«Нетрадиционные уроки математики в основной школе как способ стимулирования познавательной деятельности учащихся»
Оценка 4.9

«Нетрадиционные уроки математики в основной школе как способ стимулирования познавательной деятельности учащихся»

Оценка 4.9
doc
11.01.2022
«Нетрадиционные уроки математики в основной школе как способ стимулирования познавательной деятельности учащихся»
ОБОБЩЕНИЕ опыта Сорокиной В.В..doc

Муниципальное казенное учреждение

Управление образования администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня»

Ивнянского района Белгородской области

 

 

 

«Нетрадиционные уроки математики в основной школе как способ стимулирования познавательной деятельности учащихся»

 

 

 

Автор опыта:

Сорокина Валентина Викторовна,                                                                                                                                              

                                                                              учитель математики

МБОУ «СОШ№ 2 п. Ивня»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                                 Ивня, 2018г.

Содержание

Раздел I. Информация об опыте………………………………………….…3

1.1. Условия возникновения и становления опыта…………………………..3

1.2. Актуальность  опыта………………………………………………………4

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта……………………………….........5

1.4.Длительность  работы..……………………………………………….…....6

1.5. Теоретическая база опыта ………………………………………………...6

1.6. Новизна опыта….………………………………………………………….8

Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта……………………………………………………8

Раздел II. Технология описания опыта ……………………………………9

Раздел III. Результативность опыта………………………………………16

Список используемой  литературы ……………………………………….21

Приложения…………………………………………..................................1-23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Информация об опыте:

 

1.1.          Условия возникновения и становления опыта.

 

Специфика работы школы заключается в наполнении ее детьми в недавнем времени из детского дома, ныне реабилитационного центра, детей, в большей степени, с низким уровнем знаний, отчасти не желающих учиться, зачастую с девиантным поведением. Этот фактор школьной жизни требует от членов педагогического коллектива постоянной собранности, инициативности, поиска путей самосовершенствования, дополнительного поиска резерва творческих сил.

Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности.
Однообразие урока, когда на нём в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.

Наблюдения за детьми в ходе работы показали, что у многих детей неустойчивый познавательный интерес, не все дети внимательны, активны на уроках.

Поэтому началом работы по теме опыта стало проведение первоначальной диагностики по определению исходного уровня познавательной активности школьников в 2014-2015 учебном году.

Диагностическим инструментом определения уровня познавательной активности были выбраны вопросы из модифицированного опросника

А.Д. Андреевой, основанного на диагностике мотивации учения и эмоционального отношения к учению, направленного на изучение уровней познавательной активности обучающихся (Приложение 1).

   По результатам обследования были выявлены следующие группы детей: с низким уровнем познавательной активности – 42%, со средним – 42%, с высоким – 16%.

Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала.

Как показывает практика, без нетрадиционных форм уроков невозможно представить современный урок. Так возникла идея применения нетрадиционных уроков как средства повышения познавательной активности школьников в учебном процессе.

 

 

 

1.2.          Актуальность опыта.

 

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Каждая эпоха предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

·        информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

·        коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

·        самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);

·        самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В центр школьного образования в настоящее время поставлено творческое, креативное мышление.

Мышление как особый вид психической деятельности бывает разных видов. Под творческим мышлением принято понимать способность познавать и умение находить решение в нестандартных ситуациях.

К основным видам творческого мышления относятся:

·       беглость, т.е. умение максимально быстро создавать новые идеи и предложения по решению возникшей проблемы;

·        гибкость как способность применять разные подходы и менять их в случае неэффективности решения задач;

·       оригинальность – умение генерировать что-то новое или применять известные методы к новым ситуациям;

·       точность или структуризация, т. е логичное выстраивание будущего решения.

Также творческое мышление предполагает умение комбинировать уже известные методы выполнения задач. [11]

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы ребенку в школе было интересно и комфортно. Педагогу предстоит выбрать, как добиться максимального творческого и интеллектуального разви­тия личности, которой в самом ближайшем будущем предстоит стать творцом истории.

