МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»
Российская Федерация, Московская обл., г.о. Клин, г. Высоковск, ул. Большевистская, д. 9А
Телефон 8 (49624) 6-21-76, 9-92-09, klin_vasilek@mosreg.ru, http://vasilek20.ru
НОД
опытно-экспериментальной деятельности
во второй младшей группе
«Снег и его свойства»
Выполнила:
О.В. Ионова
Декабрь 2021 г.
НОД опытно-экспериментальной деятельности
во второй младшей группе
«Снег и его свойства»
Цель: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Задачи:
Образовательные: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды; учить устанавливать причинно-следственные связи; учить рассуждать, делать выводы.
Развивающие: развивать словесно-логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные воспитывать умение выслушивать своих товарищей.
Оборудование: мини-лаборатория.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение «Зима».
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
– Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
– А чем вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках.
– А вы любите отгадывать загадки?
1. Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)
2. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)
Раз снег и лёд бывают только зимой, то они, наверное, чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) Сегодня я вас приглашаю в мини-лабораторию. Мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт № 1 «Что такое снег?»
– Маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
Предложить детям взять снег в руки.
– А какой бывает снег?
Снег: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
– Есть ли запах у снега?
Опыт № 2 «Что такое лёд и каким он бывает?»
Предложить детям потрогать маленькие кубики льда.
- Какой бывает лёд?
Лёд: холодный, твердый, скользкий.
Опыт № 3. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Вывод: Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный.
Опыт № 4. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать её.
– Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).
– А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).
Опыт № 5. «Воздействие температуры».
Дать детям 3 стаканчика со снегом и спросить:
– В какой воде снег растает быстрее: в холодной, теплой или горячей? Опустить стаканы в банки одновременно.
– Что произошло со снегом?
Правильно, под действием тепла снег превратился в воду.
В каком стакане снег быстрее растаял? Почему? (Ответы детей).
Вывод: чем выше температура тем быстрее тает снег.
Опыт № 6. «Чистота снега».
– Можно ли есть снег? Почему? Как вы думайте, снег чистый или грязный? Давайте это проверим.
Переливаем талую воду в емкость через несколько слоев марли. На марле осталось грязь.
Вывод: снег грязный, есть его нельзя, потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы.
– Какую пользу приносит снег людям?
Обратить внимание детей, что после того, как прошёл снег воздух становиться чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.
Вывод: снег чистит воздух.
Опыт № 7. «Можно ли покрасить снег?».
– Как вы думайте можно ли покрасить снег?
– Мы попробуем с вами сейчас покрасить наш снег.
– Ребята, что случилось со снегом?
Вывод: если снег покрасить краской, то он станет разноцветным.
Физкультминутка
Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат (включить звуки хруста снега). Отметить, что снег хрустит под ногами.
– Раз шажок, два шажок – под ногой хрустит снежок…
– На снегу видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки.
Определить по картинке, чьи следы видят дети.
Сравнить следы взрослого со следом ребенка.
Выводы:
– Ребята, давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге.
– Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий.
А что общего между снегом и льдом? (Ответы).
Как из воды получить лёд? (Ответы).
– Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь).
– В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?
(В морозную).
– В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?
(Во время оттепели).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.