Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Рассветовская средняя общеобразовательная школа
Исетского района Тюменской области
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Проблеме качественного образования на всех ступенях
образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Поэтому
компетентностный подход к обучению становится приоритетным
направлением модернизации образования. Главная идея компетентностного
подхода — формирование профессиональной компетентности специалиста, о
которой можно судить по тем умениям и навыкам, которые специалист
применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций.
Отсюда одной из наиболее важных задач современной системы
образования является формирование ключевых компетенций учащихся.
Появляется потребность в формировании таких качеств личности, как
способность человека воспринимать новое, быстро менять различные виды
деятельности, умение работать творчески, адаптироваться в современном
обществе, т.е. потребность в формировании метапредметных умений.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 года был принят Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго
поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования: личностным, метапредметным, предметным.
Все результаты (цели) освоения учебнометодического курса образуют
целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно
увидеть на схеме 1. Результаты обучения Схема 1.
Результаты обучения
Личностн
ые
Метапредметные
Предметные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся
вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе
принципов метапредметности как условия достижения высокого качества
Учитель сегодня должен стать конструктом новых
образования.
педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных
продуктов в освоении знаний.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной
задачей любого обучения.
В схеме, предложенной А.Г.Кузнецовой, современный подход к
организации содержания процесса обучения представлен в двух уровнях:
предметном и метапредметном (см. схему 2 ). Схема 2.
Содержание образования (метапредметный уровень)
Метапредметный уровень
Метадеятельность (мыследеятельность)
Метазнания
Метаспособы
Предметный уровень Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от
существующей практики дробления знаний на предметы к целостному
По мнению А.А.
образному восприятию мира, к метадеятельности.
Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной
деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов.
как принцип интеграции
содержания образования, как способ формирования теоретического
Метапредметность
мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает
формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком
подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к
системе знаний о мире.
Обучение школьников метапредметным знаниям требует совместного
участия учителей математики и учителей предметников.
Качество современного образования всё больше связывается с так
называемой функциональной грамотностью, под которой понимают
способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к
самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для
решения жизненно важных задач.
Все результаты освоения учебнометодического курса образуют
целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно
увидеть на схеме 3. Функциональная грамотность Схема 3.
Функциональная грамотность
Личностные результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные Коммуникативные
(развитие этических чувств, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками)
Познавательные
Предметные результаты
Технология продуктивного чтения(задания по работе с текстом)
Задания по групповой работе
Технология проблемного диалога(структура параграфов)
Технология оценивания (правило самоуважения)
Комплексные, компетентностные задания в учебнике:
задания по проектам ( на предметном материале),
жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)
По результатам международной программы PISA наша страна заняла обидное
38 место. Т.е. в течение 10 лет в функциональной грамотности российских
15летних учащихся, а именно в их способности использовать полученные в
школе знания, умения и опыт для широкого диапазона жизненных задач в
повседневной жизни, в ситуациях личностно и социально значимых,
выходящих за пределы чисто учебных,
не зафиксировано никаких
значительных изменений. По всем трем направлениям исследования PISA
Россия находится в группе стран, средний балл которых статистически
значимо ниже среднего балла по другим странам. Средние баллы российских
учащихся по всем трем направлениям соответствуют пороговому значению
функциональной грамотности, то есть значению, с которого учащиеся начинают явно самостоятельно проявлять в знакомых ситуациях
компетентности, необходимые для активного функционирования в
современном мире.
Разрыв с лидирующими странами по всем направлениям составляет около
100 баллов (одно стандартное отклонение). Это говорит о том, что почти две
трети учащихся в лидирующих странах имеют уровень функциональной
грамотности, превышающий средний уровень функциональной грамотности
российских учащихся.
Формирование метапредметных компетентностей
на уроках математики
Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и
общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем
позволят им применять полученные знания и умения для решения
собственных жизненных задач.
Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми
подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин
Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными
знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин
ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в
которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на
проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки
федеральных государственных стандартов второго поколения.
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл,
чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради
знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости –
значит нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не
только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы
действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Общеобразовательные программы опираются сегодня на научные достижения
более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу
обновления знаний.
