Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
имени П.А. Любченко станицы Крыловской
муниципального образования Ленинградский район
Конспект открытого урока
ТЕМА: «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX века.
(Евгений Родионов)»
Составил:
Пащенко Владимир Анатольевич
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 3
станица Крыловская, 2017 год
Тема урока: «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX века.
(Евгений Родионов)»
Цель урока: 1. Познакомить детей с иконой « Собор Новомучеников и
Исповедников Российских; с житием мученика Евгения
Родионова.
2. Развивать интерес к познанию православной культуры своего
края.
3. Воспитывать любовь к христианской культуре, к ближнему,
бережное отношение к духовному наследию родного
Края
Оборудование урока: 1. Икона «Собор Новомучеников и Исповедников
Российских за Христа пострадавших
Явленных и неявленных».
2. 3 свечи
3. Прижизненные фотографии Евгения Родионова
4. Ватман с изображением храма души
ХОД УРОКА.
I. Сообщение цели урока.
- Всем, добрый день! Я очень рад видеть Вас! Вижу, что вы готовы к работе.
Перед тем, как мы перейдём к изучению новой темы, мне бы хотелось рассказать вам интересную историю.
(зажигаются свечи, учитель рассказывает притчу о трёх свечах)
Три свечи горели на столе. Стояла
такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Успех… К сожалению, дети не верят в меня.
Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая не слышно сказала:
— Я — Старание… К сожалению, я никому не нужна.
Дети не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Свеча погасла.
— Я — Вера…— Пока дети верят в свои силы, верят, что у них все получится, всегда можно зажечь и другие свечи.
Дорогие мои, я желаю вам, чтобы эти свечи никогда не тухли, верьте в себя, старайтесь и к вам обязательно придет успех.
- Скажите, а собой символизирует свеча? Вы правы. Свеча – это символ тепла, света и веры. Веры в лучшее. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Подсказка уже прозвучала. Правильно, православной вере. Но не просто о православной вере в целом. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: как православная вера помогала людям на протяжении столетий выстоять самые трудные годы их жизни?
-Обратите внимание на доску, на доске мы будем составлять картину нашего сегодняшнего урока.
(показ на доску)
И так, В ходе урока мы с вами познакомимся с понятием вера, дадим определение таким словам Новомученники и Исповедники Православной Церкви, остановимся на ярком примере мученика Евгения Родионова, жившем в 20 веке и конечно же поговорим о значении веры для человека в целом.
- И так, наша 1- ая станция называется «Православная вера».
1. Для начала мы поразмышляем с Вами. Скажите, вера важна для каждого человека? Конечно важна. А во что может верить человек? Вы правы! В Бога, в победу своей любимой команды, даже атеист и тот верует в то, что Бога не существует. Но он же всё равно верит во что-то. Поэтому мы должны понять, что Вера живет в каждом человеке, освещает дорогу жизни ему. Она дарует нам любовь, надежду, умудряет и спасает. Вера – это твердое убеждение в чем – то. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.
2. Я хотел бы, чтобы Вы выполнили моё следующее задание.
(раздаточный материал)
Карточка № 1
1.) Объясните друг другу эту фразу.
ИМЕТЬ ВЕРУ – ЭТО …………….
Признавать, проявлять верность, ненавидеть, отрицать, доверять.
Правильно, иметь веру - это значит признавать, проявлять верность, доверять. Но иногда мы находим расхождение с умом и сердцем. Когда же это происходит?
2). Перед вами качества достойного человека: УМ, ВОЛЯ, ТЕРПЕНИЕ, ДОБРО, ТРУДОЛЮБИЕ, ТАЛАНТ, ПРЕДАННОСТЬ. Выберите из них то качество, которому служат все остальные.
(Верно! Это добро. Добрый человек всегда найдет правильное решение - и по уму, и по сердцу. Потому что «Доброе сердце рождает добрую мысль»)
- Лично мы не видим Христа, нашего Спасителя, но верим, что он есть. Вера в Бога свойственна человеку как образу Божиему по природе. История религии показывает, что за все время существования людей на земле не было ни одного народа, не имеющего веры в Бога.
Но нужно, чтобы православная вера не только была, она должна расти и укрепляться только на примере добрых дел.
-Ну что ж, молодцы, ребята! Справились с этим заданием.
