НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;
Оценка 4.8
Карточки-задания +1
doc
физика
8 кл
13.02.2017
УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ по теме «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
(8 КЛАСС)
ЦЕЛИ: - закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспери-
ментальных;
- формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью
учащихся;
-научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять
окружающие явления.
ОФОРМЛЕНИЕ:
1.Плакат с названием урока и его эпиграфами;
Эпиграфы: Я мыслю, следовательно, я существую.
(Декарт, французский философ и математик,
1596 – 1650 гг.)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(русская пословица)
2.Портреты ученых: Ломоносова; Джоуля.
3.Выставка книг о М.В.Ломоносове.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : уроксоревнование; урок интересных
сообщений;
урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра ''Суд над
физи
ческим явленияем'' провожу либо как заключительный повторнообобщающий урок всей
темы, либо , например уроктурнир, как повторение и обобщение материала в плане
подготовке к контрольной работе.
УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ по теме «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
(8 КЛАСС)
ЦЕЛИ: закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспери
ментальных;
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью
учащихся;
научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять
окружающие явления.
ОФОРМЛЕНИЕ:
1.Плакат с названием урока и его эпиграфами;
Эпиграфы:
Я мыслю, следовательно, я существую.
(Декарт, французский философ и математик,
1596 – 1650 гг.)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(русская пословица)
2.Портреты ученых: Ломоносова; Джоуля.
3.Выставка книг о М.В.Ломоносове.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
класс предварительно делится на три команды, примерно равные по силам,
в каждой команде выбирается капитан.
команды читают дополнительную литературу по теме, список которой заранее
вывешивается на стенде, изучают историю жизни Ломоносова, готовят интересные вопросы
соперникам. учитель заранее готовит нужное количество карточек с заданиями, а также
выбирает жюри из учеников 10 класса;
Х О Д У Р О К А:
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить сумеем!
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем!
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется:''Теплота''!
2.КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНА.
Конкурс '' Термины! Формулы! ''
Конкурс проводится в виде эстафеты, половина учащихся соревнуется в знании
терминов, половина – в знании формул. Оценивается быстрота и правильность ответов.
Листки с заданиями передаются командам, дается старт эстафете.
Участники команд, сидящие на первой парте, выполняют первую строчку задания,
передают второй и так далее. Выполненное задание сдается жюри.
Можно провести этот конкурс в виде физической эстафеты. Задание пишется
заранее
на доске, учащиеся по очереди выходят и заполняют свою строчку.
КАРТОЧКАЗАДАНИЕ
т е р м и н ы
1.внутренняя энергия – определение
ф о р м у л ы
1.
название неизвестной величины
2.количество теплоты определение
единица измерения
2.при плавлении:
название неизвестной величины 3.парообразование – определение
способы парообразования:
единица измерения
3.при парообразовании:
название неизвестной величины –
Продолжение карточки –задания.
т е р м и н ы
4.тепловые двигатели определение
виды:
единица измерения
ф о р м у л ы
4.при сгорании топлива:
название неизвестной величины –
единица измерения
5.КПД теплового двигателя определение
5.С = 4 200 Дж/кг С для воды –
что это значит
6.плавление – определение
6.при конденсации
название неизвестной величины
единица измерения
КОНКУРС ''Порешаем!''
Каждая команда получает по две расчетные задачи. Работу учащихся в команде
контролирует один член жюри . После выполнения первой задачи всеми членами группы
один из учеников сообщает свой ответ. Если результат у всех одинаковый и правильный,
''куратор'' выдает условие второй задачи. Если ктолибо получил иной результат (невер
ный), товарищи помогают отыскать ошибку, начисляют штрафные очки.
Победителем считается команда, справившаяся с заданием быстрее других и с наименьшим
количеством штрафных очков.
Примерное задание на конкурс ''Порешаем''.
1 команда:
1.Какое количество теплоты отдает стакан кипятка (250 куб.см), остывая до температуры
14 С. (ответ 90.3 кДж).
2.Сколько каменного угля надо сжечь, чтобы получить количество энергии, необходимое
для первой задачи.
2 команда.
3.Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 0.5 кг, взятого при
температуре плавления.
4.Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 грамм, взятой при температуре 0 С, для того, чтобы нагреть её до температуры кипения .
3 команда.
5.Сколько энергии требуется для обращения в пар 200 грамм воды при температуре
кипения.
6.Какое количество теплоты выделится при остывании стальной детали массой 5 кг
от 120 С до 20 С.
3.КОНКУРС «Понимаешь ли ты графики?»
Учащиеся каждой команды берут по карточке, на которой изображен график, а
рядом вопросы, на которые нужно ответить.
ПРИМЕРНЫЕ задания командам.
