Урок в техникуме (методические рекомендации)
Оценка 5

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Оценка 5
Контроль знаний
docx
администрации
Взрослым
07.12.2017
Урок в техникуме (методические рекомендации)
Методические рекомендации "Урок в техникуме" включается понятие, типы и виды уроков. В доступной форме рассмотрены 3 цели урока: образовательная (дидактическая), развивающая и воспитательная, дана их схема и приведены (в качестве образца) формулировки различного вида целей урока. Приведен образец - алгоритм "Самоанализ проведенного урока" - это позволит преподавателю глубоко вникать в структуру проведения каждого урока. Рассмотрены стандартные и нестандартные виды уроков, которые помогут начинающим преподавателям понять их специфику, роль и методику применения. В помощь преподавателям расписаны методы обучения - традиционные (1 - 5) и показаны (через описание) - современные. Показан системный характер обучения на уроке и выбор форм и методов обучения студентов. Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям, не имеющим педагогического образования, овладении ими педагогическими основами учебно-воспитательного процесса, как урок. В качестве приложения дан конспект урока изучения нового материала через проблемный метод изложения и проблемно-поисковую деятельность студентов.Рекомендовано в качестве методического пособия для преподавателей ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» для подготовки и проведения занятий, а так же для совершенствования педагогического мастерства.
Урок в техникуме 2017.docx
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Южно­Уральский многопрофильный колледж» Урок в техникуме (методические рекомендации) г. Челябинск, 2016 г.  Подготовила:  Вуйлова М.А., методист Рассмотрено и утверждено на заседании Методического совета  колледжа 23.10.2013 г. Рекомендовано в качестве методического пособия для преподавателей  ГБПОУ «Южно­Уральский многопрофильный колледж» для подготовки и  проведения занятий, а так же для совершенствования педагогического мастерства. СОДЕРЖАНИЕ 1. Аннотация 2. Введение  3. Урок (понятие, требования к нему) 4. Цели урока: * Образовательная (дидактическая); * Воспитательная; * Развивающая. 5. Самоанализ (проведенного урока) 6. Типы и структура урока 7. Особенности построения уроков различного вида и их виды: * Урок сообщения (изучения) новых знаний; * Урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок  закрепления); * Урок обобщения и систематизации; * Нестандартные уроки (понятие, виды и отличие от  других). 8. Системный характер обучения на уроке 9. Методы обучения (понятие, классификация): * Объяснительно­иллюстративный; * Репродуктивный; * Проблемный; * Частично­поисковый; * Исследовательский; * Программированное обучение; * Алгоритмизации; * Педагогического менеджмента; * Модульного обучения. 10. Определение эффективности выбора методов обучения 11. Выбор форм обучения: * индивидуальное; * групповое; * фронтальное 12. Условия выбора методов обучения          СТР. 3 3 4 6 6 8 7 9 9 12 12 12 13 14 16 16 16 16 17 17 17 18 18 18 18 18 19 19 19 19 20 АННОТАЦИЯ Методические рекомендации "Урок в техникуме" включается понятие,  типы и виды уроков. В доступной форме рассмотрены 3 цели урока:  образовательная (дидактическая), развивающая и воспитательная,  дана их схема и приведены (в качестве образца) формулировки  различного вида целей урока. Приведен образец ­ алгоритм "Самоанализ проведенного урока" ­ это  позволит преподавателю глубоко вникать в структуру проведения  каждого урока. Рассмотрены стандартные и нестандартные виды уроков, которые  помогут начинающим преподавателям понять их специфику, роль и  методику применения. В помощь преподавателям расписаны методы  обучения ­ традиционные (1 ­ 5) и показаны (через описание) ­  современные. Показан системный характер обучения на уроке и выбор  форм и методов обучения студентов. Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям, не имеющим  педагогического образования, овладении ими педагогическими  основами учебно­воспитательного процесса, как урок. В качестве  приложения дан конспект урока изучения нового материала через  проблемный метод изложения и проблемно­поисковую деятельность  студентов. ВВЕДЕНИЕ В современных условиях реформирования образования особую  значимость приобретает подготовка самих преподавателей, владение  ими новыми педагогическими технологиями, помогающими  приспособиться к любой педагогической ситуации. Успешное решение проблемы развития познавательной активности  обучаемых (самостоятельно пополнять свои знания, формировать  практические умения и навыки) не обходиться без знаний  преподавателем темы "Урок" (его виды, типы, структура и методы  ведения), чтобы умело разрешать противоречия, возникающие на  уроке: 1. Противоречие между уровнем техникумовских дисциплин и тем  знанием, которым владеет студент, пришедший из школы; 2. Низок престиж образования (Зачем учиться хорошо, если неученый  денег порой в несколько раз больше имеет, чем ученый ­  преподаватель, хотя преподаватель выстрадал свой диплом); 3. Между абстрактным предметом учебной деятельности и реальным  предметом будущей профессии специалиста; 4. Между разнородной системой знаний по предметам и требованиями  жизни: 5. Весь учебный процесс индивидуален (ответь на то­то, реши по  билету ...), а коллективного труда НЕТ, а на производстве ­ все  решается коллективом, т.