МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА» г.ТАРКО-САЛЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ЭКОЛОГА»
Подготовила воспитатель Матлак О.Н.
2023г.
Тема: Знакомство с профессией эколога.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: стихи про экологию для дошкольников, беседы с детьми о профессии эколог, беседы о правилах поведения в природе, просмотр мультфильмов.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Методы обучения:
- словесный,
- наглядный,
- проблемно-поисковый,
- практический.
Учебно-методический комплект:
Средства:
- наглядные: предметные картинки с изображением людей разных профессий, карточки «Правила поведения в лаборатории», эмблемы «Эколог», смайлики веселые и грустные.
- мультимедийные: презентация «Профессия «Эколог»
- музыкальные: звуки движущего поезда, музыка для физминутки.
- оборудование: ИКТ; ноутбук; оборудование для экспериментальной деятельности по очистке воды, игра «Сортировка мусора», разные виды кормушек (можно на картинках), оборудование для изготовления лакомства для птиц.
Цель: формирование интереса к профессии «эколог». Понимание важности и роли труда эколога в обществе и в жизни каждого человека. Воспитание уважения к этой профессии.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
-познакомить детей с профессией эколог, определить её значение для нашего города, района;
-привлечь внимание к профессии – инженер-эколог;
-закрепить и обобщить представления детей о работе эколога;
-поддерживать эмоциональную отзывчивость во время игровой деятельности.
Развивающие:
-развивать связную и грамматически правильную речь, умение отвечать на вопросы полным ответом;
-расширять словарный запас детей;
-развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность и активность;
-создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств: доброту, отзывчивость, желание помочь;
-воспитание гуманно-ценностного отношения ко всему живому в окружающей среде.
Ход НОД:
I. Вводная часть:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие в мир профессий. А поедем мы с вами сегодня на поезде. И перед тем как сесть в свой вагон, каждый из вас должен предъявить билет, т.е. назвать какую-нибудь профессию. Профессии не должны повторяться. А кто знает, кому показывают билет, чтобы пройти в вагон? (дети отвечают)
- Правильно, проводнику. Это еще одна профессия, очень нужная и важная. Вот видите, еще не отправившись в путь, вы узнали про профессию проводника. А теперь проходим в свои вагоны и не забываем предъявлять билеты.
(дети поочередно называют профессию и проходят на стульчики, поставленные паровозиком).
Воспитатель:
- Молодцы, все назвали профессии, и никто не повторился.
II. Основная часть:
2. (звучит голос в записи: «Уважаемые пассажиры, наш поезд прибывает на первый путь станции «Экологическая»)
Воспитатель:
-Ну вот мы и прибыли на станцию «Экологическая». Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной профессией, с очень нужной и полезной не только для людей, но и для окружающей природы, а с какой, вы узнаете, отгадав загадку:
- Он природу охраняет,
Нам здоровье сберегает,
Чтобы у планеты век был долог
Создана профессия… (эколог)
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это профессия Эколог. Чтобы стать экологом, потребуется много учиться, особенно хорошо надо знать химию, биологию. А сегодня мы с этой профессией познакомимся поближе. Для этого вам тоже нужно стать маленькими Экологами. У каждого эколога есть своя специальная отличительная одежда. Цвет одежды зависит от предприятия, где работает Эколог. А пока, я вам раздам эмблемы. Теперь вы настоящие экологи и я приглашаю вас к экрану.
(дети рассаживаются)
Просмотр презентации
Слайд 1:
- В наше время достаточно часто можно услышать профессию эколог, но мало кто знает, чем на самом деле занимается этот специалист. И мы сегодня вместе с вами в этом разберемся.
Слайд 2:
-Для начала мы с вами разберем слова Экология. Это слова состоит из двух маленьких кусочков: ЭКОС - что означает дом, и маленький кусочек ЛОГОС - что означает наука.
Слайд 3:
- Получается Экология - эта наука о доме.
Слайд 4:
- Вся наша большая планета – это огромный дом – природа, в которой мы, люди, живем рядом с другими земными обитателями: зверями, птицами, насекомыми, рыбами и растениями. Какого цвета больше всего на нашей планете? (Ответы детей) Что означает синий цвет? (Ответы детей). Правильно это вода: это наши реки, моря, океаны. А что означает зелёный цвет? (Ответы детей). Правильно это трава, леса, поля, луга. А что означает желтый или коричневый цвет? (Ответы детей). Правильно это песок, пустыни, горы. Наша планета очень красивая!
