Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
15.01.2018
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Нетрадиционные формы общения педагога с родителями
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ».
Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.
«Педагогическая лаборатория».
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса
3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
Для нетрадиционной формы работы можно использовать следующие методы активизации родителей:
«Мозговой штурм».
Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос».
Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений».
Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
«Коллективная запись».
Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах».
При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы».
К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей.
Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно активнее в этот процесс.
Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль педагога часто бывает привлекательна для родителей, и они охотно включаются в воспитательно-образовательный процесс.
Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков -такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.
Таким образом, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.
нетрадиционные формы работы с родителями в доу.docx
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит
идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие
социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их
воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в
нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах
В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти
полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других
людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Признание
приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного
учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и
"взаимодействие".
Сотрудничество это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия
указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности,
которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие "
объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья дошкольное учреждение" личное
взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и
неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в
данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его
индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Нетрадиционные формы общения педагога с родителями
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм.
Информационноаналитические формы направлены на выявление интересов,
запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами,
родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый
ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны
устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный
контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги
позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более
открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча
Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный
праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ».
Познавательные формы. Повышение психологопедагогической культуры
родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Наглядноинформационные формы в нетрадиционном звучании позволяют
правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы
семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр
видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя
мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий
с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные
формы взаимодействия.
«Педагогическая лаборатория».
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие
родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок –
детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо
анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование
проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности.
Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают
предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в
запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный
год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают
оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема
собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный
этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной
теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит
прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает
вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за
помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители
комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному
вопросу.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной
теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия.
Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он
анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям
поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для
его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки
(т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек
помещают на стенд « Копилка родительского опыта».
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители,
психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание
или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители,
приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом
развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в
детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в
данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они
могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех,
чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.).
Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы
глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости
у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут
приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям
развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для
леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются
психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои
достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап:
педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться
опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические
советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок
«Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают
выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка
родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с
различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На
ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем
кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть
с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые
понятия кризиса
3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов.
Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения
проблемы.
«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание
продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения
их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их
решения.
Для нетрадиционной формы работы можно использовать следующие
методы активизации родителей:
«Мозговой штурм».
Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания
друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных
действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все
недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка
решения, направленного на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений».
Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и
характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо
улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные),
затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно
улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы
хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют
качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения
цели.
«Коллективная запись».
Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где
сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые
для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные
для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются
педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема
можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах».
При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для
заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные
решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно
формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего
задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются.
Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы».
К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда?
(Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант.
Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители
могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании
кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и
отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к
поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и
доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для
обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но
позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или:
ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных
присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию
на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать
потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной
ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов
родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое
задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим
ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам
обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные
конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" "Я не
сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны
определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку:
"Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты
без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут
выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе
это значит..." или "Для меня диалог с ребенком это..." Мать или отец должны
закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков,
психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей.
Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает
вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный
случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую
реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п.
Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность
анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и
способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими
родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности
(рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.)
способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать
варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре
моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему
расширяется.
Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности
безусловно очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно активнее в этот процесс.
Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и
подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был
не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы
другие дети. Роль педагога часто бывает привлекательна для родителей, и они
охотно включаются в воспитательнообразовательный процесс.
Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание
стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов,
подарков такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому
сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность,
решаются многие проблемы.
Таким образом, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной
поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства,
согласованности всей системы воспитательнообразовательных воздействий
взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно
переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее
влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него
нравственноположительного потенциала. Именно в семье дети получают первые
уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные,
жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью
работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди
родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся
родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают
значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в
психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания
трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в
малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.