е. возникло противоречие между  индивидуальным способом овладения знаниями и коллективным  характером профессионального труда, предполагающим обмен его  результатами. 6. Между возросшим объемом знаний и сокращением сроков обучения; 7. Между возросшим требованием качества знаний к будущему  специалисту, а учебники не отвечают требованиям. УРОК Урок ­ форма организации учебно­воспитательного процесса, при которой создаются условия для того, чтобы студенты овладевали  определенными знаниями, умениями, навыками в процессе обучения.  Современный урок ­ это урок, во главе которого студент со своей  индивидуальностью.  Требования к уроку: 1. Урок предусматривает реализацию в комплексе образовательной,  развивающей и воспитывающей функции обучения. Воздействует на все  стороны формирования студента: ­ пополняет запас знаний; ­ развивает умственные силы и способности; ­ формирует мировоззрение, нравственные, волевые черты личности,  отношение к труду. 2. Урок имеет строгую систему построения: ­ определенное начало; ­ постановка целей и задач; ­ объяснение; ­ закрепление или повторение; ­ домашнее задание. 3. Урок соответствует принципам обучения: ­ оказывает воспитывающее влияние; ­ является научным, доступным, способствует прочному и осознанному усвоению материала, формированию умений и навыков. 4. Содержание урока соответствует учебной программе и является  звеном в системе других уроков. Всегда нужно помнить, не только  какое содержание изучено ранее и что будут изучать студенты после  данного урока, но и создавать в учебной деятельности тенденции к  предварительному знакомству с некоторыми идеями, которые будут  изучаться в дальнейшем. 5. При подготовке и проведении урока учитываются современные  психолого­педагогические и методические подходы к обучению и  воспитанию. 6. Преподаватель учитывает конкретную ситуацию в техникуме:  оборудование, ТСО, учебники, местные, социальные и природные  условия и т.т. Успешность подготовки в проведении урока определяется понимаем  основ построения учебного процесса. Во всяком уроке  предусматриваются: Тема ­ Что это такое? О чем я буду говорить? Что? План ­ Как?  Цель ­ Зачем? Что я должна добиться? ЦЕЛЬ Цель ­  это конечный результат, увиденный в самом начале  деятельности и к ней должна быть проложена дорога, т.е. отделить  главное от второстепенного (выделить ее коротко и ясно). Что  студент д о л ж е н :  знать, уметь, научиться тому­то..., владеть тем­то... и т.д. Различаются 3 цели урока: 1. Образовательная (дидактическая): Цель ­ это формирование знаний, специальных умений и навыков,  характерных для данного учебного предмета. Формирование знаний  предполагает изучение на уроке определенных теорий, законов,  основных понятий, научных факторов. Формирование специальных  умений и навыков по предмету, так же как и формирование  теоретических знаний, вытекает из требований программ. Разумеется, выделяя образовательные (дидактические) задачи урока,  преподаватель знакомится:  ­ с требованиями программы; ­ с содержанием темы в учебнике; ­ определяет методику преподавания и выбирает наиболее важные  задачи, которые могут рассматриваться на данном уроке. Значительную помощь окажут разделы программы: "Что должны знать?"  и "Что должны уметь?" студенты в процессе обучения соответствующей темы. К числу образовательных целей относится: формирование у студента  гуманитарных, естественно­математических, правовых и других  знаний; выработку умений, специальных для каждого предмета.  Решение этих задач создает базу для формирования у студентов  научного мировоззрения. Образовательные задачи в контексте можно записать так: * Обеспечить усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, теорий, научных фактов и т.д. * Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие  общеучебные умения и навыки, например: планирование ответа или  сочинения, работы с книгой, умения быстро читать и писать,  самоконтроля и т.д. * Сформировать (продолжить формировать, закрепить) следующие  специальные умения и навыки по предмету... * Восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и  общеучебных умениях и навыках студентов... * Познавательные (дополнения): a) сообщение новых сведений... b) введение неизвестных понятий, категорий... c) изучение новых явлений, законов... d) обучение новому способу действий... e) изучения новых признаков и свойств, известных уже понятий... f) установление новых связей между понятиями... g) углубление понимания сущности изученного понятия... h) введение новых терминов и условных обозначений... i) знакомство с принципом действий обобщения и систематизации  знаний... 