- И чтобы сохранить эту красоту, появилась профессия Эколог. Эколог он как доктор, только он лечит не людей, а нашу планету.
Слайд 5:
- Эколог – еще и специалист, который
наблюдает и анализирует состояние природы.
Как
сыщик, ищет причины изменений или гибели животного мира.
Как инженер разрабатывает планы по уменьшению вреда окружающему миру.
Как предсказатель прогнозирует отрицательное влияние деятельности человека по
отношению к природе.
Слайд 6:
- Оказывается, для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Добывая полезные ископаемые, люди получают свет и тепло, но дым заводов загрязняют воздух, вырубаются и горят леса, тысячи тон грязной воды сливаются в реки, появляется много мусора, различные свалки. Погибают растения и животные, от дыма и грязного воздуха болеют люди, и если этого не остановить, то может произойти экологическая катастрофа и наша красивая планета превратится в безжизненную пустыню. Так вот, чтобы этого всего избежать на помощь приходят экологи.
Слайд 7:
- Какой же бывает эколог?
Слайд 8:
Инженер-эколог.
Такой специалист разрабатывает и совершенствует с помощью
компьютерных технологий оборудование, направленное на защиту природы,
анализирует безопасность того или иного производства, а также ищет техническое
решение экологических проблем. Проводит проверку различных предприятий на отсутствие
факторов, вредящих природе, химический анализ почвы, воздуха и воды для
обнаружения загрязнений, придумывает самые экологические способы заготовки
материала и утилизации отходов. Он занят подсчетом количества углекислого газа
в том или ином районе, ядовитых веществ в выхлопах автомобилей и сточных водах,
следит за санитарной обстановкой. Инженер-эколог может работать в разных
отраслях промышленности: строительстве, химии, нефтеперерабатывающих
предприятиях.
- Ребята, а в нашем районе есть предприятия, связанные с добычей и переработкой нефти и газа? (ответы детей)
- Как вы думаете, профессия инженера-эколога нужна? (ответы детей) – Да, вы абсолютно правы. Профессия именно инженера-эколога очень актуальна, востребована и нужна на таких предприятиях, заводах по добыче и переработке нефти и газа.
Слайд 9:
Эколог-эксперт.
Данный специалист оценивает возможности наиболее удачного размещения
предприятия или жилых строений, оценивает прогнозируемый ущерб и разрабатывает
меры для его исключения, занимается регулированием штрафов за нанесение вреда
природе и окружающей среде, жизни и здоровью человека.
-Какие инструменты нужны экологам? Для работы в лабораториях им нужны приборы для исследований: различные пробирки, микроскоп, лупа, садовые инструменты, фильтры для очистки воды, воздуха, почвы и конечно, компьютер.
Слайд 10:
Ученый-эколог.
Профессия направлена на научно-исследовательскую деятельность. Такие
экологи участвуют в проектах по решению глобальных проблем. Они заняты в федеральных
службах по надзору за природопользованием, в ряде министерств. Многие из них
преподают свою науку в учебных заведениях.
- Где работают экологи? Экологи работают в лесном и в сельском хозяйстве, природоохраняемых предприятиях, на промышленных предприятиях.
Слайд 11:
Эколог-проектировщик.
Специалист, который работает сразу в трех направлениях – архитектура,
строительство и природоохранная деятельность. Его основная задача –
спроектировать здание так, чтобы оно снижало потребление энергетических ресурсов
и сохраняло или улучшало состояние окружающей среды. Данная профессия
необходима современному мегаполису, так как в городах существует серьезная
проблема потребления огромного количества электричества, питьевой воды и
топлива городскими жилыми зданиями. Экологи-проектировщики строят здание так,
чтобы минимизировать агрессивное вмешательство жилых сооружений в среду города.
Слайд 12:
Главная задача эколога –
сохранение окружающей среды для будущих поколений. Для этого экологи
осуществляют оценку экологической ситуации, обеспечивают профилактику природных
катастроф. Если катастрофа все же произошла, именно экологи смогут правильно и
точно оценить ситуацию и найти оптимальный выход.
Слайд 13:
Вот такая интересная, разнообразная и нужная профессия Эколог.
- Зелёную природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.
Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
«Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя».
Пусть чистым будет море,
Цветущими – поля,
пускай не знает горя Любимая Земля.
3. Физкультминутка.
