Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.
Оценка 4.8

Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.

Оценка 4.8
Документация
doc
физическая культура
1 кл—4 кл
10.01.2020
Новые инновационные подходы в организацию  физического воспитания школьников.
О неблагополучии здоровья населения, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла частично на себя и современная школа. Анализ исследований показывает, что необходимо изменить отношение к здоровью школьников, необходимы новые подходы и решения в области детского здоровьесбережения. Образовательные технологии, направленные на сохранение и преумножение здоровья школьников, можно рассматривать как самые важные и перспективные образовательные системы XXI века.
sportizatsiya_v_shkole.doc

 Новые инновационные подходы в организацию

физического воспитания школьников.

 

          О неблагополучии здоровья населения, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла частично на себя и современная школа. Анализ исследований показывает, что необходимо изменить отношение к здоровью школьников, необходимы новые подходы и решения в области детского здоровьесбережения. Образовательные технологии, направленные на сохранение и преумножение здоровья школьников, можно рассматривать как самые важные и перспективные образовательные системы XXI века.

         Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение телевизионными программами и компьютерными играми, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – вот главные причины малоподвижного (а значит, и нездорового) образа жизни, распространенного, особенно среди городских школьников, гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья. Это в полной мере относится и к школьникам нашей высоко урбанизированной территории.

         Для правильного решения этой проблемы силами физической культуры и спорта важен учет индивидуальных особенностей школьников и повышение привлекательности основного здоровьесберегающего предмета, каковым в школе и является «физическая культура». Это касается не только классификации их по разным группам здоровья, но и учёта антропологических характеристик, интересов и склонностей заниматься тем или иным видом физических упражнений. Кроме того, многие подростки связывают с занятиями физкультурой надежду на исправление своих физических дефектов, недостатков (часто преувеличенных). Задача учителя физической культуры – помочь реализоваться этим надеждам, продемонстрировав тем самым огромные возможности регулярных занятий оздоровительной физкультурой, привлечь учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, спортом, поставить школьников в условия, когда здоровый образ жизни станет для них потребностью. Решению данных задач способствует введение новых технологий в проведении уроков физической культуры в нашей школе.

В нашей школе внесены новые инновационные подходы и в организацию физического воспитания школьников. Выбран новый путь увеличения количества двигательного объема школьников при традиционной школьной программе, таким вариантом стало спортивно ориентированное физическое воспитание школьников.

         На первом этапе был проведен анализ физического воспитания в школе, тестирование уровня физического развития и физической подготовленности в рамках пилотажного мониторинга области. Обследование проводилось по перечню показателей физического развития: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия обеих рук, жизненная ёмкость легких, а также тестов физической подготовленности (на развитие основные физических качеств): бег на короткую дистанцию, бег на длинную дистанцию, подтягивание (юноши) и сгибание и разгибание рук в упоре (девочек), подъем туловища из положения лежа, прыжок в длину с места, наклон вперед.  Результаты оценивались по трем уровням: «высокий», «средний» и «низкий».  При этом количество обследуемых с низким уровнем физической подготовленности в нашей школе составил около 50%, (для сравнения этот показатель в некоторых регионах области составлял в Перми 44%, Соликамске 40%, в Чайковском около 22%). Этот результат нас не устроил. Основной причиной такого результата было снижение интереса к традиционной форме уроков физической культуры в школе, что также подтверждалось большим количеством пропусков уроков без уважительной причины.

          Администрацией школы совместно с учителями физической культуры было принято решение о внедрении спортизированного урока физической культуры, автором данной технологии является член-корреспондент академии педагогических наук, доктор биологических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры и спорта Бальсевич В.К. Новая технология вводилась в школе поэтапно.  С февраля 2004 года введен спортизированный урок на параллели 7-х классов, с сентября 2005 года к эксперименту подключили параллели 5-х и 8-х классов, с 2006 учебного года в эксперименте уже принимали участие обучающиеся 5,6,10 классов, в 2007году – 5,6,7 и 11-х классов, в 2008 году - 5,6,7,8 классы, в 2009 -  году 6,7,8,9 классы, в 2010году 5,6,7,8,9,10 классы, с 2011года с 5 класса по 11 класс.

Основные принципы этой технологии:

1.     Урок выносится за рамки расписания.

2.     Урок проводится как учебно-тренировочное занятие.

3.     Учебно-тренировочные группы делятся по интересам ребенка к тому или иному виду спорта.

Сущность спортизированного физического воспитания выражается в том, что физкультурное и образование учащихся осуществляется в форме теоретико-методических уроков физической культуры, а физическая подготовка – в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых как правило за пределами академического расписания (В.К. Бальсевич, Л.Н. Прогонюк, 2000г.). В таком варианте оказывается возможным комплектование учебных групп по типологическим признакам без жесткой привязки к календарному возрасту, но с учётом общности интересов к конкретным видам физкультурной, оздоровительной или спортивной деятельности.  Мотивационный компонент обеспечивается в этих условиях успешностью развития личности учащегося, интеллектуального компонента её физической и спортивной культуры и подкрепляется приобретенными умениями и навыками рационального управления своим психофизическим состоянием, способностью изменить его в оптимальных для здоровья пределах.

