«Нетрадиционная логопедическая технология – пластилинотерапия»

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Нетрадиционная логопедическая технология – пластилинотерапия.docx

Тема

«Нетрадиционная логопедическая технология – пластилинотерапия»

Актуальность данной темы:  Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны нестандартные подходы. Необходимость проведения серьёзной коррекционной работы  логопеда с детьми через игру очевидна. Считается, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он сделал своими руками. Поэтому я решила прибегнуть к  опосредованному практическому материалу в виде нетрадиционной логопедической технологии  - пластилинотерапии. И. М. Сеченов отмечал, что телесную форму предмета руки определяют иначе, чем глаза, потому что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, скрытым от глаз.

При работе с детьми мы всегда ставим определённые задачи.

Коррекционно-образовательные:

- учить детей правильно произносить звуки; характеризовать артикуляционные уклады, используя объемные модели;

- познакомить с артикуляционными признаками звуков:

·        положение губ;

·        положение языка.

Коррекционно-развивающие:

-подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков, к выполнению упражнений на развитие мышц языка;

- применять пластилинотерапию как элемент подготовительной работы при постановке звуков;

- создать зрительный образ язычка своими руками;

- использовать детские аппликаторские слепки как обучающее пособие, учить сравнивать форму языка с образом предмета;

- развивать речевую и мелкую моторику при лепке предметов (танк, самолет, змея, шарик и т. д.).

Коррекционно-воспитательные:

- повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность;

- воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Хочется сразу  сказать о том, что предполагается  использовать пластилинотерапию,  как элемент коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения,  на некоторых этапах коррекционного воздействия.

1.     Элемент подготовительной работы для  постановки  звуков.

2.     Элемент автоматизации  поставленных  звуков.

3.     Элемент дифференциации   звуков.

4 . Элемент  формирования слоговой структуры слова.

5. Элемент  подготовки  к обучению грамоте.

1. Пластилинотерапия как элемент подготовительной работы для  постановки  звуков.

Звуки – это строительный материал устной речи. Самым трудным для детей бывает усвоение артикуляции отдельных звуков, так как это сложный двигательный навык.

В коррекционной работе существенная роль  отводится развитию кинестетических ощущений органов артикуляционного аппарата, что позволяет детям почувствовать контрастность положения языка, губ, челюсти, направленности выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах работы по постановке звуков, когда ещё не сформирована дифференциация.

Для полноценного ознакомления с языком привлекаются двигательные анализаторы (нужно дать ребёнку потрогать, пощупать, обвести пальцами контуры предмета).

На логопедических  занятиях используется обычный детский пластилин как элемент подготовительной работы для постановки звуков. На первых двух занятиях каждого нового исправляемого звука совместно с детьми лепим (моделируем) пластилиновый язычок.

Твёрдый комок пластилина сравнивается со спастичным «непослушным» язычком. При разминании пластилина рукам передаются его тепло и мягкость; эти ощущения переходят к мышцам языка (расслабление, подготовка к выполнению упражнений на развитие мышц артикуляционного аппарата).

На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

1.     Форма языка:

·   «горка» или «чашечка»;

·   узкий язычок – «иголочка» или широкий язычок - «лопатка».

2.   Положение языка:

·   вверх, вниз.

1.     Динамика языка:

·   как формируются боковые края язычка;

·   как углубляется средняя часть спинки язычка или выгибается «горкой»;

·   как формируется узкий и широкий язычок;

·   как язычок упирается, отталкивается.

Изготовленные руками дошкольников аппликаторные слепки применяются на занятиях. В язычок - «чашечку» наливаем капельку воды (или кладем витаминку), и  особо заостряем внимание, что положение языка нужно удержать. Дети видят, как при изменении формы языка капелька растекается (или витаминка скатывается) - им не нравится «кривая» капелька в неаккуратно слепленном язычке.

2.     Пластилинотерапия как элемент автоматизации  поставленных  звуков.

Авторами книги «Пластилинотерапия  и биоэнергопластика» Ежовой Мариной Александровной и Гусаковской Инной Викторовной было разработано пособие «Звуковой домик».

Организация работы с пособием «Звуковой домик».

