МБДОУ «Балтасинский детский сад №5 комбинированного вида» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка непосредственной
образовательной деятельности на тему:
« Мы помним и гордимся»
Автор: Хафизова Фарида Фирдависовна
2020г, П.г.т. Балтаси
Актуальность.
Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Воспитание патриотических чувств начинается ещё с дошкольного возраста. К сожалению, многие молодые родители наших воспитанников имеют поверхностное представление о событиях исторического наследия нашей страны, своей Малой Родины. Дошкольники чаще проводят время с гаджетами и совсем не интересуются историей своей Родины. Соответственно, мы, педагоги, обязаны воспитать патриотизм и гордость за свою страну, её историю.
Программа « От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.
подчёркивает, что мы должны уделить должное внимание «воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим». Только зная и почитая своё прошлое, можно уверенно идти в будущее. Мы считаем: ознакомление воспитанников с героическим подвигом советского народа на примере героизма своих предков более доступно и понятно детям. А также поисково-исследовательская деятельность в семьях воспитаников объединяет пожилое и молодое поколение, детей и их родителей, укрепляет ценность семьи.
Хотим предложить разработку непосредственной образовательной
деятельности на тему «Мы помним и гордимся», основной целью которого является воспитание чувства уважения и гордости за своих предков, за свою стран. Мероприятие рассчитано на воспитанников старшей группы, детей 5-6 лет.
Цель: Создание условий, способствующих воспитанию патриотизма , формированию представлений дошкольников о героической истории своей Родины, подвиге своего народа
Задачи:
Обучающие: Расширять представления о Великой Отечественной Войне, о значимом историческом событии нашей страны. Рассказать детям о замечательных людях, прославивших свой край. Дать представление о государственных праздниках и их значении. Создать условия для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности по изучению истории своей семьи.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своей семьи, своей Родины
Воспитательные: Формировать представление воспитанников о мужестве, храбрости и героизме. Способствовать развитию чувства патриотизма, уважения и гордости к своим героическим предкам, защищавшим свою Родину.
Предварительная работа:
1. Сбор материала для создания Календаря отчёта: фотоснимки и информацию о прадедушках, прабабушках воспитанников, участниках Великой Отечественной войны.
2. Работа с Календарём отчёта в течение месяца (с 6 апреля). Дату отчёта мы решили взять 6 апреля (связано с тем, что первое апреля – день смеха, мы не хотели бы смешивать столь разные темы. Начало недели удобно для отчета) Итак, до дня 75-летия Великой Победы 34 календарных дня (22 рабочих дня). Дети ежедневно в календаре меняют дату и понимают приближение значимого праздника для нашей страны. За эти 22 дня мы решили построить работу следующим образом. Два раза в неделю один из правнуков
( наши воспитанники) знакомит со своим героическим предком, на следующий день в виде беседы закрепляем знания о фронтовике, полученные накануне. В
Последующие дни знакомим с художественным поэтическим произведением и играем в игры. Таким образом, дети получают знания о героях – фронтовиках, реальных людях своего края. Также через игры закрепляют понятия о военных профессиях, их обмундировании. В режимные моменты слушая песни военных лет, занимаемся с раскрасками и рисуем. Ежедневно переставляя кубики с цифрами, меняя дату календаря, дети развивают мелкую моторику рук и закрепляют цифры (хотя ещё не понимают двузначные числа)
Методы и приёмы: чтение художественной литературы, беседа, рассказы детей, демонстрация слайдов, видеосюжета, использование «Календаря отчёта», имитационная игра, дидактическая игра
Материалы и оборудование: проектная доска, Календарь отчёта « Мы помним и гордимся»
Ход занятия
Вводная часть
Организационный момент.
