Николай Семенович Лесков. ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК 10 класс
Оценка 4.6

Николай Семенович Лесков. ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК 10 класс

Оценка 4.6
pptx
03.07.2022
Николай Семенович Лесков.ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК10 класс
24-05-2022 Николай Семенович Лесков.Очарованный странник Бакиева А А.pptx

Николай Семенович Лесков . ОЧАРОВАННЫЙ

Николай Семенович Лесков . ОЧАРОВАННЫЙ

Николай Семенович Лесков. ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК 10 класс

Подготовила презентацию
Учитель русского языка и литературы:
Бакиева Алиябви Ахметовна

Цель : Раскрыть смысл названия повести и понятия «праведник»; выявить суть души русского человека в понимании

Цель : Раскрыть смысл названия повести и понятия «праведник»; выявить суть души русского человека в понимании

Цель :
Раскрыть смысл названия повести и понятия «праведник»; выявить суть души русского человека в понимании Н. С. Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения.

Задачи: 
Закрепить умения высказать собственную точку зрения, опираясь на аргументы;
определить значение названия повести «Очарованный странник» в её образно – художественной системе и сущность понятий грешный и праведный, русский национальный характер по контексту и с помощью словаря;
обобщить наблюдения за образом главного героя;
выразить личное отношение к герою и соотнести его с авторским.

Николай Семенович Лесков (1831-1895)

Николай Семенович Лесков (1831-1895)

Николай Семенович Лесков (1831-1895)
Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.
В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо. Писатель изъездил практически всю европейскую часть России «от Черного моря и до Белого и от Брод до Красного Яру» на барках, тарантасах и в вагонах. В этих путешествиях молодой человек познакомился с жизнью людей различных социальных слоев. Это позволило ему написать в дальнейшем: «Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь .. : Я не изучал народ по разговорам с петербургскими приказчиками, а я вырос в народе, на гомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом».

Иван Северьянович Флягин – «простодушны добрый русский богатырь», наивный исполин с седеющей гривой, знаток лошадей в иноческом подряснике

Иван Северьянович Флягин – «простодушны добрый русский богатырь», наивный исполин с седеющей гривой, знаток лошадей в иноческом подряснике

 Иван Северьянович Флягин – «простодушны добрый русский богатырь», наивный исполин с седеющей гривой, знаток лошадей в иноческом подряснике. Образ  с бурной и пёстрой судьбой: графский форейтор и укротитель бешеных коней, кормилец и «нянька» грудного младенца, победитель татарина в смертельном поединке, пленник кочевников и многоженец, балаганный актер и монастырский послушник, бродячий ветеринар и рекрут кавказской армии, получающий за храбрость Георгия и офицерский чин, — таков этот необычный, сложный и мощны образ. “Очарованный” с детства Флягин никак не может найти покоя и своего устойчивого места в жизни. Красноречивее всего о нем высказывается в финале лекарь: “так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”. Даже монастырь и старость не позволяют Флягину успокоиться. Убежденный в неизбежности большой войны, он готов вновь стать солдатом.

Флягин чистый сердцем, но подвластный неукротимым страстям, кроткий к детям и животным, но подчас горячий и даже опасный в своих порывах. Таким блуждает он по градам и становищам, нигде и никогда не утрачивая непередаваемого очарования своей цельной, великодушной и подлинно творческой натуры.

Задание 1. Словарная работа Кто такой конэсер?

Задание 1. Словарная работа Кто такой конэсер?

Задание 1.
Словарная работа

Кто такой конэсер?

Герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин ведет неторопливый рассказ о своей жизни, который, несмотря на простоту речи, не всегда понятен. Его речь изобилует просторечными словами и выражениями, а также придуманными названиями. Именно таким является слово конэсер. Произнесенное «на русский манер» французское слово, вызвало недоумение у его слушателей: «Я конэсер. - Что-о-о тако-о-е? - Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования» [3. С. 68]. В дореволюционной России конэсер от фр. connaisseur - «знаток, знающий», использовалось для обозначения специалиста в определенной области, знатока-собирателя искусства. Это странное название позволило не знающему тонкостей французской филологии Ивану Флягину не только заинтересовать попутчиков, но и придать своеобразие своему рассказу.

