Министерство образования и науки РБ
ГБООУ Филиал Верхнесаянтуйская санатоная школа-интернат
Научно-практическая
конференция учащихся
«Первые шаги»
Номинация: Окружающий мир
Тема: «Пыль в жизни природы и человека»
Выполнил: Цыдыпов Жаргал-Сайхан, ученик 4 класса
Руководитель: Шагжиева Соелма Ринчиндоржиевна
с.Малый Нарын
2019 г.
I. Введениe……………………………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………………………4-6
2.1 Что такое пыль? Какая бывает пыль? ……………………………………………………..4
2.2 Вред и польза пыли……………………………………………………………………….4-5
2.3 Определение места наибольшего скопления пыли в школе………………………….5-6
III. Заключение…………………………………………………………………………………...7
IV. Литература……………………………………………………………………………………8
V. Приложение………………………………………………………………………………..9-11
Введение.
Пыль окружает нас повсюду – в городах, в селах, на улицах, в различных помещениях и в наших домах.
Актуальность
Помогая по хозяйству нам часто достается и уборка в доме. Дома нас заставляют протирать влажной салфеткой подоконники, шкафы, приборы бытовой техники и мыть полы. Но пыль все равно остается, а она очень вредна для организма. К тому же, мне стало интересно узнать, в чем таится опасность этих мелких частичек и откуда они берутся. Мы с руководителем решили изучить литературу по данному вопросу и провести самостоятельное исследование, так как считаем тему актуальной.
Гипотеза:
В природе всё взаимосвязано и нет ничего, что существовало бы просто так. Раз пыль есть, значит, для чего-то она нужна. Мы предполагаем, что пыль играет как отрицательную, так и положительную роль в жизни человека.
Цель работы:
Выявление роли и значения пыли в жизни природы и человека
Задачи:
1. Узнать, что такое пыль.
2. Выяснить какую опасность представляет пыль и имеется ли польза от пыли.
3. Определить места наибольшего скопления пыли.
4. Выяснить, знают ли учащиеся о вредном влиянии пыли на организм человека и как с ней бороться.
Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования: степень запылённости школьного пространства.
Методы исследования:
• работа с научной литературой;
• поиск информации во всемирной сети Интернет;
• практические методы: наблюдение и сравнение;
• анкетирование учащихся и взрослых.
Основная часть
Пыль - это непременный атрибут местонахождения человека. Она незримо обосновалась в наших домах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки.
2.1 Что такое пыль?
На этот вопрос мы нашли ответ в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова. «Пыль – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь». Указано там же еще одно значение слова пыль: «то же, что и пыльца».
Какая бывает пыль?
Пыль бывает естественного происхождения (примерно две третьи части ), и результат деятельности человека (работа заводов и фабрик, машины…).
Естественные источники пыли
· Наиболее важный источник пыли – почва. Важный источник пыли для всего земного шара - пустыня Сахара. Ветер ежегодно поднимает в этой самой крупной пустыне мира от 60 до 200 миллионов тонн пыли. (1 миллион 500 тысяч вагонов)
· На втором месте - океаны, выбрасывающие в воздух маленькие кристаллы солей. Капельки высыхают, и воздух насыщается солями. Большая часть кристалликов поднимается высоко в воздух и служит ядрами для конденсации водяных паров. Если бы в воздухе не было пыли, не было бы и облаков.
· Третий по значению источник пыли – вулканы
Пыль в результате деятельности человека это в основном отходы от сжигания нефти, газа, угля, дерева и сажа.
Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие. Они переносятся ветром на огромные расстояния, так что в слое пыли, осевшем на ваш стол, можно найти песчинки сахары, крошки пирамид, пепел вулканов, споры южноамериканских растений, частицы шерсти кенгуру, мраморные пылинки античных развалин, пыльцу французских лилий и даже космическую пыль.
2.2 Вред и польза пыли
Вред пыли.
ü .В пыли живут пылевые клещи. Как правило, эти насекомые заселяют мягкую мебель, постельные принадлежности, пыль, лежащую на полу. В одной постели их бывает до 2-х миллионов. При этом они настолько малы, что их невозможно разглядеть без микроскопа. Пылевые клещи питаются чешуйками сухой кожи, которые ежедневно теряет человек. Вреда они не приносят, но могут вызвать аллергию.
ü Пыль мешает производить детали для высокоточных приборов.
ü Пыль является одной из причин возникновения заболеваний различных органов:
• Глаза (конъюнктивит, блефарит)
• Кожи (дерматиты)
• Иммунной системы (аллергия)
• Легких (астма)
• Носоглотки (раздражение, насморк, першение в горле)
Cамым большим вредом пыли является распространение эпидемий.
Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.
