Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Оценка 4.6

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
05.12.2017
Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Публикация является частью публикации:
ДОКЛАД (2).docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Рассветовская средняя общеобразовательная школа Исетского района Тюменской области МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС Проблеме   качественного   образования   на   всех   ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Поэтому компетентностный   подход   к   обучению   становится   приоритетным направлением модернизации образования.   Главная идея компетентностного подхода — формирование профессиональной компетентности специалиста, о которой   можно   судить   по   тем   умениям   и   навыкам,   которые   специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций.  Отсюда   одной   из   наиболее   важных   задач   современной   системы образования   является   формирование   ключевых   компетенций   учащихся. Появляется   потребность   в   формировании   таких   качеств   личности,   как способность  человека   воспринимать   новое,  быстро  менять  различные   виды деятельности,   умение   работать   творчески,   адаптироваться   в   современном обществе, т.е. потребность в формировании метапредметных умений. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010   года   был   принят   Федеральный   государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения.       Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися   основной   образовательной   программы   основного   общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Все   результаты   (цели)   освоения   учебно­методического   курса   образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме 1. Результаты обучения                               Схема 1.  Результаты обучения Личностн ые Метапредметные Предметные Регулятивные Коммуникативные Познавательные       Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают   необходимость   в   изменении   содержания   обучения   на   основе принципов   метапредметности   как   условия   достижения   высокого   качества   Учитель   сегодня   должен   стать   конструктом   новых образования. педагогических   ситуаций,   новых   заданий,   направленных   на   использование обобщенных   способов   деятельности   и   создание   учащимися   собственных продуктов в освоении знаний.          В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. В   схеме,   предложенной   А.Г.Кузнецовой,   современный   подход   к организации   содержания   процесса   обучения   представлен   в   двух   уровнях: предметном и метапредметном (см. схему 2 ).                                    Схема 2.  Содержание образования (метапредметный уровень) Метапредметный уровень Метадеятельность (мыследеятельность) Метазнания Метаспособы Предметный уровень Таким   образом,   метапредметный   подход   обеспечивает   переход   от существующей   практики   дробления   знаний   на   предметы   к   целостному   По   мнению   А.А. образному   восприятию   мира,   к   метадеятельности.   Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности   –   это     способы   деятельности,   применимые   как   в   рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях,  освоенные   обучающимися   на   базе   одного,  нескольких   или   всех учебных   предметов.     как   принцип   интеграции содержания   образования,   как   способ   формирования   теоретического   Метапредметность       мышления   и   универсальных   способов   деятельности   обеспечивает формирования   целостной   картины   мира   в   сознании   ребёнка.   При   таком подходе   у   учащихся   формируется   подход   к   изучаемому   предмету   как   к системе знаний о мире.            Обучение школьников метапредметным знаниям требует совместного участия учителей математики и учителей предметников.             Качество   современного   образования   всё   больше   связывается   с   так называемой   функциональной   грамотностью,   под   которой   понимают способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для решения жизненно важных задач.            Все   результаты   освоения   учебно­методического   курса   образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме 3. Функциональная грамотность                           Схема 3. Функциональная грамотность Личностные результаты Метапредметные результаты: Регулятивные Коммуникативные (развитие этических чувств, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками) Познавательные Предметные результаты Технология продуктивного чтения(задания по работе с текстом) Задания по групповой работе Технология проблемного диалога(структура параграфов) Технология оценивания (правило самоуважения) Комплексные, компетентностные задания в учебнике: задания по проектам ( на предметном материале), жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)          По результатам международной программы PISA наша страна заняла обидное 38 место. Т.