-Следующая 2-я станция называется «Новомученники и Исповедники православной Церкви»
- Сегодня мы поговорим о святых, которых прославила наша Церковь в настоящее время. XX век в истории христианской православной культуры России можно назвать веком святых Новомучеников и Исповедников.
Для начала давайте рассмотрим Икону «Собор Новомучеников
и Исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных»
- Прочитаем надпись на иконе.
- Что значит слово «собор» в данном случае?
Дети: - Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько.
Учитель: - Внимательно рассмотрим икону. В центре изображены
Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские
Святые. А по обе стороны расположены клейма с
изображением мученических подвигов Святых.
Карточка № 2
Учитель: - Давайте вспомним, каких Святых Православная церковь называет Мучениками и Исповедниками?
1. Мученик - это……….
2. Исповедник - это………..
А) христианин, претерпевший мучения за
Веру и оставшийся в живых.
Б) христианин, претерпевший за веру страдания и смерть.
Учитель: (обобщает) - Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за
Веру и оставшийся в живых.
Сегодня мы поговорим о Новомучениках, которые жили и пострадали в наше время. В 20 веке в нашей стране произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи. Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям, несмотря на преследования новой властью. Их отправляли в лагеря для заключённых. Среди них можно назвать патриарха Тихона, святитель Лука Войно-Ясенецкий, отец Павел Троицкий и другие.
Но и в наше время появлялись люди, которые своей жизнью явили пример Веры в Бога, любви к Нему. Среди них мученик – Евгений Родионов.
3. И так, 3-я наша станция называется «Новый мученик за Христа - воин Евгений».
Новый мученик за Христа - воин Евгений. Надо сказать. Что Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную.
2 Немного о его жизни: Родился Евгений 23 мая 1977 года. Евгений рос крепким, очень тихим.В детстве он был очень наблюдательный. Так же он отличался очень твёрдым характером. Из воспоминаний матери Любови Васильевны Родионовой: «В одиннадцать лет или двенадцать вернулся с летних каникул с крестиком на шее». С тех пор не снимал до самой смерти. После школы был призван в армию в 1995 году, службу проходил в пограничных войсках. После учебного подразделения попал на пограничную заставу на границе Ингушетии и Чечни.
3 О его службе. 13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.
5 Почитание воина Евгения Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший. С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой вселяет бодрость. Константин Великий говорил: «только Верой мы победим». Потому что если оглянуться вокруг, ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру. Казалось бы, от него требовали немного снять крестик, отказаться от Христа. В свои 19 лет Евгений принял единственно правильное решение. Он отказался снять нательный крестик, не предал, не изменил. Остался верным Христу и воинскому долгу.
7 Конечно, Мы должны готовиться не к пыткам, не к голоду или чему-нибудь такому. Но мы должны духовно и нравственно готовить себя к тому, чтобы сохранить душу свою и свое лицо, Божий образ в человеке незамутненным. Протоиерей Александр Шаргунов (на могиле Евгения Родионова)
Я хотел бы, раздать вам брошюрки с краткой биографией и изображением новомученника - Евгения Родионова, чтобы это имя и его человеческий подвиг Вы помнили всегда!!!
(раздаются брошюрки)
4. Ну что ж, мы прошли с вами 3 станции, осталась последняя станция – значение Веры для каждого человека.
Сегодня мы с вами познакомились с понятием веры. Выяснили, что вера играет важную роль в жизни человека. Узнали, что иметь веру - это значит признавать, проявлять верность, доверять. Если оглянуть назад, то можно понять ничто нас не спасёт кроме Веры. Определили для себя Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за Веру. На примере Евгения Родионова подчеркнули для себя, что Наши мученики являются нашими национальными героями. Это не ветераны труда, это герои духа, которые до смерти свидетельствовали о своей вере в Бога». И наконец-то смогли подойти к итогу нашего урока.
Обратите вниманию на доску - у нас получилось уникальное изображение, а именно: ладони, держащие в центре православный храм. Это храм души нашей, напоминающий огонек свечи.
Ребята сегодня на уроке наши три свечи ярко горели. У нас была вера в себя, старание и конечно же успех. Я желаю каждому из вас, чтобы свет веры вашей в Бога, как тепло свечи, никогда не затухал в ваших сердцах. И помните, лишь благодаря Вере человек становится добрее, теплее и светлее по отношению к людям.