- Мы сейчас немного отдохнем и в лабораторию пойдем. https://yandex.ru/video/preview/3277476840821865375 https://yandex.ru/video/preview/14288105326566930089 (можно выбрать любую другую)
- Становитесь в круг, поиграем, попрыгаем.
Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать (топают ногами)
С природой будем дружно жить (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить (прыгают, взявшись за руки)
4. Экспериментальная деятельность за столами.
- Отдохнули, а сейчас я предлагаю вам самим попробовать очистить воду. Для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию. (У каждого ребенка на столе находится все необходимое для эксперимента). Для того чтобы очистить воду нам потребуется емкость, в которую будет стекать очищенная вода, воронка, вата, измельченный активированный уголь, завернутый в марлю, мелкие камешки и емкость с грязной водой. (Дети выполняют эксперимент вместе с педагогом)
Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углём, именно активированный уголь поможет нам очистить нашу воду, затем небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
- Дети, какой стала вода? Правильно, вода стала чистой.
-А можно эту воду пить? Конечно, нет. Мы сольем нашу очищенную воду в леечку и польем комнатные цветы. Вот так же и Экологи с помощью больших фильтров очищают воду в реках, морях, океанах.
5. Игра «Сортировка мусора»
-А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Сортировка мусора». Вам нужно правильно распределить карточки с изображением мусора из различных материалов по 4 корзинам: в красную корзину - изделия из пластика, в серую - карточки с изображением органических продуктов, в синюю - все, что изготовлено из бумаги, в зеленую - стеклянные изделия.
-Молодцы, все правильно выполнили. Сегодня вы сами научились сортировать мусор, вот если все люди будут так делать, меньше работы будет перерабатывающим предприятиям и наши города, леса и вся наша планета станет намного чище.
- а сейчас нас ждет еще одна очень интересная работа.
Экологи не только убирают мусор, очищают воздух и воду, они еще и следят, чтобы продукты питания были полезными и экологически чистыми, без вредных примесей. Питаются не только люди, но и животные и птицы. Птицам очень тяжело найти себе пропитание под толстым слоем снега и льда, поэтому мы люди должны им помогать. А чем мы можем помочь птицам? Правильно сделать кормушки и подкармливать наших птиц. Из чего могут быть сделаны кормушки? (Ответы детей). Но необязательно мастерить деревянные, пластиковые и бумажные кормушки, можно изготовить и съедобные кормушки-украшения на деревья. И я вам предлагаю сделать сейчас такие кормушки. (Дети садятся за столы). Для того, чтобы изготовить лакомство нам понадобится: желатин, теплая вода, формочки, коктейльная соломка, веревка, подсолнечное масло, корм для птиц (зерно, семечки, кусочки сала и др.), фольга, кисточка, ложка, емкость для смешивания.
1. Разводим пакетик быстрорастворимого желатина в теплой воде. Должна получиться густая смесь.
2. Затем добавляем в неё корм и хорошо перемешиваем.
3. Формочки смазываем подсолнечным маслом, для того чтобы наше «печенье» лучше доставалось из формочек.
4. Полученную массу разложить по формочкам, вставляя трубочки с целью образования отверстия для веревки и поместить на холод.
5. После того как масса застыла и приобрела необходимую крепость нужно аккуратно достать их из формочек и просунуть в отверстия веревочки.
Приятного аппетита, пернатые друзья!
III. Заключительная часть
- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Наш поезд нас уже ждет. Занимаем свои места. До свидания, станция «Экологическая»!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Пока мы едем в детский сад, расскажите, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего? Кто такие экологи? Кто такой инженер-эколог? Чем он занимается? Как вы считаете, это важная и нужная профессия?
-А как мы можем помочь природе?
Рефлексия
Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир профессии Эколога. Ребята, вот здесь лежат веселые и грустные смайлики. Если вам понравилась, то возьмите себе веселого смайлика, если не понравилось, и вам было скучно, то вас ждет грустный смайлик. Возьмите их и разместите на нашей магнитной доске под большими смайликами.
Приложения:
1. Картинки с изображением людей разных экологических профессий;
2. Правила поведения в лаборатории;
3. Эмблемы Эколога;
4. Картинки с изображением кормушек.
5. Веселый и грустный смайлик
Приложение №1
Эколог-проектировщик
Инженер-эколог
Эколог-лаборант
Эколог-ученый
Приложение№2.
Приложение №3.
Приложение №4.
Приложение №5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.