НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Класс: 3
Урок: 20
Раздел: Эта удивительная природа
Цель: формировать представление о сетях питания и об экологической пирамиде.
Задачи:
Обучающая: Познакомить с «невидимой пищевой сетью», с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида».
Развивающая: Развивать мышление, внимание, воображение, наблюдательность, речь, расширять кругозор учащихся.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Рисунки: дуб, желуди, белка, кабан, лось, мышь, сойка, гусеницы, сова, волк, лиса, кукушка, змея, орел; разноцветные карточки с загадками; карточки для работы в парах; слова: дубрава, пищевая сеть, экологическая пирамида, презентация.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Методы: словесный, наглядный.
Ход урока:
1. Орг. момент. (1 мин)
Вот и начался наш урок! Подтянулись, улыбнулись мы спокойно сядем, и работать начнем. Сегодня нас ждет новая тема и новые ответы на вопросы. Вы готовы? Тогда приступим.
2. Проверка Д.З. (5 мин)
А сейчас мы с вами повторим пройденный материал. Пожалуйста возьмите листочки которые лежат у вас на партах, подпишите и напишите ответ на вопросы которые вы видите на слайде (СЛАЙД 2)
3. Введение в тему урока. (10 мин)
1. Объяснить цепь питания: берёза—заяц — волк( СЛАЙД 3)
Что произойдёт, если исчезнут волки? ( Методы диалога)
- Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы и отгадать слово.(СЛАЙД 4)( создание проблемной ситуации)
1. Как в народе называют божью коровку?
Д – солнышко Т – тучка Р – кнопочка
2. Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?
Ю – количество лет У – к какому виду относится
3. Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
К – быстрее начинают есть
Б – обрывают нити и освобождают жуков.
- Какое слово у нас получилось? (дуб)
- Что обозначает это слово? (растение, дерево)
- Итак, сегодня у нас в гостях дуб. (Слайд 5) Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.
- Дуб – сильное дерево. Но у него есть и слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех деревьев. Дуб живет очень долго – 500 лет и более.
-К какой группе растений отнесем дуб?
Физминутка.
4. Работа по теме(5 мин)
Попробуйте ответить на несколько вопросов.(СЛАЙД 6) (Частично –поисковый)
· Назовите плод дуба.
· Как называется дубовый лес?
· В дупле она живет, да орешки все грызет
Ловкие и проворные белки живут в лесах, где много для них корма и много простора для игр. Они перепрыгивают с дерева на дерево, помогая себе при этом хвостом.
-Посмотрите на рисунок. Кто это? (СЛАЙД 7) (Частично –поисковые)
У кабана сильное тело. Крепким рылом он может разрывать даже мерзлую почву. На кормежку выходит ночью, а днем спит.
- Отгадайте загадку.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавиц,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко…(Слайд 8)
- Рост лося достигает двух метров. Он легко передвигается как по траве. Так и по глубокому снегу. Питается зверь травой, листьями, молодыми побегами деревьев и кустарников.
- Чем питаются эти животные? (Желудями)
- Также желудями питаются: мыши, сойка. Но с дубом дружат еще и гусеницы. А они чем питаются? (Листьями, древесиной дуба.)(СЛАЙД 9)
- Какая эта группа животных по особенностям питания? (Растительноядные.)
- Животные, которые питаются желудями, листьями и древесиной дуба, связаны с дубом напрямую. А на них, на этих животных, охотятся другие животные. Они тоже связаны с дубом только не напрямую, а косвенно.
- Давайте узнаем, какие животные связаны с дубом косвенно.
- Давайте рассмотрим картинку на экране и найдем животное и попробуем догадаться, почему эти животные дружат с дубом. (Частично –поисковой)
5. Закрепление ( 12 мин)
- Ребята, что вы видите на экране? ( СЛАЙД 10)
- Все вы играли с этой игрушкой и знаете, как она составляется. Внизу самый большой круг, а сверху самый маленький. В природе существуют такие пирамиды, но только они невидимые. Давайте с ними познакомимся.(На доске: мышь, сова, желудь).
-Составьте из этих карточек цепь питания.( создание проблемной ситуации)
- Кто крупнее в этой цепи питания?
-А мышь крупнее желудя. Но если бы у нас были волшебные весы и мы бы взвесили всех сов в лесу, всех мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Да потому, что желудей в лесу очень – очень много, мышей просто много, а сов мало.( создание проблемной ситуации)
- Случайно ли это? Нет. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей.
-Получилась экологическая пирамида.
- Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.
6. Рефлексия(5 мин)
Работа в парах. Составить цепь питания.( СЛАЙД 11)
После (Слайд 12) опрос.
7. Дом. Задание( 2 мин)
Составить пищевую цепь нашего района.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.