2. Развивающие цели: Личность в психологическом плане характеризуется взаимодействием  четырех основных сфер: 1 ­  интеллектуальной, 2 ­  волевой, 3 ­  эмоциональной, 4 ­  мотивационной. Вот почему планируя развивающее влияние обучения, нельзя не  учитывать необходимость развития интеллекта, воли, эмоции и  мотивов (потребностей), интересов студентов. Все сферы личности  студентов развиваются на каждом уроке. Но содержание одного из  уроков особенно удачно может способствовать развитию умения  анализировать, синтезировать изученные факты, понять сравнивать,  обобщать их. Такой урок интенсивно развивает мышление студентов,  навыки учебно­познавательной деятельности. Содержание другого  урока, когда он посвящается выполнению упражнений, позволяет  активно влиять на развитие настойчивости, умения преодолевать  затруднения в учении. Здесь уместно поставить задачу специального  развития волевых усилий студента. На 3­ем уроке изучается яркий  художественно­образный материал, который может глубоко  подействовать на эмоции, заставить их переживать чувства радости,  гнева, симпатии, антипатии и т.д. здесь можно поставить задачу  развития эмоциональных переживаний студентов. На 4­ом уроке  возникнут самые благоприятные возможности для развития интереса к  данному предмету благодаря значимости его для решения весьма  актуальных задач производства, для удовлетворения потребностей и  развития способностей студентов. Развивающее влияние обучения обеспечивается решением задач  развития навыков и умений учебной деятельности, восприятия  внимания, эмоции личности, ее интересов, способностей и дарований. Например: 1. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом  материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически  излагать мысли, для чего предусмотреть в ходе урока (составление  плана, контрольные вопросы и тесты, резюме, сравнение понятий,  фактов, озаглавливание текста, составление сравниваемых таблиц). 2. Развивать самостоятельность в умении преодолевать трудности,  используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии,  самостоятельные упражнения, нахождение собственных примеров из  окружающей жизни, самостоятельное составление задач, поощрение  неоднократных усилий в выполнении затруднительных заданий. 3. Развитие эмоций студентов, создаваемой в ходе урока  удовлетворения, радости, занимательности, парадоксальности, воли в содержание урока ярких примеров, фактов, иллюстраций,  демонстраций, воздействие на чувства и эмоции личности... 4. Развитие познавательного интереса, внося элементы новизны  знаний, связи их с жизнью. 5. При работе со студентами, имеющих способности в области данного предмета обратить особое внимание на развитие следующих сторон:  интеллекта, воли, эмоции... 6. Анализировать, устанавливать причинно­следственные связи,  составлять, сопоставлять, доказывать, обобщать, выдвигать  гипотезу, осуществить перенос знаний и новую ситуацию, искать  аналогию изучаемому явлению или другой вариант интересующего  решения... 7. Планировать деятельность, подбирать средства для деятельности  (приборы, таблицы, материалы...). 8. Оформлять результаты деятельности, проводимых наблюдений  (составить схему, таблицу, диаграмму)... 3. Воспитательные цели ­ преподаватель должен стремиться охватить  все основные  стороны воспитания студентов с учетом квалификационной  характеристики будущей профессии: политическое, трудовое,  нравственное, семейное и т.д. Разумеется, содержание далеко не каждой темы урока будет  располагать возможностями для решения этих задач. Преподавателю  необходимо тщательно анализировать содержание материала в  учебнике, рекомендации методических пособий, комментариев и т.д.,  чтобы определить воспитательные цели, которые непосредственно и  успешно могут быть решены при изучении данной темы. Так, одни темы, успешно позволяют показать переход  количественных изменений в качественные, единство и борьбу  противоположностей, отрицание отрицания, несостоятельность каких­ либо догм, учений и пр. В других темах особенно ярко прозвучат задачи политического  воспитания: ознакомление студентов с внутренней и внешней политикой государства, с трудами ученых, с фактами способствующими воспитанию нетерпимости к наркотикам, спиртному и т.д. Третьи темы откроют простор для патриотического воспитания  студентов, для выработки у них ценных качеств и т.п. решение  данных задач вносит существенный вклад в формирование  мировоззрения и активной жизненной позиции личности. Писать эту цель: 1. Содействовать в ходе урока формированию следующих основных  мировоззренческих идей (материальность мира, причинно­следственные связи явлений, развитие в природе и обществе познавательности мира и его закономерностей...). 2. Обеспечить нравственное воспитание студентов (актуальность  событий, сделать акцент на вопросы темы, способных воспитанию у  студентов таких нравственных качеств, как патриотизм,  интернационализм, коллективизм, гуманизм, непримиримость...) 