Н.Некрасов "Крестьянские дети"

  • docx
  • 17.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Krestxqnskie deti.docx

ема урока: Н.А.Некрасов  «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели  урока: 

Обучающие:

  учить школьников анализировать поэтическое произведение

  учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических

ударений, пауз, интонаций

  формировать представление об историческом прошлом

  учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

  учить рассуждать

  обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  пробуждать интерес к истории своей Родины

  развивать познавательную активность детей

  развивать самостоятельность учащихся

  развивать устную речь учащихся

  формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).

Воспитательные:

  формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

  воспитывать патриотизм

  прививать интерес к книге, к чтению

  раскрыть нравственный смысл произведения

  воспитывать эстетические чувства

  прививать навыки умственного труда.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник  Литература 5 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. – Ч.1. –М.:Просвещение, 2008

презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

портрет Н.А.Некрасова.

 

НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

 Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им.

Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

 

 

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

-Что запомнилось вам из его биографии? ( выдать листочки по биографии)

-С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение

Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

-Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

-У человека какая бывает красота? ( внутренняя и внешняя)

-Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 1-2

3.Тема и цель урока.

-Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?  

 

4.Изучение нового материала.

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти

слова?

-В конце урока мы еще раз вернемся к ним.

 

Родившись в дворянской семье, Некрасов  почему-то  пишет стихотворения о крестьянских детях.

-Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики   ( дано заранее задание найти

материал о детстве Некрасова).

 

 

Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не  «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту,

крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до

времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

  «Костромская почтовая дорога ( луговая),- описывали её в середине 19 века военные

статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля  по левому берегу реки Волги по ровным и

низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до

границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая

станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная

плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

  Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих

мест.

  «Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-

костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было

ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении

конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало

и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

 

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все

увиденное, запечатленное в своих произведениях.

 

Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались  крестьянские избы. Я помню, что это

соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно

избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит

притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал

лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх,

которые нередко оканчивались общей дракой…»

 

-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил  Н.А.Некрасов,

рассмотрим репродукцию картины Маковского.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского

«Крестьянские дети»

-Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.

 

Докладчик 3.

  Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими

мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

-Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что

между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым

непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в

разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И

помогая.

   И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

 

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

 

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

«Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

-Знакомы ли вам эти строчки?

-Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

-Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? ( Шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? ( в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к

другому)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.

 

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

ема урока: Н.А.Некрасов  «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели  урока: 

Обучающие:

  учить школьников анализировать поэтическое произведение

  учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических

ударений, пауз, интонаций

  формировать представление об историческом прошлом

  учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

  учить рассуждать

  обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  пробуждать интерес к истории своей Родины

  развивать познавательную активность детей

  развивать самостоятельность учащихся

  развивать устную речь учащихся

  формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).

Воспитательные:

  формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

  воспитывать патриотизм

  прививать интерес к книге, к чтению

  раскрыть нравственный смысл произведения

  воспитывать эстетические чувства

  прививать навыки умственного труда.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник  Литература 5 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. – Ч.1. –М.:Просвещение, 2008

презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

портрет Н.А.Некрасова.

 

НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

 Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им.

Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

 

Н. Некрасов «Крестьянские дети»

Цели: развивать навыки правильного, выразительного чтения, четкую дикцию; формировать умение видеть и понимать настроение лирического героя; совершенствовать умение связно рассказывать о своих впечатлениях.

Оборудование: портрет Н. Некрасова; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся к сказочной повести С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

III. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

– На доске написано имя поэта, с чьим творчеством мы будем сегодня знакомиться. Это Николай Алексеевич Некрасов. Но, я думаю, что некоторым из вас это имя уже знакомо. Назовите произведения этого автора, которые вы уже читали.

– Я очень рада, что вы так много знаете. Когда я была маленькой, то очень любила стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

– Посмотрите на портрет поэта. Как вы думаете, это серьезный человек или озорник?

– В детстве Н. А. Некрасов был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он был дворянином, но очень любил играть с крестьянскими детьми: купаться с ними в реке, собирать в лесу малину, а зимой кататься на санках.

И вот, когда поэт стал взрослым, он написал стихи о своем детстве, с одним из них мы сейчас и познакомимся. Я это стихотворение очень хорошо помню еще со школы, и оно мне очень нравится.

IV. Чтение и анализ стихотворения .

1. Обсуждение названия стихотворения.

