Нестандартные уроки информатики
Оценка 4.7

Нестандартные уроки информатики

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
информатика
7 кл—11 кл
26.10.2023
Нестандартные уроки информатики
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений преподаватель - обучающийся
нестандартные уроки информатики.doc

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ

(из опыта работа)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ

Преподаватель КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж» Никитенко Ю.А.

 

Аннотация

Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений преподаватель - обучающийся.

Ключевые слова

Нетрадиционные уроки, игровые технологии обучения, классификация нестандартных уроков, схема нетрадиционного урока.

 

1.    Введение

Нетрадиционные уроки информатики являются одним из эффективных способов развития самостоятельной деятельности у обучающихся. Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.


2. Актуальность темы

Тема актуальна, так как активизировать внимание обучающихся и повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков – огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям, ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, преподаватель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания.
«Классическая» типология по основным дидактическим целям исходит из стадий процесса учебного познания: усвоение нового материала – формирование новых знаний и умений, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов.

Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки- исследования).

 

3. Сравнение нетрадиционного урока и традиционного урока.

Нетрадиционный урок отличается от традиционного:
• по подготовке и проведению;
• по структуре урока; по взаимоотношениям и распределению ролей и обязанностей между преподавателем и обучающимися;
• по подбору учебных материалов и критериям их оценки;
• по методике оценки деятельности обучающихся;
• по структуре анализа урока.

 

На нетрадиционном уроке информатики важны следующие принципы:
отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке, различные формы групповой работы на уроке; не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока; поддержка альтернативности, множественности мнений;
развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения; «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Перечисленные группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока информатики от традиционного.
Разумная, педагогически выверенная организация деятельности обучающихся обеспечивает активность во всех ее направлениях. Активность в обучении позволяет обучающимся быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Обучающимся предоставляется возможность: проявить себя с позиции творческого субъекта;  включаться в деятельность для испытания своих возможностей; проявить свой интерес и активность; шире развивать познавательные способности.

4. Классификация нетрадиционных (нестандартных) уроков.

В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии уроки:
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация «дублер начинает действовать»; уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал; уроки с использованием фантазии: урок - сказка, урок - сюрприз, урок-подарок от волшебника;
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет; уроки, имитирующие общественно - культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж; перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», «Клуб знатоков» и т. д.

5. Схемы нетрадиционных уроков
Схема нетрадиционного урока «Уроки творчества»
Цель: повторение и обобщение по теме; развитие умения творчески применять полученные знания; воспитание коллективизма, взаимоответственности.
Организация урока
1. Группа делится на несколько мини - групп (формируются по желанию).
2. Создается жюри, которое совместно с преподавателем продумывает систему оценок за все виды деятельности.
3. Каждой группе вручается задание.  Первая и вторая группы составляют кроссворд (каждая свой), зашифровав, строго научно или шутливо, термины и явления по данной теме.  Третья и четвертая готовят физический аукцион (каждая свой): игра, в которой ведущий задает играющим по два вопроса, допускающие несколько верных ответов. Каждый правильный ответ оценивается баллами.  Пятая пишет план-сценарий учебного видеофильма по теме урока.
4. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (бумага, справочники, т. д.) и краткими инструкциями.
5. Смотр творческих работ (в решении кроссвордов, в аукционах участвуют все группы). Все набранные баллы фиксируются жюри. Баллы, набранные каждым участником группы, суммируются.
6. Анализ, обобщение и выводы. Оценивается результат работы каждой группы; жюри объявляет группу, набравшую наибольшее количество баллов, и места, занятые другими группами.

Схема нетрадиционного урока «Уроки соревнования» (подведение итогов по теме)

Цель: повторение и обобщение по теме, воспитание коллективизма, взаимоответственности.
Организация урока
1. Группа делится на несколько мини - групп (формируются по желанию).
2. Каждой группе вручается кроссворд, который составлен по пройденным темам.

3. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (бумага, карандаш, ластик, ручка и т д) и краткими инструкциями.
4. Оценка результатов каждой мини – группы производится по итогам времени потраченного на выполнения задания и правильных ответов.

Схема нетрадиционного урока «Урок – эссе  по информатике»
Цель: закрепление знаний по теме, развитие наблюдательности и умения анализировать, реализация связи теории с практикой.
Организация урока
1. Группа получает задание: написать сочинение об информатике. В нем нужно связать в единое целое 5-10 известных каждому случаев из жизни, где встречаются изученные на уроках понятия, программы.
2. Описание в сочинении различных видов деятельности и краткое их объяснение.
3. Оценка сочинений: учитывается количество примеров, качество
их объяснения и то, как они «вписаны» в рассказ.

