НОД Познавательное развитие "Воздух - невидимка"
Оценка 4.9

НОД Познавательное развитие "Воздух - невидимка"

Оценка 4.9
docx
01.02.2024
НОД Познавательное развитие "Воздух - невидимка"
ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА.docx

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

«Воздух - невидимка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Формирование представления детей о значении воздуха для человека и всего живого.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место) и способами его обнаружения.

2. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

3. Развивать внимание, любознательность.

ОО «Речевое развитие»

1. Способствовать развитию свободного общения с детьми и взрослыми.

2. Активизировать речевую деятельность.

3. Закреплять и расширять словарный запас детей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

3. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.

3. Практические: физминутка, исследование предметов, дидактическая игра  «Кому нужен воздух?».

Демонстрационный материал:

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей),

- зубочистки,

- емкости с водой (по количеству детей),

- пластиковые стаканчики (по количеству детей),

- трубочки для коктейля (по количеству детей),

- мыльные пузыри,

- туалетная вода с цветочным ароматом,

- слайды с картинками «Загрязнение окружающей среды»,

- картинки – символы: «Зачеркнутое цветное пятно», «Стакан», «Человек», «Нос», «Дерево», «Кому нужен воздух».

- Дидактическая игра «Кому нужен воздух?».

Большая карточка с изображением воздуха.

Маленькие карточки с изображением живой и неживой природы.

Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушек.

Форма проведения: подгрупповая.

Ход  НОД:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория».

- Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Высказывания детей.

Воспитатель:

- Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

- Можно мне на правах старшей по возрасту взять на себя роль заведующий лабораторией? А вы будете научными сотрудниками лаборатории.

- Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

- Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

             «Для дыхания он нужен,

             с ветром, вьюгой очень дружен.

             Окружает нас с тобой,

             Не поймать его рукой!».

Дети:  Воздух.

Воспитатель:

- Правильно воздух!

- Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха, узнали его секреты и сделали вывод. Согласны?

Воспитатель:

- Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?

Дети:

- Он прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель:

- Как можно проверить, есть ли воздух в нашей группе? (руками обводит зал).

Дети: (предположения).

Воспитатель:

- Я предлагаю поймать воздух с помощью пакетов.

( Воспитатель и дети берут пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

Воспитатель:

- Что произошло с пакетами?

Дети:

- Они надулись, похожи на подушку.

Воспитатель:

- Что в них находится?

Дети:

- Воздух.

Воспитатель:

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?

Дети:

- Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.

Воспитатель:

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?

- Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

Дети:

- Ветерок, идет воздух.

Воспитатель:

- Ветер – это движение воздуха.

- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: «Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать».

- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего?

- Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим картинкой «Зачеркнутое цветное пятно».

На магнитную доску ребенок ставит картинку «Зачеркнутое цветное пятно».

- А сейчас, уважаемые сотрудники, занимайте свои рабочие места в нашей лаборатории.

Опыт «Что в стакане?».

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке?

Дети:

- Стакан.

Воспитатель:

- Есть в нем что-нибудь?

Дети:

- Нет, он пустой.

Воспитатель:

- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Стакан нужно держать ровно.

- Попадает ли вода в стакан?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан).

Дети:

Сухой!

Воспитатель:

- Почему стакан остался сухим?

 Дети:

- В стакане был воздух, и он не пустил воду.

Воспитатель:

- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит?

Дети:

- Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Воспитатель:

- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

- Молодцы, открыли и второй секрет воздуха.  Внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух.

- Обозначим наши наблюдения картинкой - «Пустой стакан».

Воспитатель:

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке?

Дети: (варианты ответов детей).

Опыт «Воздух в человеке».

(Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

Воспитатель:

- Давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдѐт.

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?

Дети:

- Выходят пузырьки.

Воспитатель:

- Почему появились пузырьки?

Дети:

- Выходит воздух.

Воспитатель:

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

- Обозначим результаты опыта с помощью картинки «Изображение человека».

- А теперь Мы отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо               (взмахи руками)

Закачалось деревцо                      (качаемся)

Ветерок все тише, тише,              (приседаем)

Деревцо все выше, выше».           (поднимаемся на носочки).

Дидактическая игра «Имеет ли воздух запах?».

