Нетрадиционная техника рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет
Оценка 4.8

Нетрадиционная техника рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет

Оценка 4.8
docx
06.12.2022
Нетрадиционная техника рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет
Консульт. цвет..docx

 

 

 

 

 

Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории ФИО

 

 

 

 

 

 2022  год

 


Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников

 

«Изобразительное творчество детей –

один из самых ранних видов художественной деятельности,

в которой ребенок активно отражает реальный мир

и проявляет свое отношение к нему».

А.С.Макаренко

Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Художественное творчество детей, заключается в выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме.

Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого: рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, кукольный театр и т.д.

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений.

В.А. Сухомлинский, говорил о том, что: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Поэтому особая роль в дошкольном возрасте отводится занятиям изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого.

В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнять, а огонь, который надо зажечь».

В настоящее время в изобразительной деятельности широко используются нетрадиционные приемы рисования.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в белого лебедя. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Зачем нужно такое рисование?

В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством. Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться. Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1320195-1572351033.jpgК нетрадиционным техникам рисования относятся:

·  тычок жесткой полусухой кистью,

·  рисование пальчиками,

·  рисование ладошкой,

·  оттиск пробкой,

·  оттиск печатками из картофеля,

·  обрывание бумаги,

·  скатывание бумаги,

·  http://grow-clever.com/wp-content/uploads/2013/05/IMG_2407.jpgоттиск поролоном,

·  оттиск пенопластом,

·  оттиск печатками из ластика,

·  оттиск смятой бумагой,

·  восковые мелки + акварель, свеча + акварель,

·  https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1813909/4fdfccf8-c70c-4a47-b330-28e3d786af63/s1200?webp=falseпечать по трафарету,

·  монотипия предметная,

·  «знакомая форма — новый образ»,

·  черно-белый граттаж (грунтованный лист),

·  кляксография обычная,

·  кляксография с трубочкой,

·  кляксография с ниточкой,

·  набрызг,

·  отпечатки листьев,

·  тиснение,

·  акварельные мелки,

·  тычкование,

·  цветной граттаж,

·  https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1164/00093923-be9dbc7f/hello_html_m1f31834a.jpgмонотипия пейзажная.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник:

·  Способствует снятию детских страхов;

·  Развивает уверенность в своих силах;

·  Развивает пространственное мышление;

·  Учит детей свободно выражать свой замысел;

·  Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

·  Учит детей работать с разнообразным материалом;

·  Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

·  Развивает мелкую моторику рук;

·  Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

·  Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Таким образом, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности.

 

Нетрадиционные техники рисования c детьми 3–4 лет

 

https://redgarden.caduk.ru/images/s1200Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

https://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2017/03/oduvanchik.jpgСколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Существует много техник нетрадиционного рисования. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

·  рисование пальчиками;

·  оттиск печатками;

·  рисование ладошками;

·  тампование.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинают с одного цвета: дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/122c/000025b3-147e093d/img16.jpgНеобходимо показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Позднее учат детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.

Можно учить детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваем ладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета кисточкой.

Темы для рисования:

«Солнышко», «Петушок», «Бабочка», «Рыбки».

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/l/L0Wm8BUgGShARTqMK6Niet4fdZY1HOuPzaoQDc92Il/slide-11.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-283097-1445790452.jpgУже с младшего возраста детей учат рисовать пробками и печатками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Печатками могут служить половинка яблока, часть картофеля, смятая бумага, листьями и т.д.

Темы для рисования: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».

Еще один способ нетрадиционного рисования, который используется в младшей группе - «тампонирование». Делают тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

Темы для рисования:

«Одуванчики», «Облака», «Елочки» «Снеговики», «Белочка», «Цыплята».

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.

https://simdou102.crimea-school.ru/sites/default/files/images/image_1.pngВ итоге от нетрадиционного рисования ребенок получает лишь пользу. Рисование тесно связано с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

 


Литература.

 

1. Изобразительная деятельность в детском саду – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.

2. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000; Давыдова Г. Н.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

6. Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.


 

Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет

Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет

Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников «Изобразительное творчество детей – один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный…

Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания дошкольников «Изобразительное творчество детей – один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный…

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать , самостоятельно решать, какую технику использовать , чтобы тот или иной образ получился…

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать , самостоятельно решать, какую технику использовать , чтобы тот или иной образ получился…

Учит детей работать с разнообразным материалом; ·

Учит детей работать с разнообразным материалом; ·

Необходимо показать много разных приемов рисования пальчиками : просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и…

Необходимо показать много разных приемов рисования пальчиками : просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и…

Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать

Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать

Литература. 1. Изобразительная деятельность в детском саду –

Литература. 1. Изобразительная деятельность в детском саду –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022