МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ
(из опыта работа)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
Преподаватель КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж» Никитенко Ю.А.
Аннотация
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений преподаватель - обучающийся.
Ключевые слова
Нетрадиционные уроки, игровые технологии обучения, классификация нестандартных уроков, схема нетрадиционного урока.
1. Введение
Нетрадиционные уроки информатики являются одним из эффективных способов развития самостоятельной деятельности у обучающихся. Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
2. Актуальность темы
Тема актуальна, так как
активизировать внимание обучающихся и
повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки. Сегодня не совсем
обычных методов обучения и целых уроков – огромное количество, но далеко не все
они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании,
о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям, ни об уроке,
ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима,
преподаватель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо
научные основания.
«Классическая» типология по основным
дидактическим целям исходит из стадий процесса учебного познания: усвоение
нового материала – формирование новых знаний и умений, их закрепление и
систематизация, контроль и оценка полученных результатов.
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки- исследования).
3. Сравнение нетрадиционного урока и традиционного урока.
Нетрадиционный урок отличается от традиционного:
• по подготовке и проведению;
• по структуре урока; по взаимоотношениям и распределению ролей и обязанностей
между преподавателем и обучающимися;
• по подбору учебных материалов и критериям их оценки;
• по методике оценки деятельности обучающихся;
• по структуре анализа урока.
На нетрадиционном уроке информатики важны следующие принципы:
отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке, различные
формы групповой работы на уроке; не развлекательность, а занимательность и
увлечение как основа эмоционального тона урока; поддержка альтернативности,
множественности мнений;
развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания,
побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения; «скрытая»
(педагогически целесообразная) дифференциация обучающихся по учебным
возможностям, интересам, способностям и склонностям; использование оценки в
качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Перечисленные группы принципов задают общее направление
педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность
обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока
информатики от традиционного.
Разумная, педагогически выверенная организация деятельности обучающихся
обеспечивает активность во всех ее направлениях. Активность в обучении
позволяет обучающимся быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает
коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.
Обучающимся предоставляется возможность: проявить себя с позиции творческого
субъекта; включаться в деятельность для испытания своих возможностей; проявить
свой интерес и активность; шире развивать познавательные способности.
4. Классификация нетрадиционных (нестандартных) уроков.
В настоящее время существуют следующие нетрадиционные
технологии уроки:
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме
соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль,
деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах,
жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование,
изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака,
интервью, репортаж, рецензия; уроки на основе нетрадиционной организации
учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь),
урок-презентация «дублер начинает действовать»; уроки с имитацией публичных
форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная
дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный
журнал; уроки с использованием фантазии: урок - сказка, урок - сюрприз,
урок-подарок от волшебника;
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд,
следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет; уроки,
имитирующие общественно - культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое,
путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж; перенесение в
рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут
знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», «Клуб знатоков» и т. д.
5.
Схемы нетрадиционных уроков
Схема нетрадиционного урока «Уроки творчества»
Цель: повторение и обобщение по теме; развитие умения творчески
применять полученные знания; воспитание коллективизма, взаимоответственности.
Организация урока
1. Группа делится на несколько мини - групп (формируются по желанию).
2. Создается жюри, которое совместно с преподавателем продумывает систему
оценок за все виды деятельности.
3. Каждой группе вручается задание. Первая и вторая группы составляют
кроссворд (каждая свой), зашифровав, строго научно или шутливо, термины и
явления по данной теме. Третья и четвертая готовят физический аукцион (каждая
свой): игра, в которой ведущий задает играющим по два вопроса, допускающие
несколько верных ответов. Каждый правильный ответ оценивается баллами. Пятая
пишет план-сценарий учебного видеофильма по теме урока.
4. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (бумага,
справочники, т. д.) и краткими инструкциями.
5. Смотр творческих работ (в решении кроссвордов, в аукционах участвуют все
группы). Все набранные баллы фиксируются жюри. Баллы, набранные каждым участником
группы, суммируются.
6. Анализ, обобщение и выводы. Оценивается результат работы каждой группы; жюри
объявляет группу, набравшую наибольшее количество баллов, и места, занятые
другими группами.
Схема нетрадиционного урока «Уроки соревнования» (подведение итогов по теме)
Цель:
повторение и обобщение по теме, воспитание коллективизма,
взаимоответственности.
Организация урока
1. Группа делится на несколько мини - групп (формируются по желанию).
2. Каждой группе вручается кроссворд, который составлен по пройденным темам.
3.
Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (бумага,
карандаш, ластик, ручка и т д) и краткими инструкциями.
4. Оценка результатов каждой мини – группы производится по итогам времени потраченного
на выполнения задания и правильных ответов.
Схема
нетрадиционного урока «Урок – эссе по информатике»
Цель: закрепление знаний по теме, развитие наблюдательности и
умения анализировать, реализация связи теории с практикой.
Организация урока
1. Группа получает задание: написать сочинение об информатике. В нем нужно
связать в единое целое 5-10 известных каждому случаев из жизни, где встречаются
изученные на уроках понятия, программы.
2. Описание в сочинении различных видов деятельности и краткое их объяснение.
3. Оценка сочинений: учитывается количество примеров, качество
их объяснения и то, как они «вписаны» в рассказ.