Учитель: - Сегодня мы поговорим о святых, которых прославила наша Церковь в настоящее время. XX век в истории христианской православной культуры России можно назвать веком святых Новомучеников и Исповедников.
Учитель: - Давайте вспомним, каких Святых Православная церковь называет Мучениками и Исповедниками?
Дети: - Мученики – это Святые, которые не отреклись от Бога, даже когда их подвергали мучениям.
- Исповедник – это человек, который говорит о своей вере
в Бога.
Учитель: (обобщает) - Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за
Веру и оставшийся в живых.
II. Объяснение нового материала.
( рассматривание Иконы « Собор Новомучеников
и Исповедников Российских, за Христа
пострадавших, явленных и неявленных»)
- Прочитаем надпись на иконе.
- Что значит слово «собор» в данном случае?
Дети: - Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько.
Учитель: - Внимательно рассмотрим икону. В центре изображены
Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские
Святые. А по обе стороны расположены клейма с
изображением мученических подвигов Святых..
Сегодня мы поговорим о Новомучениках, которые жили и пострадали в наше время. В 20 веке в нашей стране произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи. Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям, преследовались новой властью. Их отправляли в лагеря для заключённых. В это страшное время появлялись люди, которые своей жизнью явили пример Веры в Бога, любви к Нему.
Таким был и Патриарх Тихон, в честь которого названа церковь в нашем небольшом городе Московский. На одном из клейм иконы изображён « Святый патриарх Тихон в заточении в Донском
Монастыре».
( рассматривание прижизненных фотографий Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси)
Учитель: ( рассказывает основные моменты жизни Патриарха Тихона)
Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.
Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к право славной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола.
Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви За границей прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.
Учитель: - Мы с вами посмотрели фотографии патриарха Тихона, много интересного узнали из его биографии. А это иконы святителя Тихона, которые были написаны после прославления его Русской Православной
Церковью Московского Патриархата.
Теперь давайте ещё раз посмотрим на икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Что мы видим на клейме, посвящённом подвигу Святителя Тихона - рассмотрите его внимательно.
Дети: - Мы видим Святого, который стоит на стене и благословляет народ.
Учитель: - Патриарха Тихона много раз сажали в тюрьму, а он всегда молился за своих мучителей и жалел их. Безбожники ещё больше злились на него. Они его не слушали, когда он пытался увещевать их. Однажды ночью они ворвались в келью и хотели убить Тихона, но келейник заслонил его и сам принял мученическую смерть. Патриарха заточили в Донской монастырь, ему нельзя было выходить, и святитель Тихон со стены благословлял людей, которые специально приходили к стенам монастыря.
Святые Новомученики Российские, молите Бога о нас!
С этой молитвой обращаются православные христиане к Новомученикам
за помощью. (желающие могут выучить эту молитву).
III. Подведение итогов.
Учитель: - О чём мы говорили сегодня на уроке?
Дети: - О Новомучениках, о Патриархе Тихоне.
- Познакомились с биографией Патриарха
- Рассмотрели его прижизненные фотографии и Иконы.
- Познакомились с иконой «Собор Новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных».
- На иконе в центре Новомученики, над ними Спаситель, по обе
стороны клейма с изображением мученических подвигов.
- Подробно рассмотрели на клейме Святителя Тихона.
Учитель: - Имена многих Новомучеников нам неизвестны. На иконе
написано «явленных и неявленных», то есть тех святых, имена
которых нам не явлены, не открыты Богом.
На следующих занятиях мы обязательно подробнее
познакомимся с подвигами других Новомучеников земли
Российской, которые были прославлены в наше время.
Совершим экскурсию в наш храм, который носит имя
Святителя Тихона.
Храм Святителя Тихона в г. Московский.
Несметная рать героев, положивших душу свою за Веру и Отечество, пополнилась в наши дни новыми именами.
Чеченская война. Нашим солдатам пришлось тогда столкнуться с невиданным зверством и террором.
ак было попущено Богом, чтобы на рубеже третьего тысячелетия во время Чеченской войны для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева, Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере.
Три с половиной месяца Евгений Родионов вместе с товарищами принимал муки и страдания в чеченском плену. Их били, унижали, издевались над ними. Женю Родионова мучили и пытали особенно жестоко – он отказывался снять с себя крестик. Это вызывало особую ярость бандитов. Ему отбили почки, легкие. Каждый день ему говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары сразу закончатся».
