СЛАЙД 1
НОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
СЛАЙД 2
Согласно Конвенции о правах ребенка, каждый имеет право на образование. В настоящее время, во всех образовательных учреждениях реализуется программа социальной адаптации детей, имеющих отклонения в психическом, либо в физическом развитии. С сентября 2018 года в нашей школе также организована работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
СЛАЙД 3
Как известно, данная категория детей особо остро нуждается в укреплении и сохранении здоровья. В связи, с чем педагогами школы проводятся мероприятия по привлечению таких детей к активному участию в учебном процессе, в том числе и к формированию у них устойчивого навыка к соблюдению правил здорового образа жизни.
Важная роль в решении этой проблемы принадлежит физическому воспитанию.
Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию обучающихся СМГ, имеет свои особенности и заслуживает большого внимания.
СЛАЙД 4
Ежегодно, по результатам медицинского обследования детей, в нашей школе выявляется большой % школьников, до 15%, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, которые в дальнейшем становятся ограничениями к повышенной физической нагрузке.
Для решения проблемы социальной адаптации данной категории учащихся, руководством школы, было принято решение об организации занятий по физической культуре, отдельно от детей основной группы здоровья.
Комплектование СМГ для занятий физической культурой в нашей школе осуществляется на основании заключения врача и оформляется приказом директора школы.
Относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет сгруппировать их по одной форме заболевания, поэтому в состав СМГ нашей школы входят дети с различными отклонениями здоровья.
Так на 1 сентября 2018-2019 учебного года в СМГ нашего учебного заведения вошли 14 обучающихся с 1 по 4 класс.
С проблемами сердечнососудистой системы, органов дыхания, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, а также эндокринной системы.
Все эти дети занимаются в одной группе.
Такое разнообразие заболеваний требует от учителя особых знаний в вопросах медико-педагогического контроля и влияния физических упражнений на организм с учетом СЛАЙД 5 анатомо-физиологических, психолого-педагогических особенностей возрастного развития детей и тяжести заболевания каждого занимающегося в СМГ.
В связи с этим мной, как учителем физической культуры, были пройдены специальные курсы повышения квалификации, на базе института работников образования г. Тамбова, по теме «Методика организации занятий физической культурой в специальных медицинских группах».
Одним из особо значимых критериев правильной организации занятий физической культурой детей СМГ является нормирование и правильный подбор физических упражнений, нагрузок в соответствии с индивидуальными особенностями организма ребенка.
СЛАЙД 6
Так, например, для детей имеющих отклонения связанные с деятельностью сердечнососудистой системы, я использую такие физические упражнения, которые охватывают преимущественно средние и большие группы мышц в исходных положениях сидя, стоя и лежа; ходьбу простую и усложненную; дозированный бег в спокойном темпе, подвижные и спортивные игры малой и средней интенсивности. Особое внимание стараюсь обращать на развитие навыков правильного дыхания.
СЛАЙД 7
С целью локализации отрицательного воздействия двигательных действий на организм моих воспитанников, имеющих отклонения со стороны сердечнососудистой системы, на своих занятиях стараюсь исключить упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений, упражнения со статическим напряжением.
СЛАЙД 8
Для детей имеющих отклонения в деятельности органов дыхания особое значение имеет соблюдение высоких требований к санитарно-гигиеническим условиям занятий и специальных требований к климату и микроклимату помещений.
Что также неукоснительно соблюдается в нашем учебном заведении.
Из набора специфических упражнений для детей с таким заболеванием, считаю наиболее благоприятными - упражнения динамического циклического характера малой и умеренной мощности с участием больших мышечных групп. А также, для данной категории детей не противопоказаны самые различные гимнастические, акробатические, игровые и профессионально-прикладные упражнения при условии оптимального их дозирования.
Наибольшее значение для таких детей имеют дыхательные упражнения.
СЛАЙД 9
Основой таких упражнений в моей работе стало использование парадоксальной дыхательной гимнастики по методу Александры Николаевны Стрельниковой.
Суть парадоксальной гимнастики в активном направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох происходит произвольно. Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела.
Противопоказанием и ограничением для детей с данным заболеванием являются упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса.
ВИДЕО Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик. Выполнение дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой учащимися нашей школы, относящимися к СМГ.
Как известно, современные дети склонны проводить большую часть своего свободного времени в общении с компьютером, телефоном, планшетом, оказывая этим самым негативное воздействие на органы зрения.
СЛАЙД 10
В практике работы с такими детьми, я использую упражнения общеразвивающего характера, упражнения на пространственную ориентационную точность движений, при этом обязательно чередуя со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц.
Это различные виды гимнастики для глаз.
Наряду с рекомендациями к применению, обучение детей с такими заболеваниями имеют свои противопоказания и ограничения. Так, например, детям, имеющим заболевания органов зрения, противопоказаны прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове.
В числе прочих отклонений, у детей школьного возраста часто встречаются нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата (ОДА)
СЛАЙД 11
Важной особенностью проведения занятий с детьми данной категории является соизмерение физической нагрузки с общей функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием.
При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, оказывающие нагрузку на сердечнососудистую и дыхательную системы.
При заболеваниях позвоночника следует с осторожностью использовать упражнения с гантелями из и. п. стоя, прыжки, подскоки.
При деформации ног – умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу и бег.
Учитывая эти ограничения, для данной категории детей в своей практике, я использую комплексы гимнастических упражнений для вытяжения и укрепления мышечного корсета позвоночника. К ним относятся упражнения у гимнастической стенки, упражнения с набивными мячами, с гимнастическими палками, из и. п. лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник.
