«Нестандартные формы обучения»
Оценка 4.6

«Нестандартные формы обучения»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
10 кл
16.05.2018
«Нестандартные формы обучения»
Презентация
Публикация является частью публикации:
Нестандартные формы обучения.docx
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно­технологический университет» Ликино­Дулевский политехнический колледж­филиал ГГТУ Т Е М А   «Нестандартные формы обучения» преподаватель физики: Луканина Марина Алексеевна. г.Ликино – Дулево Содержание: 1. Введение.  2. Основная часть:  Нетрадиционный урок.  Урок «Улей».  Технологии,  применяемые на  уроке – «Улей» 3. Заключение. 4. Литература. Введение. (Слайд2)  Система   образования   на   сегодняшний   день   предоставляет преподавателю   возможность   выбора   инновационных   методик   тех,   которые позволят   по­новому   взглянуть   на   привычные   вещи,   поможет   вооружить обучающих   не   только   знаниями,   но   и умениями,   развить   познавательную активность,   самостоятельность.   Новые   федеральные   государственные образовательные   стандарты   третьего   поколения,   отвечая   требованиям времени, смещают акцент на формирование у подростков личностных качеств созидателя   и   творца,   его   духовно­нравственное   воспитание.   Радикальные изменения происходят, в том числе, и в методах обучения (с объяснительного на деятельностный), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только   предметных   ЗУН,  но   и метапредметных   и личностных   результатов). В концепции   ФГОС   общего   образования   выделен   культурно­исторический, системно­деятельностный   подход   к образованию.   Поэтому   наиболее эффективными   будут   те   технологии,   которые   направлены   на   познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие.  Основная часть.        (Слайд3) Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что   в   конечном   итоге   влияет   на   познавательную   активность   и   повышение эффективности преподавания.  (Слайд4)  Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки ­ деловые или ролевые игры, уроки – пресс­конференции, уроки­соревнования,   уроки   КВН,   уроки   с   групповыми   формами   работы, уроки­игры,   уроки­праздники,   уроки­суды,   и   т.д.   Необязательно   весь   урок должен   стать   нетрадиционным,   возможно   вкрапление   в   него   отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения.  (Слайд5) Цель нетрадиционных уроков ­ отработка новых методов, форм, приемов   и   средств   обучения,   что   ведет   к   реализации   основного   закона педагогики – закона об активности обучения. (Слайд6) Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?   Как   показывает   практика,   нетрадиционные   формы   обучения предполагают:  использование коллективных форм работы;  привитие интереса к предмету;  развитие умений и навыков самостоятельной работы;  активизацию деятельности обучающихся;  при   подготовке   к   уроку   обучающиеся   сами   ищут   интересный материал;  более   полное   осуществление   практической,   воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;  становление новых отношений между педагогами и студентами. (Слайд7) Остановлюсь на  нетрадиционной форме урока – урок «Улей». Я сообщаю студентам: «Урок в форме игры. Но он будет необычным. Мы проведем урок ­ улей. Как каждая пчела, заполняя улей, летит на цветок и несет взяток в семью, а затем снова возвращается на цветочное поле, так и вы будете   брать   посильную   для   себя   задачу,  решать   ее,   складывать   в   общую копилку, я буду проверять качество вашего багажа знаний.» На уроке вижу, как применяются полученные знания по теме в процессе решения задач. (Слайд8)  Для того  чтобы начать работать с практическим заданием, т.е. решать задачи по теме, нужно повторить правила. Можно предложить пройти тест, используя презентацию.  Заранее преподаватель готовит карточки с заданиями, раскладывает  на столе.   Карточки     разного   цвета:   белый   цвет   –   задания   начального   уровня сложности,   синий   цвет   –   среднего,   зеленый   цвет   –достаточного   уровня   и розовый цвет – высокого уровня сложности. Каждый   должен оценить свои возможности   и   выбрать   себе   карточку   по   силам.   Каждую   карточку   надо подписать и после этого приступить к решению. Можно дать  задание в форме теста,   если оно не требует математических вычислений,   его выполняют и сдают. Если задание требует вычислений, выполняете решение на листочке. Стараюсь   рассадить   студентов   по   одному,   что   можно   воспользоваться помощью педагога: студенты могут сообщить о возникших по ходу решения трудностях и получить разъяснение. Решив один из номеров, студент несёт задание преподавателю, и потом садится на место продолжать работу. Если ответ   правильный,   то   я   закрашиваю   соответствующую   уровню   сложности цветом клетку на экране или на доске мелом, если  нет, возвращаю задание на доработку. Подводится   итог   первой   части   задания,   теоретический   материал,   а затем и второй части, где можно увидеть общий уровень подготовки группы и каждого студента  в отдельности. (Слайд9)  В   начале   проведения   данной   работы,   можно   заметить   какова самооценка каждого подростка. Многие не задумываются  о глубине своих знаний   и   принимаются   за   варианты   на   «5»   и   «4»,   получают неудовлетворительные оценки. В каждой группе есть подростки с заниженной самооценкой. Выбрав вариант «4» или «3», а затем, решив дополнительное задание, более высокого уровня сложности, они получают высокий балл на фоне   своих   сверстников.   