3. Содействовать трудовому воспитанию (традициям народа, научность решения задач с ...). 4. Содействовать эстетическому воспитанию... 5. Содействовать физическому воспитанию... 6. Воспитание культуры мышления, культуры речи... 7. Воспитания познавательного интереса к изучаемому материалу,  увлеченности им, сознательной дисциплине, пониманию важности и  практической значимости знаний из области науки... 8. Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество,  взаимоконтроль и самоконтроль... ЦЕЛИ  УРОКА 1.  Дидактическая(образовательная) 2.  Развивающая 3.  Воспитательная Формируется кратно для студентов на каждом  уроке, что студент д о л ж е н : ­ знать, ­ уметь, ­ научиться тому­то..., ­ владеть тем­то...Преследует развитие интеллекта (мышления,  формирование психических процессов) и зависит от: ­ квалификационной характеристики специалиста, ­ уровня развития студентов, ­ требований дня, ­ применения изученного материала через практику (через  упражнения, задачи...)Формирование типа личности.  С учетом целей урока, преподаватель обязан сделать для себя  самоанализ проведенного урока и только затем планировать следующий урок. САМОАНАЛИЗ Самоанализ проведенного урока: 1. Обоснованность целевых установок (содержание, методы...); 2. Реализация основных целевых установок; 3. Удачность структуры урока и отбор методов; 4. Уровень владения знаниями: a) по предыдущей теме, b) по изучению новой темы; 5. Элементы урока с наиболее (менее) эффективной работой студента; 6. Доля времени на уроке ­ занятие мыслительной деятельностью; 7. Примеры овладения вниманием; 8. Эмоциональная обстановка на уроке; 9. Контакт со студентами; 10. Рациональное использование времени на уроке; 11. Как продолжить работу по закреплению навыков на следующем  уроке? 12. Что взять с этого урока в педагогическую копилку? 13. Резервы, недостатки, пути их решения.             ТИПЫ  И  СТРУКТУРА  УРОКА Всякий урок имеет своеобразие, отличается от другого по своим  конкретным задачам и содержанию. Но существуют общие черты урока: ­ сообщение нового материала; ­ закрепление; ­ повторение; ­ проверка и контроль; ­ домашнее задание, итог урока. Дидактическая задача на уроке (с позиции "знать" и "уметь")  выделяя следующие типы уроков: 1. Комбинированный урок ­ на котором сочетаются различные виды  работы: ­ объяснение, ­ закрепление, ­ проверка, ­ подведение итогов и т.д. 2. Урок сообщения новых знаний ­ уделяется основное внимание  изучению нового материала. 3. Урок формирования и закрепления умений и навыков ­ уделяется  практической деятельности, преимущественно упражнениям. 4. Обобщающий урок ­ систематизируется изученный материал по  определенным темам и разделам. 5. Контрольный урок ­ выполняются студентами проверочные и  контрольные, устные и письменные работы. 6. Нестандартные уроки ­ сочетание урочной системы (школы,  техникума) и лекционной (курсовой) вуза. Каждый урок имеет свою  структуру: ­ организация начала урока, ­ проверка усвоения нового, изученного материала, ­ подготовительная работа к изучению нового, постановка цели и  задач урока, ­ объяснение нового материала, ­ закрепление,  ­ повторение, подведение итогов урока, ­ домашнее задание. Каждая структура преследует свою задачу: 1. Организация начала урока ­ занимает от 1 до нескольких минут.  Тот, кто умело и правильно предъявляет требования к действиям  студентов в начале урока, обеспечивает успех всего урока. С первых минут студент должен почувствовать в преподавателе лидера, который не отступит от своих требований и добьется выполнения учебных  целей урока. Здесь все имеет значение: ­  как входит преподаватель на урок, ­  его уверенность в себе, ­  тон, манера поведения, ­  умение предъявить требования и искренне уважать студентов.        Уважающий себя преподаватель не позволит, войдя на урок,  чтобы студенты разговаривали. Даже когда он идет к своему столу,  каждому студенту будет казаться, что внимательный взгляд  преподавателя обращен на него. Преподаватель проверяет готовность  к уроку: ­ наличие всего необходимого (тетрадей, пособий, комментариев и  т.д.), ­ удобно ли расположены на студенческом столе все принадлежности, ­ сосредоточены ли студенты, ­ нет ли отвлекающих моментов и т.д. Это приучает студентов к дисциплине и умению организовать свой  учебный труд. преподавателю нужно приготовить себя к проведению  начала урока. 2. Проверка усвоения изученного материала (актуализация прежних  знаний). Состоит в проверке, контроле, так и в подготовке к  изучению нового материала. Прежде всего, преподаватель сосредоточивает внимание студентов на  основных идеях  и правилах, которые легли в основу выполнения  домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили домашнее задание,  какие были трудности. Преподавателю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым студентом, особенно формирования учебных навыков. Главное, не допустить механического  характера работы. Если не было домашнего задания, то студенты по специальным  подготовленным вопросам воспроизводят знания, которые будут  использованы преподавателем в процессе объяснения. 