е. в течение 10 лет  в функциональной  грамотности российских 15­летних учащихся, а именно в их способности использовать полученные в школе  знания,  умения и опыт  для широкого диапазона  жизненных  задач  в повседневной   жизни,   в   ситуациях   личностно   и   социально   значимых, выходящих   за   пределы   чисто   учебных,    не   зафиксировано   никаких значительных изменений.   По всем трем направлениям исследования PISA Россия   находится   в   группе   стран,   средний   балл   которых   статистически значимо ниже среднего балла по другим странам. Средние баллы российских учащихся по всем трем направлениям соответствуют пороговому значению функциональной   грамотности,   то   есть   значению,   с   которого   учащиеся начинают   явно   самостоятельно   проявлять   в   знакомых   ситуациях компетентности,   необходимые   для   активного   функционирования   в современном мире.      Разрыв с лидирующими странами по всем направлениям составляет около 100 баллов (одно стандартное отклонение). Это говорит о том, что почти две трети   учащихся   в   лидирующих   странах   имеют   уровень   функциональной грамотности,   превышающий   средний   уровень   функциональной   грамотности российских учащихся. Формирование метапредметных компетентностей   на уроках математики       Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят   им   применять   полученные   знания   и   умения   для   решения собственных жизненных задач.    Что   общего между   беспорядком   в   кладовой,   лавкой   с   пустыми подписанными ящиками и головой ученика?  Ответ   на   этот   вопрос   даёт   великий   русский   педагог   Константин Дмитриевич   Ушинский:   «Голова,   наполненная   отрывочными,   бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения. Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит ­ нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но… Метапредметный  подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию. Общеобразовательные программы опираются сегодня на научные достижения более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления   знаний.   Метапредметный   подход   предполагает   такую переорганизацию   предметного   образования,   при   которой   получилось   бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования. Таким   образом,   меняется   подход   к   проектированию   образовательного процесса, а именно урока математики. Изучение   математики   в   основной   школе   направлено   на   достижение следующих целей в метапредметном направлении: •  формирование   представлений   о   математике   как   части   общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; •   развитие   представлений   о   математике   как   форме   описания   и   методе познания   действительности,   создание   условий   для   приобретения первоначального опыта математического моделирования; •   формирование   общих   способов   интеллектуальной   деятельности, характерных   для   математики   и   являющихся   основой   познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность   развивать   мышления   у   всех   учеников.   Суть   такого   подхода заключается   в   создании   учителем   особых   условий,   в   которых   дети   могут самостоятельно, но под руководством учителя  найти решение задачи. При этом   педагог   объясняет   ребятам   понимание   сути   задачи,   построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.   Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное. Метапредметный урок – это урок, на котором: •   школьники   учатся   общим   приёмам,   техникам,   схемам,   образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые   воспроизводятся   при   работе   с   любым   предметным   материалом, происходит   включение   ребёнка   в   разные   виды   деятельности,   важные   для конкретного ребёнка; • ученик промысливает, прослеживает происхождения  важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием • обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания. Например: Фрагмент урока по теме: "Сумма углов треугольника", геометрия 7 класс (можно это делать еще в 5 классе) Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте  треугольник с углами 1 ряд­1000, 2 ряд­ 2000, 3 ряд­800. Побуждающий диалог. Учитель: ­ Что у вас получилось? Вы можете начертить такой треугольник?  (Побуждение к осознанию противоречия.) Ученик: ­ Нет, не получается! (осознание затруднения.) Учитель: ­ Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке  проблемы.)   ­ Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не  Ученик:   совпадающий с темой урока.) Формулировка учебной проблемы. Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы. ­ Начертите треугольник: 1 ряд – остроугольный, 2 ряд­ прямоугольный, 3  ряд­ тупоугольный. ­ Измерьте его углы транспортиром. ­ Найдите сумму углов. ­ Какие результаты у вас получились? ­ К какому круглому числу приближаются ваши результаты? ­ Что же можно предположить о сумме углов треугольника? ­ Сверим вывод с учебником. ­ А почему у вас получились неточные результаты? Фрагмент урока по теме: «Смешанные числа» в 5 классе Проблемная ситуация: заданные числа распределите в два столбика  3/4; 7/9;  56; 7/3; 78; 10 1/3; 45/23; 12; 9/11; 23/11. 