Николай Семенович Лесков.ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК10 класс
Подготовила презентацию
Учитель русского языка и литературы:
Цель :
Раскрыть смысл названия повести и понятия «праведник»; выявить суть души русского человека в понимании Н. С. Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения.
Задачи:
Закрепить умения высказать собственную точку зрения, опираясь на аргументы;
определить значение названия повести «Очарованный странник» в её образно – художественной системе и сущность понятий грешный и праведный, русский национальный характер по контексту и с помощью словаря;
обобщить наблюдения за образом главного героя;
выразить личное отношение к герою и соотнести его с авторским.
Николай Семенович Лесков (1831-1895)
Иван Северьянович Флягин – «простодушны добрый русский богатырь», наивный исполин с седеющей гривой, знаток лошадей в иноческом подряснике. Образ с бурной и пёстрой судьбой: графский форейтор и укротитель бешеных коней, кормилец и «нянька» грудного младенца, победитель татарина в смертельном поединке, пленник кочевников и многоженец, балаганный актер и монастырский послушник, бродячий ветеринар и рекрут кавказской армии, получающий за храбрость Георгия и офицерский чин, — таков этот необычный, сложный и мощны образ. “Очарованный” с детства Флягин никак не может найти покоя и своего устойчивого места в жизни. Красноречивее всего о нем высказывается в финале лекарь: “так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”. Даже монастырь и старость не позволяют Флягину успокоиться. Убежденный в неизбежности большой войны, он готов вновь стать солдатом.
Флягин чистый сердцем, но подвластный неукротимым страстям, кроткий к детям и животным, но подчас горячий и даже опасный в своих порывах. Таким блуждает он по градам и становищам, нигде и никогда не утрачивая непередаваемого очарования своей цельной, великодушной и подлинно творческой натуры.
Задание 1.
Словарная работа
Кто такой конэсер?
На рубеже XIX-XX вв. отмечали характерные для русского человека проблемы: идейное “шатание”, постоянная тяга к перемене мест, неумение и нежелание занять устойчивое положение в обществе. В силу этого появлялись многочисленные землепроходцы, “божьи странники”, всевозможные религиозные секты и т. д. Иван Флягин – яркий образец такого типа людей.
Странник
Странник - это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни.
Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания.
Очарование
Поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник».
Как вы их понимаете? (Анализ словарных статей С.И.Ожегова и В.И.Даля)
Почему автор называет Ивана Северьяныча Флягина странником?
Задание 2.
Проблемный вопрос.
Задание 4.
Чем же очаровывается Иван Флягин, артист и художник в душе?
Работа с текстом.
Задание 5.
По картине и по отрывку определите эпизод из повести дайте краткую характеристику соответствующего описанному образу? Выразите свое мнение.
Она, эта барынька, начала плакать и руки ломать.— Ну, хорошо, — говорит, — ну, не хочешь дитя мне отдать, так по крайней мере не сказывай, — говорит, — моему мужу, а твоему господину, что ты меня видел, и приходи завтра опять сюда на это самое место с ребенком, чтобы я его еще поласкать могла.
Степенный татарин и говорит им: «подождите», и сам им эти нагайки подал: одну Чепкуну, а другую Бакшею, да ладошками хлопает тихо, раз, два и три... И только что он в третье хлопнул, как Бакшей стегнет изо всей силы Чепкуна нагайкою через плечо по голой спине, а Чепкун таким самым манером на ответ его. Да и пошли эдак один другого потчевать: в глаза друг другу глядят, ноги в ноги следками упираются и левые руки крепко жмут, а правыми с нагайками порются... Ух, как они знатно поролись! Один хорошо черкнет, а другой еще лучше. Глаза-то у обоих даже выстолбенели, и левые руки замерли, а ни тот, ни другой не сдается.
- Ммм... как вам сказать... Да, вначале есть-с; и даже очень чувствительно, особенно потому, что без привычки, и он, этот Савакирей, тоже имел сноровку на опух бить, чтобы кровь не слушать, но я против этого его тонкого искусства свою хитрую сноровку взял: как он меня хлобыснет, я сам под нагайкой спиною поддерну, и так приноровился, что сейчас шкурку себе и сорву, таким манером и обезопасился, и сам этого Савакирея запорол.
6) Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.
Каковы общие черты праведников?
Тест.
1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?
а) Алеша Попович, б) Добрыня Никитич,
в) Илья Муромец, г) Никита Кожемяка.
2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил, б) Монах, в) Голован, г) Казачок,д) Иван.
3. Почему Флягин бежал в степь?
а) в поисках приключений,б) по предложению англичан,в) вслед за возлюбленной,
г) из–за убийства татарина,д) был взят в плен.
4. Как удерживали главного героя в степи?
а) богатыми подарками, б) отдали Флягину
в жены самую красивую девушку,
в) держали в колодках в яме,
г) «подщетинили» пятки.
5. Сколько времени провел Иван Флягин в плену?
а) один год, б) три месяца, в) пять лет,г) три года, д) десять лет.
Проверка выполненного теста и выставление оценок в оценочный лист.
Критерии оценки:
«5» -5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа;
«2» - один-два правильных ответов.
Ответы:
1 – в; 2 – в; 3 – г; 4 – г; 5 - д
Вывод:
Повесть отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели. История жизни Флягина настолько невероятна и богата событиями, что практически каждую главу произведения можно считать отдельным рассказом. Фигура Флягина соединяет в себе временное и вечное, прошлое и настоящее. Он олицетворяет собой древнерусского эпического богатыря, волшебным образом попавшего в другую эпоху. Все приключения главного героя связаны между собой и подчинены одному замыслу автора – показать широкую и беспокойную натуру русской души.
Смысл названия «Очарованный странник» заключается в том, Лесков Н. назвал народ «очарованной средой», из которой время от времени выходят самобытные герои. «Очарованный» окружающей красотой страдалец, не сгибаясь, неуклонно идет навстречу подвигу, который мог бы достойно увенчать его жизнь.
Рефлексия в форме анкетирования
На уроке русской литературы я узнал(а)_________________________
понял(а)_________________________
научился (-лась)__________________
2.Лучше всего на уроке у меня выходило ______________
3. Основные трудности у меня были __________________
4. Во мне произошли изменения ______________________
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.