Департамент образования и науки кемеровской области
ГПОУ« Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны»
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
Выполнила: студентка 2 курса 165 гр.
Висман Анастасия
научить добывать знания в процессе
поисковой деятельности
решать учебную задачу творчески
контролировать и оценивать свои знания и умения
обнаруживать и фиксировать свою недостаточность
умение осуществлять рефлексию
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
• становление новых отношений между
учителем и учениками.
Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ.
Выполняются творческие задания.
Проводится обязательный самоанализ в период
подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Создается временная инициативная группа
из учащихся для подготовки урока.
Планируется урок заранее.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков
Уроки «погружения»
Уроки - деловые игры
Уроки - пресс- конференции
Уроки- соревнования
Уроки КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки- аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки- сомнения
Уроки - творческие отсчеты
Уроки- формулы
Уроки- конкурсы
Бинарные уроки
Уроки- обобщения
Уроки- фантазии
Уроки- игры
Уроки- «суды»
Уроки поиска истины
Уроки- лекции «Парадоксы»
Уроки- концерты
Уроки- диалоги
Уроки «Следствие ведут знатоки»
Уроки - ролевые игры
Уроки- конференции
Интегрированные уроки
Уроки семинары
Уроки – «круговая тренировка»
Межпредметные уроки
Уроки- экскурсии
Уроки – игры «Поле чудес».
Классификация уроков на нетрадиционной основе
Основания | Цели | Формы |
Изменённые способы организации | Развитие осмысленного отношения к знаниям | защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча. |
Опора на фантазию | Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала | урок-сказка, урок творчества: уроки изобретательства, урок - творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, урок-выставка, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных: урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча. |
Имитация каких – либо занятий или видов работ | Расширение кругозора | экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, защита проектов. |
Состязательно-игровая основа | Стимулирование познавательного интереса | урок-игра, урок КВН, «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, соревнование, урок-журнал, урок-викторина. |
Трансформация стандартных способов организации | Развитие нестандартных умений учебной работы | парный опрос, экспресс-опрос, урок защиты читательского формуляра |
Оригинальная организация учебного материала | Становление способностей к учебному общению, сопереживанию | уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок-решение, урок-портрет, урок памяти, урок открытых мыслей, урок - «Мой поэт», урок - дидактическая игра; урок-интервью, уроки с использованием активных методов обучения: мозговая атака, мозговой штурм и т.д. |
Аналогия с организованными событиями | Приобщение к активным формам внешкольной жизни | урок-аукцион, урок посвящение, урок - футбольный матч, урок-кроссворд, урок-памятка. |
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые.
Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе
Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме
Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.
Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным.
Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение.
Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков
Приближает школьное обучение к жизни
Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями
Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.