После занятий, обязательное вытяжение на гимнастической стенке или перекладине.
Эффективным средством лечения, предупреждения и профилактики различных заболеваний, восстановления работоспособности, снятия усталости и не имеющим противопоказаний для всех выше перечисленных категорий детей, является самомассаж.
СЛАЙД 12
Своих воспитанников я обучаю таким элементам самомассажа, как точечно-пальцевой. Это оказание воздействия через активные точки.
Так, например, через воздействие на активные зоны коленного сустава способствует повышению сопротивляемости организма к вирусным и аллергическим заболеваниям.
С помощью массажа биологически активных точек на ушной раковине можно быстро поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, мобилизовать функции систем организма.
Работа в СМГ - это, прежде всего, педагогический процесс, который реализуется в различных формах деятельности обучающихся.
Основной формой организации занятий детей СМГ, конечно же, является урок. СЛАЙД 13
Схема построения уроков в СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физической культурой здоровых детей. Урок состоит из вводной, основной и заключительной части, но имеет ряд принципиальных отличий.
Во-первых:
· увеличенная подготовительная часть (до 15 минут),
В процессе которой, обязательным выступает, выполнение ОРУ, чередуемых с дыхательными упражнениями;
Нормирование ЧСС в диапазоне постепенного нарастания (к окончанию подготовительной части не более 130-140 уд/мин.);
Во-вторых:
· сокращенная основная часть (до 20- 25 минут);
СЛАЙД 14
Здесь следует добавить, что в основной части урока большое значение приобретают подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы.
При этом тренировочный режим нагрузки основной части урока колеблется от 140 до 150 уд/мин в группе «А», а для учащихся подгруппы «Б» от 120 до 130 уд/мин.
· продолжительность заключительной части составляет 5-10 мин.
В нее входит создание условий, для восстановления затраченных сил, устранение утомления, изложение результатов и задание на дом.
Важным условием заключительной части урока является то, чтобы ЧСС, частота дыхания и нервная система по окончанию занятия были приведены в такое состояние, которое наблюдалось в начале урока.
Для того чтобы дети могли самостоятельно контролировать свое самочувствие в процессе занятий физическими упражнениями, начиная с первого дня занятий, стараюсь обучить их СЛАЙД 15 простейшим средствам оценки и контроля своего состояния:
• по внешним признакам утомления и самочувствию;
• по особенностям дыхания;
СЛАЙД 16
• по пульсу в покое и по характеру его восстановления после работы;
• по самочувствию после занятия, на следующий день и так далее.
С этой целью учащиеся нашей школы систематически ведут дневник самоконтроля,
СЛАЙД 17
где фиксируют объективные и субъективные показатели самочувствия. Учитель, в свою очередь, совместно с медицинским работником, разрабатывает и изменяет недельный двигательный режим ученика, с учетом тяжести его заболевания.
Ежедневные записи в данном дневнике позволяют проводить сравнительный анализ очередного результата с полученным ранее, что позволят школьнику не только проследить за своими успехами, но и скорректировать свой образ жизни.
Разумеется, самому ученику выполнить такую корректировку трудно, поэтому неоценимыми для него становятся консультации, которые по данным дневника он может получить у учителя физической культуры.
Эффективным способом в работе с детьми СМГ считаю, введение в практику домашних заданий.
СЛАЙД 18
Составляя задания, стараюсь, чтобы:
· они были направлены на комплексное развитие основных двигательных качеств.
· особое внимание обращаю на то, чтобы задания не содержали только теоретический материал. Рекомендуемые упражнения составляю так, чтобы они имели правильную дозировку, при этом, не требуя специальных условий, либо страховки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15-20 мин.
· предварительно показываю ученикам задаваемые на дом упражнения, уточняю нагрузку. Делаю ударение на то, чтобы домашние занятия выполнялись систематически, а на уроках проверяю правильность выполнения упражнений, определенных каждому ученику.
Чтобы повысить эффективность выполнения домашних заданий, организую планомерную работу с родителями, СЛАЙД 19 в ходе которой, пытаюсь донести до них необходимость стимулирования и поощрения занятий детей физическими упражнениями.
Недостаточная проводимая работа с родителями, обычно, приводит к тому, что они не проявляют должного интереса к вопросам физического воспитания своих детей, более того, предпочитают оберегать их от необходимой двигательной активности, добиваясь всеми путями освобождения от занятий физической культурой.
Вместе с плановыми уроками физической культурой, в нашей школе, с детьми СМГ дополнительно проводятся физкультурные занятия в режиме дня, СЛАЙД 20 которые несомненно повышают оздоровительный эффект и способствуют расширению двигательного режима, при этом снимая накопленную усталость. Что в целом превышает эффект основных занятий физической культуры по обязательной программе.
Эффективным методом формирования грамотной заботы о своем здоровье, считаю планомерную работу в области СЛАЙД21 исследовательской деятельности. Практика формирования исследовательской деятельности в процессе физического воспитания с детьми СМГ позволила разработать и реализовать на практике, такие проекты как «О чем расскажет нам пульс человека?», «Самоконтроль в процессе занятий физкультурой», «Влияние физических нагрузок на здоровье человека» и т. д.
И в заключение своего выступления, я хочу сказать, что: СЛАЙД 22
Современное физическое воспитание – это сложный процесс, требующий взвешенного индивидуального подхода, содержание и направленность которого должно соответствовать запросам общества сегодняшнего дня.
СЛАЙД 23
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.