Новые педагогические технологии в обучении
профессиональным навыкам
Учитель начальных классов Мадрахимова
Нилуфар Ибрагимовна, Туракурган
«Личность
-
это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных
обобщенных системах качеств:
а совокупность социально значимых свойств человека;
□ система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
а система деятельности осуществляемых социальных ролей, совокупность
поведенческих актов;
□ осознание окружающего мира и себя в нем;
□ система потребностей;
а совокупность способностей, творческих возможностей;
□ совокупность реакций на внешние условия и т.д.» (Г.К.Селевко).
Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к
созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное
развитие ребенка.
Понятие «педагогическая технология», прочно вошедшее в научный обиход, имеет
различное толкование (В.П.Беспалько, В.М.Шепель, И.П.Волков, Мчошанов,
М.В.Кларин, Г.К.Селевко и др.). Вместе с тем, все определения имеют единое
стержневое начало, которое содержится, на наш взгляд, в следующей дефиниции:
«Педагогические технологии - это сложные и открытые системы
предметов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями;
концептуально взаимосвязанных между собой задач и содержания, форм и
методов организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция
накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность
условий для развития учащегося» '.
На сегодняшний день широко известны технология укрупнения дидактических единиц
(УДЕ) П.М.Эрдниева, технология развивающего обучения
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей
учебного материала В.Ф.Шаталова, технология проблемного модульного обучения
М.Чошанова, технология модульного обучения П.И.Третьякова, К.Вазиной,
технологии В.М.Монахова, В.П.Беспалько и многих других ученых.
Эффективность технологического подхода к обучению доказана рядом исследований,
проводимых в разных странах мира (США, Великобритании, Бельгии, России и др.).
Новые педагогические технологии
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной
дидактики на первый план выдвигаются педагогические технологии.
( Понятие «технология». С греч.яз. techne – мастерство, а logos – учение, т.е.
дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве».)
Причинами выбора являются следующие:
А педагогические технологии обеспечивают внедрение основных направлений
педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и
личностно-ориентированного подхода;
▲ они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их
самостоятельность;
А обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу;
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий
именно тех, которые адекватны концепции развития филиала и основным
направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и
конструированию новых технологий обучения необходимо понимать сущностные
характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология» и
взаимодействие терминов «методика», «дидактика».
Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращаются всё наше столетие.
Эволюция понятия «педагогическая технология» отражена в работе В.И.Боголюбова:
«Педагогическая технология: эволюция понятия».
Начало поиска и разработка теоретических основ педагогических технологий была
сделана Бабанским, Беспалько.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия
«педагогическая (образовательная ) технология». Это понятие не имеет
общепринятого и однозначного толкования.
Некоторые трактовки-« Педагогическая технология- совокупность психолого-
педагогических установок, определяющих набор, способов ,приемов обучения,
воспитательных средств. Или -это совокупность приемов и методов.
Технология - совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве.
Педагогическая технология-это содержательная техника реализации учебного
процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических
установок, определяющих набор, способов, приемов обучения, воспитательных
средств.
Педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых
результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология - системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических
и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию
форм образования (ЮНЕСКО).
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые
составляют сущность педагогической технологии:
для чего);
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии,
являются:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.