трудные, коварные
Без проверочной родни
В словаре живут одни
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Знание словарных слов нужны каждому современному ученику для того, чтобы успешно написать проверочные диктанты, ВПР в 4 классе, ОГЭ в 9 классе и, конечно же в 11 классе . Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Между тем, одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.
Словарные слова – одна из проблем начальной школы, так как трудно дается освоение словарных слов младшим школьникам, поэтому с проблемой запоминания слов с непроверяемыми орфограммами я столкнулась с первых шагов работы в школе. В связи с этим особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
(СЛАЙД 2) «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.
Цель: познакомить педагогов школ Республики с методическими приемами из личного педагогического опыта, обеспечивающими эффективное формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи: показать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенными видами работ.
Ожидаемые результаты мастер-класса: практическое освоение педагогами важнейших навыков в рамках транслируемого опыта; активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Мы знаем, что дети любознательны, находчивы, изобретательны, у них развито наглядно-образное мышление, потому нестандартные способы запоминания словарных слов очень эффективны. Сейчас я расскажу о тех приемах, которые использую в своей практике.
Во-первых,чтобы дети запомнили написание слов, им можно разъяснять лексическое значение слова с помощью этимологии- науки о происхождении слов.
СЛАЙД 2 «Этимология слова» (СЛАЙД 5 )
Ну, например, МЕДВЕДЬ– медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
- Или слово СОЛДАТ (от итал. soldo — это итальянская монета, которой расплачивались с наёмником за службу). И потому наемника стали называть солдатом.
ПЕНАЛ (от лат. «пенна» - перо). Перья хранили в специальной коробочке, которую впоследствии и назвали пенал.
СЛАЙД 6
- Тут еще взяла слова «газета, трамвай, тетрадь» (Дать время прочитать жюри).
ГАЗЕТА – слово образовано от итальянского «газа», что значит «сорока» – изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией.
ТРАМВАЙ – слово, заимствованное в конце 19 века из английского языка, где «tram» –вагон, «wau» - дорога.
ТЕТРАДЬ- сшитые, в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования.
Слово тетрадь образовано от греческого «тетра», что значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.
2-й прием называется «Графические ассоциации».
Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
СЛАЙД 4«Графические ассоциации» СЛАЙД 7
“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
- Например, в этих словах дети запоминают букву «О». СЛАЙД 8
В слове «овОщи» - букву О изображаем в виде кастрюли с овощами.
В слове «Огурец» - буква в виде огурца и т.д.
Детям не нужно навязывать свои ассоциации, они сами могут придумать свои.
СЛАЙД 5 «Асссоциативный образ». СЛАЙД 9
3-й прием - «Ассоциативный образ».Здесь важно соблюдать 2 условия:
1) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
2) ассоциативный образ
должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в
словарном слове.
ЩЕЛЧОК на слайде: гАзета -
бумАга
- Например, слово «карман» - ассоциируем со словом «дырА».
- А теперь небольшое задание: попробуйте подобрать ассоциации к словам «карман, концерт, корабль». Не забываем про 2 условия.
ЩЕЛЧОК кАрман, кОнцерт, кОрабль
- Какие вы ассоциации подобрали? (Заслушиваем варианты)
ЩЕЛЧОК
СЛАЙД 10
кАрман-
дырА зАвод
- трубА |
з б я |
- На слайде можно увидеть и ваши варианты, и мои.
- Слова можно писать в строчку, а можно и по горизонтали и вертикали так, чтобы запоминаемая буква стояла на пересечении слов. И таким способом записанные слова запомнятся еще лучше.
СЛАЙД 11 «Звуковые ассоциации»
Следующий прием – «Звуковые ассоциации».Он имеет 2 варианта.
А) Суть 1-ого варианта заключается в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.
Пассажир
– «Где касса?» - спрашивает пассажир.
Запад – на западе солнце падает.
Собака - Сонина собака громко лает.