В свои 19 лет Евгений принял единственно правильное решение. Он отказался снять нательный крестик, не предал, не изменил. Остался верным Христу и воинскому долгу.
I. Организация урока.
II. Актуализация опорных знаний.
У: Что вам больше всего запомнилось из предания о Вере, Надежде, Любови и матери их Софии?
У: Какие чувства вызвал ваш рассказ о наших святых у родственников?
У: Как связаны между собой эти добродетели?
У: Как сохранить веру, надежду, любовь в наших сердцах?
III. Сообщение темы и целей урока.
На свете есть много дорог, тропинок и вовсе не счесть!
Шагнув за привычный порог, в друзья возьми Совесть и Честь.
Пусть спутники будут твои Любовь, Доброта, Сострадание.
И Веру с Надеждой возьми, Достоинство и Понимание.
Светлана Цветкова.
У: Какие ценные человеческие качества, названные поэтессой, в этом стихотворении вы услышали и запомнили?
У: А с ними незримо присутствует София.
У: Добавьте к ним главную добродетель православного человека (Вера)
У: Сегодня на уроке я предлагаю поговорить вам о вере как одном из человеческих качеств.
IV. Знакомство с новым материалом.
3. «Поразмышляем».
У: Что такое вера, как вы понимаете это слово?
У: Верите ли вы, и что это значит?
У: Кому вы верите? Во что верит человек?
У: Какого человека можно назвать верующим?
У: Вера живет в каждом человеке, освещает дорогу жизни. Она дарует нам любовь, надежду, умудряет и спасает. Вера – это твердое убеждение в чем – то, полное признание. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.
2. Работа в парах.
У: Объясните друг другу эту фразу.
ИМЕТЬ ВЕРУ - ЭТО:
У: Иметь веру – значит доверять, верить, твердо веровать. Но иногда мы находим расхождение умом и сердцем. Как поступать в этих случаях?
У: Я помогу вам. Перед вами качества достойного человека: УМ, ВОЛЯ, ТЕРПЕНИЕ, ДОБРО, ТРУДОЛЮБИЕ, ТАЛАНТ, ПРЕДАННОСТЬ. Выберите из них то качество, которому служат все остальные. (Это добро. Добрый человек всегда найдет правильное решение - и по уму, и по сердцу.)
3. Работа в группах.
У: Каждая подгруппа получила корточки, на них написаны фразы, обсудите в своих группах, как их объяснить?
I.Гр. «Как верит пытливый ум?»
II.Гр. « Чему доверяет сердце?»
III.Гр. «В кого верует душа?»
IV.Гр. «В кого верует православный человек?»
У: Человек, конечно же, верит научным фактам, знаниям, которые подтверждаются в ходе многочисленных наблюдений и опытов. Очень важно, чтобы пытливый ум трудился в согласии с добрым сердцем. Сердце всегда следует законам нравственности, то есть по пути с совестью. Совесть спасает человека от жестокости. Сердце доверяет добру. Наши предки говорили: «Душа от Бога, и к Богу тянется, в Него верует». Вера в Бога живет на земле с тех пор, как существует человек. Народы мира веруют в Бога по-разному. Вера наполняет жизнь человека особым смыслом, она направляет жизнь по пути заповедей Божьих. Православный человек верует в единого и всемогущего Бога. Он един, но открывается в трех лицах. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Животворящий корень веры – Отец, неувядающая ветвь – Сын, бессмертный плод – Дух Святой». Верный проводник – это церковь, устроенная на земле самим Богом.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с пословицами.
У: Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
«Во всяком деле верь душе своей»
«Доброе сердце рождает добрую мысль»
«Без веры и дело не спорится и доброе слово не молвится»
«Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы»
«Вера - свет для ума»
2. Анализ стихотворения.
Вера – есть сила наша.
Нам её сердце дарит.
Радость, любовь и надежда
В действиях веры царит.
У: Что вы еще узнали о вере из этих строк?
VI. Рефлексия.
1. Итог урока.
- Из каких человеческих качеств рождается вера?
- Чему доверяет сердце?
- Как верит пытливый ум?
- Во что верует душа?
2. Домашнее задание.
Ответьте на вопрос: «Что такое верность, доверие, уверенность и признание? Как вы понимаете эти понятия?»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.