Метапредметный подход предполагает такую
переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы
транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а
как знания для осмысленного использования. Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного
процесса, а именно урока математики.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение
следующих целей в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного
общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе
познания действительности,
создание условий для приобретения
первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает
возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода
заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут
самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При
этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение
эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую
методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности
работы детей, причем многократное.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам
мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но
которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом,
происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для
конкретного ребёнка;
• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий,
которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново
открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим
понятием
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире
как необходимый и закономерный результат его познания. Например: Фрагмент урока по теме: "Сумма углов треугольника", геометрия 7 класс
(можно это делать еще в 5 классе)
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте
треугольник с углами 1 ряд1000, 2 ряд 2000, 3 ряд800.
Побуждающий диалог.
Учитель: Что у вас получилось? Вы можете начертить такой треугольник?
(Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученик: Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке
проблемы.)
Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не
Ученик:
совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
Начертите треугольник: 1 ряд – остроугольный, 2 ряд прямоугольный, 3
ряд тупоугольный.
Измерьте его углы транспортиром.
Найдите сумму углов.
Какие результаты у вас получились?
К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
Сверим вывод с учебником.
А почему у вас получились неточные результаты?
Фрагмент урока по теме: «Смешанные числа» в 5 классе
Проблемная ситуация: заданные числа распределите в два столбика 3/4; 7/9;
56; 7/3; 78; 10 1/3; 45/23; 12; 9/11; 23/11.
1 столбикцелые числа 2 столбик дроби
Побуждающий диалог.
Учитель: Все ли числа вы использовали?
Ученик: Нет. Число 10 1/3 нельзя отнести ни к целым, ни к дробям.
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
Учитель: А из чего состоит данное число?
Ученик: Из целого и дробного. Взяли целое число 10 и добавили дробь 1/3
Учитель: Можно ли сказать, что целые числа перемешали с дробями?
Ученик: Да
Учитель: Тогда как можно назвать назвать такое число?
Ученик: Смешанные числа
Учитель: Давайте сверим с учебником.
Современное общество предъявляет принципиально новые требования к
системе образования. Одним из приоритетов требований нового Федерального
компонента государственного образовательного стандарта среднего
образования становится формирование коммуникативной компетенции в
организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Для
формирования коммуникативной компетенции на отдельных уроках хорошо
использовать технологию работы в малых группах (это технология из
личностноориентированного образования). Попытаюсь раскрыть суть данной
технологии: что она даёт в плане формирования коммуникативной
компетентности учащихся. Технологию работы в малых группах можно
применять для решения почти всех основных дидактических проблем:
решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового
материала. Важное условие организации эффективной групповой работы – это
комплектование групп. При комплектовании учитывается и количественный,
и особенно качественный состав, так как он зависит от уровня знаний и
характера
отношений.
межличностных задач:
познавательную,
коммуникативную,
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего
помогает развитию коммуникативных способностей учащихся — отсюда
растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности. Таким
образом, групповая форма обучения позволяет решать одновременно
несколько
социально
ориентационную.
При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности
каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден научиться
договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно
и быстро разрешать конфликты. Постепенно учащийся привыкает ощущать
классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании
дружеских взаимоотношений. Особенно эффективна групповая работа при
обсуждении проблемных заданий, т. к. только при совместном обсуждении
можно найти решение проблемы.
Например:
Фрагмент урока по теме: «Задачи на построение», геометрия 9
класс
Класс делится на 4 группы и каждая группа должна разобрать одну из задач
на построение. Затем старший группы сдает задачу учителю, а ему сдают все
члены его группы. После этого формируются пары из разных групп: в паре
каждый рассказывает свою задачу, слушает задачу напарника и сдает ее ему.
Когда пара отработала свои задачи, каждый член пары знает уже две задачи на
построение и начинает искать себе в сотрудничество того, кто знает
незнакомую для него задачу. И т.д. к концу урока каждый знает все задачи на
построение. Современный образовательный процесс предполагает развитие у
учащихся творческих способностей. Метапредметный подход диктует
необходимость работы учащихся с информацией,
самостоятельно
формируемой ими в идее творческой образовательной продукции. Решению
данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении
математики. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания
информационных продуктов различного рода (текстов, презентация, Web
страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом могли бы
стать эффективным инструментом в руках учащихся.
