Нетрадиционный урок «Мы магистры» Урок по теме «Как определить падеж существительного» (Русский язык. 4 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др).

  • docx
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект 4 класс.docx

Конспект урока

Нетрадиционный урок «Мы магистры»

Урок по теме «Как определить падеж существительного»

(Русский язык. 4 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др).

Цели урока.

Деятельностные: Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций, связанных с окончанием существительного и вопросом падежа.

Содержательные: Формировать навык нахождения окончания и определение орфограммы, знание формул окончаний по ключевым вопросам, уметь  выявить существительные и их основные признаки,  составлять  алгоритм  действия.

Оборудование: карточки, доска, картинки, алгоритм-плакат, учебник

Задачи:

Знать падежи,

Уметь выделить окончание,

Знать особенности склонений,

 Видеть существительное в контексте разных ролей.

 

Этап 1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность,
          С добрым утром, улыбайся

          Пусть удачным будет день!
          Каждым мигом наслаждайся,
          Пусть уйдет печали тень!

Включение  в  деловой  ритм, напоминание о гимнастике для глаз и правильной осанке.

Фронтальный опрос:
1.Что можно рассказать о существительном, если мы знаем его окончание?
2.Чем отличаются окончания разных склонений существительных друг от друга?
3.Почему существительные в одном падеже могут иметь разные окончания?
4.Какую роль играют падежи в русском языке?
5.Как человек использует падежи? У какой части речи мы можем определить падеж кроме существительного?

Сегодня вы магистры языкознания, поразмышляйте над поределением падежа по карточкам. 

Подготовка  класса  к  работе.

Слова-маркеры (прилагательное + существительное =) – работа с ними, размышляют, дискутируют.

Читают:

Правило, комментируют, строят кластер, схематично рисуют в тетради.

Личностные результаты

Самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества.

 

Этап 2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся.

Организует повторение знаний, закрепление умений.  

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе «Окончания»

Дополняют научный текст, читая доп.литературу и учебник.

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью выявления падежа, делаться на группы, надевают шляпы магистров?

Падеж – это,

Существительное – это,

Окончание – это.

Записывают предложение из сказки Г.-Х. Андерсена:

Человек может забыть чистую свежую воду, которой ему дали утолить жажду, но грязную и горькую он не забудет никогда.

Определяют падежи, окончания,комментируют.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков.

 

Этап 3.Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение

Затруднений.

Создает проблемную ситуацию

«Почему окончание важно в предложении?»:

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

«Важно ли знать информацию о ….?»

Магистр историк делает выводы с ребятами.

Метапредметные результаты

Целеполагание

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели.

 

Этап 4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

1.Почему окончание важно для существительного как части речи и как члена прдложения?

Составляют план достижения цели.

На  основе  материала  сообщение и слова учителя, делают вывод и составляют алгоритм  «Определить падеж»

Метапредметные результаты

Планирование

Прогнозирование

Сотрудничество

Предметные  результаты

Решение проблемы

 

Этап 5.Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися   правильного употребления термина.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары. Физминутка.

1.Работают  с  этимологическим словарем и другими словарями

2. Работают в паре, прием «Ассоциации»: «Назовите любые существительные всех родов и склонений, не повторяясь?»

АНАЛИЗ по фото: даны ребусы, ответ – существительные в определенном падеже – определение падежа.

Магистр языкознания и магистр падежей делают выводы.

Метапредметные результаты

Контроль. Оценка. Коррекция 

Предметные результаты

Действие по аналогии  

Умение структурировать знания

 

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка

Организует деятельность по применению новых знаний по тематическим группам

  Самостоятельная  творческая работа.  Индивидуальные карточки задания – определить падеж и выделить окончание.

Метапредметные результаты

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные результаты. Самоопределение

 

 

Этап 7. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности.

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся.

Дает два вида тучек: грустную и радостную, спрашивает, что удалось на уроке, что не ясно. Дети поднимают тучки, комментируют урок.

Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся:

1. Сочинение «Падежи русского языка: сказка-быль».

2. Подготовке стенгазеты «Существительные: особый мир».

3.Выполнение упражнения.

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? …..

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты. Рефлексия

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности