Педагогическое мероприятие с детьми (открытое мероприятие)
Ускова Лика Николаевна воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №239»
Возраст: подготовительтная к школе группа.
Тема НОД: «Воздух вокруг нас»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.
Задачи:
Обучающие:
- обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, он есть повсюду;
- расширять представления детей о значимости воздуха.
Развивающие:
- развивать интерес к исследовательской деятельности, мышление;
- развивать умение устанавливать простейшие связи, делать выводы и умозаключения;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование, решение проблемных ситуаций.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: картинки: «Кому нужен воздух», «Свойства воздуха»; целофановые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканы с водой, ёмкости с водой, коктейльные трубочки, сахар, бумажный веер, воздушные шары.
Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
|||
I. Вводная часть |
||||
Создание благоприятного психологического климата |
||||
Воспитатель вместе с детьми заходит в группу и предлагает поприветствовать гостей и подарить им улыбки. «Станем рядышком по кругу, Скажем: «Здравствуйте!», друг другу, Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся!» |
Дети приветствуют гостей улыбками и выполняют физ.минутку. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. |
|||
Постановка проблемы |
||||
Ребята, к нам сегодня пожаловал очень важный гость, но он такой хитрец, спрятался от нас, вы его видите?Давайте найдём! (дети ищут, находят воздушный шар). -Что это? (Воздушный шарик) -Наш гость не шар, а тот, что спрятался внутри. Что же это за гость? (Воздух).
Невидимка озорной Живёт рядышком с тобой, Он невидим и неслышим, И куда мы ни пойдём, Невидимку мы найдём.
- Ребята, давайте попробуем познакомиться c воздухом. Но где его искать? Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учёными и приглашаю в лабораторию.
|
Отвечают на вопросы.
Дети садятся за столы. |
|||
II. Основная часть |
||||
Перед тем как начать исследования, я хочу повторить с вами правила поведения в лаборатории. 1. На столах ничего не трогать без разрешения. 2.Бережно обращаться с оборудованием. Поработал, убрал на место . 3.Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Педагог показывает детям воздушный шарик. -В шарике находится воздух. Для чего он нужен? (Чтобы дышать) -Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а потом выдохнем. -Что мы с вами вдохнули? (Воздух) - А теперь попробуйте вдохнуть и задержать дыхание. -Что вы почувствовали? Вам было комфортно? (Плохо) -Какой вывод можно сделать? (Воздух необходим для дыхания,человек не может жить без воздуха) -Кому ещё нужен воздух? (Животным, растениям, морским обитателям) -Что было бы если бы на Земле исчез воздух? (На Земле не было бы жизни) -Кто-нибудь сейчас видит воздух? А может его совсем нет? А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный) -Чтобы увитеть воздух его надо поймать. Сейчас я научу вас ловить воздух. |
Дети задерживают дыхание на несколько секунд. |
|||
Опытно-экспериментальная деятельность (Опыт № 1) |
||||
«Что в пакете?» -Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст) -Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет. -Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. -Почему? (в нем нет воздуха) Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. -Мы поймали воздух и заперли его в пакете. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. |
Отвечают на вопросы, аккуратно повторяют опыт за воспитателем. |
|||
Опытно-экспериментальная деятельность (Опыт № 2) |
||||
«Воздух движется» - Ребята, перед вами листы бумаги. Я предлагаю сделать бумажный веер. - А теперь помашем веером перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветер) - Ветер — это движение воздуха. Где человек использует ветер? (Парусные лодки, ветряные мельницы) |
Дети складывают веер из бумаги. |
|||
Физкультурная минутка |
||||
Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок всё тише, тише, Деревцо всё выше,выше. |
Машут руками в лицо Качаются Приседают Встают |
|||
Опытно-экспериментальная деятельность (Опыт № 3) |
||||
- А сейчас я расскажу вам сказку про Водяного (Н.Е.Веракса «ПИД дошкольников» ,стр. 65) - У нас есть стаканы. Что в них находится? (Воздух, ничего) - А давайте мы проверим ваши версии. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем ко дну банки. Переворачиваем стакан вверх дном, держим стакан прямо вертикально и опускаем стакан в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. - Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Почему? Как считае? (В стакане есть воздух, он и не пустил воду) - А сейчас проделаем тоже самое, только стакан будем опускать под наклоном. Что вы видите? (пузыри воздуха) Что сейчас стало с нашей салфеткой? (намокла) Почему? Откуда они появились? (Воздух выходит и запускает воду). |
Дети опускают стакан с салфеткой на дно ёмкости, держа стакан ровно, вверх дном.
Дети опускают стакан с салфеткой на дно ёмкости, держа стакан под наклоном.
|
|||
Опытно-экспериментальная деятельность (Опыт № 4) |
||||
-Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее. -Что происходит? (выходят пузырьки) -Как они появились? -Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще , мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. |
Дети дуют в трубочку, опущенную в воду. |
|||
Опытно-экспериментальная деятельность (Опыт № 5) |
||||
«Воздух есть везде» -Бросим в стакан с водой кусочек сахара. -Что происходит? (из сахара выходят пузыри) -К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде) |
Дети бросают в стакан кусочек сахара и наблюдают за образовавшимися пузырьками воздуха. |
|||
Опытно-экспериментальная деятельность (Опыт № 6) |
||||
«Слышим воздух» -Ребята, а воздух можно услышать? (Нет, воздух беззвучен) У меня на столе воздушный шарик, нужно его надуть , растянуть отверстие шарика и потихоньку выпускать воздух. Что мы слышим?(Звук) Звук рождается, когда дрожит воздух. |
Отвечают на вопросы, наблюдают за опытом воспитателя. |
|||
Опытно-экспериментальная деятельность (Опыт № 7) |
||||
«Имеет ли воздух запах» - Понюхайте воздух. Он имеет запах? (Нет) У меня на столе две баночки, давайте откроем их и понюхаем. Чем пахнет? (Апельсином, чесноком) А где они? (Их нет) -Как же так получается, апельсина и чеснока нет, а запах есть? Вывод: воздух не имеет запаха, но способен его передавать. |
Отвечают на вопросы. |
|||
Опытно-экспериментальная деятельность (Опыт № 8) |
||||
«Имеет ли воздух вкус» - Ребята, вдохните ртом воздух. Какого он вкуса. (Безвкусный) Вывод: воздух не имеет вкуса. |
Отвечают на вопросы. |
|||
III. Заключительная часть. |
||||
Рефлексия |
||||
-Ребята, сегодня мы с вами побывали в лаборатории и провели множество опытов. -Что вы сегодня узнали нового? -Вам понравилось проводить опыты? -А какой опыт показался наиболее интересным? |
Отвечают на вопросы. |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.