Воспитатель:

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?»

Дети: (варианты ответов детей).

Воспитатель:

- Как мы это можем проверить?

Дети: (понюхать воздух).

Воспитатель:

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?

Дети.

- Нет.

Воспитатель:

- Четвертый секрет «Воздух – не имеет запаха». Обозначим наши наблюдения картинкой «Нос».

Воспитатель:

(Предложить встать в круг и отвернуться, незаметно для детей распылить туалетную воду с цветочным ароматом).

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет?

Дети.

- Цветами, духами…

Воспитатель:

- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха?

Дети:

- Запах дошел до нас.

Воспитатель:

- Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носиков.

- В нашу группу доходят запахи?

- Чем может пахнуть воздух?

Дети:

- Цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

Воспитатель:

- А увидеть движение воздуха мы можем?

Дети:

(варианты ответов).

Воспитатель:

- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

- Мы узнали пятый секрет «Воздух может двигаться».

Обозначим наши наблюдения картинкой «Качающееся на ветру дерево».

- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу».

Воспитатель:

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами.

(Пауза)

- Почему вы убрали руку и открыли рот?

Дети:

- Начали задыхаться.

Воспитатель:

- Чего вам не хватало?

Дети:

- Воздуха!

Воспитатель:

- Хорошо вам было без воздуха?

Дети:

- Нет, человек без воздуха погибнет.

Воспитатель:

- Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

Дидактическая игра «Кому нужен воздух?».

Большая карточка с изображением воздуха.

Маленькие карточки с изображением живой и неживой природы.

Дети выбирают и выкладывают по кругу маленькие карточки и называют, кому нужен воздух.

Воспитатель:

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать двумя словами?

Дети:

- Живой природе или всему живому!

Воспитатель:

- Для чего необходим воздух?

Дети:

- Дышать, расти, жить.

Воспитатель:

- Шестой секрет воздуха.

Добавим картинку «Воздух нужен всему живому».

Воспитатель:

- Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того,

Чем он дышит. Подходите, пожалуйста, к экрану телевизора. Присаживайтесь на стульчики. Внимание на экран.

Воспитатель:

- В нашей лаборатории, ребята, я нашла серию фотографий:

     «Воздух загрязняют заводы и фабрики».

     «Машины загрязняют воздух выхлопными газами».

     «Лесные пожары».

     «Люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки».

- Посмотрите, что происходит с воздухом?

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?

Дети:

- Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух.

Воспитатель:

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Итог НОД:

- На сегодня наши исследования закончены, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

Дети перечисляют секреты воздуха.

Воспитатель:

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

Воспитатель дарит ребятам «Мыльные пузыри».

- Что это?

Дети:

- Мыльные пузыри!

Воспитатель:

- Что внутри них?

Дети:

- Воздух!

- Баночки с мыльными пузырями возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок.

«Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать».

 

 

 

 

 

 

 

 

- В нашей лаборатории, ребята, я нашла серию фотографий:

«Воздух загрязняют заводы и фабрики».

«Машины загрязняют воздух выхлопными газами».

«Лесные пожары».

«Люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки».

- Посмотрите, что происходит с воздухом?

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?

Дети:

- Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух.

Воспитатель:

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Итог НОД:

- На сегодня наши исследования закончены, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

Дети перечисляют секреты воздуха.

Воспитатель:

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

Воспитатель дарит ребятам «Мыльные пузыри».

«Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать».


 

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Форма проведения: подгрупповая

Форма проведения: подгрупповая

Воспитатель и дети берут пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками)

Воспитатель и дети берут пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками)

Попадает ли вода в стакан? Дети: -

Попадает ли вода в стакан? Дети: -

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)

Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т

Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т

Воспитатель: - В нашей лаборатории, ребята, я нашла серию фотографий: «Воздух загрязняют заводы и фабрики»

Воспитатель: - В нашей лаборатории, ребята, я нашла серию фотографий: «Воздух загрязняют заводы и фабрики»

В нашей лаборатории, ребята, я нашла серию фотографий: «Воздух загрязняют заводы и фабрики»

В нашей лаборатории, ребята, я нашла серию фотографий: «Воздух загрязняют заводы и фабрики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024