1 столбик­целые числа 2 столбик­ дроби Побуждающий диалог. Учитель: Все ли числа вы использовали? Ученик: Нет. Число 10 1/3 нельзя отнести ни к целым, ни к дробям. Формулировка учебной проблемы. Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы. Учитель: А из чего состоит данное число? Ученик: Из целого и дробного. Взяли целое число 10 и добавили дробь 1/3 Учитель: Можно ли сказать, что целые числа перемешали с дробями? Ученик: Да Учитель: Тогда как можно назвать назвать такое число? Ученик: Смешанные числа Учитель: Давайте сверим с учебником. Современное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Одним из приоритетов требований нового Федерального компонента   государственного   образовательного   стандарта   среднего образования   становится   формирование   коммуникативной   компетенции   в организации   познавательной   деятельности   учащихся   на   уроке.  Для формирования коммуникативной компетенции на отдельных уроках хорошо использовать     технологию   работы   в   малых   группах   (это   технология   из личностно­ориентированного образования). Попытаюсь раскрыть суть данной технологии:   что   она   даёт   в   плане   формирования   коммуникативной компетентности   учащихся.  Технологию   работы   в   малых   группах   можно применять   для   решения   почти   всех   основных   дидактических   проблем: решения   задач   и   упражнений,   закрепления   и   повторения,   изучения   нового материала. Важное условие организации эффективной групповой работы – это комплектование групп. При комплектовании  учитывается и количественный, и   особенно   качественный   состав,   так   как   он   зависит   от   уровня   знаний   и характера отношений. межличностных задач:   познавательную,   коммуникативную, Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает   развитию   коммуникативных   способностей   учащихся —   отсюда растущий   интерес   педагогов   к этому   виду   учебной   деятельности.  Таким образом,   групповая   форма   обучения   позволяет   решать   одновременно несколько     социально­ ориентационную. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого   учащегося   в совместный   труд.   Ученик   вынужден   научиться договариваться,   поступаясь   своими   личными   интересами,   конструктивно и быстро   разрешать   конфликты.  Постепенно   учащийся   привыкает   ощущать классное   сообщество   частью   своего   мира,   он заинтересован   в поддержании дружеских   взаимоотношений.   Особенно   эффективна   групповая   работа   при обсуждении проблемных заданий, т. к. только при совместном обсуждении можно найти решение проблемы. Например: Фрагмент   урока   по   теме:   «Задачи   на   построение»,   геометрия   9 класс Класс делится на 4 группы и каждая группа должна разобрать одну из задач  на построение. Затем старший группы сдает задачу учителю, а ему сдают все  члены его группы. После этого формируются пары из разных групп: в паре  каждый рассказывает свою задачу, слушает задачу напарника и сдает ее ему.  Когда пара отработала свои задачи, каждый член пары знает уже две задачи на построение и начинает искать себе в сотрудничество того, кто знает  незнакомую для него задачу. И т.д. к концу урока каждый знает все задачи на  построение. Современный  образовательный   процесс   предполагает   развитие   у учащихся   творческих   способностей.   Метапредметный   подход   диктует необходимость   работы   учащихся   с   информацией,   самостоятельно формируемой ими в идее творческой образовательной продукции. Решению данной   задачи   способствует   развитие   проектных   технологий   в   изучении математики. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных   продуктов   различного   рода   (текстов,   презентация, Web­ страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся. Информационно­коммуникационные   технологии   расширяют   возможности диагностики   уровня   усвоения   математической   информации.   Разнообразные тестовые   системы   позволяют   индивидуализировать   процесс   оценки   знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке. Информационно­коммуникационные   технологии   способны:   стимулировать познавательный интерес к математике, придать учебной работе проблемный, творческий,   исследовательский   характер,   во   многом   способствовать обновлению содержательной стороны предмета – метапредметности. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых   технологиях   ставка   делается   на   повышение   уровня   активности   на уроках,  что   в  свою   очередь   способствует   появлению   у   детей   потребности саморазвития, самоопределения, и самоуправлении. Именно поэтому задача педагога в метапредметном подходе заключается в формировании активной, инициативной   позиции   учащихся   в   учебном   процессе.   Ученик   не   просто усваивает   предлагаемый   материал,   а   становится   СОУчастником происходящего,   вступает   в   активный   диалог,   ищет   ответы,   и   не останавливается на достигнутом как на окончательной истине. К   настоящему   времени   накоплен   определенный   опыт   практического применения компьютерной техники на уроке, в ходе подготовки к нему, а также   во   внеклассных   мероприятиях.   