1.По графику определить:
Какой процесс изображает график
Для какого вещества
Что происходит на участке АВ
Что происходит на участке СД
2.По графику определить:
Какой процесс изображает график
Какова была температура вещества, когда начали наблюдение
Через сколько минут температура перестала расти
Для какого вещества составлен график
3.По графику определить :
Для какого вещества составлен график
Сколько времени охлаждалось вещество
от 20 С до температуры кристаллизации
Сколько времени длился процесс кристаллизации
Что происходит на участке ДЕ
4.КОНКУРС « Попробуй объяснить!'' Командам предлагаются задания объяснить явления из окружающей жизни.
В течение короткого времени ребята должны их выполнить. Неправильные ответы
наказываются штрафными очками.
Вопросы для этого задания составляют сами команды ( по три вопроса от каждой
команды).
Примерные вопросы:
1.Почему ватные пальто и меховые шапки предохраняют тело человека и от мороза и от
сильной жары. При какой температуре имеет смысл надевать такую одежду в жару.
2.Почему тяга в печных трубах зимой больше,чем летом.
3.Почему горячий чай остывает скорее, если на него дуют.
4.Выступающий в жару пот охлаждает тело. Почему
5.Почему в качестве теплоносителя в трубах парового отопления используют воду,
а не другое вещество.
6.Почему трубы парового отопления размещают в низу, а форточки наверху.
7.Что собой представляет круговорот воды в природе с точки зрения физики.
8.Почему подвал – самое холодное место.
9.Как по внешнему виду в бане отличить трубу с горячей и холодной водой.
5 КОНКУРС «ПОИСК»
Команды заранее получили задание – найти в журналах, книгах интересные факты,
касающиеся тепловых явлений, и подготовить небольшие сообщения в виде плакатов,
которые перед уроком развешиваются в кабинете и оцениваются жюри.
КРАТКИЙ ОБЗОР ИНТЕРЕСНЫХ СООБЩЕНИЙ, подготовленных учащимися
к конкурсу ''Поиск''.
В Америке и в Англии используется иная, нежели у нас, температурная шкала – шкала
Фаренгейта ( F). Средней нормальной температуре человеческого тела соответствует
98 F, вода замерзает при 32 F, а кипит при +212 F.
Вода кипит при 100 С только при определенном давлении – 760 мм.рт.ст. На вершине
Эльбруса давление равно половине атмосферного, этому давлению соответствует темпе
ратура кипения 82 С.
Наличие определенной точки плавления есть важный признак кристаллических веществ.
Именно по этому признаку их легко отличить от других твердых тел, называемых аморф
ными. Они не имеют определенной температуры плавления. Стекло не плавится,а
размягча
ется. Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех
других
жидкостей: при температуре от 0 до +4 С вода при охлаждении расширяется, при
нагревании
сжимается;
В России в 1834 году отец и сын Черепановы , крепостные крупнейшего горнозаводчика
Урала Демидова, построили первый отечественный паровоз. Он развивал скорость 15
км/час при грузе в 3.5 тонны.
ВИКТОРИНА «М.В.Ломоносов – великий сын Росии»
1.Кто назвал Ломоносова ''первым нашим университетом''? (А.С.Пушкин)
2.Назовите науки, в которых Ломоносов оставил свой след.
(оптика,теплота,электричество,
тяготение,метеорология,искусство,география,металлургия,история,химия,философия,лит
ера
тура,геоглогия, астрономия.)
Прим. дополнение учителя: Пушкин писал, что, ''соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просве
щения. Жажада нацки была сильнейшей страстью сей души, исполнен
ной страстей''.
3.Назовите дату и место рождения Ломоносова . (8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской,
расположенной на острове в устье Северной Двины,против города Холмогоры.)
4.Какому делу был послан учиться Михайло Ломоносов за границу ? ( для обучения
горному делу и для прохождения общего курса наук).
5.Какой завод был пущен в России в 1753 году благодаря огромным усилиям Ломоносова.
(первый завод мозаичного стекла под Санкт Петербургом, ныне знаменитый завод худо
жественных изделий).
6.Когда был открыт первый русский университет, чье имя он носит?
(в апреле 1755 года по проекту Ломоносова был открыт Московский университет и
он по праву носит имя великого русского ученого).
7.Еще в 17441745 годах Ломоносов с своих ''Размышлениях о причине теплоты и холода''
с полной ясностью высказал утверждение о том, что тепловая энергия обусловлена … чем?
(…движением частиц тела – его молекул. Ломоносов решительно отверг гипотезу
теплорода). 3 ЭТАП УРОКА – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
По итогам всех конкурсов определяется команда победитель. Капитану команды дается
право оценить работу каждого участника команды. Кроме того жюри выбирают самых
активных участников других команд. Оценки выставляются в журнал.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.