Конспект урока
Нетрадиционный урок «Мы магистры»
Урок по теме «Как определить падеж существительного»
(Русский язык. 4 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др).
Цели урока.
Деятельностные: Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, связанных с окончанием существительного и вопросом падежа.
Содержательные: Формировать навык нахождения окончания и определение орфограммы, знание формул окончаний по ключевым вопросам, уметь выявить существительные и их основные признаки, составлять алгоритм действия.
Оборудование: карточки, доска, картинки, алгоритм-плакат, учебник
Задачи:
Знать падежи,
Уметь выделить окончание,
Знать особенности склонений,
Видеть существительное в контексте разных ролей.
Этап 1.Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность,
С добрым утром, улыбайся
Пусть удачным будет день!
Каждым мигом наслаждайся,
Пусть уйдет печали тень!
Включение в деловой ритм, напоминание о гимнастике для глаз и правильной осанке.
Фронтальный опрос:
1.Что можно рассказать о существительном, если мы знаем его окончание?
2.Чем отличаются окончания разных склонений существительных друг от друга?
3.Почему существительные в одном падеже могут иметь разные окончания?
4.Какую роль играют падежи в русском языке?
5.Как человек использует падежи? У какой части речи мы можем определить падеж
кроме существительного?
Сегодня вы магистры языкознания, поразмышляйте над поределением падежа по карточкам.
Подготовка класса к работе.
Слова-маркеры (прилагательное + существительное =) – работа с ними, размышляют, дискутируют.
Читают:
Правило, комментируют, строят кластер, схематично рисуют в тетради.
Личностные результаты
Самоопределение
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества.
Этап 2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе «Окончания»
Дополняют научный текст, читая доп.литературу и учебник.
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью выявления падежа, делаться на группы, надевают шляпы магистров?
Падеж – это,
Существительное – это,
Окончание – это.
Записывают предложение из сказки Г.-Х. Андерсена:
Человек может забыть чистую свежую воду, которой ему дали утолить жажду, но грязную и горькую он не забудет никогда.
Определяют падежи, окончания,комментируют.
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Этап 3.Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение
Затруднений.
Создает проблемную ситуацию
«Почему окончание важно в предложении?»:
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
«Важно ли знать информацию о ….?»
Магистр историк делает выводы с ребятами.
Метапредметные результаты
Целеполагание
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели.
Этап 4.Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1.Почему окончание важно для существительного как части речи и как члена прдложения?
Составляют план достижения цели.
На основе материала сообщение и слова учителя, делают вывод и составляют алгоритм «Определить падеж»
Метапредметные результаты
Планирование
Прогнозирование
Сотрудничество
Предметные результаты
Решение проблемы
Этап 5.Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися правильного употребления термина.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары. Физминутка.
1.Работают с этимологическим словарем и другими словарями
2. Работают в паре, прием «Ассоциации»: «Назовите любые существительные всех родов и склонений, не повторяясь?»
АНАЛИЗ по фото: даны ребусы, ответ – существительные в определенном падеже – определение падежа.
Магистр языкознания и магистр падежей делают выводы.
Метапредметные результаты
Контроль. Оценка. Коррекция
Предметные результаты
Действие по аналогии
Умение структурировать знания
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка
Организует деятельность по применению новых знаний по тематическим группам
Самостоятельная творческая работа. Индивидуальные карточки задания – определить падеж и выделить окончание.
Метапредметные результаты
Волевая регуляция в ситуации затруднения
Личностные результаты. Самоопределение
Этап 7. Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Дает два вида тучек: грустную и радостную, спрашивает, что удалось на уроке, что не ясно. Дети поднимают тучки, комментируют урок.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся:
1. Сочинение «Падежи русского языка: сказка-быль».
2. Подготовке стенгазеты «Существительные: особый мир».
3.Выполнение упражнения.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? …..
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли
Предметные результаты. Рефлексия
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.