– Откройте учебники на и прочитайте название стихотворения.

– Как вы считаете, в заглавии отражена главная мысль стихотворения, его тема?

2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Что вы можете сказать о прочитанном? Поделитесь мыслями.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

4. Словарно-лексическая работа.

– В стихотворении Н. А. Некрасова есть непонятные и сложные для чтения слова. Объяснить значение этих слов нам сможет консультант Кот Ученый .

5. Беседа (с. 106).

1) Этот отрывок принято называть «Мужичок с ноготок». Вы согласитесь с таким названием? (Скрытый контраст: взрослый, хотя и очень маленький.)

2) Какие чувства испытывает лирический герой к мальчику? Покажите, обращаясь к тексту, что среди этих чувств есть и удивление, и уважение.

3) Когда вы читали это стихотворение, то в какой ритм попадали?

4) Попробуйте прочитать вслух первые две строчки.

5) У вас не появилось ощущение, что каждое слово выделено особо, что  после каждого – небольшая остановка?

Информация для учителя

Хорошо было бы, если бы дети прохлопывали этот ритм ладошкой по парте, прислушиваясь к ритму каждой строчки. Тогда они убедятся в том, что каждое слово как будто выделено особо; обнаружат, что строчки длинные, что для их чтения приходится как будто преодолевать некую преграду.

6) Попробуйте найти ту строчку в тексте, которая точно характеризует этот неспешный ритм. («Гляжу, поднимается медленно в гору…»)

7) Почему поэт выбрал такой ритм стихотворения? (Поэт рассказывает о сцене из крестьянской жизни, избрав интонацию добродушной неторопливой беседы, прибегая к диалогам, что усиливает повествовательность этого стихотворения.)

8) Что у вас вызывает улыбку?

9) Можно ли образ «мужичка с ноготок» назвать комичным? (Нет. Жизненные обстоятельства сложились таким образом, что шестилетний ребенок вынужден выполнять совершенно взрослую работу; он чувствует огромную ответственность за то, что он, как и его отец, – мужчина.)

10) Какой прием лежит в основе этого образа? (Контраст.)

11) Какие чувства вызывает у каждого из вас этот мальчик?

V. Итог урока.

– Какое настроение у вас после такой работы со стихотворением?

– Не зря современники говорили о Н. А. Некрасове такие слова: «Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому».

Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть .

 

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

-Что запомнилось вам из его биографии? ( выдать листочки по биографии)

-С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение

Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

-Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

-У человека какая бывает красота? ( внутренняя и внешняя)

-Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 1-2

3.Тема и цель урока.

-Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?  

 

4.Изучение нового материала.

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти

слова?

-В конце урока мы еще раз вернемся к ним.

 

Родившись в дворянской семье, Некрасов  почему-то  пишет стихотворения о крестьянских детях.

-Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики   ( дано заранее задание найти

материал о детстве Некрасова).

 

 

Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не  «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту,

крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до

времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

  «Костромская почтовая дорога ( луговая),- описывали её в середине 19 века военные

статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля  по левому берегу реки Волги по ровным и

низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до

границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая

станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная

плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

  Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих

мест.

  «Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-

костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было

ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении

конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало

и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

 

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все

увиденное, запечатленное в своих произведениях.

 

Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались  крестьянские избы. Я помню, что это

соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно

избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит

притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал

лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх,

которые нередко оканчивались общей дракой…»

 

-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил  Н.А.Некрасов,

рассмотрим репродукцию картины Маковского.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского

«Крестьянские дети»

-Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.

 

Докладчик 3.

  Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими

мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

-Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что

между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым

непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в

разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И

помогая.

   И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

 

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

 

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

«Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

-Знакомы ли вам эти строчки?

-Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

-Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? ( Шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? ( в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к

другому)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.

 

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

 

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

 

 

5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» ( 12 минут)

Доска: Нацеливание: -проследите за сменой настроения  автора, какие чувства испытывает

автор от встречи с детьми? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

 

6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

-Что понравилось?  Что не понравилось?

-Что поняли? А что не поняли?

-Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

-Что интересного в стихотворении?

 

Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть

большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение

неоднородно: в нем есть составные части.

 

7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.

 

- С чего начинается стихотворение? ( рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на

охоте).

-До каких слов идет рассказ об этом случае? ( «…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

-Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая

часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

 

( После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты

автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

 

-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним

наблюдают крестьянские дети.  

-Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).

-Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

 

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал

командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять

команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: ( найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

 

-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

 

ема урока: Н.А.Некрасов  «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели  урока: 

Обучающие:

  учить школьников анализировать поэтическое произведение

  учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических

ударений, пауз, интонаций

  формировать представление об историческом прошлом

  учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

  учить рассуждать

  обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  пробуждать интерес к истории своей Родины

  развивать познавательную активность детей

  развивать самостоятельность учащихся

  развивать устную речь учащихся

  формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).

Воспитательные:

  формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

  воспитывать патриотизм

  прививать интерес к книге, к чтению

  раскрыть нравственный смысл произведения

  воспитывать эстетические чувства

  прививать навыки умственного труда.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник  Литература 5 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. – Ч.1. –М.:Просвещение, 2008

презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

портрет Н.А.Некрасова.

 

НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

 Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им.

Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

 

 

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

-Что запомнилось вам из его биографии? ( выдать листочки по биографии)

-С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение

Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

-Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

-У человека какая бывает красота? ( внутренняя и внешняя)

-Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 1-2

3.Тема и цель урока.

-Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?  

 

4.Изучение нового материала.

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти

слова?

-В конце урока мы еще раз вернемся к ним.

 

Родившись в дворянской семье, Некрасов  почему-то  пишет стихотворения о крестьянских детях.

-Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики   ( дано заранее задание найти

материал о детстве Некрасова).

 

 

Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не  «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту,

крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до

времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

  «Костромская почтовая дорога ( луговая),- описывали её в середине 19 века военные

статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля  по левому берегу реки Волги по ровным и

низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до

границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая

станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная

плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

  Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих

мест.

  «Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-

костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было

ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении

конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало

и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

 

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все

увиденное, запечатленное в своих произведениях.

 

Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались  крестьянские избы. Я помню, что это

соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно

избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит

притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал

лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх,

которые нередко оканчивались общей дракой…»

 

-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил  Н.А.Некрасов,

рассмотрим репродукцию картины Маковского.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского

«Крестьянские дети»

-Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.

 

Докладчик 3.

  Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими

мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

-Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что

между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым

непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в

разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И

помогая.

   И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

 

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

 

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

«Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

-Знакомы ли вам эти строчки?

-Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

-Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? ( Шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? ( в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к

другому)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.

 

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

 

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

 

 

5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» ( 12 минут)

Доска: Нацеливание: -проследите за сменой настроения  автора, какие чувства испытывает

автор от встречи с детьми? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

 

6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

-Что понравилось?  Что не понравилось?

-Что поняли? А что не поняли?

-Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

-Что интересного в стихотворении?

 

Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть

большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение

неоднородно: в нем есть составные части.

 

7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.

 

- С чего начинается стихотворение? ( рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на

охоте).

-До каких слов идет рассказ об этом случае? ( «…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

-Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая

часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

 

( После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты

автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

 

-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним

наблюдают крестьянские дети.  

-Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).

-Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

 

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал

командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять

команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: ( найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

 

-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

 

 

-Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с

крестьянскими  детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации

рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

 

Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме,

когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи,

которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации  и

добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе

смеялись и шутили.  

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья, гости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4(1)

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья ,гости

 

-История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом .

У нас есть стены дома—начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого

дома, и где крыша? ( начертить  на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был

продуктивным, надо поработать дома.  

Запишите д.з. стр. 196- 205  читать, таблица – заполнить 2 графу карандашом ( озаглавить части

2,3).

 

8. Повторение и закрепление пройденного.

-Как произошла  встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

-Принадлежит ли сам автор к крестьянам?

-Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не

барин»?

-Работа с эпиграфом. 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 9-10

 

9. Итоги.Рефлексия

ема урока: Н.А.Некрасов  «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели  урока: 

Обучающие:

  учить школьников анализировать поэтическое произведение

  учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических

ударений, пауз, интонаций

  формировать представление об историческом прошлом

  учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

  учить рассуждать

  обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  пробуждать интерес к истории своей Родины

  развивать познавательную активность детей

  развивать самостоятельность учащихся

  развивать устную речь учащихся

  формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).

Воспитательные:

  формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

  воспитывать патриотизм

  прививать интерес к книге, к чтению

  раскрыть нравственный смысл произведения

  воспитывать эстетические чувства

  прививать навыки умственного труда.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник  Литература 5 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. – Ч.1. –М.:Просвещение, 2008

презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

портрет Н.А.Некрасова.