Важнейшая задача - дать учащимся глубокие и прочные знания по математике, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.                                   

В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На основании существующих противоречий возникла проблема выбора эффективных средств, приемов, методов, позволяющих использовать на уроках с целью повышения познавательной деятельности обучающихся.

Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала. К числу средств решения относится использование различных игр, соревнований, вечеров и т.д., облегчающих усвоение математических фактов.

А это возможно на «не совсем обычных уроках». Для развития познавательного интереса надо дать возможность каждому ученику проявить себя, попробовать свои силы, выйти на результат. Поэтому тема опыта достаточно актуальна.

 

1.3    Ведущая   педагогическая   идея опыта.

 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении познавательной активности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс игровых технологий, которые позволяют в ходе изучения учебного материала создавать продуктивную познавательную деятельность.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевых напряжений и усилиям. [12]

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса (Приложение№2). Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

 

1.4    Длительность работы.

 

Длительность работы над опытом: работа по разрешению выявленных противоречий и формированию опыта охватывает период с сентября 2014 года по январь 2017 года. Работа по разрешению противоречий была разделена на три этапа:

Начальный (констатирующий) этап (сентябрь 2014 - май 2015 года) предполагал обнаружение проблемы, подбор теоретического, диагностического материала и выявление уровня познавательной активности обучающихся.

На основном (формирующем) этапе (сентябрь 2015 года - май 2016 года) в образовательном процессе была проведена апробация эффективных средств, приемов, методов обучения, нацеленных на повышение познавательной активности обучающихся.

На заключительном (контрольном) этапе (сентябрь 2016 года – январь 2017 года) выяснялась эффективность выбранных методик, проводился мониторинг уровней познавательной активности, обработка и анализ полученных данных.

Представленный опыт является единой системой «урок алгебры – урок геометрии – внеурочная работа по математике, индивидуальная работа с учащимися».

 

1.5 Теоретическая база опыта.

 

В процессе работы над актуальным педагогическим опытом были рассмотрены следующие понятия: познавательная деятельность, познавательная активность, познавательный интерес, нестандартные уроки, дидактические игры.

Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;

5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

 Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

1.     Применение нетрадиционных форм урока.

2.  Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.

 3.  Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

 4.  Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

Познавательный интерес определяет, как "избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется". Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.

Познавательная активность - это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

        Возникновение интереса к урокам математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. На уроках надо добиваться активной работы от каждого ученика, развивая любознательность, интерес к предмету. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются постоянные интересы и склонности. Немаловажную роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики.

      Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в работу с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. [3]

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. [4]

       Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебный материал используется в качестве средства игры;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. [3]

 

1.6 Новизна опыта


         Опыт работы по использованию нетрадиционных уроков математики как способа стимулирования познавательной деятельности учащихся является репродуктивно – рационализаторским.

Новизна опыта заключается в усовершенствовании и комбинации элементов педагогических методик с использованием игровых технологий для повышения познавательной активности школьников на уроках и апробированию их в условиях своей школы.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию. [5]

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это, прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя невозможно.
         Разработаны различные виды нетрадиционных уроков различной тематики, обусловленные местом каждого из них в разделе учебной программы с 5 по 11 класс, а также внеклассные мероприятия в форме игры КВН для 8-9 классов.

 

Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта.

 

Данный опыт апробирован в ходе работы по УМК Ю.Н. Макарычева, А.В. Погорелова, А.Г. Мерзляк.

Материалы опыта могут быть успешно использованы в практической деятельности учителей математики при организации классно – урочной системы независимо от УМК.

 

Раздел II. Технология описания опыта.

 

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них:   уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы;  роки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки - творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки;  уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины;  уроки-лекции ; уроки-концерты;  уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки - ролевые игры; уроки-конференции;  уроки-семинары;  уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии;  интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. [5,9]

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

На основе идеи учения без принуждения, основанной на достижении успеха показывается, как нетрадиционные уроки активизируют познавательную деятельность, побуждая каждого учащегося и учителя к творческому поиску и размышлениям, инициативе и самостоятельности, к преодолению возникающих на их пути трудностей.