На рубеже XIX-XX вв. отмечали характерные для русского человека проблемы: идейное “шатание”, постоянная тяга к перемене мест, неумение и нежелание занять устойчивое положение в обществе

На рубеже XIX-XX вв. отмечали характерные для русского человека проблемы: идейное “шатание”, постоянная тяга к перемене мест, неумение и нежелание занять устойчивое положение в обществе

На рубеже XIX-XX вв. отмечали характерные для русского человека проблемы: идейное “шатание”, постоянная тяга к перемене мест, неумение и нежелание занять устойчивое положение в обществе. В силу этого появлялись многочисленные землепроходцы, “божьи странники”, всевозможные религиозные секты и т. д. Иван Флягин – яркий образец такого типа людей.

Странник

Странник - это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни

Странник - это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни

Странник   - это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни.
Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания.

Очарование Лексема очарование имеет следующие значения: «1

Очарование Лексема очарование имеет следующие значения: «1

Очарование

Лексема очарование имеет следующие значения:
«1. Устар. Колдовство, волшебство <...> 2. Чарующая, притягательная сила кого-, чего-либо; обаяние <...> очарование счастья, любви, красоты <...> 3. Состояние подвергшегося действию каких-нибудь чар, обаянию чего-либо».
«1. Устар. Околдовывать, наводить чары на кого-, что-либо. 2. Производить на кого-либо чарующее впечатление, подчинять своему обаянию <...> очаровывать, очаровать мысли, чувства, сердце, воображение» [5. Т. 8]. Слово очарованный толкуется так: «подвергшийся очарованию, действию каких-либо чар <...> вызванный действием каких-либо чар» [Там же]. В словаре русского языка А.П. Евгеньевой находим такое объяснение: очарованный: «2. в знач. прил. Устар. Находящийся, по суеверным представлениям, под действием чьих-л. чар <...> 3. в знач. прил.
Выражающий восхищение» [9. Т. II].

Поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник»

Поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник»

Поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник».
Как вы их понимаете? (Анализ словарных статей С.И.Ожегова и В.И.Даля)


Почему автор называет Ивана Северьяныча Флягина странником?

Задание 2.
Проблемный вопрос.

Иван Северьянович Флягин Задание 3

Иван Северьянович Флягин Задание 3

Иван Северьянович Флягин

Задание 3.
Заполните кластер

Каков для вас образ или фигура Флягина?

Задание 4. Чем же очаровывается

Задание 4. Чем же очаровывается

Задание 4.
Чем же очаровывается Иван Флягин, артист и художник в душе?
Работа с текстом.
Природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста)
живностью (история с голубями, анализ эпизода, речевая характеристика героя)
привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика героя)    
чужими нравами и обычаями
музыкой (эпизод с гармонью) и песней
лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом)
женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой),
тишиной приобщения к Богу.




Задание 5. По картине и по отрывку определите эпизод из повести дайте краткую характеристику соответствующего описанному образу?

Задание 5. По картине и по отрывку определите эпизод из повести дайте краткую характеристику соответствующего описанному образу?

Задание 5.
По картине и по отрывку определите эпизод из повести дайте краткую характеристику соответствующего описанному образу? Выразите свое мнение.

1) Чей образ описан ниже? Она вроде «яркой змеи», которая «поцелует – как будто ядовитою кисточкою уста тронет и во всю кровь до самого сердца болью прожжёт». Когда она поет, то хочет, чтоб от ее песни «чья-нибудь душа горела и мучилась».
2) Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».