«Звуковой домик» - это пособие, позволяющее формировать осознанное произношение звуков. Мотивировать детей и повышать результативность коррекционной работы. На первых этапах занятий опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада является осязание предмета и формирование кинестетических ощущений. Для полноценного ознакомления с языком дети сами изготавливают аппликаторные слепки из пластилина.  Созданный руками язычок служит наглядно опорой для речевых упражнений. 

Авторы предлагают изготовить - 

 Объёмный язычок. Например, при произнесении звука [C], дети сравнивают модель «Объёмный язычок» с рисунком «Детская горка».

Объёмные губы. Модель объёмные губы выполняется из пластилина красного или розового цвета. 

Например,  при произнесении звука [C], дети сравнивают модель «Объёмные губы» с рисунком «Губы в улыбке».

Так же для автоматизации поставленных звуков используются и другие приемы, например,  как буквально в течении 30 секунд мы сделали танк, путем деления куска пластилина на 2 неравные части и дуло это у нас нарезанные коктейльные трубочки. И теперь наши танки могут доехать до символа гласного звука   РРРАА, РРРО…., читающие дети отрабатывают на материале слогов с буквами. Так же мы слепили самолет, который летает над символами гласных звуков и приземляясь образует слог. ЛЛЛЛАА

3.     Пластилинотерапия как элемент дифференциации поставленных  звуков.

Изготавливаются шарики синего и желтого цвета. Желтый – это теплая воздушная струя (звук Ш). Синий – это холодная воздушная струя (звук С).

Инструкция, которая дается ребенку – указательным и большим пальцем отщипываем кусочек пластилина и катаем шарик между пальцами одной руки.

Следующая инструкция для ребенка: мы говорим,  ни просто накатай 4 шарика синих и пять желтых, а НАКАТАЙ столько шариков, сколько времен года или столько шариков синих – сколько тебе лет, а желтых на 1 меньше.

В дело опять идут коктейльные палочки заранее нарезанные на части.

Инструкция: слушай внимательно, звуки, слоги , слова со звуками С и Ш , нанизь на палочку синий шарик, если  услышишь звук С, если Ш то желтый шарик.

На слайде ребенок который уже знает буквы и с ним можно проводить работу по дифференциации например звука Р и Рь уже изготавливая пластилиновые буквы.

Инструкция – воткни палочку когда услышишь слово со звуком Рь.

4.     Пластилинотерапия как элемент  формирования слоговой структуры слова.

Черный жгутик это слово, желтый жгутик это слог,

И вот мы играем в игру например «Дружная семья» и делим слова на слоги – кот , кошка и сын котенок.

5.     Пластилинотерапия как элемент  обучения грамоте.

Инструкция: из каких элементов состоит буква Р,

Посмотри внимательно на эти буквы? Чем они отличатся?

Какая из них слеплена не верно?

Вывод: Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий, стимулируется развитие внимания, воображения, фантазии. Выполняя задания из пластилина, дети стимулируют рецепторы зоны кистей обеих рук. Регулярная тренировка движений пальцев рук оказывает стимулирующее воздействие на развитие речи. Поэтому в процессе лепки дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику, чувствительность кистей и пальцев.

В процессе коррекционного воздействия пластилинотерапией устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательными ощущениями.

Если на начальных этапах работы активно использовались зрительный и слуховой анализаторы, то на последнем – только кинестетический самоконтроль.

А если самоконтроль сформирован – звук  введен в речь!

 

 

Использованная литература:

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко.  - Ростов  н/Д: Феникс,2009.

2. Голубева Г.Г. Коррекция фонетической стороны речи у дошкольников: метод. пособие / Г.Г. Голубева – СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцина

3. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : учеб.пособие / Л.В. Лопатина Н.В. Серебрякова.- СПб.: Союз, 2001.

4. Лыкова И.Ф. Я леплю из пластилина / И.Ф. Лыкова. – М.: Мир книги , 2009.

5. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении / Е.В. Новикова. – М.: ГНОМ и Д, 2006.

6. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации к постановке звуков [с], [ш],[ р], [ л] : пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. - СПб. : КАРО, 2006.

7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем / В.В. Цвынтарный. СПб. : Лань, 1999.

8. Шорох-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств : сб. упражнений / М.К. Шорох-Троцкая. – М. : Сфера, 2011.