Творческие возможности учащихся, проявляющиеся в разрешении различных учебно-познавательных ситуаций, и требующие самостоятельного применения усвоенных знаний, умений, навыков и, в том числе, их переноса, комбинирование известных способов действий или создания нового для ученика подхода к решению поставленных задач, являются предпосылками повышения познавательной активности и деятельности в системе нестандартных форм учебных занятий. Творческая самореализация личности и повышение ее познавательной деятельности и определяет сущность теоретической базы опыта. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащихся нетрадиционный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. [9]

Необходимо определить понятие «нетрадиционный урок». По утверждению С.В. Кульневича, нетрадиционный (нестандартный, совсем не обычный) урок-это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру». В современной психолого-педагогической и методической литературе понятие «нетрадиционная форма урока» до сих пор не имеет чёткого определения. [8,9]

Мнение педагогов тоже расходится. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учащихся, не желающих серьёзно трудиться. Но не будем забывать, что любой урок преследует общую цель, оговорённую требованиями программы. Она достигается различными средствами. В рамках заданной программы обучения общей цели, не совсем обычные уроки, т. е. нетрадиционные, преследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учёбе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Всё это имеет положительную сторону, т.к. появляется возможность у обучаемых развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике, ощутить возможность разных наук. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду, как утверждает Денисова Л.О.

Целесообразность нетрадиционного обучения, ориентированного на развитие познавательного интереса учащихся, была применена М.М Разумовской, Г.И. Беленьким, Ю.И. Лыссым, Л. В. Шаталовым, М. Махмутовым, Л.С. Айзерманом. И.С. Кудриной, С.А. Котельниковой, Н. М. Векслером и др. Ведущей педагогической идеей считалось введение в систему образования различных типов уроков, связанных с развитием интеллекта учащихся и внедрения информационных технологий.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. [8]

Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени.

Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

  • деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий;
  • дидактическая игра;
  • логическая игра
  • ролевые игры на уроке (инсценирование);
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди ошибку, задай правильно вопрос, что "в коробочке лежит" и т.д.);
  • использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); игровой момент урока: ребусы, кроссворды, шарады, и т.д
  • различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели и другие.

Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания (Приложение №3)

А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает педагогам избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.  В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием. [3]

Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умоет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но может с умом пользоваться ее богатствами.                                                                                                         

При изучении математики много времени приходится тратить на отработку различных навыков (вычислительных – в 5- 6 классах; тождественных преобразований в 7- 8 классах). В этот период ребята теряют интерес к предмету. Чтобы поддержать этот интерес, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке. Одним из таких приёмов является дидактическая игра (Приложение № 4).  Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в нужное русло. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников. Этим обусловлена необходимость накопления дидактических игр. [4]

 При организации дидактических игр необходимо учитывать:  

1.   Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание доступно пониманию школьников.    

2.   Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности.  

3.   Дидактический материал должен быть удобен в использовании.

При проведении игры в форме командных соревнований, построенных по сюжетам известных игр: «Брейн-ринг» (Приложение № 6), КВН    (Приложение №7), 

4.   «Счастливыйслучай», «Звёздный час» и других, должен быть обеспечен контроль над результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц.     

5.   Каждый ученик должен   быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

6.   Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться. 

7.   Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру.  Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.  

8.   В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.     

Игру нужно закончить на уроке и получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль. [1]                                                                                                                                                           

Применение проблемно - задачного подхода в педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс, который так ценен для укрепления познавательного интереса.