Проведение   такого   урока   только   тогда   даёт ощутимый   результат,   когда   входит   в   систему   работы.   Научить самостоятельно, трудиться, объективно оценивать свои знания и возможности нелёгкая задача для педагога. Однако стоит попытаться найти способы её решения,   потому   что пусть   даже   крошечный,   но   собственный   успех в преодолении   трудностей   толкает   подростка   к   активной   познавательной деятельности, к стремлению перейти на более высокий уровень обучения. (Слайд10)  На   таких     уроках   могут   применяться   разные   технологии: компьютерные и проектная, личностно – ориентированное обучение , КСО ­ Коллективный способ обучения и т.д.  1.Личностно   –   ориентированное   обучение   (Автор   И.С. (Слайд11) Якиманская) (Слайд12)  Для   личностно   –   ориентированного   обучения   как   учитель физики применяю:  ­ различные  источники  информации, с учетом всех типов восприятия; ­ предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.  ­   стимулирование   учащихся   к   выбору   такого   материала,   который   бы соответствовал их личным предпочтениям. ­ применение карточек, на основе дифференцированного подхода к каждому. (Слайд13)  Личностно – ориентированное обучение широко используется на разных этапах учебного процесса дифференцированные задания: ­ изучение нового материала; ­учет знаний;  ­текущая проверка усвоения пройденного материала; ­ уроки закрепления. (Слайд14) 2. КСО ­ Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко)  (Слайд15)  По   В.   К.   Дьяченко,   организационная   структура   групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные   формы:   групповую   (когда   один   обучает   многих),   парную, индивидуальную,   коллективную.   При   этом   доминирующее   значение   имеет именно групповое общение.  (Слайд16)  Групповая   форма   работы   на   уроке   может   применяться   для  Основные решения   почти   всех   основных   дидактических   задач. признаки коллективного способа обучения: ­Ориентация на индивидуальные способности детей. ­Осмысление процесса познания. ­Все обучают каждого и каждый всех. ­При коллективных учебных занятиях знания – хорошие, умения – уверенные, навыки – надёжные.  (Слайд17) ­Обучение   ведется   на   основе   и   в   атмосфере   взаимопонимания   и сотрудничества учителя и учащихся. ­Анализируются межличностные отношения. ­Ведущий организационной формой обучения является коллективная. Заключение. (Слайд17)  Ш.А. Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока,   «вся   ответственность   за   такой   урок   лежит   на   невидимых   плечах разработчиков стандарта». (Слайд18) Конечно, урок требует рассудительности и строгости,   но   все,   же   необходим   творческий   подход,   как   атмосфера радостной   приподнятости,   сопутствующей   новому   поиску.   Поэтому творчески работающие педагоги, ищут разные способы оживления урока. На   мой   взгляд,   эффективным   в   плане   реализации   ­   является нетрадиционный урок. Заботясь о развитии обучающихся, необходимо чаще использовать активные методы. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и развивать   их   творческую  самостоятельность,  обучать  работе   с  различными источниками знаний.  (Слайд19)  Существует много видов нетрадиционных уроков. Нет предела учительской фантазии. Самые разнообразные типы нетрадиционных  уроков в копилке творчески работающего педагога.  (Слайд20)  Но   успешное   проведение   нетрадиционного   урока   зависит   от ряда действий, как преподавателя, так и студентов. Следует заметить, что в выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет   к   падению   интереса.   В   общей   системе   обучения   место нетрадиционных   уроков   определяется   самим   педагогом   в   зависимости   от содержания   материала,   а   также   от   конкретных   условий   проведения,   и, конечно же, от индивидуальных особенностей самого педагога. (Слайд21) Литература. 1. Горлова   Л.А.   Нетрадиционные   уроки,   внеурочные   мероприятия   по физике. М: «Вако», 2006. 2. Ненашев Н.Ю. Предметная неделя физики в школе. Библиотека 3. учителя. Ростов­на­Дону: Феникс, 2006 . 4. Симонов В.М. Калейдоскоп учебно­деловых игр в старших классах на   уроках   математики,   физики,   информатики,   химии,   биологии, географии, экономики. Волгоград: Изд­во "Учитель", 2002. 5. Кульневич   С.   В.,   Лакоценина   Т.   П.   Не   совсем   обычный   урок: Практическое   пособие   для   учителя   и   классных   руководителей, студентов   педагогических.   учебных   заведений,   слушателей   ИПК.   – Ростов­на­Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с.  6. Информационные   технологии   в   образовании./   Материалы   научно­ практической конференции. – Саранск, 2004  7. Уроки физики с применением ИКТ в 7­11 классах. ­ М.: «Глобус»,2010 8. http://fiz­mat.ucoz.ru 9. http://seninvg07.narod.ru

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»

«Нестандартные формы обучения»
Скачать файл