         Предварительно в школе проведено анкетирование учащихся и родителей по изучению мнения о совершенствовании процесса физического воспитания.

Исследования установили, что большинство (57%) высказались за введение спортизированного урока, за три недельных часа физической культуры (50%), за вынесение уроков во вторую половину дня (58%). Наиболее привлекаемые виды спорта: футбол, баскетбол, аэробика, гимнастика.    Учитывая эти пожелания, учащиеся были объединены в учебно-тренировочные группы на основе избранного вида спорта Обучающиеся в течение года могут поменять спортивную специализацию.

          Образовательная область «Физическая культура» изучается на базовом и углубленном уровнях. Разработанные учебные программы по предмету состоят из базовой и вариативной частей. Базовая часть учебной программы состоит из разделов: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, игровые виды. Вариативная часть учебной программы предусматривает в моих группах углубленное изучение раздела «Баскетбол».

         Занятия в группе проводятся по модифицированной программе, которая утверждена на кафедре прикладных дисциплин. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участия в соревнованиях.

         Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при трех занятиях физической культуры в неделю (группа баскетбола).

Виды программного материала

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1. Базовая часть

1.1 Основы знаний

1.2 Практический материал

1.2.1 Легкая атлетика

1.2.2 Гимнастика

1.2.3 Лыжная подготовка

1.2.4 Плавание

1.2.5 Спортивные игры

2. Вариативная часть (баскетбол)

2.1 Основы знаний

2.2 Баскетбол

60

4

 

16

8

12

10

10

42

8

34

60

4

 

16

8

12

10

10

42

8

34

60

4

 

16

8

12

10

10

42

6

36

  60

4

 

16

8

12

10

10

42

6

36

60

4

 

16

8

12

10

10

42

4

38

           Базовая часть включает те же разделы, что и программа учебного предмета «Физическая культура» составленная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Ляха В. И. Физическая культура. 5-9 классы.  –Москва; «Просвещение», 2012г., основы знаний, практический материал по разделам программы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры. Однако изменены их объемы и содержание. За основу взята авторская «Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)» 1996г. Авторский коллектив: Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов.

          Вариативная часть программы дается в следующих разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке проводятся два раза в год.

          Дополнительно и в базовую, и в вариативную часть после каждого раздела включены задания для самостоятельной работы, которые выполняются учащимися и на уроках, и в домашних условиях.

           Важно приучать ребят к выполнению самостоятельных домашних заданий. Все задания на дом учащиеся получают только после прочного освоения упражнения на уроке. Срок выполнения домашнего задания зависит от их содержания и колеблется в пределах 2-4 недель. До истечения конечного срока осуществляется текущий учет. Оценка выставляется согласно установленным нормативам.

          Введение нового инновационного подхода в преподавании уроков физической культуры дает положительные результаты. 

          В рамках эксперимента изучались следующие показатели: Индекс Здоровья (ИЗ), частоты случаев, продолжительность заболеваний учащихся.  Показатель здоровья определялся по Л.В, Работниковой (1995г), В.И.Белову (1995г), Г.А. Апанасенко.

           2015-2016 г ИЗ в экспериментальном 5 классе составлял 20%, 2016-2017гг – 25%, а 2017-2018 г – уже 42,5%, 2018-2019гг. – 44,7%.

           2016-2077 г ИЗ в экспериментальном 5 классе составлял 26%, а 2018-2019гг - 37%.

          Увеличилось количество детей с высоким и средним физическим развитием (до 80%), уменьшилось число детей с низким физическим развитием (до 20%).  Показатель общей заболеваемости школьников в экспериментальных группах уменьшился (с 71% до 55%).

            Косвенным показателем заинтересованности учащихся в уроках физической культуры являются результаты проведенного анкетирования:

89% опрошенных ответило, что им нравится на уроке физической культуры;    

56% идут на урок физической культуры с радостью;

61% школьников расстроились бы, если урок физкультуры отменили;

            В результате эксперимента школьники осознали значимость предмета «физическая культура».  6 % опрошенных считает, что урок дает им возможность движения, 14% считают, что они на уроке обучаются движениям, 24% идут на урок, чтобы показать свои физические возможности и 61% опрошенных школьников считают, что на уроке они укрепляют своё здоровье.  

         Следует отметить, что физическая подготовленность учащихся учебно-тренировочных групп практически во всех параллелях имеют значительное улучшение к концу учебного года.

 

 

 

Результаты итогового тестирования

учебно-тренировочных групп (баскетбол)

 

Класс

Время

Тестирования    

Супер

Отл.

Хор.

Уд.

