Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Оценка 4.7

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
химия
Взрослым
01.03.2018
Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела: обучение и воспитание. Но на разные виды педагогической деятельности в разных образовательных учреждениях, при реализации образовательных программ разного уровня акцентированы на образование или воспитание. В учреждениях начального профессионального образования больше внимания уделяется обучению, освоению программного материала, подготовке к профессиональной деятельности.
статья компетентности.docx
Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты. М.Ю.Безносова г.Зима, Иркутской области Педагогическая   деятельность   включает   в   себя   два   основных   раздела: обучение   и   воспитание.     Но   на   разные   виды   педагогической   деятельности   в разных   образовательных   учреждениях,   при   реализации   образовательных программ     разного   уровня   акцентированы   на   образование   или   воспитание.  В учреждениях   начального   профессионального   образования   больше   внимания уделяется   обучению,   освоению   программного   материала,   подготовке   к профессиональной деятельности. Развитие образования в России предполагает «формирование через систему образования   социальных   отношений,   наиболее   благоприятных   для   развития каждого  человека   и  страны  в  целом,  развития   гражданского  общества…  что предполагает   формирование   уже   в   базовом   образовании   востребованных   на сегодня компетентностей инновационного поведения… создание возможностей гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование и   развитие   инновационной   экономики:   внедрение   современной   модели образования в 2009–2012 гг.). Указанные   задачи,   стоящие   перед   образованием   Российской   Федерации, предъявляют   принципиально   новые   требования   к   подготовке   педагогических кадров.   Современный   педагог,   способный   обеспечить   гибкое   индивидуально­ ориентированное   обучение   и   воспитание,   формирование   компетенций, необходимых   для   инновационного   развития   страны,   способный   развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений — «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по   сравнению   с   традиционными   средствами   организации   учебно­ воспитательного процесса. В результате  исследования функциональные задачи, которые разрешаются в результате педагогической деятельности  и соответствующие компетентности педагога можно свести в шесть групп, компонентов функциональной системы деятельности:  Личностные качества;  Постановка цели и задачи педагогической деятельности;  Мотивация учебной деятельности;  Информационная компетентность;  Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений;  Компетенции в организации учебной деятельности. Каждая группа включает в себя от двух до шести компетентностей. Для каждой компетентности выделены оценочные параметры, число которых составляет 96. Я хотела бы остановиться на одной из педагогических компетентностей – вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога   –   раскрывать   потенциальные   возможности   ученика.   Данная компетентность   определяет   позицию   педагога   в   отношении   успехов обучающихся. Вера в силу и возможность обучающихся снимает обвинительную позицию   в   отношении   ученика,   свидетельствует   о   готовности   поддержать, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силу и возможность ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значить верить в его возможности, создавать условия для раскрытия этих сил в образовательной деятельности. Одним из оценочных показателей этой компетентности является  умение создавать ситуацию успеха для обучающихся.  Ученье   –   свет,   дающий   человеку   уверенность   в   своих   действиях   и поступках. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех   –   понятие   неоднозначное,   сложное,   имеет   разную   трактовку.   С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния   радости,   удовлетворение   оттого,   что   результат,   к   которому стремилась   личность   в   своей   деятельности,   либо   совпал   с   ее   ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более   сильные   мотивы   деятельности,   меняются   уровни   самооценки, самоуважения. (2,28) С   педагогической   точки   зрения   ситуация   успеха   –   это   такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при  которых создается возможность   достичь  значительных  результатов   в  деятельности   как   отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (1,30) Главный   смысл   деятельности   учителя   состоит   в   том,   чтобы   создать каждому   воспитаннику   ситуацию   успеха.   Здесь   важно   разделить   понятия “успех”   и   “ситуация   успеха”.   Ситуация   –   это   сочетание   условий,   которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя   в   том   и   состоит,   чтобы   дать   каждому   из   своих   воспитанников возможность   пережить   радость   достижения,   осознать   свои   возможности, поверить в себя. (2,30) Переживание учеником ситуации успеха:  повышает   мотивацию   учения   и   развивает   познавательные   интересы, позволяет   ученику   почувствовать   удовлетворение   от   учебной деятельности;  стимулирует к высокой результативности труда;  корректирует   личностные   особенности   такие,   как   тревожность, неуверенность, самооценку;  развивает инициативность, креативность, активность;  поддерживает в классе благоприятный психологический климат Как   создать   «ситуацию   успеха»?   Приёмов   много.   Я   остановлюсь   на наиболее   интересных,   нестандартных,   построенных   на   психологических поисках путей к ребёнку. 1. Эмоциональные поглаживания. «Молодец»,   «умница»,   «ребятки,   я   горжусь   вами!»   –   это   что?   Только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, обучающийся потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Не каждый учитель в состоянии применить этот приём. Характер не тот, темперамент, эмоциональная выразительность не вполне соответствует. Но стремиться к этому, искать свои пути эмоционального контакта с детьми может и должен каждый педагог. 2. Анонсирование. Речь   идёт   о   тех   случаях,   когда   учитель   заранее   предупреждает обучающихся   о   предстоящей   самостоятельной,   контрольной   работе,   о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот приём можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в   предварительном   обсуждении   того,   что   должен   будет   сделать:   посмотреть план   сочинения,   прослушать   первый   вариант   предстоящего   ответа,   вместе подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем­то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах, т.к. устраняется синдром «внезапного нападения». 3. «Заражение». Есть такой психологический феномен. Когда один из подростков начинает употреблять   какое­то   новое   жаргонное   слово,   за   ним   невольно   начинают повторять и другие – это тоже заражение. Примеров можно привести много, причём обычно имеются в виду случаи не очень хорошего, не очень полезного заражения.   В   педагогике   «заражение»   может   быть   очень   эффективным   и полезным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей   радости.   Педагогическое   заражение   построено   на   точном   расчёте,   в котором   главное   –   выбор   гносионосителя   (гносио   –   познание),   т.е.   мощного источника   интеллектуального   заражения.   Кто   он?   Увлечённый   обучающийся, умеющий   отдаваться   своему   делу   без   каких­либо   крайностей,   без нежелательных   акцентуаций.   Это   может   быть   ученик   любого   возраста,   но преимущественно старшего возраста. Выбирать хорошо, если есть из кого. А если такой яркой индивидуальности в группе нет? Часто приходится слышать: «В группе опереться не на кого». В формуле «Все дети талантливы» есть солидная доля истины. Но она относиться не   к   каждому   ребёнку   в   отдельности,  а   к   детскому   сообществу   в   целом.   В каждом классе не могут не быть потенциальные генераторы интеллектуальной энергии. Важно их распознать, выделить и поддержать. Здесь «львиная» доля успеха   зависит   от   зоркости   учителя.   Заметить   способности,   развернуть   их, сделать   достоянием   других,   «заразить»   стремлением   к   самостоятельному творчеству – этого никто не сможет сделать лучше учителя. Дело трудное, но стоящее. 4. «Умышленная ошибка». Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош? Во­первых, разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя; во­ вторых, веся группа стимулируется к работе. Я рассказала лишь о малой части всех приёмов и способов достижения и установления ситуации успеха. Ситуация успеха – явление не одномоментное по своей сути, это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, «игра стоит свеч». Литература: 1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989. 2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты

Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018