Схема нетрадиционного урока «Деловая игра»
Цепь: повторение и закрепление материала по различным темам информатики, реализация принципа связи теории с практикой, поисково - практическая деятельность учащихся.
Организация урока (группа имитирует работу специального конструкторского бюро)
1. Группа делится на подгруппы, каждая из которых получает свое задание.
2. «Мозговой центр» - разрабатывает проект, выдвигает гипотезу.
3. Группа помощи - выдает необходимые сведения, пользуясь справочниками и паспортными данными приборов, на основе которых действует предлагаемая конструкция.
4. Группа историков - готовит исторический обзор по теме.
5. «Монтажники» - собирают «конструкцию» и приводят ее в действие.
6. Группа техники безопасности - напоминает правила техники безопасности и следит за их соблюдением при сборе конструкции.
7. Группа экспертов - обосновывает экономическую целесообразность разрабатываемого проекта.
8. Группа управления и контроля - координирует и контролирует деятельность всех групп.
9. Преподаватель подводит итоги работы каждой группы, оценивает результаты.
Схема нетрадиционного урока «Лекция-парадокс»
Цель: повторение материала, развитие внимания и критического мышления, повышение мотивации учения.
Организация урока (урок строится в основном на материале истории дисциплины)
1. Преподаватель читает лекцию, в содержание которой включаются ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.
2. Обучающиеся слушают лекцию и выполняют два традиционных задания: составляют план и находят в материале ответы на поставленные  преподавателем вопросы.
3. Обучающиеся фиксируют ошибки, «допущенные» преподавателем.
4. Записи делают в таблице:

План лекции

Ошибки

Ответы на вопросы

 

 

 


5. Записи проверяет преподаватель.
6. Один из обучающихся называет допущенную ошибку, педагог воспроизводит соответствующий отрывок лекции.
7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно. Аргументированность анализа «ошибки» оценивается преподавателем.
8.  Обсуждение следующей неточности (повторить п. 6 и 7).

 

По своему опыту, могу сказать, что если  использовать  методику  нетрадиционных  уроков  информатики  при  обучении студентов  с  разным  уровнем  подготовки, то  можно значительно  повысить  активность  обучающихся на  занятиях, также повысить  эффективность  усвоения  изучаемого  материала.

В качестве эксперимента, я провела урок – творчества по теме: «Архитектура компьютеров» в двух группах 1 курса, который заключался в следующем: я сообщила учащимся план работы на урок, критерии оценивания и время, отведённое на выполнение задания. После чего разбила группу на несколько мини групп, руководствуясь уровнем подготовки обучающихся по моему предмету: два студента со способностями и подготовкой выше среднего уровня, два со средним уровнем подготовки и двое с низким уровнем подготовки.

Каждая мини группа получила кроссворд, разработанный с целью проверки и систематизации знаний по теме.  Все вопросы кроссворда рассматривались и изучались на предыдущих уроках. На выполнение задания отводилось 40 минут, использовать интернет, конспекты или учебники не разрешалось. Мини группа, которая быстрее всех справилась с заданием получает «5» и т.д.  После выполнения задания каждому раздала анкеты, где предлагалось дописать предложения. Например, сегодня на уроке мне понравилось……………; у меня вызвало трудности…………; мне бы хотелось в дальнейшем чтобы…………; коллективная работа для меня ………..и т.д.

Мои наблюдения

После проведения занятий я сделала выводы, что всех студентов двух групп заинтересовало, что такое нестандартный урок, что на нём будет и что им придётся делать. Они очень обрадовались тому, что на уроке им придётся разгадывать кроссворд, а не отвечать пройденный материал устно, как я им обещала на прошлом уроке.

Когда я попросила студентов убрать телефоны, сдать тетради, либо убрать их с парт, обучающиеся одной группы стали возмущаться, что они подглядывать не будут и пусть тетради останутся у них на партах, а студенты второй группы восприняли просьбу убрать телефоны и сдать тетради более спокойно и беспрекословно это выполнили.

В первой группе каждая мини группа работала отдельно, в группе стояла спокойная рабочая обстановка. Во второй группе выполнение задания происходило более эмоционально, стоял шум и в такой обстановке не все могли сосредоточиться и ответить правильно на вопросы кроссворда. Некоторые студенты просили задать наводящие вопросы, некоторые переживали, что выполняют задания медленнее, чем их одногруппники, кто – то просил подсказать на какую «букву» начинается слово, многие пытались подсмотреть нужное им слово у соседней мини группы. В результате в первой группе кроссворд быстрее всех разгадали те, в чью мини группу входил один из сильных обучающихся. А во второй группе первыми были не сколько ответственными, а сколько сообразительные студентами.

После исследования анкет, я подвела итог того, что сама идея нетрадиционных уроков понравилась 100% студентам, они хотели бы, чтобы в будущем проводились подобные занятия, на уроках создаётся непринуждённая обстановка, студенты одной группы становятся сплочённее и дружнее, что является немаловажным на первых курсах. Многим понравился соревновательный аспект. Задание для самостоятельной работы  (кроссворд) понравилось 70% обучающихся, коллективная работа во время выполнения задания  30% обучающихся.

Список источников:

1.      https://globallab.org/ru/#.Xfmnlx__RHw

2.      https://urok.1sept.ru

3.       https://www.azbyka.kz

4.       https://studopedia.ru/3_68941_netraditsionnie-uroki-informatiki.html

5.       https://infojournal.ru


Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки- исследования)

Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки- исследования)

КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что?

КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что?

Схема нетрадиционного урока «Деловая игра»

Схема нетрадиционного урока «Деловая игра»

На выполнение задания отводилось 40 минут, использовать интернет, конспекты или учебники не разрешалось

На выполнение задания отводилось 40 минут, использовать интернет, конспекты или учебники не разрешалось
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2023