Ноты. История происхождения

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Насколько давно существует музыка, и как, сравнительно недавно, человек научился фиксировать звучание на бумаге, в виде нотных записей, позволяя распознавать написанную им музыку, для дальнейшего её воспроизведения. Сейчас уже трудно представить себе время, в котором единственный метод передачи музыки был устным. Необходимость сохранять музыкальные напевы вынудила к созданию общедоступной и приемлемой нотной системы и записи (хранения).
Иконка файла материала 1.docx
Ноты. История происхождения Насколько давно существует музыка, и как, сравнительно  недавно, человек научился фиксировать звучание на бумаге, в  виде нотных записей, позволяя распознавать написанную им  музыку, для дальнейшего её воспроизведения. Сейчас уже  трудно представить себе время, в котором единственный метод  передачи музыки был устным. Необходимость сохранять  музыкальные напевы вынудила к созданию общедоступной и  приемлемой нотной системы и записи (хранения). Ноты. Древняя запись Большие труды были положены при создании условной  графической записи музыки. Усилием не одного поколения  создавались всё более сложные и совершенные схемы,  позволяющие запечатлеть «живой» звук в системе условного  обозначения. Виды нотных записей у разных народов были  различны, и менялись на протяжении всего многовекового  процветания музыкальной культуры. Не смотря на  кардинальное различие между музыкальными нотациями  прошедших веков и современными, остаётся одна общая  закономерность: фиксация звука производилась с помощьюспециальных условных символов и знаков, но прошло  достаточно большое количество времени, прежде чем появилась нотная запись в том виде, в котором мы её знаем. Во время изучения и исследования древнеегипетских  памятников обнаружены рисунки, с помощью которых  фиксировали (изображали) записи услышанной мелодии, из всех известных этот способ является самым древним. По  предположениям учёных, в Древнем Вавилоне существовал  способ слоговой записи с помощью клинописи. Но развитие  музыкальной грамоты не стояло на месте, и со временем в  Древней Греции были придуманы буквенные обозначения  звуков, которые указывали на их высоту. Вскоре эта система  широко распространилась, а буквы греческого алфавита были  заменены на латинские, даже сейчасХоральная нотация встречается обозначение звука «ми» латинской буквой «E»,  звука «соль» – буквой «G» и т.д. Следствием длительной эволюции родилась современная нотная запись, началом которой принято считать нёвменную нотацию,  возникшую в средние века. Корни происхождения этого способа точно неизвестны, вероятно, она возникла в монашеских хорах  седьмого­восьмого столетия для записи григорианского хорала. Сложность и недостаток этих символов заключается в неполной ясности нотации: в них отсутствовали показатели точной  длительности и высоты звуков, довольствовались только  примерным планом направления мелодии. Условные  обозначения нёвменной нотации состояли из ряда графических  значков: точек, запятых, чёрточёк и их различных сочетаний.  Такие значки служили в качестве обозначений отдельных звуков или мелодических оборотов, характер исполнения, ходы голоса  вниз / вверх или повторение звуков, такие значки проставлялись сверху над текстом. Со временем недостатки этой системы  были ликвидированы: высота нот отображалась на паре  дополнительных горизонтальных линиях в виде букв или цвета  (желтый, красный). Таким образом, постепенно зарождалась  линейная нотная запись. В девятнадцатом веке нотная запись была усовершенствована  трудами итальянского музыканта (теоретик музыки) Гвидо  д’Ареццо. Записывались ноты на нотной строке, состоящей  всего из 4­х горизонтальных линий, параллельных между собой,  кроме того, знаки обозначающие высоту и нёвмы стали  записываться не только на линейках, но и между ними. Всечетыре параллельных линии объединились в общую систему,  напоминающую современный нотный стан. Рука Гвидо Гвидо д’Ареццо использовал левую руку, чтобы  манипулировать участниками хора во время выступления. Он  сгибал пальцы в нужное время, указывая, тем самым, какую  ноту брать. Итальянский музыкант известен ещё как автор  названий шестиступенного звукоряда: «ут», «ре», «ми», «фа»,  «соль», «ля». Расстояние между звуками один тон, помимо  «ми» и «фа», расстояние между которыми пол тона. В конце  шестнадцатого века для обозначения, ныне известной, седьмой  ступени ввели ноту «си», а во второй половине семнадцатого  слог «ут» был заменён на «до». Эти названия используют до сих пор. Невероятного прогресса добилась нотация в период с XIII по  XVI век. Уже тогда, названая как мензуральная нотация,  система наглядно отображала высоту и длительность звуков спомощью специальных графических значков, которые служили  для записи нот и пауз разных длин, а также установлены  предельно точные соотношения времени между  длительностями. Каждая была поделена на три доли.  «Максима» – название самой длинной доли, она включала в  себя три «лонги», так именовались длинные ноты. В шестнадцатом веке деление трансформировалось с  трёхдольного в двухдольное. Графическая часть ощутимо  преобразилась. Квадратные головки нот округлились, были  введены нотные штили. Нотные знаки стали делится на  закрашенные и не закрашенные в средине головки. А линейный  нотный стан перешёл к более удобному – пятилинейному. Небольшие сложности в становлении, по отношению к  инструментальной музыке, потерпела пятилинейная нотация.  Для записи инструментальных композиций применялись  табулатуры (табы), вплоть до конца семнадцатого века.  Табулатуры – схемы, представляющие собой систему из  цифровых или буквенных символов, помогающих определить  высоту звука, также табы содержали знаки, ответственные за  обозначение ритма и динамических оттенков, и оперирует  рабочими элементами конкретного музыкального инструмента.  Среди схем встречались линейные и безлинейные. В линейных  табах количество линий совпадало с числом струн инструмента  или обозначало количество голосов в музыкальной фактуре. Со  временем, к началу XVIII века, табулатурные схемы были  заменены на более простые и комфортные – ноты. В  современное время табы часто используются для записи  гитарных партий. Они могут идти как отдельно, так и вдополнение к нотам для гитары, для облегчения гитаристу  разбора нотного текста. Трудами многих веков была создана единственная удобная и  многофункциональная система нотации, позволяющая без  проблем отобразить «живой» звук. В современном нотном  письме присутствует огромный арсенал обозначающих знаков, и символов для сокращения нотного письма (реприза, октавный  перенос, повторение мелодического оборота и т.д.), а ещё  словесные дополнительные пояснения: указания темпа, метод и  характер исполнения. Прогресс музыкальной грамоты не стоит  на месте, по мере необходимости появляются новые  определения, условные обозначения и системы нотаций,  которых требует современный мир музыки.