Информационнокоммуникационные технологии расширяют возможности
диагностики уровня усвоения математической информации. Разнообразные
тестовые системы позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний
учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Информационнокоммуникационные технологии способны: стимулировать
познавательный интерес к математике, придать учебной работе проблемный,
творческий, исследовательский характер, во многом способствовать
обновлению содержательной стороны предмета – метапредметности.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В
новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности на
уроках, что в свою очередь способствует появлению у детей потребности
саморазвития, самоопределения, и самоуправлении. Именно поэтому задача
педагога в метапредметном подходе заключается в формировании активной,
инициативной позиции учащихся в учебном процессе. Ученик не просто
усваивает предлагаемый материал,
а становится СОУчастником
происходящего, вступает в активный диалог, ищет ответы, и не
останавливается на достигнутом как на окончательной истине.
К настоящему времени накоплен определенный опыт практического
применения компьютерной техники на уроке, в ходе подготовки к нему, а
также во внеклассных мероприятиях.
чтобы
ученики разрабатывали уроки вместе с учителем, делали различные
презентации по темам. Это открывает большие возможности для учащихся.
При создании ими презентаций, формируются важнейшие в современных
условиях навыки:
Сейчас важно,
1. Они критически осмысливают информацию.
2. Выделяют главное, подводят итоги. 3. Систематизируют и обобщают материал.
4. Грамотно представляют имеющуюся информацию, «доказывай, объясняя».
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером,
формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений
ориентироваться в бурном потоке информации, они умеют:
выделять главное, обобщать, делать вывод, систематизировать;
учатся находить проблемы;
ориентируются в «глобальной паутине»;
умеют самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно осуществлять и контролировать деятельность;
умеют продуктивно общаться и взаимодействуют в процессе совместной
деятельности;
учитывают позиции других участников деятельности, эффективно
разрешают конфликты;
владеют навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками решения проблем;
умеют ориентироваться в различных источниках информации, оценивать
информацию и изучать самостоятельно;
умеют использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении коммуникативных и организационных задач с
соблюдением техники безопасности, гигиены, ресурсосбережении, норм
информационной безопасности.
Для подготовки презентации ученик должен провести большую
исследовательскую работу, использовать разные источники информации, что
позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт
индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в
презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть
красивым и отражать внутренне отношение автора к излагаемому вопросу). В
процессе демонстрации презентаций ученики приобретают опыт публичных
выступлений, который, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни.
Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку
ученика, так как умение работать с компьютером является одним из
элементов современной молодёжной культуры.
Плюсы презентаций в учебном процессе:
увеличивается объём информации на уроках;
происходит систематизация знаний в учебном процессе;
у учащихся формируется «Я сам»: делаю, анализирую, сопоставляю,
защищаю, осмысливаю;
на уроке создана ситуация успеха, положительная эмоциональная
атмосфера;
презентация открывает мир, который можно посмотреть, выходя за рамки
учебного материала; а значит,
работают все каналы приёмы информации: зрительный, слуховой;
растёт активность учащегося, он работает самостоятельно, в его режиме, по
интересующей его теме;
повышается внимание, ученик не только работает по своей теме, но и
внимательно слушает своих одноклассников, задает вопросы, пытается найти
ошибки в презентациях,
он должен разбираться в
теме одноклассника;
происходит смена деятельности в учебном процессе, не «учитель ученик»,
а «ученикучитель», при такой работе даже неуспешный ученик становится
успешным, становится в центре внимания учебного процесса, а значит на
уроке создана ситуация успеха;
одновременно при этом идёт обобщение и повторение пройденного
материала;
презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ;
формируется ораторское искусство, мало сделать, надо защитить свою
работу;
при этом ученики могут работать как самостоятельно, так и в группах, это
приводит к чувству ответственности за выполненную работу, итог –
созидательный труд, а это один из главных элементов метапредметности;
работа в таком режиме способствует развитию интереса к предмету, а самое
важное: формирует у детей ценностное отношение к математике;
Использование мультимедийных средств помогает реализовать
метапредматный подход в обучении. Презентации дают высокий результат:
развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышается
их активность, при этом систематические знания превращаются в системные.
Развитие общества сегодня диктует необходимость внедрения новых
технологий в школе –одна из них–метапредметный подход в
обучении. В ходе
презентацией формируются
следующие метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки,
критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения
(планирование, определение целей, формулирование гипотез и т.д., качества
мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).
Обобщив все, можно сделать вывод: в результате использования средств и
инструментов ИКТ и ИКТресурсов для решения разнообразных учебно
познавательных и учебнопрактических задач, охватывающих содержание всех
изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться
метапредметные подходы в обучении и заложит основу успешной учебной
деятельности в старшей школе
работы
над
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.