УРОК ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ.
СИЛА. ЯВЛЕНИЕ ТЯГОТЕНИЯ. СИЛА ТЯЖЕСТИ.
ЭПИГРАФ К УРОКУ.
Приложенная сила есть действие, производимое над телом, чтобы изменить его состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
И. Ньютон.
Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них.
И. Ньютон.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока
n Образовательная: познакомить учащихся с понятием СИЛА, обозначением силы; выяснить, от чего зависит результат действия силы; изучить явление тяготения, силу тяжести, выяснить, направление силы тяжести, научиться изображать силу тяжести.
n Воспитательная: воспитание познавательного интереса к предмету.
n Развивающая: развитие творческих способностей, логического и наглядно образного мышления.
Приборы: тележка, ракетка, шарик, полосовой магнит, металлический шарик. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
Мне бы хотелось начать наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь всем. И пусть хорошее настроение сопровождает вас в течение всего урока.
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы изучим замечательную физическую величину- силу, узнаем, как она действует, как обозначается, от чего зависит результат действия силы. Нам предстоит познакомиться с явлением тяготения, изучить силу тяжести и научиться её изображать на чертеже.
Но сначала давайте запишем тему урока.
СЛАЙД 1. СИЛА. ЯВЛЕНИЕ ТЯГОТЕНИЯ. СИЛА ТЯЖЕСТИ.
Со словом сила вы знакомы давно. Если нужно сдвинуть с места покоящиеся тело или остановить движущиеся, то необходимо приложить определенное мышечное усилие. Это усилие может быть большим или меньшим. Не случайно говорят: «Этот человек сильнее». Слова сила употребляется для описания явлений природы: сильный ветер, сильный снегопад. Подчас она характеризует и совсем не связанные с мышечным усилием понятия - сильная головная боль, сильное чувство. Все эти слова дают только житейскую характеристику понятия силы.
Мы постоянно встречаемся со случаями действия тел друг на друга. В результате взаимодействия скорость движения тела меняется.
Вот вам пример:
Игрушечный толкая грузовик
Приводим мы его в движенье
(демонстрация эксперимента).
Ударив по мячу рукой, учтя земное притяженье,
Мяча мы скорость можем изменить,
Иль вовсе, можем мяч остановить.
(демонстрация эксперимента).
Поставим опыт небольшой.
Возьмем магнит полосовой,
На стол положим шарик мы железный,
Он нам сейчас окажется полезным.
Мы поднесем к нему магнит. И что же видим?
Да, шарик начал двигаться за ним.
И скорость, действием магнита
У шарика мы можем изменить.
Посмотрев на эти два примера
Сказать мы смело можем с вами,
Что скорость изменяется у тела
При взаимодействии с другими телами.
Теперь на силу мы посмотрим с гордостью,
Как на причину измененья скорости.
СЛАЙД 2.СИЛА ПРИЧИНА ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ
Возьмите ластик в руки, надавите
На ластик пальцами, и посмотрите.
Размер его и форма изменяются,
Это деформацией называется.
СЛАЙД 3. ДЕФОРМАЦИЯ-ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ ТЕЛА.
Эксперимент: демонстрация видов деформаций
Т.к сила, действующая на тело может изменять скорость не только всего тела, но и отдельных его частей.
СЛАЙД 4.
Вот посмотрите, грузовой автомобиль.
Он тяжелее легковой машины.
Чтоб одинаково их скорость изменить.
К ним разные приложат силы.
( То есть, для того, чтобы изменить скорость грузового автомобиля на ту же величину, что и легкового, к нему нужно приложить большую по значению силу).
Это значит, что числовое значение силы, может быть различным, большим или меньшим.
СЛАЙД 5 СИЛА - ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА.
СИЛУ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ.
Так что ж такое «сила»?
А она, физическая величина.
И можете теперь поверить,
Что силу можно измерить.
СЛАЙД 6. СИЛА-МЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ.
Запишите в тетрадь определение смело.
Сила- взаимодействия тел мера.
Закончили писать определение?
Сила, как и скорость, имеет направление.
Теперь введем ее обозначение.
Итак, внимание на слайд,
Вам это нужно записать.
СЛАЙД 7
(Все величины, имеющие направления, векторные. Сила тоже имеет направление, значит, сила – векторная физическая величина. Вектор силы обозначается F со стрелочкой наверху, модуль силы обозначается F без стрелочки).
СЛАЙД 8.
То, что сила имеет направление можно проиллюстрировать такими примерами. В случае взаимодействия мяча с Землей сила направлена вертикально, а при взаимодействии мяча и ноги футболиста сила имеет горизонтальное направление.
Еще одно вам нужно знать.
Необходимо указать.
На слайде хорошо все видно очень,
Ведь важно, к какой сила приложена точке.
СЛАЙД 9.
(На чертеже сила изображена в виде отрезка прямой, со стрелкой на конце. Начало отрезка, точка А- точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает модуль силы, в определенном масштабе).
СЛАЙД 10. РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ СИЛЫ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ МОДУЛЯ,
НАПРАВЛЕНИЯ И ТОЧКИ ПРИЛОЖЕНИЯ.
Внимание на слайд, прочтем определение.
Результат действия силы зависит от ее модуля,
Направления и точки приложения.
СЛАЙД 11
Работа с эпиграфом:
Приложенная сила есть действие, производимое над телом, чтобы изменить его состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
И. Ньютон.