Схема
нетрадиционного урока «Деловая игра»
Цепь: повторение и закрепление материала по различным темам информатики,
реализация принципа связи теории с практикой, поисково - практическая
деятельность учащихся.
Организация урока (группа имитирует работу специального конструкторского
бюро)
1. Группа делится на подгруппы, каждая из которых получает свое задание.
2. «Мозговой центр» - разрабатывает проект, выдвигает гипотезу.
3. Группа помощи - выдает необходимые сведения, пользуясь справочниками и
паспортными данными приборов, на основе которых действует предлагаемая
конструкция.
4. Группа историков - готовит исторический обзор по теме.
5. «Монтажники» - собирают «конструкцию» и приводят ее в действие.
6. Группа техники безопасности - напоминает правила техники безопасности и
следит за их соблюдением при сборе конструкции.
7. Группа экспертов - обосновывает экономическую целесообразность разрабатываемого
проекта.
8. Группа управления и контроля - координирует и контролирует деятельность всех
групп.
9. Преподаватель подводит итоги работы каждой группы, оценивает результаты.
Схема нетрадиционного урока «Лекция-парадокс»
Цель: повторение материала, развитие внимания и критического мышления,
повышение мотивации учения.
Организация урока (урок строится в основном на материале истории дисциплины)
1. Преподаватель читает лекцию, в содержание которой включаются ошибочные
сведения, противоречивые утверждения, неточности.
2. Обучающиеся слушают лекцию и выполняют два традиционных задания: составляют
план и находят в материале ответы на поставленные преподавателем вопросы.
3. Обучающиеся фиксируют ошибки, «допущенные» преподавателем.
4. Записи делают в таблице:
План лекции |
Ошибки |
Ответы на вопросы |
|
|
|
5. Записи проверяет преподаватель.
6. Один из обучающихся называет допущенную ошибку, педагог воспроизводит соответствующий
отрывок лекции.
7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно.
Аргументированность анализа «ошибки» оценивается преподавателем.
8. Обсуждение следующей неточности (повторить п. 6 и 7).
По своему опыту, могу сказать, что если использовать методику нетрадиционных уроков информатики при обучении студентов с разным уровнем подготовки, то можно значительно повысить активность обучающихся на занятиях, также повысить эффективность усвоения изучаемого материала.
В качестве эксперимента, я провела урок – творчества по теме: «Архитектура компьютеров» в двух группах 1 курса, который заключался в следующем: я сообщила учащимся план работы на урок, критерии оценивания и время, отведённое на выполнение задания. После чего разбила группу на несколько мини групп, руководствуясь уровнем подготовки обучающихся по моему предмету: два студента со способностями и подготовкой выше среднего уровня, два со средним уровнем подготовки и двое с низким уровнем подготовки.
Каждая мини группа получила кроссворд, разработанный с целью проверки и систематизации знаний по теме. Все вопросы кроссворда рассматривались и изучались на предыдущих уроках. На выполнение задания отводилось 40 минут, использовать интернет, конспекты или учебники не разрешалось. Мини группа, которая быстрее всех справилась с заданием получает «5» и т.д. После выполнения задания каждому раздала анкеты, где предлагалось дописать предложения. Например, сегодня на уроке мне понравилось……………; у меня вызвало трудности…………; мне бы хотелось в дальнейшем чтобы…………; коллективная работа для меня ………..и т.д.
Мои наблюдения
После проведения занятий я сделала выводы, что всех студентов двух групп заинтересовало, что такое нестандартный урок, что на нём будет и что им придётся делать. Они очень обрадовались тому, что на уроке им придётся разгадывать кроссворд, а не отвечать пройденный материал устно, как я им обещала на прошлом уроке.
Когда я попросила студентов убрать телефоны, сдать тетради, либо убрать их с парт, обучающиеся одной группы стали возмущаться, что они подглядывать не будут и пусть тетради останутся у них на партах, а студенты второй группы восприняли просьбу убрать телефоны и сдать тетради более спокойно и беспрекословно это выполнили.
В первой группе каждая мини группа работала отдельно, в группе стояла спокойная рабочая обстановка. Во второй группе выполнение задания происходило более эмоционально, стоял шум и в такой обстановке не все могли сосредоточиться и ответить правильно на вопросы кроссворда. Некоторые студенты просили задать наводящие вопросы, некоторые переживали, что выполняют задания медленнее, чем их одногруппники, кто – то просил подсказать на какую «букву» начинается слово, многие пытались подсмотреть нужное им слово у соседней мини группы. В результате в первой группе кроссворд быстрее всех разгадали те, в чью мини группу входил один из сильных обучающихся. А во второй группе первыми были не сколько ответственными, а сколько сообразительные студентами.
После исследования анкет, я подвела итог того, что сама идея нетрадиционных уроков понравилась 100% студентам, они хотели бы, чтобы в будущем проводились подобные занятия, на уроках создаётся непринуждённая обстановка, студенты одной группы становятся сплочённее и дружнее, что является немаловажным на первых курсах. Многим понравился соревновательный аспект. Задание для самостоятельной работы (кроссворд) понравилось 70% обучающихся, коллективная работа во время выполнения задания 30% обучающихся.
Список источников:
1. https://globallab.org/ru/#.Xfmnlx__RHw
2. https://urok.1sept.ru
3. https://www.azbyka.kz
4. https://studopedia.ru/3_68941_netraditsionnie-uroki-informatiki.html
5. https://infojournal.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.