3 Дорогие друзья!
Оценка качества обучения, уровня подготовки школьников по разным предметам является неотъемлемой частью учебного процесса. Данная брошюра познакомит вас с важными процедурами оценки качества образования – Всероссийскими проверочными работами (ВПР) и Национальными исследованиями качества образования (НИКО).
ВПР и НИКО – проекты достаточно новые для российского образования. Информация из этой брошюры поможет вам понять роль этих оценочных процедур, узнать об особенностях их проведения и о том, как и для чего используются их результаты.
Вы узнаете:
E что такое НИКО и ВПР и зачем они нужны;
E как организуется проведение национальных исследований и проверочных работ;
E как и для чего используются полученные результаты;
E какие национальные исследования уже прошли и какие еще планируются;
E по каким предметам и в каких классах пройдут Всероссийские проверочные работы в 2017 году;
E на что нужно обратить внимание школам и родителям;
E и многое другое.
Зачем все это нужно?
А зачем вообще исследовать качество образования? Зачем школьникам выполнять эти работы, ведь нагрузка у них и так большая, а выпускникам еще нужно готовиться к ЕГЭ? Может, лучше обойтись без них?
Нет, не лучше.
Подготовка к ЕГЭ – это, безусловно, важно. Но если у школьника есть пробелы в знании предмета, то даже начав готовиться за год до экзамена, он может не успеть подготовиться настолько хорошо, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл. И чем раньше эти пробелы начинают появляться, тем труднее ему учиться дальше – невозможно усваивать более сложные вещи, не понимая простых (например, решать задачи по физике, химии и информатике, не освоив базовые математические навыки).
Причем часто ни родители, ни даже учителя в полной мере не осознают, что у ребенка есть проблемы, что ему нужно наверстать упущенное, повторить определенный материал, разобраться в теме, которую он пропустил или не понял. Выяснить это уже во время ЕГЭ бывает очень обидно.
Вовремя выявить проблему и предпринять необходимые
меры для ее устранения поможет внешняя оценка – НИКО и ВПР, проводимые
по заданиям и методикам, разработанным на федеральном уровне и единым для всей
страны.
В
оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество,
образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон
свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой
оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до
анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее
развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и
всей страны.
При этом сопоставление результатов оценки полностью
независимой (НИКО) и самооценки школ, базирующейся на единой методике и
заданиях (ВПР), дает дополнительную важную информацию о качестве образования.
5
Создает ли участие в НИКО и ВПР дополнительную нагрузку для школьников?
Такого быть не должно!
На протяжении всего времени обучения в школе дети пишут контрольные работы.
НИКО и ВПР – это такие же контрольные работы, только проводятся они по
федеральным заданиям. Школьники пишут их вместо своих обычных школьных
контрольных.
ВПР и НИКО не должны проводиться во время каникул или после уроков. К написанию этих работ не нужно как-то специально готовиться, ведь решения, влияющие на судьбу ребенка (например о переводе в следующий класс или получении аттестата), по их результатам не принимаются. Нет никаких оснований бояться и переживать больше, чем из-за самой обычной контрольной работы в школе.
НациоНальНые исследоваНия качества обраЗоваНия
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах) не реже двух раз в год.
Каждое исследование имеет свои цели и задачи, соответствующие актуальным направлениям развития системы общего образования, и предполагает сбор и анализ широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования.
С
результатами проведенных исследований можно ознакомиться на портале НИКО: http://www.eduniko.ru.
как отбираются участники исследований
В мероприятиях НИКО участвуют школы из большинства
регионов страны. Федеральные координаторы исследования отбирают от 5 до 15
школ в каждом из регионов по специально разработанной методике. В каждом из
исследований принимает участие около 50 тысяч школьников.
для ответов на вопросы анкеты.
Задания в диагностической работе проверяют наиболее значимые аспекты содержания соответствующего предмета, важные с точки зрения общего развития ученика, использования полученных знаний на практике, а также продолжения обучения.
Задания составляются в формулировках, принятых в учебниках из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ для использования в школах. Содержание заданий определяется федеральными государственными образовательными стандартами.
Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников
организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого
исследования. При проведении НИКО могут применяться технологии, основанные на
использовании машиночитаемых бланков ответов, а также компьютерное
тестирование.
В процессе исследования участники заполняют анкету, направленную на выявление их интересов и занятий вне школы. Результаты анкетирования дают дополнительные данные о том, какие факторы влияют на успешность освоения предмета школьниками.
Анкеты, заполняемые учителями и школами, направлены на сбор и анализ информации о квалификации и стаже учителей, особенностях образовательного процесса в школах.
При выполнении диагностической работы учащимися в аудитории должны присутствовать организаторы и независимые (от школы, в которой проводится исследование) наблюдатели. В процедурах НИКО могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ. Может вестись видеонаблюдение, но это не является обязательным требованием.
Бланки ответов участников сканируются и направляются для проверки, которая проводится централизованно на федеральном уровне. Оценивание выполняется в удаленном режиме через Интернет.
