Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
Оценка 4.6

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
07.12.2017
Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
Заключение В последние годы интерес к нетрадиционным занятиям значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов учебных занятий, активного внедрения различных педагогических методов и способов, развития мотивации у обучающихся, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного занятия предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения педагога правильно организовать занятия и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения учебных занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность занятия, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные занятия могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к дисциплине.В современных условиях бурного развития образования, каждый педагог должен работать творчески. Это значит, проводить занятия разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы преподавателя колледжа в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук.
Нетрадиционные формы уроков 2017.docx
Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС М.А. Вуйлова , методист  ГБПОУ «Южно­Уральский многопрофильный колледж         В современных условиях бурного развития образования, каждый педагог должен  работать творчески. Это значит, проводить занятия разнообразно и увлекательно.  Своеобразие и необычность работы преподавателя колледжа в том, что необходимо  быть специалистом в области разноплановых наук.         Учебное занятие­это основная организационная форма обучения в колледже. Он  является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На учебном  занятии принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и  находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.         Каждое учебное занятие вносит свой специфический, свойственный лишь ему,  вклад в решение задач. Занятие  выполняет конкретную функцию, в которой находит  выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.         Преподавание ­ это организованный процесс познания. Помимо тематического  планирования, в результате которого определяется система учебных занятий  по теме,  цель каждого учебного занятия, огромное значение имеет правильный отбор тех  организационных форм работы с обучающимися, которые более всего отвечают задачам  каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.         Учебные дисциплины включают в себя богатые возможности для духовного,  нравственного, эмоционального и интеллектуального развития обучающегося, развитие  познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения  материалом.          Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных  формах организации учебно­познавательной деятельности обучающихся на самом  учебном занятии.         Как заинтересовать обучающихся изучением дисциплины, сделать учебное  занятие  любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приобретает на 1 курсе. Учеба ­ труд, и труд  нелегкий. Обучающийся с самого начала обучения должен понимать, что все  достигается трудом и что трудиться не просто.         При этом педагог должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил  удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Что должен делать педагог, чтобы мотивация  к обучению не только не падала, а  наоборот возрастала?         В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям  деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения учебных занятий  повышают познавательную активность обучающихся, и способствует поддержанию  стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного  материала.        Считается, что нестандартные формы учебного занятия повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему  усвоению программного материала. Основные задачи каждого учебного занятия, в том числе и нестандартного, в  контексте введения ФГОС СПО. общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся;     формирование умения учиться;  развитие коммуникативной компетентности.          Нестандартное учебное занятие – это импровизированное учебное занятие,  имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру, подчас игровую основу,  оригинальное проведение.         При проведении открытых учебных занятий данная форма является всегда  выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача  материала, занятость обучающихся не только при подготовке уроков, но и в проведении  самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.          Задания, которые получают обучающиеся на нетрадиционных занятиях, помогают  им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.  Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и место  проведения. Это зависит от профессионализма творческого таланта педагога.   Признаки нетрадиционного учебного занятия  Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.  Используется внепрограммный материал, организуется коллективная  деятельность в сочетании с индивидуальной работой.  Привлекаются для организации учебного занятия люди разных профессий.  Достигается эмоциональный подъем обучающихся через оформление кабинета,  использования НИТ.  Выполняются творческие задания.  Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к учебному занятию,  на самом занятии и после его проведения.  Создается временная инициативная группа из обучающихся для подготовки  учебного занятия.  Планируется учебное занятие заранее.  Определяются чётко три дидактические задачи.           Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые  комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям обучающихся: а) авторские б) авторизованные в) новаторские г) традиционные д) использовать нетрадиционные учебные занятия. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных учебных занятий. Их названия дают некоторое представление о целях,  задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные  типы нестандартных уроков: 1. Занятие  “погружения” 2. Деловая игра 3. Пресс­конференция 4. Занятие ­ соревнование 5. КВН 6. Театрализованные уроки 7. Компьютерные уроки 8. Групповые формы работы 9. Занятие­ взаимообучение обучающихся 10. Занятие­аукцион 11. Занятия, которые ведут обучающиеся 12. Занятие­зачет 13. Занятия­конкурсы 14. Бинарные учебные занятия 15.Занятие­игра 16. Занятие ­“суд” 17. Занятие ­диалог 18.  “Следствие ведут знатоки” 19. Занятия­конференции 20. Интегрированные учебные занятия 21. Семинары 22.“Круговая тренировка” ( для преподавателей ФЗК) 23. Экскурсии 24. Игра “Поле чудес”.        Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления учебного занятия, стараемся  разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как обучающиеся  имеют  специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание  наглядно­образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к  игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы  поддерживать на занятии внимание обучающихся, необходима организация активной и  интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные  занятия.         Разумеется, никто не требует отмены традиционного учебного занятия, как  основной формы обучения и воспитания. Речь идет об использовании в разных видах  учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех  обучающихся, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих  быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно,  возраста и способностей обучающихся. К таким занятиям нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания,  объяснять построение занятия, роль и задачи каждого участника; готовить наглядные  пособия, карты, дидактический материал.       