чтобы ученики разрабатывали  уроки   вместе   с   учителем,   делали   различные презентации по темам. Это открывает большие возможности для учащихся. При   создании   ими   презентаций,   формируются   важнейшие   в   современных условиях навыки:   Сейчас  важно, 1. Они критически осмысливают информацию. 2. Выделяют главное, подводят итоги. 3. Систематизируют и обобщают материал. 4. Грамотно представляют имеющуюся информацию, «доказывай, объясняя». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, они умеют: ­ выделять главное, обобщать, делать вывод, систематизировать; ­ учатся находить проблемы; ­ ориентируются в «глобальной паутине»; ­ умеют самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; ­ самостоятельно осуществлять и контролировать деятельность; ­  умеют  продуктивно  общаться  и  взаимодействуют   в  процессе   совместной деятельности; ­   учитывают   позиции   других   участников   деятельности,   эффективно разрешают конфликты; ­ владеют навыками познавательной, учебно­исследовательской и проектной деятельности, навыками решения проблем; ­   умеют   ориентироваться   в   различных   источниках   информации,   оценивать информацию и изучать самостоятельно; ­   умеют   использовать   средства   информационных   и   коммуникационных технологий   в   решении   коммуникативных   и   организационных   задач   с соблюдением   техники   безопасности,   гигиены,   ресурсосбережении,   норм информационной безопасности.        Для   подготовки   презентации   ученик   должен   провести   большую исследовательскую работу, использовать разные источники информации, что позволяет   избежать   шаблонов   и   превратить   каждую   работу   в   продукт индивидуального   творчества.   Ученик   при   создании   каждого   слайда   в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутренне отношение автора к излагаемому вопросу). В процессе демонстрации презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений,   который,   безусловно,   пригодится   в   дальнейшей   жизни. Включается   элемент   соревнования,   что   позволяет   повысить   самооценку ученика,   так   как   умение   работать   с   компьютером   является   одним   из элементов современной молодёжной культуры. Плюсы презентаций в учебном процессе: ­ увеличивается объём информации на уроках; ­ происходит систематизация знаний в учебном процессе; ­   у   учащихся   формируется   «Я   ­   сам»:   делаю,   анализирую,   сопоставляю, защищаю, осмысливаю; ­   на   уроке   создана   ситуация   успеха,   положительная   эмоциональная атмосфера; ­ презентация открывает мир, который можно посмотреть, выходя за рамки учебного материала; а   значит, ­ работают все каналы приёмы информации:  зрительный, слуховой; ­ растёт активность учащегося, он работает самостоятельно, в его режиме, по интересующей его теме; ­   повышается   внимание,   ученик   не   только   работает   по   своей   теме,   но   и внимательно слушает своих одноклассников, задает вопросы, пытается найти ошибки   в   презентациях,   он   должен   разбираться   в теме одноклассника; ­ происходит смена деятельности в учебном процессе, не «учитель ­ ученик», а «ученик­учитель», при такой работе даже неуспешный ученик становится успешным,      становится в центре внимания учебного процесса, а значит на уроке создана ситуация успеха; ­   одновременно   при   этом   идёт   обобщение   и   повторение   пройденного материала; ­ презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ; ­   формируется   ораторское   искусство,   мало   сделать,   надо   защитить   свою работу; ­ при этом ученики могут работать как самостоятельно, так и в группах, это приводит   к   чувству   ответственности   за   выполненную   работу,   итог   – созидательный труд, а это один из главных элементов метапредметности; ­ работа в таком режиме способствует развитию интереса к предмету, а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к математике; Использование   мультимедийных   средств   помогает   реализовать метапредматный подход в обучении. Презентации дают высокий результат: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышается их активность, при этом систематические знания превращаются в системные. Развитие   общества   сегодня   диктует   необходимость   внедрения   новых технологий   в   школе   –одна   из   них–метапредметный   подход   в обучении.   В  ходе презентацией  формируются следующие  метаумения:   теоретическое   мышление,   навыки   переработки, критическое   мышление, творческое   мышление,   регулятивные   умения (планирование, определение целей,  формулирование гипотез и т.д., качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.). Обобщив все, можно сделать вывод: в результате использования средств и инструментов   ИКТ   и   ИКТ­ресурсов   для   решения   разнообразных   учебно­ познавательных и учебно­практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых  предметов, у  обучающихся будут формироваться и  развиваться метапредметные  подходы  в  обучении  и  заложит  основу  успешной  учебной деятельности в  старшей школе работы     над

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС

Метапредметные связи в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017