3. Постановка цели и задач урока ­ обеспечивает определенность,  систематичность и последовательность действий преподавателя и  студентов на уроке. Каждый момент должен соответствовать на уроке  поставленным целям и задачам. 4. Объяснение (усвоение новых знаний и способов действий). Доступная логика научных доказательств, простая и убедительная  форма изложения, ясность мысли преподавателя, строгое поведение  преподавателя, его сосредоточенность ­ отражаются на студентах и  дают положительный результат. Преподаватель в процессе объяснения  должен внимательно смотреть на студентов, а не только на свой  написанный конспект. Объяснение может включать и повторение какого­либо доказательства, правила. 5. Закрепление (формирование умений и навыков) ­ это система  упражнений, специальных заданий проводится после объяснения нового материала, при этом сосредотачивается внимание  на главных,  опорных пунктах материала, связи теории с практикой, на процессе  формирования определенных учебных умений и навыков. Преподаватель получает обратную связь­информацию о том, насколько  успешно поняли студенты объяснение. 6. Повторение ­ это систематизация, обобщение, воспроизведение  учебного материала по темам, разделам, курсам. Преподаватель заранее намечает план повторения: какие вопросы  будут заданы студентам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, какой ­ пользуясь учебником, какие тренировочные или  творческие упражнения будут даны. 7. Итог урока ­ напоминание главных идей изученного и  сосредоточение внимания на связи теории с упражнениями. За 1 ­ 5 минут преподаватель воспроизводит основное содержание  урока. Он выделяет положительные моменты и говорит о недостатках  работы студентов, называет наиболее активных ­ оценивает. 8. Домашнее задание ­ сообщает студентам, разъясняет основные идеи и способы его выполнения с включением различных видов  самостоятельных работ. Недопустимо, если преподаватель дает  домашнее задание и инструктаж после звонка, т.к. студенты уже не  воспринимают его сосредоточенно и ответственно. Инструкция о  выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко и  последовательно. Полезно спросить нескольких студентов о том, как  они поняли задание или дать образец. ОСОБЕННОСТИ  ПОСТРОЕНИЯ  УРОКОВ  РАЗЛИЧНОГО  ТИПА 1. Урок сообщения (изучения) новых знаний: Структура:  ­  Организация начала урока,  ­  Цель и задачи урока,  ­  Актуализация прежних знаний (проверка домашнего  задания,      повторение и воспроизведение изученного материала и т.д.),  ­  Усвоение новых знаний и способов действий (объяснение), ­  Формирование умений и навыков (закрепление),  ­  Итог урока и задание на дом. Главная часть ­ объяснение. При проверке домашнего задания следует воспроизвести те положения, правила, факты, которые имеют  отношение к объяснению нового. Поэтому домашнее задание данное на  предыдущем уроке должно носить подготовительный характер. На этом  уроке закрепление носит вспомогательную роль и проводится  преимущественно с диагностической целью. Итоги урока преподаватель подводит с точки зрения выполнения  образовательных и воспитательных задач, он указывает на  положительные и негативные моменты в работе студентов и как нужно  выполнить домашнее задание. Виды уроков – 1­го типа:            1. Урок ­ лекция, 2. Урок ­ беседа, 3. Кино­урок, видео­урок... 4. Урок теоретических и практических самостоятельных работ, 5. Урок комбинированный (состоит из элементов 1 ­ 4 уроков),   2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок  закрепления). Структура урока: 1. Организация начала урока, 2. Постановка цели и задач урока, 3. Закрепление (формирование), 4. Итог и задание на дом. В начале урока нужно проверить готовность каждого студента к  работе, подготовить учебные принадлежности, удобно их расположить. У неопытного преподавателя на уроках студенты часто отвлекаются,  достают ручки, тетради, обращаются к соседям. При постановки цели урока преподаватель напоминает основные  положения и правила, которые будут лежать в основе практической  учебной деятельности. Проверку домашних заданий целесообразно  совместить с закреплением. Урок приобретает более строгую  последовательность и систему.      Основная часть урока ­ разрешение проблемных ситуаций и  вопросов, тренировочные упражнения, самостоятельные работы. Успех  урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей  студентов данной группы. Главное здесь в том, чтобы правильно найти степень трудности  упражнений ­ слишком трудные не дают удовлетворения, студенты  затрачивают много сил и времени, но не видят ощутимых результатов. Слишком легкие ­ слабо содействуют закреплению теоретического материала. Упражнения должны соответствовать силе и знаниям  студентов. Однако, легкие упражнения нужны для воспитания  уверенности в силах, и несколько трудных, для проявления  творческих способностей. При итоге урока ­ сделать практические выводы и отметить  работоспособность и усердие студентов. Виды уроков 2­го типа: 1.  