Неврологические и эмоциональные проблемы развития детей школьного возраста.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
21.05.2019
В статье описываются проблемы неврологического и эмоционального характера с которыми сталкиваются в своей работе педагоги в школе и жалуются родители. Даётся подробное описание их и возможные причины возникновения. Кроме того предлагаются некоторые рекомендации, которые помогут в работе с такими детьми.
Неврологические и эмоциональные проблемы развития детей школьного возраста.docx
Неврологические и эмоциональные проблемы развития детей
школьного возраста.
Синийчук Татьяна Владимировна, педагогпсихолог высшей
квалификационной категории, МБОУ «Лицей №12», г. Новосибирск.
Нередко родители и педагоги обращают внимание на то, что при
выполнении какихлибо заданий ребёнок часто отвлекается, не может
удержать внимание, избегает отвечать или выступать перед одноклассниками.
Такой ребёнок часто теряет вещи, легко отвлекается на посторонние
стимулы. Всё это – проявление неврологических и эмоциональных проблем.
Неврологические проблемы связаны с изменениями в деятельности
центральной нервной системой. Причины возникновения этих изменений
могут возникать во время беременности, могут быть наследственными.
Эмоциональные проблемы проявляются чрезмерным выражением
эмоций человека.
Эмоциональные проблемы могут проявляться как с повышением
эмоциональности, так и, наоборот, с понижением эмоциональности.
К эмоциональным проблемам с повышением эмоциональности
относятся такие как сверхвозбудимость, агрессивность и тревожный синдром.
Сверхвозбудимость может проявляться через излишнюю активность
(гиперактивность), резкие эмоциональные подъёмы, раздражение. Человек
может начать резко и много жестикулировать, громко говорить, смеяться и
т.д.
Агрессия поведение человека в отношении других людей, которое
отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Агрессивность может проявляться как через физические действия, так и
вербально. На уроке ребёнок может начать обзывать или оскорблять своих
одноклассников, может бросать предметы и т.д. Тревожный синдром – это повышенная склонность испытывать
беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких,
которые к этому не предрасполагают. Ребёнок постоянно проявляет
беспокойство, напряжённость, по несколько раз переспрашивает и уточняет
задание и т.д.
Тревожность часто бывает связана со страхом, т.е. ребёнок боится
отвечать или отвечает неуверенно и глазами как бы ищет подтверждения
правильности своего ответа у взрослого.
К проблемам с понижением эмоциональности относится усталость.
Усталость, снижение активности проявляется сонливостью, ребёнок
«отсутствует» на уроке, рассеянное внимание, вялость и т.д.
Такое эмоциональное расстройство как неумение переживать неудачи
может проявляться как с усилением эмоциональных переживаний, так и с
понижением.
Из неврологических расстройств у школьников часто встречаются
неврозы, минимальная мозговая дисфункция и синдром дефицита внимания
(гиперактивность).
Невроз собирательное название для группы функциональных
психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному
течению. Картина таких расстройств характеризуется астеническими,
навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным
снижением умственной и физической работоспособности.
Причиной неврозов кроме конфликтов дома и в коллективе могут стать
инфекционные заболевания, травмы, которые истощают нервную систему,
особенно детскую, т.к. у детей она только ещё формируется, складывается
сложнейший механизм адаптации к внешней среде.
Чаще в школе можно встретить такие расстройства как тики,
навязчивые движения, заикания. Минимальная мозговая дисфункция это лёгкие функциональные
нарушения в работе мозга, которые приводят к неуспеваемости, проблемам со
вниманием, оперативной памятью и развитию неврозоподобных состояний.
У детей с ММД возникают проблемы в поведении и обучении с первого
класса. Часто дети с такой проблемой в развитии страдают нарушениями
речевых навыков и моторики, имеют нетипичные неврологические реакции.
Они быстро устают от любого вида деятельности,
раздражительными и страдают от повышенной возбудимости.
становятся
И ещё одно неврологическое расстройство, которое встречается часто
среди школьников это синдром дефицита внимания. Синдром дефицита
внимания (гиперактивность) – это дисфункция центральной нервной системы,
проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания,
нарушениями обучения и памяти, а также расстройствами поведения.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) чаще
встречается у мальчиков, чем у девочек. Кроме гиперактивности у детей с
этим синдромом могут наблюдаться нарушения координации движений,
моторная неловкость (им сложно застёгивать пуговицы, пользоваться
ножницами). Хуже всего дети с СДВГ выполняют задания, которые кажутся
им скучными.
В заключении хотелось бы остановиться на методах и приёмах, которые
можно использовать в работе с детьми, имеющими описанные выше в статье
неврологические и эмоциональные проблемы:
1. Использование на уроке сигнальных карточек при выполнении
заданий. Их можно использовать для обратной связи на уроке, для
проверки выполненного задания, для повторения материала и т.д.
Очень хорошо их использовать, если в классе есть тревожные дети, с
синдромом дефицита внимания, неврозами и другими проблемами.
2. Использование интерактивных возможностей смартдоски при
выполнении задания, разгадывания кроссворда. Это так же позволяет менять во время урока вид деятельности, что особенно важно для
гиперактивных детей.
3. Использование методов игровой терапии,
арттерапии и
сказкотерапии. Эти методы позволяют, не акцентируя внимания на
направить энергию
проблеме ребёнка снять напряжение,
гиперактивного или агрессивного ребёнка в нужное педагогу русло,
разрядить ситуацию и при этом испытать положительные эмоции, что
очень важно для детей с описанными в статье проблемами развития.
4. Восприятие материала на определённом этапе урока с закрытыми
глазами. Другими словами «отключая» один канал восприятия, мы
вынуждаем другой работать более интенсивно, кроме того в этот
момент развиваются такие свойства внимания как переключаемость
и концентрация.
5. Психогимнастика и релаксация. Дети, имеющие неврологические и
эмоциональные проблемы развития быстро устают, бывают
раздражительны, импульсивны, поэтому использование во время
урока, а возможно и перемены элементов психогимнастики и
релаксации помогают им справиться с этими проблемами.
Главное помнить детям, имеющим проблемы в развитии очень трудно
учиться и соответствовать общим правилам, поэтому задача педагога помочь
им в этом.
Список используемой литературы:
1. Волохина А. Журнал "Счастливые родители", сентябрь 2002
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка.,
СПб., 1997
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. М: 2002
Неврологические и эмоциональные проблемы развития детей школьного возраста.
Неврологические и эмоциональные проблемы развития детей школьного возраста.
Неврологические и эмоциональные проблемы развития детей школьного возраста.
Неврологические и эмоциональные проблемы развития детей школьного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.