Пальто – Пашино пальто новое.
СЛАЙД 12
Б) Либо внутри слова ищем новое слово
Улица
– на улице вижу знакомые лица.
Горизонт – гори, зонт.
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Коньки – конь
СЛАЙД 13 «Мускульная память»
Есть еще 1 интересный прием, называется «Мускульная память».Пишем словарное слово на спинеили на ладони своего соседа.
- Двое желающих выйдите, пожалуйста. Один из вас пишет печатными буквами слово на спине (ладони) соседа, задача второго - угадать слово и проговорить орфографически.
(Слово шепчу на ухо: ЧЕТВЕРГ)
СЛАЙД 14 «Использование шарад»
Следующий прием – это использование шарад.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура).Объяснить, если непонятно.
-Вам всем известно, что такое шарады, поэтому давайте попробуем их разгадать.
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьею живем.
Две буквы к названью приставь заодно.
Получится то, что решать суждено.
(Дача -задача)
СЛАЙД 15 Выделение безударной гласной размером и цветом (ФОТО)
Этот прием, я думаю, понятен всем. Словарные словараспечатываю, выделив зеленым цветом букву, которую нужно запомнить, и развешиваем с детьми в классе.
СЛАЙД№ 16 Прием«Чепушина».
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если дети не знают слово на букву, то пропускают.Для работы предлагаю учащимся воспользоваться словарями.
В - ветер
Д - девочка
Р - ребята
У - улица
Г – город
СЛАЙД№ 17 Прием «Метод проектов »
Сейчас у меня 4-й класс, и дети работают в самодельных словарях, которые называются «Энциклопедия одного слова». Используя все типы словарей, которые есть в библиотеке, сборники загадок и пословиц, обращаясь к помощи взрослых, интернета, ребята оформляют свои работы по следующему плану:
Энциклопедия одного слова.
Лексическое значение слова (в толковом словаре).
Слова-родственники (однокоренные).
Слова-друзья (в словаре синонимов).
Слова-враги (в словаре антонимов).
Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
Слово в моём творчестве.
Слово в рисунках.
(ФОТО)
- Дети могут какие-то пункты опускать, а могут использовать их все.
- Такой вид деятельности позволяет активизировать учащихся, развивает их речь, формирует читательскую культуру, помогает ориентироваться в мире справочной литературы.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Опыт работы показывает, что применение названных приёмов даёт возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам.
- У нас в школе раз в четверть с 1 по 4 классы проводится словарный диктант.
Результаты моих учащихся после использования данных приемов значительно улучшились.
СЛАЙД 13 ДИАГРАММА
Это можно увидеть на диаграмме.
Результаты конкурсов по русскому яз олимпиады сюда вставь (грамоты на презентации вставь)
Мультипликативность:
• освещение на школьных линейках, сайте школы, сайтах педагогов, в СМИ лучших мероприятий данного проекта (ежегодно);
• международное сотрудничество с школой №1 г. Сухэ-Батор Селенгинского аймака МНР на основании договора о совместной деятельности на период 2016-2019 годы с целью установления и развития международного сотрудничества в рамках методического и культурного обмена опытом воспитания и обучения (2018-2019 учебный год 1 полугодие);
• распространение опыта результатов на муниципальном уровне в рамках организации районного семинара заместителей директора по воспитательной работе (2019-2020 учебный год) .
• распространение опыта результатов в рамках республиканского конкурса «Сделаем жизнь ярче»(2019-2020 учебный год)
-Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам нестандартные приемы запоминания словарных слов, которые можно использовать в работе. Буду рада, если вы воспользуетесь ими в своей педагогической деятельности!
Я очень рада была видеть вас,
Дала для вас сегодня мастер-класс.
Чтоб наши дети грамотно писали,
Слова словарные легко запоминали!
Пускай же будет вечной эта связь!
Вы- для меня, а я для –вас!
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.