Неуд.

5 класс

Начало учебного года (сентябрь 2018 года)

0%

17%

47%

30%

0%

 

Конец учебного года

(май 2019 года)

0%

23%

52%

25%

0%

6 класс

Начало учебного года

(сентябрь 2019 года)

0%

18%

71%

12%

0%

6 класс

Начало учебного года

(сентябрь 2018года)

0%

14%

60%

26%

0%

 

Конец учебного года

(май 2019 года)

6%

14%

66%

14%

0%

7 класс

Начало учебного года

(сентябрь 2019 года)

8%

8%

62%

23%

0%

7 класс

Начало учебного года (сентябрь 2018 года)

0%

24%

54%

22%

0%

 

Конец учебного года (май 2018 года)

6%

26%

53%

15%

0%

8 класс

Начало учебного года

(сентябрь 2019 года)

14%

18%

41%

23%

0%

8 класс

Начало учебного года (сентябрь 2018 года)

6%

12%

64%

18%

0%

 

Конец учебного года (сентябрь 2018 года)

17%

17%

49%

17%

0%

9 класс

Начало учебного года

(сентябрь 2019 года)

15%

10%

60%

15%

0%

 

  Результаты тестирования показывают, что значительно увеличилось количество школьников с хорошими и отличными показателями с 64% до 75% в 5 классе, в сентябре 2019 года до 89% (сентябрь 2018г. - 64%), с 74% до 86% в 6 классе, в сентябре 2019 года 78% (сентябрь 2018г. 74%), с 78% до 85% в 7 классе, в сентябре 2019 года 73% (сентябрь 2018г. 78%), с 82% до83% в 8 классе, в сентябре 2019года до 85% (сентябрь 2018г.82%). И значительно уменьшилось количество удовлетворительных и неудовлетворительных результатов (с 30% до 25% в 5 классе, до12% в сентябре 2019г., с 26% до 14% в 6 классе, до 23% в сентябре 2019г., с 22% до 15% в 7 классе, с 18% до17% в 8 классе, до 15% в сентябре 2019г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое здоровье (по тесту Хрущёва)

Класс

Время

Тестирования    

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

5 класс

Сентябрь 2018 года

 

29%

 

6%

 

53%

 

12%

 

0%

 

Май 2019 года

6%

53%

29%

12%

0%

6 класс

Сентябрь 2019года

24%

6%

41%

0%

0%

6 класс

сентябрь 2018года

 

27%

 

13%

 

33%

 

20%

 

7%

 

май 2019 года

 

6%

20%

53%

13%

0%

7 класс

Сентябрь 2019 года

8%

8%

23%

62%

0%

7 класс

Сентябрь 2018 года

 

52%

 

13%

 

30%

 

4%

 

0%

 

май  2019 года

18%

41%

41%

0%

0%

8 класс

Сентябрь 2019 года

36%

32%

32%

0%

0%

8 класс

Сентябрь 2018 года

37%

6%

13%

0%

44%

 

Май 2018 года

31%

0%

25%

0%

 

44%

9 класс

Сентябрь 2019 года

5%

35%

30%

30%

0%

 

 

Результаты тестирования показывают, что значительно уменьшилось количество школьников с низким уровнем здоровья с 29% до 6% в 5 классе, с27% до 6% в 6 классе, с 52% до 18% в 7 классе и с 37% до 31% в 8 классе. Увеличилось количество школьников с уровнем ниже среднего с 6% до 53% в 5 классе, с 13% до 20% в 6 классе, с 13% до 41% в 7 классе.  Увеличилось количество школьников со средним уровнем здоровья с 33% до 53% в 6 классе, с30% до 41% в 7 классе, с13% до 25% в 8 классе. С высоким уровнем здоровья 44% учащихся на начало и конец учебного года только в 8 классе.

Если сравнить сентябрь 20018 года с сентябрём 2019 года, то количество школьников с низким уровнем здоровья уменьшилось с 29% до 24% в 5 классе, с 27% до 8% в 6 классе, с 52% до 36% в 7 классе, с 36% до 5% в 8 классе.

Результаты тестирования обрабатывались в компьютерной программе «Мониторинг уровня физического развития и физической подготовленности», разработанной В.Л. Исаковым.

Положительная динамика уровня физической подготовленности позволяет считать, что спортизированное физическое воспитание является наиболее оптимальным для сохранения и укрепления здоровья занимающихся школьников. Предоставляемая возможность выбора вида спорта позволяет повысить интерес школьников к уроку физической культуры. Предлагаемая образовательная технология сможет обеспечивать большие возможности для освоения каждым учеником ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личными установками, потребностями и интересами, уровнем физического здоровья, развития и подготовленности.

 

 

 

 

 

Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию  физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию  физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию  физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию  физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию  физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию  физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию физического воспитания школьников.

Новые инновационные подходы в организацию  физического воспитания школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020