Она, эта барынька, начала плакать и руки ломать

Она, эта барынька, начала плакать и руки ломать

Она, эта барынька, начала плакать и руки ломать.— Ну, хорошо, — говорит, — ну, не хочешь дитя мне отдать, так по крайней мере не сказывай, — говорит, — моему мужу, а твоему господину, что ты меня видел, и приходи завтра опять сюда на это самое место с ребенком, чтобы я его еще поласкать могла.
Степенный татарин и говорит им: «подождите», и сам им эти нагайки подал: одну Чепкуну, а другую Бакшею, да ладошками хлопает тихо, раз, два и три... И только что он в третье хлопнул, как Бакшей стегнет изо всей силы Чепкуна нагайкою через плечо по голой спине, а Чепкун таким самым манером на ответ его. Да и пошли эдак один другого потчевать: в глаза друг другу глядят, ноги в ноги следками упираются и левые руки крепко жмут, а правыми с нагайками порются... Ух, как они знатно поролись! Один хорошо черкнет, а другой еще лучше. Глаза-то у обоих даже выстолбенели, и левые руки замерли, а ни тот, ни другой не сдается.
- Ммм... как вам сказать... Да, вначале есть-с; и даже очень чувствительно, особенно потому, что без привычки, и он, этот Савакирей, тоже имел сноровку на опух бить, чтобы кровь не слушать, но я против этого его тонкого искусства свою хитрую сноровку взял: как он меня хлобыснет, я сам под нагайкой спиною поддерну, и так приноровился, что сейчас шкурку себе и сорву, таким манером и обезопасился, и сам этого Савакирея запорол.
6) Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.

А Д Г В Б

А Д Г В Б

А

Д

Г

В

Б

Е Ж З И Й

Е Ж З И Й

Е

Ж

З

И

Й

Каковы общие черты праведников?

Каковы общие черты праведников?



Каковы общие черты праведников?

Деятельное и самоотверженное добро — главная идея праведника
Праведники никогда не смешивают любовь к Отечеству с выполнением распоряжением начальства.
Норма поведения для них - независимое, достойное служение своему народу, а не царю.
Полное отсутствие эгоизма, заботятся о спасении других и находят радость в утешении и помощи близким. Добры и скромны.
Сила духа и твердость помогают им предотвратить конфликты между людьми
Ум в ладу с сердцем.
Не требуют внимания к себе, не стремятся, чтобы их благородство было замечено, не ожидают наград за совершенное ими добро.


Тест. 1. С каким былинным богатырем сравнивает автор

Тест. 1. С каким былинным богатырем сравнивает автор

Тест.
1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?
а) Алеша Попович, б) Добрыня Никитич,
в) Илья Муромец, г) Никита Кожемяка.
2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил, б) Монах, в) Голован, г) Казачок, д) Иван.
3. Почему Флягин бежал в степь?
а) в поисках приключений, б) по предложению англичан, в) вслед за возлюбленной,
г) из–за убийства татарина, д) был взят в плен.
4. Как удерживали главного героя в степи?
а) богатыми подарками, б) отдали Флягину
в жены самую красивую девушку,
в) держали в колодках в яме,
г) «подщетинили» пятки.
5. Сколько времени провел Иван Флягин в плену?
а) один год, б) три месяца, в) пять лет, г) три года, д) десять лет.

Проверка выполненного теста и выставление оценок в оценочный лист

Проверка выполненного теста и выставление оценок в оценочный лист

Проверка выполненного теста и выставление оценок в оценочный лист.

Критерии оценки:
«5» -5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа;
«2» - один-два правильных ответов.

Ответы:
1 – в; 2 – в; 3 – г; 4 – г; 5 - д

Вывод: Повесть отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели

Вывод: Повесть отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели

Вывод:

Повесть отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели. История жизни Флягина настолько невероятна и богата событиями, что практически каждую главу произведения можно считать отдельным рассказом. Фигура Флягина соединяет в себе временное и вечное, прошлое и настоящее. Он олицетворяет собой древнерусского эпического богатыря, волшебным образом попавшего в другую эпоху. Все приключения главного героя связаны между собой и подчинены одному замыслу автора – показать широкую и беспокойную натуру русской души.
Смысл названия «Очарованный странник» заключается в том, Лесков Н. назвал народ «очарованной средой», из которой время от времени выходят самобытные герои. «Очарованный» окружающей красотой страдалец, не сгибаясь, неуклонно идет навстречу подвигу, который мог бы достойно увенчать его жизнь.

Рефлексия в форме анкетирования

Рефлексия в форме анкетирования

Рефлексия в форме анкетирования

На уроке русской литературы я узнал(а)_________________________
понял(а)_________________________
научился (-лась)__________________
2.Лучше всего на уроке у меня выходило ______________
3. Основные трудности у меня были __________________
4. Во мне произошли изменения ______________________
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность

Спасибо за активное участие на уроке!

Спасибо за активное участие на уроке!

Спасибо за активное участие на уроке!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2022