Польза пыли
1. Наша планета Земля возникла из газопылевого облака. Космическая пыль ослабляет свет от звёзд и Солнца, защищает Землю от перегрева.
2. Пыльца нужна для размножения растений, пыльцой питаются пчёлы, осы и бабочки. Пыльца на крыльях и теле насекомых необходима для их жизни
3.Некоторые виды птиц и животных «купаются» в пыли, чтобы избавиться от вредных насекомых
4.Микроорганизмы, находящиеся в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему.
Явление это было открыто учеными, которые обследовали квартиры, где живут родители с малолетними детьми. Выявилась одна любопытная деталь: чем меньше пыли было дома, тем чаще дети страдали от аллергии. Их организм начинал реагировать на любой пустяк: на кошачью шерсть, цветочную пыльцу, молоко... Поэтому врачи не советуют воспитывать малышей в слишком стерильной обстановке.
2.3 Определение места наибольшего скопления пыли в школе
Каждый день мы находимся в школе от 8 до 19 часов. Чем мы дышим?
Мне стало интересно, в каком школьном помещении пыли скапливается больше всего и как быстро пыль появляется в нашем классе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, была проведена исследовательская работа.
I этап: определение уровня загрязнённости воздуха помещений школы.
Намазали вазелином полоски белой картонной бумаги. И прикрепили эти полоски бумаги в классах, столовой, гардеробной, учительской.
Спустя 2 дней все полоски были собраны для тщательного осмотра. Я рассматривал полоски невооружённым взглядом и через лупу. Я увидел прилипшие черные точки, волоски, загрязнение и др. Распределил места по степени загрязнённости:
класс - 1место, столовая – 2 место, гардеробная (раздевалка) -3 место.
II этап: определение санитарных условий работы кабинета.
Было проведено анкетирование среди тех людей, которые занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: учащиеся, работники столовой, технический персонал.
Анкетирование
Вопросы для анкеты:
Сколько раз в день в кабинете проводиться влажная уборка?
Сколько человек в среднем посещают Ваш кабинет?
Какие материалы присутствуют в вашем кабинете?
Итоги анкетирования:
Класс. Здесь грязнее всего. Большую часть дня ученики проводят именно здесь, находятся в замкнутом помещении и именно в классе содержится особенно большое количество разнообразных микроорганизмов, которые попадают в воздушную среду с частичками поднятой пыли. В классе мы часто пишем мелом на доске. При неаккуратном обращении с мелом образовывается много пыли, при вытирании мела с доски сухой тряпкой пыль попадает в воздух, поэтому мел с доски надо стирать только влажной губкой или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка (тряпка). Наиболее посещаемая комната – это столовая. Но, судя по полоске, это не самое загрязнённое помещение. Гардеробная на третьем месте по загрязнённости. На полу остаются следы, мусор, грязь. И, если бы не наши технички, здесь было бы ещё грязнее. Ведь они протирают пол по мере его загрязнения, а это происходит несколько раз во время уроков.
Я попросил одноклассников ответить на вопрос «Влияет ли пыль на здоровье человека?» и выяснил: большинство ребят считает, что пыль оказывает влияние на наш организм, поэтому-то и нужно постоянно следить за чистотой воздушного пространства класса и школы.
Заключение
Наше предположение подтвердилось. Пыль вредна, но от нее есть и польза.
Проведя данное исследование, мы выяснили, что пыль опасна для здоровья человека. Она может стать причиной появления различных заболеваний.
Также мы выяснили, что самое чистое помещение школы – учительская. Чистота помещений зависит оттого, сколько раз в нём делают влажную уборку. Мы решили, что для того, чтобы была чистота в помещениях, необходимо:
1.Чаще делать влажную уборку.
2.Протирать пыль и соблюдать чистоту на своём рабочем месте.
3.Проветривать чаще помещения.
4.Посадить комнатные растения.
5.Не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.
6.Все эти рекомендации подходят и для домов и квартир, в которых мы проживаем.
Берегите своё здоровье! Будьте здоровы!
Информацией, полученной в результате наших исследований, можно пользоваться на уроках окружающего мира в начальной школе, классных часах.