 

НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

 Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им.

Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

 

 

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

-Что запомнилось вам из его биографии? ( выдать листочки по биографии)

-С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение

Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

-Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

-У человека какая бывает красота? ( внутренняя и внешняя)

-Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 1-2

3.Тема и цель урока.

-Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?  

 

4.Изучение нового материала.

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти

слова?

-В конце урока мы еще раз вернемся к ним.

 

Родившись в дворянской семье, Некрасов  почему-то  пишет стихотворения о крестьянских детях.

-Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики   ( дано заранее задание найти

материал о детстве Некрасова).

 

 

Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не  «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту,

крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до

времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

  «Костромская почтовая дорога ( луговая),- описывали её в середине 19 века военные

статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля  по левому берегу реки Волги по ровным и

низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до

границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая

станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная

плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

  Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих

мест.

  «Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-

костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было

ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении

конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало

и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

 

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все

увиденное, запечатленное в своих произведениях.

 

Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались  крестьянские избы. Я помню, что это

соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно

избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит

притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал

лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх,

которые нередко оканчивались общей дракой…»

 

-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил  Н.А.Некрасов,

рассмотрим репродукцию картины Маковского.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского

«Крестьянские дети»

-Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.

 

Докладчик 3.

  Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими

мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

-Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что

между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым

непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в

разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И

помогая.

   И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

 

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

 

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

«Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

-Знакомы ли вам эти строчки?

-Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

-Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? ( Шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? ( в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к

другому)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.

 

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

 

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

 

 

5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» ( 12 минут)

Доска: Нацеливание: -проследите за сменой настроения  автора, какие чувства испытывает

автор от встречи с детьми? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

 

6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

-Что понравилось?  Что не понравилось?

-Что поняли? А что не поняли?

-Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

-Что интересного в стихотворении?

 

Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть

большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение

неоднородно: в нем есть составные части.

 

7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.

 

- С чего начинается стихотворение? ( рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на

охоте).

-До каких слов идет рассказ об этом случае? ( «…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

-Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая

часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

 

( После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты

автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

 

-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним

наблюдают крестьянские дети.  

-Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).

-Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

 

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал

командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять

команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: ( найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

 

-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

 

 

-Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с

крестьянскими  детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации

рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

 

Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме,

когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи,

которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации  и

добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе

смеялись и шутили.  

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья, гости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4(1)

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья ,гости

 

-История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом .

У нас есть стены дома—начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого

дома, и где крыша? ( начертить  на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был

продуктивным, надо поработать дома.  

Запишите д.з. стр. 196- 205  читать, таблица – заполнить 2 графу карандашом ( озаглавить части

2,3).

 

8. Повторение и закрепление пройденного.

-Как произошла  встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

-Принадлежит ли сам автор к крестьянам?

-Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не

барин»?

-Работа с эпиграфом. 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 9-10

 

9. Итоги.Рефлексия

 

-Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с

крестьянскими  детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации

рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

 

Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме,

когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи,

которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации  и

добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе

смеялись и шутили.  

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья, гости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4(1)

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья ,гости

 

-История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом .

У нас есть стены дома—начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого

дома, и где крыша? ( начертить  на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был

продуктивным, надо поработать дома.  

Запишите д.з. стр. 196- 205  читать, таблица – заполнить 2 графу карандашом ( озаглавить части

2,3).

 

8. Повторение и закрепление пройденного.

-Как произошла  встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

-Принадлежит ли сам автор к крестьянам?

-Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не

барин»?

-Работа с эпиграфом. 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 9-10

 

9. Итоги.Рефлексия

ема урока: Н.А.Некрасов  «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели  урока: 

Обучающие:

  учить школьников анализировать поэтическое произведение

  учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических

ударений, пауз, интонаций

  формировать представление об историческом прошлом

  учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

  учить рассуждать

  обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  пробуждать интерес к истории своей Родины

  развивать познавательную активность детей

  развивать самостоятельность учащихся

  развивать устную речь учащихся

  формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).

Воспитательные:

  формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

  воспитывать патриотизм

  прививать интерес к книге, к чтению

  раскрыть нравственный смысл произведения

  воспитывать эстетические чувства

  прививать навыки умственного труда.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник  Литература 5 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. – Ч.1. –М.:Просвещение, 2008

презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

портрет Н.А.Некрасова.