Звучит мелодия военных лет. Дети сидят полукругом перед проектной доской, на которой сменяются слайды с иллюстрациями военных событий. Заканчивается мелодия и воспитатель спрашивает у детей:
- Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Ответы детей: Мой дедушка был на войне. Убивали людей. Солдаты стреляли. Прослушивание отрывка произведения
- Да, вы правы. Война страшное время для любого народа. Послушайте, что написал С. П. Алексеев в своём рассказе «Победа будет за нами!»:
(На слайде картина первых дней Великой Отечественной войны)
“Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море... Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.
И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.
(Сменяется слайд на изображение 9 мая 1945 года)
Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.»
- Теперь мы каждый год 9 мая отмечаем праздник День Победы. Мы говорим спасибо ветеранам – участникам войны. Это наши дедушки – прадедушки , бабушки-прабабушки.
Физминутка.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И налево!
И еще...
Через левое плечо!
Беседа по содержанию
- Когда началась война?
- Как долго она продолжалась?
- Что делали люди, чтобы достичь победы?
- Когда наступила Победа?
- Почему праздник Победы 9 мая?
- Как мы называем тех, кто погиб на войне?
- Как мы называем сейчас тех, кто кто вернулся с Великой победой
Просмотр слайда.
- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? ( Ответы детей)
На слайде родной посёлок Балтаси.
- Да, это наш родной посёлок. А что вы видите на следующем слайде?
- Аллею Славы и памятник погибшим героям.
- На войне очень много солдат было из нашей Республики Татарстан и из нашего района тоже. Это были и ваши прадедушки и дедушки, прабабушки и бабушки. Сейчас они старенькие, а многих и нет с нами. А тогда они были совсем молодыми. Мы с вами в течении месяца собирали фотографии и рассказы наших мам и бабушек о дедушках и мужьях, участвовавших в Великой Отечественной войне. Давайте вспомним о них.
Рассказы детей о своих предках.
- Сейчас Аделя расскажет о своём прадедушке …
1 ребёнок: Мой дедушка Салахов Гарафи Салахович ушёл на войну , когда ему было 18.Он был снайпером. Воевал около города Ковель.
2 ребёнок : Мой дедушка Хасанов Гыйльфан Хасанович родился в деревне Карелино. Ушёл на фронт сразу как началась война. Много лежал в госпитале. Он был сержантом. С войны вернулся с орденом « Орден Великой Отечественной войны» (3-4 рассказа)
Имитационная игра « Самолёты»
Дидактическая игра: «Собери картину»
Дети собирают картину с изображением Аллеи Славы посёлка на сенсорной доске
Воспитатель:
Расскажите что получилось, и что же это?
Ребёнок: Это памятник солдатам воевавшим за нашу Родину. Он имеет
большое значение для жителей нашего посёлка. Люди приходят сюда, чтобы
поклониться и принести цветы.
Просмотр короткого видесюжета.
Воспитатель: А завершается праздник грандиозным салютом, давайте взглянем на самый первый салют!
Минута молчания
- Память о всех погибших принято чтить минутой молчания .Давайте и мы почтим память погибших за Родину воинов.(дети встают, минута молчания). Вот с тех времён, каждый год в этот день люди празднуют День Победы.9 мая все люди и ветераны войны, оставшиеся в живых надевают свои ордена и медали выходят на парад Победы.
Рефлексия:
- О чём мы сегодня с вами говорили, что вам запомнилось больше всего?
- А что нового узнали?
Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем!!!
Пусть МИРНОЕ солнце.
Сияет всем людям!!!
Список литературы:
1.Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия. — Казан: РИЦ, 2011. — 560 б.
2.Зарипова З.М. «Туган телдә сөйләшәбез: 5-7 яшьлек балаларны сөйләшергә өйрәтү буенча методик ярдәмлек”. - Казань: ФОЛИАНТ, 2-12.- 304 стр.
3.На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011.
4.«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
5.Шаехова Р.К. «Сөенче:Радость познания - региональная образовательная программа дошкольного образования”. – 2016. –196 с.
https://www.1urok.ru/categories/19/articles/20151
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.