В данной работе описаны приемы логопедической работы с помощью кинезиологии. Кинезиологические упражнения активизируются оба полушария мозга. Этот метод улучшает память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику. Описаны виды кинезиологических упражнений, таких как растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные движения, релаксация.В данной работе рассмотрены кинезиологические упражнения, их влияние на ребенка.
Осадчая В.В..docx
Осадчая Виктория Владимировна
Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №17»
г.Воронеж
«Нетрадиционные приемы в логопедической работе»
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и
психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных
форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и
дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные
упражнения,
телесные упражнения,
упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и
массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие
дошкольников.
глазодвигательные упражнения,
Образование в нашей стране не только левополушарное, но и академическое,
то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В
такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и
равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами.
Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении,
более подвержены возникновению неврозов. Все показатели творческого и
а также интеллектуальной деятельности
логического мышления,
увеличиваются
упражнений
кинезиологическох
Занятия с детьми показывают ее высокую эффективность.
после
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического
здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально
ассиметричных полушарий левого и правого.
Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а
необходимым дополнением.
Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Самый благоприятный период для
интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших
полушарий еще окончательно не сформирована.
Кинезиологический метод – основная цель.
Он возник в шестидесятые годы прошлого столетия на стыке прикладной
психологии, медицины и педагогики, включив в себя опыт древности и
современные научные достижения. Направлен на активизацию различных
отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать
способности человека или корректировать проблемы в различных областях
психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить:
внимание,
память,
речь,
пространственные представления,
мелкую и крупную моторику,
повысить способность к произвольному контролю.
снизить утомляемость,
При этом: коррекционно развивающая работа направлена от движения к
мышлению, а не наоборот.
Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает
развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические
упражнения развивают мышление ребенка через движение.
Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов
коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности
человека или корректировать проблемы в различных областях.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно
связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи
информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность
детей.
Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий
является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Взгляните на эту картинку, где условно разделены сферы специализации
каждого из полушарий – и вы увидите, насколько важна полноценная работа
правого полушария для становления и развития творческой личности:
Левое полушарие
•
логическое–
аналитическое
анализ
мышление
мышление
способности
способности к чтению и письму
будущее
образование
мышление
•
•
•
•
•
•
•
• математические способности
последовательное
Индуктивное
языковые
планирует
музыкальное
Правое полушарие
•
образное
мышление
• пространственная ориентация
интуиция
•
•
Дедуктивное мышление
•
юмора
ориентируется в настоящем
•
•
воображение, фантазии и
мечты
• художественное
чувство
Межполушарное взаимодействие можно развить через кинезиологические
упражнения.
Возможности кинезиологии:
ВИДЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное
мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
* Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность.
* Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения,
улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают
энергетизацию организма.
* Телесные движения.
При этом развивается межполушарное
взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и
мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли
необходимо движение.
* Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию
напряжения.
Важное условие – систематичность занятий
Для результативности коррекционноразвивающей работы необходимо
учитывать определённые условия:
• Занятия проводятся утром по 1015 минут.
• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
• От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.
• Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
«Перекрестное марширование»
Нужно шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и
левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем
шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений.
Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала
вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх,
вниз. Время выполнения 12 минуты. Дыхание произвольное
«Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов
согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же
назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. «Ухо нос»
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой за противоположное ухо, т.е.
левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши и меняем
положение рук на противоположное.
Для мелкой моторики.
Кулак—ребро—ладонь
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая
в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на
плоскости стола. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой,
затем — двумя руками вместе.
«Лезгинка»
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак
развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно
сменить положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций.
Добиваться высокой скорости смены положений.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба
выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от
мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется
каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Массаж ушных раковин».
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения
разотрите уши руками.
«Змейка»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть
руки к себе. Двигать пальцами, которые укажет педагог. «Даббл Дудл»(Симметричное рисование)
Положить на стол лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или
фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально
симметричные рисунки.
Для результативности коррекционноразвивающей работы необходимо
учитывать определённые условия:
• 1 занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• 2 занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• 3 от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
• 4 упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
• 5 алгоритм проведения любого занятия должен включать набор
упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих
их взаимодействия.
Нетрадиционные приемы в логопедической работе
Нетрадиционные приемы в логопедической работе
Нетрадиционные приемы в логопедической работе
Нетрадиционные приемы в логопедической работе
Нетрадиционные приемы в логопедической работе
Нетрадиционные приемы в логопедической работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.