 Виды ситуаций:

— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

— ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б) бригадная (учитель → группа учащихся). Для этого класс делится на рабочие группы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом. Возглавляет группу доверенное лицо учителя – консультант. Работа в группах может строиться по-разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Иногда группа фронтально проговаривает и обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик. Коллективный способ организации обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью. [4]

Одной из эффективных форм обучения в старших классах являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

В течение первых месяцев работы в классе изучается общее развитие и индивидуальные особенности учащихся. С учетом их подготовленности и межличностных отношений формируются группы. В каждой группе выбирается лидер.

Семинар "Защита проблемы (вопроса)". Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается также необходимая литература. В начале урока задания в конверте раскладываются на столе (количество заданий должно превышать количество групп). Разбор конвертов представителями групп обычно занимает не более трех минут. Затем в течение 10 минут продумывают задание, подбирают необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа.

      Вместо традиционного повторительно-обобщающего урока автор проводит семинар "Круглый стол" (Приложение №5). Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форма деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами. Другие группы получают (в конверте) практические задания.  Например, составить кроссворд, лото. Составить алгоритм решения задачи (уравнения, неравенства) и т.д.  В конце урока учащиеся рассказывают о результатах своей работы. В ходе семинаров предполагаю использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения.

Брейн – ринг.  Эти уроки позволяют учащимся лучше запоминать правила, определения, теоремы, законы, свойства и т. д.

Уроки проходят в виде соревнования на лучшее знание изучаемой темы или пройденного материала, на умение применения полученных знаний. При проведении таких уроков важен подготовительный момент. Подготовительная работа ведётся в течение десяти дней или недели, в зависимости от уровня знаний учащихся класса. Вывешивается красочное объявление и часть предлагаемых вопросов.  Вопросы с ответами можно в нескольких экземплярах напечатать и положить в карманчики на стенде.

Класс заранее разбивается на четыре команды, выбираются капитаны, при жеребьёвке вытягивается номер команды. При подготовке к уроку, учащимся необходимо использовать учебник и дополнительную литературу, так как в объявлении указана только часть вопросов. Каждая команда должна продумать: название команды, эмблему. Ведущим урока является учитель. Он представляет команды, капитанов, арбитров. Брейн – ринг проводится в три раунда:                                                                                                                                                                      

раунд 1 – две команды;

раунд 2 – две команды;

раунд 3 – победители.

Для проведения Брейн - ринга лучше использовать сдвоенные уроки.

По ходу урока арбитры записывают счёт на доске и следят за временем (на ответ даётся минута, через минуту – удар гонга)

Применение   мультимедиа-уроков положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках: 

- тематические презентации, 
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
- видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты, 
- картосхемы, 
- таблицы и многое другое.

Формирование и развитие познавательного интереса -  часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому эта проблема в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение и обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. [2,7,12]

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Результативность опыта.

 

В процессе работы по стимулированию познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные уроки математики очевидны положительные результаты.

 

1. Уровни творческой самореализации учащихся.

 

Использовались методики:

1)       Анкета «Определение познавательной активности»;

2)       Методика «Склонность к творчеству»;

3)       Анкета, разработанная на основе теста оценки готовности личности к творческой самореализации в процессе учебно-познавательной деятельности.

 Мониторинг   повышения познавательной активности обучающихся.

Сроки проведения

(класс)

Уровни развития познавательной активности

низкий

средний

высокий

Сентябрь  2014год

7, 9 классы

42%

42%

16%

декабрь    2016 год

9, 11 классы

8%

30%

62%

Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 46% , со средним – на 8%, с низким уровнем стало на 34% меньше.

 

         

В классах, где я работаю, снизилось количество обучающихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, возросло.

 

2.Уровень сформированности познавательного интереса к предметам алгебры и геометрии (в %).

 

 

Познавательная деятельность школьников

2014-2015 уч.г.

2015-2016 уч.г.

2016-2017 уч.г.

7

9

8

10

9

11

1.

Интеллектуальный уровень.

36

28

39

30

43

39

2.

Сформированность качеств учебной деятельности.

20

25

23

27

24

28

3.

Уровень волевой регуляции деятельности.

22

24

25

26

27

26

4.

Эмоциональная сфера.