 

НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

 Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им.

Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

 

 

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

-Что запомнилось вам из его биографии? ( выдать листочки по биографии)

-С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение

Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

-Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

-У человека какая бывает красота? ( внутренняя и внешняя)

-Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 1-2

3.Тема и цель урока.

-Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?  

 

4.Изучение нового материала.

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти

слова?

-В конце урока мы еще раз вернемся к ним.

 

Родившись в дворянской семье, Некрасов  почему-то  пишет стихотворения о крестьянских детях.

-Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики   ( дано заранее задание найти

материал о детстве Некрасова).

 

 

Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не  «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту,

крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до

времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

  «Костромская почтовая дорога ( луговая),- описывали её в середине 19 века военные

статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля  по левому берегу реки Волги по ровным и

низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до

границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая

станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная

плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

  Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих

мест.

  «Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-

костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было

ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении

конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало

и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

 

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все

увиденное, запечатленное в своих произведениях.

 

Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались  крестьянские избы. Я помню, что это

соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно

избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит

притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал

лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх,

которые нередко оканчивались общей дракой…»

 

-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил  Н.А.Некрасов,

рассмотрим репродукцию картины Маковского.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского

«Крестьянские дети»

-Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.

 

Докладчик 3.

  Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими

мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

-Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что

между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым

непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в

разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И

помогая.

   И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

 

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

 

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

«Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

-Знакомы ли вам эти строчки?

-Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

-Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? ( Шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? ( в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к

другому)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.

 

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

 

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

 

 

5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» ( 12 минут)

Доска: Нацеливание: -проследите за сменой настроения  автора, какие чувства испытывает

автор от встречи с детьми? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

 

6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

-Что понравилось?  Что не понравилось?

-Что поняли? А что не поняли?

-Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

-Что интересного в стихотворении?

 

Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть

большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение

неоднородно: в нем есть составные части.

 

7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.

 

- С чего начинается стихотворение? ( рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на

охоте).

-До каких слов идет рассказ об этом случае? ( «…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

-Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая

часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

 

( После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты

автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

 

-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним

наблюдают крестьянские дети.  

-Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).

-Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

 

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал

командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять

команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: ( найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

 

-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

 

 

-Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с

крестьянскими  детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации

рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

 

Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме,

когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи,

которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации  и

добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе

смеялись и шутили.  

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья, гости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4(1)

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья ,гости

 

-История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом .

У нас есть стены дома—начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого

дома, и где крыша? ( начертить  на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был

продуктивным, надо поработать дома.  

Запишите д.з. стр. 196- 205  читать, таблица – заполнить 2 графу карандашом ( озаглавить части

2,3).

 

8. Повторение и закрепление пройденного.

-Как произошла  встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

-Принадлежит ли сам автор к крестьянам?

-Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не

барин»?

-Работа с эпиграфом. 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 9-10

 

9. Итоги.Рефлексия

 

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

 

 

5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» ( 12 минут)

Доска: Нацеливание: -проследите за сменой настроения  автора, какие чувства испытывает

автор от встречи с детьми? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

 

6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

-Что понравилось?  Что не понравилось?

-Что поняли? А что не поняли?

-Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

-Что интересного в стихотворении?

 

Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть

большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение

неоднородно: в нем есть составные части.

 

7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.

 

- С чего начинается стихотворение? ( рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на

охоте).

-До каких слов идет рассказ об этом случае? ( «…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

-Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая

часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

 

( После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты

автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

 

-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним

наблюдают крестьянские дети.  

-Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).

-Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

 

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал

командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять

команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: ( найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

 

-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

 

 

-Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с

крестьянскими  детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации

рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

 

Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме,

когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи,

которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации  и

добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе

смеялись и шутили.  

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья, гости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4(1)

Встреча охотника с

крестьянскими детьми

охотник

Друзья ,гости

 

-История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом .

У нас есть стены дома—начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого

дома, и где крыша? ( начертить  на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был

продуктивным, надо поработать дома.  

Запишите д.з. стр. 196- 205  читать, таблица – заполнить 2 графу карандашом ( озаглавить части

2,3).

 

8. Повторение и закрепление пройденного.

-Как произошла  встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

-Принадлежит ли сам автор к крестьянам?

-Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не

барин»?

-Работа с эпиграфом. 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 9-10

 

9. Итоги.Рефлексия