Новые формы самостоятельной работы в профессиональной подготовке специалистов

  • doc
  • 10.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Новые формы самостоятельной работы в профессиональной подготовке специалистов.doc
Балашовский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Саратовской области
«Саратовский областной базовый медицинский колледж»

 

 

 

 

 

Доклад

«Новые формы самостоятельной работы в профессиональной подготовке специалистов»

 

Преподаватель Сердобинцева Н.О.

 

Рассмотрен

на заседании ЦМК

профессиональных модулей

специальности «Фармация»

 

Протокол № ___

от «___» _________ 2021 г

Председатель ЦМК

___________ /___________/

 

 

 

 

Балашов, 2021 г.

 

Самостоятельная работа обучающихся – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – развития их познавательной активности.

Обучающийся, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую ему информацию, неизбежно попадает в ситуацию информационного выбора. Среднее профессиональное образование сегодня должно ориентироваться на овладение обучающимися определенной совокупностью ключевых компетенций (общих и профессиональных), способствующих оптимальному их включению в динамику социокультурного развития.

 

Цель организации и осуществления самостоятельной работы обучающегося должна совпадать с целью обучения обучающегося – подготовкой специалиста с профессиональным образованием и сформированными общими и профессиональными компетенциями.

Задачи:

-       систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся ;

-       углубление и расширение теоретических знаний;

-       формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

-       развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-       формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-       развитие исследовательских умений.

 

Цикловые  комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл. При необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины, и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла в пределах общего объема максимальной учебной нагрузки обучающегося, отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин.

 

Самостоятельной работа обучающихся может быть как в аудитории, так и вне ее.

Аудиторная (групповая, индивидуальная)

Внеаудиторная (групповая, индивидуальная)

-       для овладения знаниями: чтение текста, составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, работа со словарем, использование аудио- и видеозаписей, компьютера и Интернета

-       для закрепления и систематизации знаний

-       для формирования умений (решение задач, выполнение чертежей, курсовых работ и так далее)

Условно самостоятельную работу обучающихся по цели можно разделить на базовую и дополнительную.

Базовая самостоятельная работа (БСР) обеспечивает подготовку обучающихся к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности обучающегося на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

Базовая СР может включать следующие виды работ:

-       работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

-       поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;

-       выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;

-       изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

-       практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;

-       подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям;

-       подготовка к контрольной работе и коллоквиуму;

-       подготовка к зачету и аттестациям;

-       написание реферата (эссе, доклада, научной статьи) по заданной проблеме.

Дополнительная самостоятельная работа (ДСР) направлена на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.

ДСР может включать следующие виды работ:

-       подготовка к экзамену;

-       выполнение курсовой работы;

-       исследовательская работа и участие в научных конференциях, семинарах и олимпиадах;

-       анализ научной публикации по заранее определённой преподавателем теме;

-       анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов.

Обучающийся, приступающий к изучению учебной дисциплины, должен получить информацию обо всех видах самостоятельной работы по курсу с выделением базовой самостоятельной работы (БСР) и дополнительной самостоятельной работы (ДСР), в том числе по выбору.

Существует множество заданий для самостоятельной работы:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментальная работа; рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

Самостоятельная работа складывается из:

-       самостоятельной работы в учебное время,

-       самостоятельной работы во внеурочное время,

-       самостоятельной работы в Интернете.

Формы самостоятельной работы:

-       - текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта урока и учебной литературы;

-       - поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблематике;

-       изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

-       домашнее задание или домашняя контрольная работа, предусматривающее решение задач, выполнение упражнений, тестов для самопроверки и т. д;

-       подготовка к лабораторным занятиям;

-       подготовка к практическим занятиям;

-       практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;

-       подготовка к контрольной работе; подготовка к экзамену;

-       написание реферата (эссе) по заданной проблеме;

-       выполнение расчетно-графической работы;

-       выполнение маркетинговых исследований;

-       выполнение специальных заданий; выполнение программного продукта;

-       подготовка отчетов по практике;

-       подготовка тезисов;

-       разработка бизнес-плана; выполнение курсовой работы или проекта;

-       участие в научных конференциях и семинарах, конкурсах научных работ, олимпиадах;

-       подготовка публикаций по результатам исследовательской работы;

-       аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме;

-       работа в кружках;

-       Подготовка публикаций;

-       анализ статистических данных, результатов эксперимента, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов;

-       подготовка к групповой дискуссии, подготовка к деловой игре;

-       письменный анализ конкретной ситуации и пр.

