Насколько давно существует музыка, и как, сравнительно недавно, человек научился фиксировать звучание на бумаге, в виде нотных записей, позволяя распознавать написанную им музыку, для дальнейшего её воспроизведения. Сейчас уже трудно представить себе время, в котором единственный метод передачи музыки был устным. Необходимость сохранять музыкальные напевы вынудила к созданию общедоступной и приемлемой нотной системы и записи (хранения).
Ноты. История происхождения
Насколько давно существует музыка, и как, сравнительно
недавно, человек научился фиксировать звучание на бумаге, в
виде нотных записей, позволяя распознавать написанную им
музыку, для дальнейшего её воспроизведения. Сейчас уже
трудно представить себе время, в котором единственный метод
передачи музыки был устным. Необходимость сохранять
музыкальные напевы вынудила к созданию общедоступной и
приемлемой нотной системы и записи (хранения).
Ноты. Древняя запись
Большие труды были положены при создании условной
графической записи музыки. Усилием не одного поколения
создавались всё более сложные и совершенные схемы,
позволяющие запечатлеть «живой» звук в системе условного
обозначения. Виды нотных записей у разных народов были
различны, и менялись на протяжении всего многовекового
процветания музыкальной культуры. Не смотря на
кардинальное различие между музыкальными нотациями
прошедших веков и современными, остаётся одна общая
закономерность: фиксация звука производилась с помощьюспециальных условных символов и знаков, но прошло
достаточно большое количество времени, прежде чем появилась
нотная запись в том виде, в котором мы её знаем.
Во время изучения и исследования древнеегипетских
памятников обнаружены рисунки, с помощью которых
фиксировали (изображали) записи услышанной мелодии, из всех
известных этот способ является самым древним. По
предположениям учёных, в Древнем Вавилоне существовал
способ слоговой записи с помощью клинописи. Но развитие
музыкальной грамоты не стояло на месте, и со временем в
Древней Греции были придуманы буквенные обозначения
звуков, которые указывали на их высоту. Вскоре эта система
широко распространилась, а буквы греческого алфавита были
заменены на латинские, даже сейчасХоральная нотация
встречается обозначение звука «ми» латинской буквой «E»,
звука «соль» – буквой «G» и т.д.
Следствием длительной эволюции родилась современная нотная
запись, началом которой принято считать нёвменную нотацию,
возникшую в средние века. Корни происхождения этого способа
точно неизвестны, вероятно, она возникла в монашеских хорах
седьмоговосьмого столетия для записи григорианского хорала.
Сложность и недостаток этих символов заключается в неполной
ясности нотации: в них отсутствовали показатели точной
длительности и высоты звуков, довольствовались только
примерным планом направления мелодии. Условные
обозначения нёвменной нотации состояли из ряда графических
значков: точек, запятых, чёрточёк и их различных сочетаний.
Такие значки служили в качестве обозначений отдельных звуков
или мелодических оборотов, характер исполнения, ходы голоса
вниз / вверх или повторение звуков, такие значки проставлялись
сверху над текстом. Со временем недостатки этой системы
были ликвидированы: высота нот отображалась на паре
дополнительных горизонтальных линиях в виде букв или цвета
(желтый, красный). Таким образом, постепенно зарождалась
линейная нотная запись.
В девятнадцатом веке нотная запись была усовершенствована
трудами итальянского музыканта (теоретик музыки) Гвидо
д’Ареццо. Записывались ноты на нотной строке, состоящей
всего из 4х горизонтальных линий, параллельных между собой,
кроме того, знаки обозначающие высоту и нёвмы стали
записываться не только на линейках, но и между ними. Всечетыре параллельных линии объединились в общую систему,
напоминающую современный нотный стан.
Рука Гвидо
Гвидо д’Ареццо использовал левую руку, чтобы
манипулировать участниками хора во время выступления. Он
сгибал пальцы в нужное время, указывая, тем самым, какую
ноту брать. Итальянский музыкант известен ещё как автор
названий шестиступенного звукоряда: «ут», «ре», «ми», «фа»,
«соль», «ля». Расстояние между звуками один тон, помимо
«ми» и «фа», расстояние между которыми пол тона. В конце
шестнадцатого века для обозначения, ныне известной, седьмой
ступени ввели ноту «си», а во второй половине семнадцатого
слог «ут» был заменён на «до». Эти названия используют до сих
пор.
Невероятного прогресса добилась нотация в период с XIII по
XVI век. Уже тогда, названая как мензуральная нотация,
система наглядно отображала высоту и длительность звуков спомощью специальных графических значков, которые служили
для записи нот и пауз разных длин, а также установлены
предельно точные соотношения времени между
длительностями. Каждая была поделена на три доли.
«Максима» – название самой длинной доли, она включала в
себя три «лонги», так именовались длинные ноты.
В шестнадцатом веке деление трансформировалось с
трёхдольного в двухдольное. Графическая часть ощутимо
преобразилась. Квадратные головки нот округлились, были
введены нотные штили. Нотные знаки стали делится на
закрашенные и не закрашенные в средине головки. А линейный
нотный стан перешёл к более удобному – пятилинейному.
Небольшие сложности в становлении, по отношению к
инструментальной музыке, потерпела пятилинейная нотация.
Для записи инструментальных композиций применялись
табулатуры (табы), вплоть до конца семнадцатого века.
Табулатуры – схемы, представляющие собой систему из
цифровых или буквенных символов, помогающих определить
высоту звука, также табы содержали знаки, ответственные за
обозначение ритма и динамических оттенков, и оперирует
рабочими элементами конкретного музыкального инструмента.
Среди схем встречались линейные и безлинейные. В линейных
табах количество линий совпадало с числом струн инструмента
или обозначало количество голосов в музыкальной фактуре. Со
временем, к началу XVIII века, табулатурные схемы были
заменены на более простые и комфортные – ноты. В
современное время табы часто используются для записи
гитарных партий. Они могут идти как отдельно, так и вдополнение к нотам для гитары, для облегчения гитаристу
разбора нотного текста.
Трудами многих веков была создана единственная удобная и
многофункциональная система нотации, позволяющая без
проблем отобразить «живой» звук. В современном нотном
письме присутствует огромный арсенал обозначающих знаков, и
символов для сокращения нотного письма (реприза, октавный
перенос, повторение мелодического оборота и т.д.), а ещё
словесные дополнительные пояснения: указания темпа, метод и
характер исполнения. Прогресс музыкальной грамоты не стоит
на месте, по мере необходимости появляются новые
определения, условные обозначения и системы нотаций,
которых требует современный мир музыки.