Окружающий мир 2-В класс
Урок № 15
Дата: 07.12. 2021
Тема : Невидимые
нити.
Тип урока: комбинированный
Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
освоение знаний по теме «Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).
формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Оборудование: учебник для 2 класса (часть 1);инструкция для создания моделей;
иллюстрации представителей животного и растительного мира; картинки предметов живой природы, для создания взаимосвязи в природе; стрелки из цветной бумаги.
Ход урока
1.Орг.момент.
-Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.
-Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?
-Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)
Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:
(чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,
чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко , чтобы на планете был мир)
Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете.
2. Актуализация знаний
-
Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!
Обсуждение проблемной ситуации.
-А теперь разрешите спор двух школьников.
Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.
Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.
-Кто из детей прав?
Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю
Для этого вы должны отгадать загадки
-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное
-Назовите важнейшие признаки этих животных.
Есть на речках
лесорубы |
|
Яркий мини вертолет |
Любит мух и комаров
Да имеет громкий зов
Вся зеленая скажу
Дом
на речке и в пруду (лягушка)
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться
Что за весенняя черная птица
Прямо
на трактор чуть не садится? (ворона)
С хвостом, а не конь
С перьями, а не птица (рыба)
Какой группы у нас не хватает? ( Пресмыкающиеся)
Кто относится к пресмыкающимся?
3.Самоопределение к деятельности
– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.
На доске появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.
–
Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны
растения и животные.)
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».
– Прочитайте
тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что
называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.
-А что говорит Муравьишка? Прочитаем.
Работа по теме урока
– Что такое МОДЕЛЬ?
МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.
– С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.
Работа над темой урока
а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.
–
О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и
животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. –– Исчезли птицы, которые гнездились в них. –– Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. –– Деревья высохли.
–
Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им
негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
б) Закрепление изученного
Работа в парах.
(на с.65 по рисункам дети прослеживают взаимосвязь в природе)
Какие связи вы увидели?
Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения )
( пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц , которые погубят деревья.
А можем, мы люди нарушить эти связи?
Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.
Почему нити называют невидимыми?
В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.
в)Физкультминутка (о лягушке)
Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.
г)Работа в группах. Моделирование
Класс составляет цепь питания, используя картинки и стрелки
Результаты работы обсуждаются всем классом
д)Выполнение заданий в рабочей тетради. Самостоятельная работа.
е) Проверка самостоятельной работы.
Д.З. Читать с.64-65
4 Рефлексия.
–
Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов
учеников появляется слайд «Итог урока».)
– Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ
НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились
изображать изученные связи с помощью моделей.)
Ответы на вопросы
( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос
1.Докажите, что на Земле нужны мошки?
2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников
3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?
4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется
5.Итог урока .Оценивание.
Урок
подходит к концу. Спасибо за плодотворную и активную работу на у
Окончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
Что мне и друг другу вы так пригодились.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.