Использованная литература
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999
2. Журнал «Первое сентября» №12, 2004г
3. Ашихминова Т.Я. «Школьный экологический мониторинг»
4. Засоркиной Н.В. «Метод проектов в начальной школе»
5. Поповой Т.А. «Экология в школе. Мониторинг природной среды»
6. Справочник «Древо познания»
7. Книга американского автора Небела Б. «Наука об окружающей среде. Как
устроен мир»
Интернет-ресурсы
8. www.botsad.ru
9. www.cgham.grz.ru
Приложение 1
Вопросы для анкетирования:
1.Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? (да/нет)
2.Если «да», то каким образом(Чихаю, кашляю, не влияет)
3. Как часто вы делаете дома влажную уборку?(1 раз в неделю, 2 раза в неделю, каждый день, 2 раза в месяц)
4. Какой вид уборки вы предпочитаете? (Влажный или сухой)
Даже в плотно запертой квартире за две недели оседает порядка 12 тысяч пылевых частиц на квадратный сантиметр горизонтальной поверхности. Среди них 35% минеральных частиц, 12% текстильных и бумажных волокон, 19% чешуек кожи,7% цветной пыльцы,3% частиц сажи и 24% частиц неустановленного происхождения. Что ещё мы знаем о пыли?
1.Пыль неоднородна и, можно сказать, универсальна: это крошечные частицы любого сухого порошкообразного материала.
2.Многие млекопитающие и птицы принимают пылевые ванны в качестве гигиенических процедур или социально-поведенческих ритуалов.
3.Куры так любят купаться в пыли, что иногда разыгрывают этот процесс в клетках, где никакой пыли нет.
4.В отличие от птиц, люди всегда пытались избавиться от пыли. Английский инженер Хуберт Сесил Бут в 1901 году построил пылесос, который был настолько огромен, что перевозился лошадьми на телеге и работал на бензине. При уборке он оставался на улице, а шланги протягивали внутрь помещений через двери и окна.
5.Когда голландский натуралист Антоний ван Левенгук впервые рассмотрел домашнюю пыль под микроскоп, он с удивлением обнаружил в ней множество крошечных клещей.
6.Домашние пылевые клещи произошли от паразитов, которые постоянно проживали на своих хозяевах.
7.В основном пылевые клещи питаются частичками ороговевшей кожи, которые мы теряем. А мёртвые клещи и отходы их жизнедеятельности могут вызывать у людей аллергические реакции.
8.Пыль может вызывать не только астму, но и силикоз, пневмокониоз, а также другие заболевания лёгких. Вдыхание асбестовой пыли может привести к мезотелиоме – редкой злокачественной опухоли.
9.Многие материалы образуют горючую пыль. В американском штате Джорджия в 2008 году взрыв сахарной пыли уничтожил крупный завод, при этом 14 человек погибло и около 100 получили ранения.
10.Во время знаменитого Пыльного котла (серии пылевых бурь в США и Канаде, произошедших между 1930 и 1936 годами) от вызванной пылью пневмонии погибло несколько тысяч человек.
11.Пыльным бурям и пылевым ветрам часто присваивают собственные имена-термины: хабуб в Судане, хамсин в Северной Африке или самум на Аравийском полуострове.
12.Огромная впадина Боделе в восточной части Сахары является крупнейшим источником пыли в мире.
13.Пыль из Боделе уносится через Атлантический океан в Южную Америку, где железо и фосфор, которые в ней содержатся, оплодотворяют бедные питательными веществами почвы тропических лесов Амазонки.
14.Маршрут из Чада в бассейн Амазонки – не единственная «пылевая магистраль» в мире. К примеру, пыль из пустыни Гоби улетает на восток в сторону центральной части Тихого океана, оставаясь во взвешенном состоянии в атмосфере в течение 4-7 дней, преодолевая за время тысячи километров.
15.Пыль в штате Колорадо перемещается с плато Колорадо и нагорья Большой Бассейн на восток, к заснеженным горам. Пыльный снег не может отражать так же много солнца, как чистый, поэтому он тает быстрее, что фактически уменьшает количество воды в регионе.
16. NASA следит за перемещением пыли с помощью наземной сети роботизированных сенсоров.
17. Астрономы постоянно наблюдают космическую пыль, которая мешает обзору телескопов. Эта пыль является сырьем для новых звезд и планет, а иногда попадает и на Землю.
18. В 1999 году NASA запустила миссию Stardust, предназначенную для сбора и исследования частиц космической пыли. В процессе сбора использовался аэрогель, материал, на 99,8% состоящий из полых пор.
19. Исследователи NASA разместили снимки с результатами микроскопического сканирования фрагментов аэрогеля в Сети и призвали всех желающих помочь им в поиске частиц космической пыли. Первый фрагмент обнаружил простой канадец Брюс Хадсон со своего домашнего компьютера; фрагмент получил имя собственное Орион. Всего на данный найдено 7 фрагментов; в них были обнаружены магний, алюминий, хром, никель, марганец, медь, галлий, а также изотоп железа-60.
20. Космическую пыль можно заметить в зодиакальном свете благодаря рассеянию, которое исходит от частиц. Зарево «пыльной» Вселенной заметно в западной части неба после захода солнца и на востоке до рассвета.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.