18

20

13

16

8

10

 

Из таблицы видно, что с каждым годом возрастает уровень познавательной сферы школьников. В отношении второго показателя значительно труднее сформировать чёткие критерии качеств учебной деятельности (логическое мышление, навыки устного счёта, пространственное воображение), по которым можно было бы судить, в достаточной мере развиты те или иные познавательные функции. Уровень волевой регуляции деятельности почти остаётся на одном уровне, так как к 9 классу он в основном уже сформирован, дети знают, куда они будут поступать или каким предметам нужно будет больше уделить внимания, чтобы успешно сдать экзамены. Важно, что отношение подростка к учёбе теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива. Эмоциональная сфера к 11 классу «идёт» на убыль, т.к. появляется у учащихся больше серьёзности, рассудительности, исследовательского подхода к обучению.

Анализ этих данных даёт возможность  сделать вывод, что система нетрадиционных форм проведения уроков позволила  развить познавательный интерес обучающихся.  

Тенденция роста процента выпускников, работающих на творческом уровне (медалисты и имеющие похвальную грамоту за особые успехи в изучении математики).

2014год- 20%

2015год- 33%

 

                 

 

 

 

 

 

 

3.  Позитивная динамика учебных достижений обучающихся одного и            того же класса за 3 года.

 

                      7кл.            8кл.            9кл.                 

 

4. Внеклассная работа по математике.

 

О повышении познавательной активности обучающихся свидетельствует так же их участие в различных конкурсах.

 

Участие в предметных олимпиадах .

Ф.И.

учащихся

 

Год

 

Класс

 

Название

олимпиад

 

статус

Уровень олимпиады

(муниципальный, областной,

 всероссийский,

международный)

Гондусов Николай

 

2014

6

 олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

 

Общероссийская

Ерпулёва Елизавета

2014

6

 олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийская

Максакова Марина

2014

6

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийская

Медведева Алина

2014

6

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийская

Реутов Даниил

2014

6

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийская

Седнев Дмитрий

2014

6

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийская

Съедина Екатерина

2014

6

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийская

Шеховцова Лилия

2014

8

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийская

Маляренко Евгений

2016

7

Конкурс по математике «Мультитест»

Лауреат

Общероссийский

Медведева Кристина

2016

7

Конкурс по математике «Мультитест»

Лауреат

Общероссийский

Чернухина Анастасия

2016

7

Конкурс по математике «Мультитест»

Лауреат

Общероссийский

Ерпулёва Тамара

2016

6

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийский

Съедин Никита

2016

6

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийский

Толмачёва Виктория

2016

6

олимпиада по математике «Олимпус»

Лауреат

Общероссийский

Чернухина Анастасия

2016

7

Всероссийская олимпиада школьников по математике

призёр

Муниципальный

  

 В 2014 году в общероссийской олимпиаде по математике «Олимпус» участвовало 13 человек , 8 из которых – лауреаты, в 2016 году 3 лауреата из 11 участников олимпиады. В общероссийском конкурсе «Мультитест» в 2016 году приняло 5 участников, 3 из которых стали лауреатами. Этим же годом сертификаты за участие во всероссийской олимпиаде по математике «Карта сокровищ» получили 10 школьников общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №2 п.Ивня».  

В 2016 году Чернухина Анастасия стала призёром муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике.

Результаты свидетельствуют об эффективном использовании нетрадиционных форм уроков, которые позволяют организовать качественно учебный процесс.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам.

Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Акири, И.К. Интеллектуальные игры на уроках математики /И.К. Акири // Математика в школе, 2000. – №5. – С.8-10.

2.     Аракчеева, И.А. Урок – «Экскурсия по Летнему саду» /И.А. Аракчеева, О.Я. Федотова // Математика в школе, 2001. – №5. – С.23-24.

3.     Батаева, Т.П. Еще раз об игре на уроке [Текст] / Т.П. Батаева //Математика в школе, 2000. – № 5.

