Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Общеобразовательные организации являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге. Под профилактикой детского дорожно – транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Работа в этом направлении должна быть системной, только в этом случае она будет иметь результат.
Государственный стандарт общего образования включает в себя три компонента:
В настоящее время вопросы безопасного поведения на дорогах в общеобразовательных организациях изучаются в рамках трех предметов:
В системе дополнительного образования детей в рамках объединений технического профиля, клубов юных инспекторов движения, юношеских автошкол и т.д.
Начальное общее образование
По федеральному базисному учебному плану учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю (70 часов в год). Учебный предмет является интегрированным.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» учащиеся должны пройти темы: Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья. Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). В конце курса они должны знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
В своей деятельности органы образования субъектов Российской Федерации и руководители образовательных организаций самостоятельно определяют, как будет регламентироваться учебный процесс.
Основное общее образование
Изучение правил безопасного поведения на дороге включено в программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Согласно примерной программе основного общего образования в предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся, в том числе должны изучить темы: Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
В федеральном базисном учебном плане (Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для учащихся 5-9 классов в составе федерального компонента только в VIII классе, что составляет 1 час в неделю (35 часов в год). На тему «Правила обеспечения безопасности дорожного движения» отводится 2 часа в год. В 5-7 и 9 классах предмет «ОБЖ» может быть включен в региональный или школьный компонент, что сделано в значительной части субъектов Российской Федерации.
Среднее (полное) общее образование
Изучение правил безопасного поведения на дорогах включено в предмет «Технология», а именно при изучении направления «Транспорт», в рамках которого изучаются следующие темы: «Транспортные машины», «Развитие общественного транспорта», «Общее устройство автомобиля», «Управление автомобилем», «Ремонт и техническое обслуживание автомобиля», «Правила дорожного движения», «Культура поведения на дороге».
По федеральному базисному учебному плану предмет «Технология» изучается 2 часа в неделю в X-XI классах (70 часов в год).
В приказе Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 также вводятся примерные учебные планы для профильного обучения учащихся X-XI классов: агротехнологического профиля (4 часа в неделю на изучение направления «Сельскохозяйственная техника» в рамках предмета «Технология» с изучением вопросов БДД).
Дополнительно к этому, программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий, в том числе и по БДД:
В федеральном базисном учебном плане установлено следующее соотношение учебного времени:
Часы регионального компонента и компонента образовательной организации используются для углубленного изучения предметов базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов.
Практически во всех субъектах Российской Федерации обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в рамках регионального компонента осуществляется в составе тех же предметов, что и в федеральном компоненте, а именно, в начальных классах в рамках предмета
«Окружающий мир (человек, природа, общество)», с 5 по 9 класс в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в 10 – 11 классах в рамках предмета «Технология».
Повышение квалификации преподавателей по вопросам безопасности дорожного движения проводится в большинстве случаев в педагогических университетах, академиях постдипломного педагогического образования, институтах повышения квалификации работников образования, институтах развития образования и других организациях высшего образования, однако в некоторых регионах повышение квалификации и переподготовка преподавательского состава не осуществляется.
При этом в рамках повышения квалификации преподавателей «ОБЖ» на обучение педагогов вопросам преподавания правил безопасного поведения детей на дороге отведено от 2 до 12 часов.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и инструктивные материалы
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.