Урок самостоятельных работ, 2. Урок ­ лабораторная работа, 3. Урок ­ практическая работа, 4. Урок ­ семинар, 5. Урок ­ практикум, экскурсия и т.д. 3. Урок обобщения, повторения и систематизации. Структура урока: 1.  Организация начала урока, 2. Постановка цели и задач урока, 3. Обобщение и систематизация учебного материала, 4. Итоги урока и задание на дом. Важно на этом уроке определить границы учебного материала, умело  выделить основные идеи, понятия, правила, положения, подобрать  соответствующие упражнения и задачи. При повторении усиливается  внимание к воспитывающей стороне урока. Учебный материал здесь в  большей степени связан с интересными фактами, событиями,  впечатлениями. На этом уроке, преподаватель сам объясняет мало. Он преимущественно руководит познавательной деятельностью студентов.  Большое внимание уделяется теоретическому анализу, который  подводит к обобщенным выводам и способствует логическим  рассуждениям. Итог связать с домашним заданием, которое дается с  целью закрепления основных идей и понятий изучаемого материала. Виды урока 3 типа: 1.  Урок ­ лекция, 2. Урок ­ беседа, 3. Урок ­ практических или теоретических самостоятельных работ, 4. Урок ­ лабораторная работа. 5. Урок ­ практикум, 6. Урок ­ курсового проекта и т.д. 4.  Комбинированный урок. Структура урока: 1. Организация начала урока, 2. Проверка домашнего задания, 3. Постановка цели и задач урока, 4. Объяснение нового материала (усвоение новых знаний и способов  действий), 5. Закрепление, повторение (формирование умений и навыков). 6. Итог урока и задание на дом. Этот тип урока составляет комбинацию всех элементов, причем каждая часть имеет равноценную значимость среди других. Проверка  домашнего задания обычно является самостоятельным элементом  структуры, которая иногда тесно связана непосредственно с  изучением нового. Закрепление (повторение) или формирование, а  также проверка знаний являются относительно самостоятельными  частями урока. Виды урока 4 типа: 1.  Урок ­ беседа, 2. Урок ­ лекция, 3. Урок практических, самостоятельных работ, 4. Урок ­ лабораторная работа, 5. Урок курсового проекта, 6. Урок ­ практикум и т.д. 5.  Контрольный урок. Структура урока: 1.  Объяснение цели проверки и инструкция об организации      работы. Проверка готовности студентов к выполнению задания. 2. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения. 3. Самостоятельная работа студентов. 4. Предварительное подведение итогов урока. Начало урока состоит в инструктаже, проверке готовности студентов  к занятию. Сразу нужно пояснить характер контрольной работы, какие знания, по какой теме проверяются. Преподаватель говорит  спокойным, уверенным, доброжелательным тоном, чтобы создать  деловую атмосферу без излишних волнений и нервозности. Напоминает, что будет проверяться и в каких случаях студенты могут обратиться  к преподавателю. Предварительный анализ итогов состоит в том, чтобы сообщить, как  студенты работали, быстро или медленно, спокойно или слишком  взволнованно. Можно спросить, какие задания вызвали наибольшую  трудность, кто не успел закончить работу. Как правило, студенты  домашнее задание не получают. Однако, можно рекомендовать  дополнительную литературу, близкую к изучаемым темам или отдельные задания поискового, творческого характера. Виды уроков 5 типа: 1.  Контрольная работа, 2. Устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный), 3. Письменный опрос, 4. Зачет, 5. Зачетная практическая работа, 6. Смешанный урок. 6.  Нестандартные уроки ­ сочетание урочной системы (школы,  техникума) и лекционно­семинарско­практической (ВУЗа). Такие уроки выходят за рамки информационной деятельности преподавателя и  развивают творческие черты личности студента: a) Умения нестандартно мыслить (делать выбор решения), b) Умение применять знания в нестандартной ситуации, c) Увидеть новые функции знакомого объекта, увидеть структуру  нового объекта, d) Умение применять решение противоположно известному, e) Комбинировать, проверять, планировать, управлять. Виды уроков 6 типа: это уроки, связанные на совместной деятельности студента и преподавателя, на совместном поиске новых приемов с  целью активизации обучения, повышения эффективности учебно­ воспитательного процесса. 1. Урок ­ семинар, 2. Урок ­ деловая игра, 3. Урок ­ конференция, 4. Урок ­ соревнование, состязание "хоккей", 5. Урок ­ КВН, 6. Урок ­ творчества, 7. Урок ­ "бенефис" 8. Урок ­ конкурс 9. Интегрированный урок (межпредметный) 10. Урок ­ аукцион 11. Урок ­ парадокс 12. Урок ­ экскурсия (заочная экскурсия) 13. Урок ­ путешествия 14. Урок ­ "Что? Где? Когда?" 15. Урок ­ литературная гостиная 16. Урок ­ музыкальный салон 17. Урок ­ обобщение "Восхождение на вершину" 18. Урок ­ "Следствие ведут знатоки" 19. Урок ­ "Суд идет" 20. Урок ­ "Суд над азотом" 21. Урок ­ референдум  22. Урок в картинной галерее, в музее 23. Урок в театре на вернисаже 24. Урок в поле, в лесу, у реки 25. Урок на производстве 26. Урок "спрашивай ­ отвечай" 27. Урок "Вас вызовет 03" 28. Урок "Японская рулетка" 29. Урок "Презентация" 30. Урок "Конференция по СПИДу" 31. Урок письмо (философу и т.