Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
«Воздух - невидимка»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование представления детей о значении воздуха для человека и всего живого.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место) и способами его обнаружения.
2. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
3. Развивать внимание, любознательность.
ОО «Речевое развитие»
1. Способствовать развитию свободного общения с детьми и взрослыми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
3. Закрепить правила безопасного
поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, дидактическая игра «Кому нужен воздух?».
Демонстрационный материал:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей),
- зубочистки,
- емкости с водой (по количеству детей),
- пластиковые стаканчики (по количеству детей),
- трубочки для коктейля (по количеству детей),
- мыльные пузыри,
- туалетная вода с цветочным ароматом,
- слайды с картинками «Загрязнение окружающей среды»,
- картинки – символы: «Зачеркнутое цветное пятно», «Стакан», «Человек», «Нос», «Дерево», «Кому нужен воздух».
- Дидактическая игра «Кому нужен воздух?».
Большая карточка с изображением воздуха.
Маленькие карточки с изображением живой и неживой природы.
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха,
экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром,
беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за
ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушек.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория».
- Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Высказывания детей.
Воспитатель:
- Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Можно мне на правах старшей по возрасту взять на себя роль заведующий лабораторией? А вы будете научными сотрудниками лаборатории.
- Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
- Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
«Для дыхания он нужен,
с ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!».
Дети: Воздух.
Воспитатель:
- Правильно воздух!
- Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха, узнали его секреты и сделали вывод. Согласны?
Воспитатель:
- Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?
Дети:
- Он прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель:
- Как можно проверить, есть ли воздух в нашей группе? (руками обводит зал).
Дети: (предположения).
Воспитатель:
- Я предлагаю поймать воздух с помощью пакетов.
( Воспитатель и дети берут пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель:
- Что произошло с пакетами?
Дети:
- Они надулись, похожи на подушку.
Воспитатель:
- Что в них находится?
Дети:
- Воздух.
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?
Дети:
- Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.
Воспитатель:
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?
- Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?
Дети:
- Ветерок, идет воздух.
Воспитатель:
- Ветер – это движение воздуха.
- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: «Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать».
- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего?
- Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим картинкой «Зачеркнутое цветное пятно».
На магнитную доску ребенок ставит картинку «Зачеркнутое цветное пятно».
- А сейчас, уважаемые сотрудники, занимайте свои рабочие места в нашей лаборатории.
Опыт «Что в стакане?».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке?
Дети:
- Стакан.
Воспитатель:
- Есть в нем что-нибудь?
Дети:
- Нет, он пустой.
Воспитатель:
- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Стакан нужно держать ровно.
- Попадает ли вода в стакан?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан).
Дети:
Сухой!
Воспитатель:
- Почему стакан остался сухим?
Дети:
- В стакане был воздух, и он не пустил воду.
Воспитатель:
- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит?
Дети:
- Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель:
- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
- Молодцы, открыли и второй секрет воздуха. Внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух.
- Обозначим наши наблюдения картинкой - «Пустой стакан».
Воспитатель:
- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке?
Дети: (варианты ответов детей).
Опыт «Воздух в человеке».
(Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Воспитатель:
- Давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдѐт.
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?
Дети:
- Выходят пузырьки.
Воспитатель:
- Почему появились пузырьки?
Дети:
- Выходит воздух.
Воспитатель:
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.
- Обозначим результаты опыта с помощью картинки «Изображение человека».
- А теперь Мы отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
«Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)
Закачалось деревцо (качаемся)
Ветерок все тише, тише, (приседаем)
Деревцо все выше, выше». (поднимаемся на носочки).
Дидактическая игра «Имеет ли воздух запах?».
Воспитатель:
- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?»
Дети: (варианты ответов детей).
Воспитатель:
- Как мы это можем проверить?
Дети: (понюхать воздух).
Воспитатель:
- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
Дети.
- Нет.
Воспитатель:
- Четвертый секрет «Воздух – не имеет запаха». Обозначим наши наблюдения картинкой «Нос».
Воспитатель:
(Предложить встать в круг и отвернуться, незаметно для детей распылить туалетную воду с цветочным ароматом).
- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет?
Дети.
- Цветами, духами…
Воспитатель:
- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха?
Дети:
- Запах дошел до нас.
Воспитатель:
- Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носиков.
- В нашу группу доходят запахи?
- Чем может пахнуть воздух?
Дети:
- Цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).
Воспитатель:
- А увидеть движение воздуха мы можем?
Дети:
(варианты ответов).
Воспитатель:
- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).
- Мы узнали пятый секрет «Воздух может двигаться».
Обозначим наши наблюдения картинкой «Качающееся на ветру дерево».
- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
- Сможет ли человек жить без воздуха?
Опыт «Не дышу».
Воспитатель:
- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами.
(Пауза)
- Почему вы убрали руку и открыли рот?
Дети:
- Начали задыхаться.
Воспитатель:
- Чего вам не хватало?
Дети:
- Воздуха!
Воспитатель:
- Хорошо вам было без воздуха?
Дети:
- Нет, человек без воздуха погибнет.
Воспитатель:
- Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
Дидактическая игра «Кому нужен воздух?».
Большая карточка с изображением воздуха.
Маленькие карточки с изображением живой и неживой природы.
Дети выбирают и выкладывают по кругу маленькие карточки и называют, кому нужен воздух.
Воспитатель:
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать двумя словами?
Дети:
- Живой природе или всему живому!
Воспитатель:
- Для чего необходим воздух?
Дети:
- Дышать, расти, жить.
Воспитатель:
- Шестой секрет воздуха.
Добавим картинку «Воздух нужен всему живому».
Воспитатель:
- Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того,
Чем он дышит. Подходите, пожалуйста, к экрану телевизора. Присаживайтесь на стульчики. Внимание на экран.
Воспитатель:
- В нашей лаборатории, ребята, я нашла серию фотографий:
«Воздух загрязняют заводы и фабрики».
«Машины загрязняют воздух выхлопными газами».
«Лесные пожары».
«Люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки».
- Посмотрите, что происходит с воздухом?
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?
Дети:
- Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух.
Воспитатель:
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Итог НОД:
- На сегодня наши исследования закончены, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Дети перечисляют секреты воздуха.
Воспитатель:
- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
Воспитатель дарит ребятам «Мыльные пузыри».
- Что это?
Дети:
- Мыльные пузыри!
Воспитатель:
- Что внутри них?
Дети:
- Воздух!
- Баночки с мыльными пузырями возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок.
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать».
- В нашей лаборатории, ребята, я нашла серию фотографий:
«Воздух загрязняют заводы и фабрики».
«Машины загрязняют воздух выхлопными газами».
«Лесные пожары».
«Люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки».
- Посмотрите, что происходит с воздухом?
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?
Дети:
- Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух.
Воспитатель:
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Итог НОД:
- На сегодня наши исследования закончены, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Дети перечисляют секреты воздуха.
Воспитатель:
- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
Воспитатель дарит ребятам «Мыльные пузыри».
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.