Приведу конкретные примеры. ЭКСКУРСИЯ          Занятие ­ экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой  становится необходимым элементом процесса обучения. Обучающийся должен уметь  провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т.д.  принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о  родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.       Занятия­экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на обучающихся.  Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее  гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты,  отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий  обучающиеся учатся сотрудничать между собой.          Главным методом познания на уроке­экскурсии является наблюдение за  предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между  ними. Эффективность занятия­экскурсии  заключается в том, что постепенно обучающийся учится отбирать нужную  информацию из большого её массива;  описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики. ВИДЕОЗАНЯТИЕ             Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон  психической деятельности обучающихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время  просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.               В этих условиях даже невнимательный студент становится внимательным. Для  того чтобы понять содержание фильма, обучающимся необходимо приложить  определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его  интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных  каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие)  положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы  активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развивает их  интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также  углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.  Наряду с формированием активного словаря студентов формируется так называемый  пассивно­потенциальный словарь. И немаловажно, что обучающиеся получают  удовлетворение от такого вида работы. ЗАНЯТИЕ­ИНТЕРВЬЮ Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения  изучаемого предмета является способность обучающихся вести беседу по конкретной  теме. В данном случае целесообразно проводить занятие­интервью. Это своеобразный  диалог по обмену информацией. На таком занятии, как правило, обучающиеся  овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в  автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости  обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.             Подготовка и проведение занятия подобного типа стимулирует обучающихся к  дальнейшему изучению дисциплины, способствует углублению знаний в результате  работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. ЗАНЯТИЕ­ТУРНИР            Интересно проходят занятия­турниры. На этих занятиях предлагаются загадки,  скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие занятия проводятся в конце четверти на  завершающем занятии. Остановимся на кроссвордах. Их нужно заготовить на отдельных  листах, чтобы они были хорошо видны всем обучающимся или ксерокопировать для  каждого. Это не должно быть новым видом работы на данном занятии, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно  регулярно выполнять на занятиях. Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет  память. ЗАНЯТИЕ­АУКЦИОН              Занятие­аукцион может проводиться в любой группе. Обычно он очень нравится  обучающимся. На этом занятии они могут “продавать” все, что угодно. Обязательным  условием является то, что обучающиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи,  представить все ее положительные стороны. Проводится занятие следующим образом: за демонстрационным столом находится аукционист и его ассистент. У аукциониста есть  маленький молоточек. Ассистент записывает фамилии купивших какие­то вещи.  Обучающиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их  преимущества. Если у “покупателей” есть вопросы по поводу вещей, они задают их.  Затем аукционист приступает к продаже.  ЗАНЯТИЕ­СПЕКТАКЛЬ            Эффективной и продуктивной формой обучения является занятие­спектакль.  Использование художественных произведений зарубежной литературы на занятиях  совершенствует произносительные навыки обучающихся, обеспечивает создание  коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля –  творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения  и  раскрытию их индивидуальных творческих способностей. ЗАНЯТИЕ­КВН                 Эта форма занятия  “пришла” с внеклассных занятий и стала популярной.  Область  применения ­ преимущественное повторение тем и разделов. Формула эффективности данного занятия включает две составные части: тщательность  подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно  продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями  обучающихся КВН, качественным быть не может. Подготовка КВН ­ это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно­воспитательного процесса, которая в  данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. Заключение                В последние годы интерес к нетрадиционным занятиям значимо усилился. Это  связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые  создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования,  создания новых типов учебных занятий, активного внедрения различных педагогических методов и способов, развития мотивации у обучающихся, авторских программ и  учебников.             Организация нетрадиционного занятия предполагает создание условий для  овладения школьниками приемами умственной деятельности.            Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения педагога   правильно организовать занятия и грамотно выбрать ту или иную форму проведения  занятия. Нетрадиционные формы проведения учебных занятий  дают возможность не  только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их  творческую самостоятельность.            Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность занятия, оживляют  мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным  формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные  занятия могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению  у обучающихся интереса к дисциплине. Список использованной литературы 1. Кульневич,   С. В. Нетрадиционные уроки [Текст] : Современный урок : часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Ростов н/Д: Изд­во «Учитель», 2004. ­ 176 с. 2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.­ 566 с. 3. Методические   рекомендации   по   проведению   уроков   нетрадиционной   формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82 4. http://www.lessons.irk.ru 5. http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253 6. http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221­233.shtml 7. Способы организации нестандартных уроков математики и информатики     [Электронный ресурс] / www   .  nizovka    .  edum  8. Рефератная   педагогика   [Электронный   ресурс]   /  www   .  ru. Режим доступа: http: // www   .  referatik    .  nizovka    .  edum   .  ru   .  com   .  ua.   Режим   доступа: http: //www   .  referatik    .  com   .  ua  9. Нестандартные   формы   урока     [Электронный   ресурс]   /  www   .  mat    .1  september.ru.     Режим доступа: http: //  www   .  mat    .1 september.ru.     10. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности  [Электронный ресурс] / www   .  revolution    .  allbest    .  ru. Режим доступа: http: // www   .  revolution    .  allbest    .  ru

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Нетрадиционные формы учебного занятия как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017