д.) 32. Урок вернисаж по ИЗО 33. Урок "Поле чудес" и т.д. Нестандартный урок выходит за рамки традиционного, он несет в себе элементы нового, рассчитан на совместную взаимообогащающую работу  преподавателя и студента. Его отличает: 1. Изменение временных рамок, 2. Место проведения, 3. Использование внепрограммного материала, 4. Организация коллективной деятельности с индивидуальным  творчеством студентов, 5. Привлечения для проведения и организации урока людей разных  специальностей, 6. Создание эмоционального подъема студентов, ситуации успеха, 7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период  подготовки  к уроку, на уроке и после его проведения, 8. Обязательное создание "временной инициативной группы" из  студентов, готовящих урок, помогающих преподавателю, 9. Планирование нетрадиционного урока заранее (в начале года), 10. Обязательное четкое определение темы, цели, задач урока, 11. Выступление преподавателя в период подготовки урока в качестве консультанта, 12.  Творчество студентов направлено не на идею развлечения, а на  идею познания, развития их. СИСТЕМНЫЙ  ХАРАКТЕР  ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКЕ (В  СИСТЕМЕ  ОТНОШЕНИЙ) Существуют 3 вида отношений: 1.  Преподаватель ­ студент, 2. Студент ­ другие студенты, 3. Студент ­ учебный материал. Основные требования к этим отношениям: к   1.  Субъективное ­ преподаватель, объективное ­ студент. В  современных условиях студент должен становиться субъектом  изучения.      2.  "Студент ­ другие студенты" в настоящее время реализуются в групповых  и ролевых формах обучения, когда студент активно  взаимодействует  с другими студентами (ролевые: контролер,  диспетчер, консультант и т.д., групповые и т.д.) к   3.  "Студент ­ учебный материал" и выход на самостоятельную  работу (помочь студентам овладеть книгой, аппаратурой и т.д.) МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ Метод ­ это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента с помощью которых достигается усвоение (образование),  развитие, воспитание студентов. Сегодня цель обучения в ССУЗ: Разнообразить работу студентов на уроке так, чтобы студент был  включен в работу по добыче знаний, умений и навыков ­  непосредственно. Для решения этого положения в основу  классификации методов обучения положен уровень самостоятельной  активности студентов: 1 метод:  Объяснительно ­ иллюстративный. Преподаватель сообщает готовую информацию, студенты фиксируют эту  информацию в памяти: с помощью наглядных средств, практического  показа, слов. Студенты слушают, смотрят, наблюдают. Преимущества этого метода:  Экономный способ передачи знаний. Недостатки: ­ воспроизведение, ­ осмысление, ­ запоминание. Знания при этом студентам не формируют умения и навыки в  использовании полученной информации. 2 метод:  Репродуктивный. Воспроизведение и повторение способов деятельности по заданию  преподавателя. Деятельность студентов остается на одном уровне: Главные признаки:  Решение исходных задач по образцу и  воспроизведение последнего. Большое значение имеет способ  инструктажа студента, т.е. здесь применяются алгоритмы, элементы  тестирования, как формы и средства реализации этого метода. 1 и 2 методы формируют основные мыслительные операции: анализ,  синтез, абстрагирование и т.д. Но не один из методов не  гарантирует творческих способностей студентов, активного мышления. 3 метод:  Проблемный. Преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывает путь и  логику мысли проблемы, показывает образцы научного познания.  Преподаватель включает элементы проблемности, выдвижение гипотез и их разрешение. Истина доказывается с привлечением мысли студентов, но элементов исследования здесь нет. 4 метод:  Частично­поисковый. Приближает студента к самостоятельному решению проблем,  преподаватель учит отдельным этапам исследования видеть проблему:  предлагает ставить вопросы и т.д., построение самостоятельно  найденного доказательства, сделать выводы, высказать предложение и т.д. Пример:  Виды глагола. на доске 2 столбика: наклеивать, прибегать, печь, наклеить, прибежать, испечь Вопрос:  Обнаружить грамматические признаки? затем преподаватель пишет предложения: Я долго . . . . . . . . . . . . . . . . .  марки. Я  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . все марки. и т.