 

Формы самостоятельной работы в учебное время

1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции. Основная задача преподавателя в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить обучающихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень

интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

«Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»).

Студенты заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество

баллов за ответ.

4. Игра «Что? Где? Когда?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово преподавателя.

Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.

Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.

Технология создания шпаргалки. Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как:

-       мыслить нешаблонно, оригинально;

-       обобщать информацию в микроблоки;

-       глубоко прорабатывать материал, акцентируя внимание на

-       основной, главной, стержневой информации;

-       выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины,

-       формулы.

Механизм реализации данной технологии заключается в следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной» пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен или зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают шпаргалки преподавателю (преподаватель проверяет данный продукт на соответствие технологическим требованиям).

Использовать «шпаргалку» на экзамене можно в следующих случаях:

-       личная просьба студента при затруднениях;

-       только при ответе за столом преподавателя;

-       время просмотра не более 2 минут (если студент материал

-       знает, то этого времени достаточно).

Использование словаря-шпаргалки – это умение студента показать, как из минимума зашифрованной информации реально получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

-       поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;

-       организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;

-       создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

 

Возможности новых информационных технологий.

Формы организации учебных занятий

1. Поиск и обработка информации

-       написание реферата-обзора

-       рецензия на сайт по теме

-       анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание

-       написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента

-       составление библиографического списка

-       подготовка фрагмента практического занятия

-       подготовка доклада по теме

-       подготовка дискуссии по теме

-       работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети

2. Диалог в сети

-       обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы

-       общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему

-       обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции

-       консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию

3. Создание web-страниц и web-квестов

-       размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме

-       публикация библиографий по теме

-       создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах

-       создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса

Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы лучше использовать время учащихся, чтобы использовать полученную информацию в практических целях и развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.

Данный вид деятельности разработали в 1995 году в государственном университете Сан-Диего исследователи Берни Додж и Том Марч.

Чтобы данная работа была максимально эффективной, web-квест (специальным образом организованная web-страница) должен содержать следующие части:

1. Введение, в котором описываются сроки проведения и задается исходная ситуация.

2. Интересное задание, которое можно реально выполнить.

3. Набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного web-квеста, чтобы облегчить студентам скачивание материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на web-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени.

4. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков.

5. Некоторые пояснения по переработке полученной информации: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы.

6. Заключение, напоминающее учащимся, чему они научились, выполняя данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область. Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трёх сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных студентов. Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив студентам выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т. п.), и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединённых Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль Президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.

Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Формы web-квеста также могут быть различными. Наиболее популярные из них:

1. Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят студенты. Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. Написание интерактивной истории (студенты могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот приём напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов.

2. Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т. п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а мини- группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за свою работу.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 17.

2. Бакушев В.В., Полуденный Н.Н. Рекомендации по подготовке письменных работ. М., 2011.

3. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2009.

4. Карпова О.Л. Педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 13

5. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М., 2008.

6. Мартыненко Т.В. Методические указания по написанию учебно-исследовательских работ: докладов, рефератов, эссе, курсовых работ. Ростов н/Д., 2011.

7. Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работу. СПб., 2010.

8. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир, 2010.

9. Сушков И.М., Голубых А.А. Интеллектуальная культура личности. Ростов н/Д., 2008.

10. Федорова М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2009. № 10.