Сила проявляется единственно только в действии и по прекращении действия в теле не остается. Тело продолжает затем удерживать свое новое состояние вследствие одной только инерции. Происхождение приложенной силы может быть различное: от удара, от давления, от центростремительной силы
СЛАЙД 12. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Физкультминутка.
Вы знаете, учеба ведь не шутка.
Давайте проведем физкультминутку.
Возьмите в руки карандаш.
Мы сделаем гимнастику для глаз.
Представьте, что в углу сидит паук.
А нужно проползти ему на стену.
Давайте проведем карандашом
Воображаемую паутину.
Сняли с глаз мы напряжение,
Давайте продолжать урок,
Возьмемся мы за изучение
Явления Всемирного тяготения.
СЛАЙД 13. ВСЕМИРНОЕ ТЯГОТЕНИЕ.
Мы изучаем силу, а она
Воздействует на все тела,
В покое тело иль в движенье,
Присутствует земное притяжение.
Ведь плавают по морю корабли.
СЛАЙД 154
Искусственные спутники Земли,
СЛАЙД 15.
Летят не по прямой, вы посмотрите.
Вокруг Земли летят и по орбите.
СЛАЙД 16.
С деревьев листья падают на землю
СЛАЙД 17.
Течет река, вода кружит в движении.
СЛАЙД 18
На воду и на листья на деревьях
Действует сила притяжения.
СЛАЙД 19.
Конца и края нет Вселенной нашей.
Планет и звезд на небе нам не счесть.
Узнать сейчас об этом должен каждый,
Что между ними притяженье есть.
Я думаю, что вам известно это.
Что Земля и все другие планеты
Вокруг Солнца перемещаются,
К нему и друг к другу притягиваются.
Вследствие притяжения все планеты,
Не движутся равномерно прямолинейно,
А движутся вокруг Солнца почти по круговым орбитам.
СЛАЙД 20.
Уже давно известно мне,
Что притяжение земли к Луне
Приливы и отливы вызывает
Воды, как в море, так и в океане.
Явление это так проявляется:
Дважды в сутки огромные массы воды поднимаются.
В океанах и морях. Это сильно заметно.
Поднимается вода, аж на много много метров
Всех тел друг к другу во Вселенной притяженье
Называется в всемирным тяготением.
СЛАЙД 21.
ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВО ВСЕЛЕННОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ
Всемирного тяготения закон
Установил Исаак Ньютон.
СЛАЙД 22. ( портрет Ньютона)
СЛАЙД 23.
Исаак Ньютон наверняка хотел,
Чтобы знали мы с вами,
Что силы притяжения между телами
Тем больше, чем больше массы этих тел.
На рисунки вы видите Солнце, луну и Землю. Между Солнцем и землей притяжение будет больше, нежели между Солнцем и Луной т.к. массы Земли и Солнца, больше массы Луны.
СЛАЙД 24.
А если расстояние между телами изменяется,
Возьмем, его мы и увеличим,
То сила притяжения между ними уменьшается.
СЛАЙД 25
На рисунки вы видите Солнце, Луну и Землю. Между Солнцем и Землей притяжение будет больше, нежели между Солнцем и Луной т.к. расстояние от Земли до Солнца, меньше, чем расстояние от Луны до Солнца.
СЛАЙД 26
Работа с эпиграфом:
Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них.
И. Ньютон.
СЛАЙД 27.
СИЛА ТЯЖЕСТИ.
ЭКСПЕРИМЕНТ:
Возьмем в руки мяч. Мяч находиться в покое. Если я подброшу мяч вверх, он упадет на Землю, если брошу вниз, он тоже упадет на Землю. Причиной падения мяча является действие на него со стороны Земли. Земля притягивает к себе все тела.
СЛАЙД 29.
СИЛА, С КОТОРОЙ ЗЕМЛЯ ПРИТЯГИВАЕТ К СЕБЕ ТЕЛО, НАЗЫВАЕТСЯ СИЛОЙ ТЯЖЕСТИ.
Нам сила тяжести важна,
Эта сила, с которой Земля притягивает к себе все тела.
СЛАЙД 29, 30.
Чтобы изображать эту силу правильно,
Запомните, вертикально вниз она направлена.
СЛАЙД 31. ОБОЗНАЧЕНИЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ,
F тяж
СЛАЙД 32.
Сила тяжести прямо пропорционально массе тела.
Посмотрите на рисунок. Какая гиря тяжелее?
Гиря с большей массой сильнее притягивается Землей и, поэтому, сильнее растягивает пружину. То есть сила тяжести, которая действует на вторую гирю, больше, чем та которая действует на первую.
Про тело с большей массой говорят, что оно тяжелее. Тело с меньшей массой легче.
Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести, действующая на него.
СЛАЙД 33
Давайте подведем итоги.
Чему мы научились на уроке?
Мы изучили силу и узнали.
Что она -векторная физическая величина.
На нее мы смотрели, не без гордости,
Как на причину измененья скорости.
Изучили также мы явление
Всемирного тяготения.
А если вас об этом спросят, то вы скажите,
Что на все тела действует сила тяжести.
И даже изобразите ее правильно,
Т.к. вертикально вниз она направлена.
Узнали вы, рассматривая тему,
Что сила тяжести пропорциональна массе тела.
3.Закрепление изученного материала.
Чтобы полученные знания закрепить,
Я карточки хочу вам предложить.
В них вопросы не простые.
И картинки все цветные.
4. Домашнее задание.
СЛАЙД 34.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПАРАГРАФЫ 23,24.
(урок разработан к учебнику А.В Перышкина)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.