д. 5 метод:  Исследовательский. Он появился когда была объявлена борьба "зубрежке", когда нужно  было научить студентов добывать самому знания. На современном  этапе образования он помогает: 1. Обеспечить овладение методами научного познания и применение их в процессе обучения, 2. Формирует черты творческой деятельности, 3. Дает полноценные, осознанные, подвижные знания (гибко  используется студентами). Способствует поисковой, творческой деятельности студента по  изучению новых проблем. Этот метод требует много времени, поэтому  он может использоваться и на уроке и дома (например, описать опыт Очень не экономичный. Требует много  юриста...) и каждый студент должен проходить через все этапы  исследования: 1. Наблюдение и знакомство с фактами и явлениями, 2. Постановка проблемы, 3. Выдвижение гипотезы, предположения, 4. Составление плана, 5. Формулировка решения, вывода, 6. Проверка решения. Практические выводы о применении полученных знаний, учебные  исследования близки к исследованиям научным и в этом ценность 5  метода. Недостаток 5 метода: времени и затрат. 6 метод:  Программированное обучение. Этот метод самостоятельной работы. Обучение над специально­ переработанным учебным материалом, заложенным в программу  (машинная и без машинная). Принципы программирования: 1. Линейное ­ обучаемый последовательно переходит от одного шага­ действия к другому. 2. Разветвленное ­ основанное на выборе правильного ответа  обучаемых из ряда предложенных. 7 метод:  Алгоритмизации. Жесткое предписание к выполнению студентами познавательных  теоретических и практических задач. Алгоритм дает точное указание  последовательности элементарных операций. 8 метод:  Педагогического менеджмента. Это целенаправленная педагогическая деятельность преподавателей по организации и созданию эффективной системы управления процессом  обучения. Ведущими компонентами являются: ­ создание мотивации, ­ установление коммуникативных связей, ­ осуществление постоянных связей, ­ осуществление постоянного контроля  за усвоением,  ­ принятие педагогического решения в любой педагогической  ситуации. 9 метод:  Модульного обучения. Это модель дидактической организации студентов по различным  предметам, темам, на разных этапах обучения (слово "модуль" ­  мера, что означает программную единицу, предоставляющую  относительно замкнутый отрезок обучения). ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБОРА  МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ a) По источнику информации: ­ словесный, ­ наглядный, ­ практический. b) По логическому характеру применения: ­ индуктивный, ­ дедуктивный, ­ репродуктивный, ­ репродуктивно­поисковый, ­ поисковый. c) По степени стимулирования: ­ познавательных интересов, ­ ответственного за учение по данному предмету (консультанта). d) По степени контроля: ­ письменный контроль, ­ устный контроль, ­ лабораторно­экспериментальный контроль. e) По степени самоконтроля: ­ путем устного воспроизведения,  ­ путем письменного воспроизведения, ­ путем опыта, ­ тестовые задания и т.д. ВЫБОР  ФОРМ  ОБУЧЕНИЯ Формы обучения Индивидуальное Групповое Фронтальное  1. Индивидуальное ­ когда преподаватель или заменяющий его обучает каждого студента отдельно, ориентируясь на его  индивидуальное  усвоение тем учебного материала и его способности. Преимущество в  том, что преподаватель имеет непосредственный контакт со студентом и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Такое обучение  позволяет глубже изучить особенности личности студента и его  познавательные возможности. 2. Групповое обучение ­ предполагает работу преподавателя с  группой студентов. Преимущество во времени, т.е. в  производительности обучения, один преподаватель за одно и тоже  время обучает ни одного, а группу студентов. 3. Фронтальное обучение ­ со всеми одновременно студентами группы  через лекции, ... УСЛОВИЯ  ВЫБОРА  МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ Выбор того или иного метода обучения зависит от: 1. Предмета, 2. Содержания темы, 3. Педагогической цели занятия, 4. Уровня подготовленности, 5. Познавательных возможностей студентов, 6. Личного опыта студентов, 7. Отношения студентов к данному предмету, преподавателю, 8. Учебно­материального оборудования, 9. Личностных качеств преподавателя, 10. Уровня педагогического мастерства преподавателя. СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 1. Актуализация прежних знаний (4 ­ 20 мин.) (проверка домашнего задания) Цель:  Подготовить учащихся к восприятию новых знаний, повторить  домашнее задание, которое включает: a) Опорные понятия, b) Тип самостоятельной работы, c) Мотивацию /эмоциональность и интерес к теме, краткоцелевая  установка урока/, d) Контроль. 2. Усвоение новых понятий, способов и действий (16 ­ 50 мин.) (объяснение нового материала) Цель:  Обучение и развитие: a) Новые понятия и способы действий, b) Предполагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках, c) Типы самостоятельной работы, d) Основные и второстепенные проблемы. 3. Формирование умений и навыков (17 ­ 40 мин.) (закрепление нового материала) Цель:  Применение знаний. a) Типы самостоятельной работы, b) Обратная информация. 4. Домашнее задание (2 ­ 3 мин.) Цель:  Применение знаний. a) Повторение, b) Типы самостоятельной работы. 5. Итог урока (2 ­ 3 мин.) (с позиции целевой установки урока)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)

Урок в техникуме (методические рекомендации)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017