4.     Демина, Н.А. Нетрадиционные формы повторения [Текст] / Н.А. Демина Математика в школе, 2001. – № 4. – С.40-41.

5.     Курдюмова, Н.А. Нестандартные учебные мероприятия Н.А. Курдюмова // Математика в школе, 2002. – №9. – С.65-73.

6.     Мыцына, Л.В. Урок-зачет с использованием домино /Л.В. Мыцына // Математика в школе, 2000. – № 5. – С.10-11.

7.  Векслер Н. М. Современные требования к уроку. М. Просвещение 1985

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей, студентов, слушателей ИПК. -Воронеж: Учитель, 2001

9.  Кульневич С. В. Нетрадиционный урок ⁄ 2002, 8.

10.  Математика. 5- 11 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост.                                      Н. В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. С. 3-7.

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ– Медиа, 2008. – 613 c.

12.Тимошенко Т.И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках: Учебное пособие. – Белгород, Издательство БГУ,1997

 

 

 

Приложения.

 

1. Приложение№1. Анкета «Определение познавательной активности»

2. Приложение №2 Анкета «Склонность к творчеству»

3. Приложение №3 – Конспект урока по теме «Квадратные         уравнения» (алгебра 8 класс). 

4.  Приложение № 4 – Конспект урока с использованием дидактических игр по теме «Деление обыкновенных дробей» (математика 6 класс).

5. Приложение №5 – Конспект урока по теме «Пирамида» (геометрия 11класс). Семинар «Круглый стол».

6.  Приложение № 6 – Конспект урока по теме «Квадратные уравнения».

Брейн-Ринг (алгебра 8 класс).

7.  Приложение № 7 – Конспект урока по теме «Степень с рациональным               показателем».  Урок - КВН (алгебра 9 класс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное учреждение

Муниципальное казенное учреждение

Содержание Раздел I . Информация об опыте…………………………………………

Содержание Раздел I . Информация об опыте…………………………………………

Раздел I . Информация об опыте: 1

Раздел I . Информация об опыте: 1

Актуальность опыта. Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики

Актуальность опыта. Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики

На основании существующих противоречий возникла проблема выбора эффективных средств, приемов, методов, позволяющих использовать на уроках с целью повышения познавательной деятельности обучающихся

На основании существующих противоречий возникла проблема выбора эффективных средств, приемов, методов, позволяющих использовать на уроках с целью повышения познавательной деятельности обучающихся

Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка

Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения

Материалы опыта могут быть успешно использованы в практической деятельности учителей математики при организации классно – урочной системы независимо от

Материалы опыта могут быть успешно использованы в практической деятельности учителей математики при организации классно – урочной системы независимо от

Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников

Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными,…

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными,…

А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей

А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей

При проведении игры в форме командных соревнований, построенных по сюжетам известных игр: «Брейн-ринг» (Приложение № 6),

При проведении игры в форме командных соревнований, построенных по сюжетам известных игр: «Брейн-ринг» (Приложение № 6),

Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей)

Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей)

Брейн – ринг. Эти уроки позволяют учащимся лучше запоминать правила, определения, теоремы, законы, свойства и т

Брейн – ринг. Эти уроки позволяют учащимся лучше запоминать правила, определения, теоремы, законы, свойства и т

Раздел III . Результативность опыта

Раздел III . Результативность опыта

В классах, где я работаю, снизилось количество обучающихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, возросло

В классах, где я работаю, снизилось количество обучающихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, возросло

Эмоциональная сфера к 11 классу «идёт» на убыль, т

Эмоциональная сфера к 11 классу «идёт» на убыль, т

Участие в предметных олимпиадах

Участие в предметных олимпиадах

МБОУ «СОШ №2 п.Ивня». В 2016 году

МБОУ «СОШ №2 п.Ивня». В 2016 году

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

«Нетрадиционные уроки математики в основной школе как способ стимулирования познавательной деятельности учащихся»

«Нетрадиционные уроки математики в основной школе как способ стимулирования познавательной деятельности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022