Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
химия
Взрослым
01.03.2018
Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела: обучение и воспитание. Но на разные виды педагогической деятельности в разных образовательных учреждениях, при реализации образовательных программ разного уровня акцентированы на образование или воспитание. В учреждениях начального профессионального образования больше внимания уделяется обучению, освоению программного материала, подготовке к профессиональной деятельности.
статья компетентности.docx
Новые требования к профессиональной компетентности в
условиях перехода на федеральные государственные стандарты.
М.Ю.Безносова
г.Зима, Иркутской области
Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела:
обучение и воспитание. Но на разные виды педагогической деятельности в
разных образовательных учреждениях, при реализации образовательных
программ разного уровня акцентированы на образование или воспитание. В
учреждениях начального профессионального образования больше внимания
уделяется обучению, освоению программного материала, подготовке к
профессиональной деятельности.
Развитие образования в России предполагает «формирование через систему
образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития
каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества… что
предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на
сегодня компетентностей инновационного поведения… создание возможностей
гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование
и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели
образования в 2009–2012 гг.).
Указанные задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации,
предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических
кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально
ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций,
необходимых для инновационного развития страны, способный развивать
креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений —
«умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными
по сравнению с традиционными средствами организации учебно
воспитательного процесса.
В результате исследования функциональные задачи, которые разрешаются
в результате педагогической деятельности и соответствующие компетентности
педагога можно свести в шесть групп, компонентов функциональной системы
деятельности:
Личностные качества;
Постановка цели и задачи педагогической деятельности;
Мотивация учебной деятельности;
Информационная компетентность;
Разработка программ педагогической деятельности и принятие
педагогических решений;
Компетенции в организации учебной деятельности. Каждая группа включает в себя от двух до шести компетентностей. Для каждой
компетентности выделены оценочные параметры, число которых составляет 96.
Я хотела бы остановиться на одной из педагогических компетентностей –
вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетентность является
выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу
педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная
компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов
обучающихся. Вера в силу и возможность обучающихся снимает обвинительную
позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддержать,
искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в
силу и возможность ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному
можно сказать, что любить ребенка, значить верить в его возможности, создавать
условия для раскрытия этих сил в образовательной деятельности.
Одним из оценочных показателей этой компетентности является умение
создавать ситуацию успеха для обучающихся.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и
поступках. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С
психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание
состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому
стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями,
надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые,
более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки,
самоуважения. (2,28)
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое
целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается
возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно
взятой личности, так и коллектива в целом. (1,30)
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать
каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия
“успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые
обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это
то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто
более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача
учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников
возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя. (2,30)
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,
позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной
деятельности; стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность,
неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Как создать «ситуацию успеха»? Приёмов много. Я остановлюсь на
наиболее интересных, нестандартных, построенных на психологических
поисках путей к ребёнку.
1. Эмоциональные поглаживания.
«Молодец», «умница», «ребятки, я горжусь вами!» – это что? Только
похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, обучающийся
потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как
само собой разумеющуюся оценку? Не каждый учитель в состоянии применить
этот приём. Характер не тот, темперамент, эмоциональная выразительность не
вполне соответствует. Но стремиться к этому, искать свои пути эмоционального
контакта с детьми может и должен каждый педагог.
2. Анонсирование.
Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает
обучающихся о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о
предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот приём
можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования
в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать: посмотреть
план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе
подобрать литературу к выступлению и т.п. Чемто это напоминает репетицию,
которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах,
т.к. устраняется синдром «внезапного нападения».
3. «Заражение».
Есть такой психологический феномен. Когда один из подростков начинает
употреблять какоето новое жаргонное слово, за ним невольно начинают
повторять и другие – это тоже заражение. Примеров можно привести много,
причём обычно имеются в виду случаи не очень хорошего, не очень полезного
заражения. В педагогике «заражение» может быть очень эффективным и
полезным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и
общей радости. Педагогическое заражение построено на точном расчёте, в
котором главное – выбор гносионосителя (гносио – познание), т.е. мощного
источника интеллектуального заражения. Кто он? Увлечённый обучающийся,
умеющий отдаваться своему делу без какихлибо крайностей, без
нежелательных акцентуаций. Это может быть ученик любого возраста, но
преимущественно старшего возраста.
Выбирать хорошо, если есть из кого. А если такой яркой индивидуальности
в группе нет? Часто приходится слышать: «В группе опереться не на кого». В
формуле «Все дети талантливы» есть солидная доля истины. Но она относиться не к каждому ребёнку в отдельности, а к детскому сообществу в целом. В
каждом классе не могут не быть потенциальные генераторы интеллектуальной
энергии. Важно их распознать, выделить и поддержать. Здесь «львиная» доля
успеха зависит от зоркости учителя. Заметить способности, развернуть их,
сделать достоянием других, «заразить» стремлением к самостоятельному
творчеству – этого никто не сможет сделать лучше учителя. Дело трудное, но
стоящее.
4. «Умышленная ошибка».
Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его
можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале.
Чем он хорош?
Вопервых, разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя; во
вторых, веся группа стимулируется к работе.
Я рассказала лишь о малой части всех приёмов и способов достижения и
установления ситуации успеха. Ситуация успеха – явление не одномоментное по
своей сути, это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, «игра
стоит свеч».
Литература:
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Новые требования к профессиональной компетентности в условиях перехода на федеральные государственные стандарты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.