Экспертная проверка развернутых ответов участников проектов НИКО осуществляется
на основе стандартизированных критериев и только при условии прохождения
экспертами соответствующего предварительного обучения и аттестации. В процессе
проверки работ осуществляется выборочный контроль качества проверки.
После обработки результатов проводится их анализ, направленный на выяснение того, в какой степени школьники овладели различными знаниями и умениями в рамках изучаемого предмета; каковы характеристики групп участников с разным уровнем подготовки. Результаты участников сопоставляются с собранными данными о школе, учителях, интересах и увлечениях ребенка; о том, как он проводит время вне школы.
По итогам анализа готовятся рекомендации для
системы образования и для родителей, как использовать полученные результаты для
повышения качества образования.
11
использование
результатов Нико
Результаты исследований могут использоваться на разных уровнях системы образования в зависимости от их целей и задач.
Уровень Направления использования результатов
Общероссийский Оценка состояния системы общего образования и разрауровень ботка мер по ее совершенствованию
Региональный Диагностика качества образования, формирование региональных программ развития образования и повыше-
уровень ния
квалификации учителей
Совершенствование
преподавания учебных предметов, Школьный повышение
квалификации учителей, повышение инфоруровень мированности
обучающихся и их родителей об уровне подготовки школьников
Родители, Выявление склонностей и проблемных зон у ребенка, при-нятие обоснованного решения о выборе образовательной
школьники траектории
Не предусмотрено использование результатов НИКО для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов управления образованием.
Как видим, НИКО дают полезную информацию для дальнейшей работы самым разным людям, причастным к системе образования. А чего ждать от участия в исследовании самим школьникам? Поставят ли за выполненные работы оценки и на что эти оценки могут повлиять?
Узнать свои индивидуальные результаты участники исследования могут, а вот ставить оценки за работы, выполненные в рамках НИКО, школам не рекомендуется. Впрочем, они могут это сделать по желанию детей, особенно если учащиеся смогли продемонстрировать высокий результат.
Результаты участия в НИКО не влияют:
• на получение • на перевод • на годовые аттестатав следующий классотметки
всероссийские проверочНые работы
ВПР могут проводиться в начале и в конце учебного года.
Организация ВПР предусматривает:
• единое • единые • единые критерии расписаниетексты заданийоценивания
предметы для сдачи ЕГЭ.
Школы, участвующие в ВПР, должны утвердить порядок их проведения. В нем
устанавливается, для каких классов и по каким предметам будут проходить
проверочные работы в данной школе. Школа не обязана проводить ВПР по всем
предметам, предусмотренным расписанием.
Порядком также определяется, кто из обучающихся будет принимать участие в написании проверочных работ. Например, школа может принять решение об участии или неучастии в ВПР обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задания ВПР разрабатываются лучшими специалистами с учетом российского и мирового опыта.
В варианты Всероссийских проверочных работ включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету. Не используются задания с выбором ответа из готовых вариантов.
15
Всероссийские проверочные работы учащиеся пишут в своих школах. Рекомендуемое время их проведения – второй-третий урок в школьном расписании; продолжительность – от одного до двух уроков.
Для проведения проверочной работы школа должна зарегистрироваться на портале сопровождения ВПР и получить доступ в свой личный кабинет.
Материалы
ВПР размещаются на портале за три дня до проведения работы в зашифрованном
архиве, шифр для распаковки школа получает через свой личный кабинет утром в
день написания работы. Критерии оценивания заданий и электронная форма
для сбора результатов также передаются школе через личный кабинет на
информационном портале ВПР. Это происходит в день проведения
работы после ее завершения.
Проверка работ участников ВПР осуществляется в день проведения работы коллегиально учителями школы. После проверки работ результаты вносятся школами через личные кабинеты в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты. Результаты должны быть переданы не позднее чем через сутки после времени начала работы.
проведения ВПР;
•
провести анализ результатов;
• использовать полученные аналитические выводы в дальнейшей работе.
Не рекомендуется:
• проводить работу во время каникул или после уроков;
• специально готовить обучающихся к выполнению работы;
• ставить отметки (в журнал);
• оставлять без контроля процедуру проведения ВПР;
• использовать результаты в административных и управленческих целях.
Поинтересуйтесь результатами своего ребенка, постарайтесь получить информацию об имеющихся у него проблемах и планах школы по устранению этих проблем. Узнайте, не нуждается ли ваш ребенок в помощи, при необходимости окажите ему посильную помощь и поддержку.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Сергей Станченко
Ирина Горюнова
Ольга Кирющенко
Коммуникационное агентство АГТ www.agt-agency.ru
Ирина Большедворская Надежда Малкина
Издание подготовлено ИД «МедиаЛайн» Лариса Рудакова
Алексей Курилко
Максим Шлегель
Адрес редакции: 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10, стр. 9
Подписано в печать: 30.03.2017 Дата выхода в свет: 07.04.2017
Тираж: 500 экз.
Отпечатано в типографии ООО «Принт-Хаус»
Адрес типографии: 603002, г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 100б, корп. 8
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.