Нетрадиционная техника рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет

  • docx
  • 06.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консульт. цвет..docx

 

 

 

 

 

Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории ФИО

 

 

 

 

 

 2022  год

 


Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников

 

«Изобразительное творчество детей –

один из самых ранних видов художественной деятельности,

в которой ребенок активно отражает реальный мир

и проявляет свое отношение к нему».

А.С.Макаренко

Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Художественное творчество детей, заключается в выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме.

Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого: рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, кукольный театр и т.д.

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений.

В.А. Сухомлинский, говорил о том, что: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Поэтому особая роль в дошкольном возрасте отводится занятиям изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого.

В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнять, а огонь, который надо зажечь».

В настоящее время в изобразительной деятельности широко используются нетрадиционные приемы рисования.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в белого лебедя. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Зачем нужно такое рисование?

В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством. Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться. Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1320195-1572351033.jpgК нетрадиционным техникам рисования относятся:

·  тычок жесткой полусухой кистью,

·  рисование пальчиками,

·  рисование ладошкой,

·  оттиск пробкой,

·  оттиск печатками из картофеля,

·  обрывание бумаги,

·  скатывание бумаги,

·  http://grow-clever.com/wp-content/uploads/2013/05/IMG_2407.jpgоттиск поролоном,

·  оттиск пенопластом,

·  оттиск печатками из ластика,

·  оттиск смятой бумагой,

·  восковые мелки + акварель, свеча + акварель,

·  https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1813909/4fdfccf8-c70c-4a47-b330-28e3d786af63/s1200?webp=falseпечать по трафарету,

·  монотипия предметная,

·  «знакомая форма — новый образ»,

·  черно-белый граттаж (грунтованный лист),

·  кляксография обычная,

·  кляксография с трубочкой,

·  кляксография с ниточкой,

·  набрызг,

·  отпечатки листьев,

·  тиснение,

·  акварельные мелки,

·  тычкование,

·  цветной граттаж,

·  https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1164/00093923-be9dbc7f/hello_html_m1f31834a.jpgмонотипия пейзажная.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник:

·  Способствует снятию детских страхов;

·  Развивает уверенность в своих силах;

·  Развивает пространственное мышление;

·  Учит детей свободно выражать свой замысел;

·  Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

·  Учит детей работать с разнообразным материалом;

·  Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

·  Развивает мелкую моторику рук;

·  Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

·  Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Таким образом, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности.

 

Нетрадиционные техники рисования c детьми 3–4 лет

 

https://redgarden.caduk.ru/images/s1200Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

https://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2017/03/oduvanchik.jpgСколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Существует много техник нетрадиционного рисования. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

·  рисование пальчиками;

·  оттиск печатками;

·  рисование ладошками;

·  тампование.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинают с одного цвета: дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/122c/000025b3-147e093d/img16.jpgНеобходимо показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Позднее учат детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.

Можно учить детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваем ладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета кисточкой.

Темы для рисования:

«Солнышко», «Петушок», «Бабочка», «Рыбки».

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/l/L0Wm8BUgGShARTqMK6Niet4fdZY1HOuPzaoQDc92Il/slide-11.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-283097-1445790452.jpgУже с младшего возраста детей учат рисовать пробками и печатками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Печатками могут служить половинка яблока, часть картофеля, смятая бумага, листьями и т.д.

Темы для рисования: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».

Еще один способ нетрадиционного рисования, который используется в младшей группе - «тампонирование». Делают тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

Темы для рисования:

«Одуванчики», «Облака», «Елочки» «Снеговики», «Белочка», «Цыплята».

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.

https://simdou102.crimea-school.ru/sites/default/files/images/image_1.pngВ итоге от нетрадиционного рисования ребенок получает лишь пользу. Рисование тесно связано с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

 


Литература.

 

1. Изобразительная деятельность в детском саду – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.

2. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000; Давыдова Г. Н.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

6. Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.


 

Посмотрите также