Конспект урока в 8 классе по родному (русскому)
Тема урока: Нормы употребления терминов в научном стиле речи
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цели урока: обозначить основные нормы научного стиля, рассмотреть их в системе;
Задачи урока:
Образовательная: совершенствовать навыки устного стилистического анализа текста научного стиля по предложенному плану.
Развивающая: развивать навыки монологической речи.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к лингвистическим явлениям.
Ход урока
1.Орг.момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
(Повторение пройденного на прошлом уроке)
4. Работа над темой урока. Восприятие учащимися учебного материала.
Научный
стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной
деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной
мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и
письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля
речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной
речи.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей
русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и
схожими языковыми особенностями, среди которых:
Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.
8.1. Разновидности научного стиля речи
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):
Реализуясь в письменной и в устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:
|
|
|
|
Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:
Многообразие
видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих
внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой
деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук
(естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней
преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли.
Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика
мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за
другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована,
подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и
синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный
характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней
речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих,
как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного
стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью
(понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:
Важнейшая
задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить,
описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Названные особенности научного стиля находят
выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно
языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые
единицы трех типов.
8.2. Лексика научного стиля
Так
как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая
лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет.
Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и
раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин -
это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания
или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри
данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и
является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия,
численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация,
симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная
часть которых является интернациональными словами, - это условный язык
науки.
Термин является основной лексической и понятийной
единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в
текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной
лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными
жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет
15-20 процентов общей лексики данного стиля.
Для
терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также
для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном,
определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном
стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются
терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила
- величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым
значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных
размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на
лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических
единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). "Научный язык
совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более
абстрактный".
Научный стиль имеет и свою фразеологию,
включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная
плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение,
а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …,
состоит из …, применяется для … и пр.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание.
Вопросы для самоанализа:
1) Как я оцениваю свою теоретическую базу по данной теме, свои устные ответы?
2) На что мне следует обратить внимание при стилистическом анализе текста научного стиля?
3) Изменилось ли мое восприятие текстов научного стиля?
6. Домашнее задание:
Проанализировать фрагмент текста научного стиля (по выбору учащихся).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.