Нравственная чистота

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.» «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего».
Иконка файла материала Нравственная чистота.doc
Нравственная чистота «Нравственная   чистота   и   притягательность   народных   идеалов, воплотившихся   во   многих   героях   сказок   и   былин,   народная мудрость   пословиц   и   поговорок,   увлекательность   загадок, веселый   юмор   большинстве   произведений   устного   творчества русского   народа   ­   всё   это   открывает   путь   к   сердцу   и   уму маленького читателя.»    «Собирайте   наш   фольклор,   учитесь   на   нём,   обрабатывайте его,   ­   говорил   А.М.Горький.   Чем   лучше   мы   будем   знать прошлое,   тем   более   глубоко   и   радостно   поймём   великое значение творимого нами настоящего».  (4;20)    Народное   творчество   во   всём   своём   богатстве   бытовало   в начале   нашего   века.   Многие   произведения   устного   народного творчества собраны и бережно хранятся.    Большой раздел устного творчества русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.    Издавна   смена   времён   года   отмечалась   народными праздниками.   Устраивали   проводы   зимы   (масленица),   встречу весны,   летний   праздник   ­   завивание   берёзки   (семик), праздник урожая осенью­ дожинки (осенины).    В   праздничные   дни   пели   песни,   рассказывали   сказки, былички, загадывали загадки.    Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине­ России, к   её   бессмертному   поэту­русскому   народу,   любовь   к прекрасному,   развивать   речь,   обогащать   словарный   запас учащихся.    «Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного   творчества   в   начальной   школе   начинается   сизучения   песенного   жанра.   В   календарных   песнях   человек обращался   с   призывом,   просьбами,   надеждами,   задавал   ей вопросы.   Разговоры   эти   были   ласковыми   и   приветливыми: крестьянин называл весну красивой  веснушкой, лето – тёплым летечком,   траву   –   шёлковой,   птиц   –   пташечками, жавороночками.      Поэтому   при   изучении   песенного   жанра   дают   детям подумать,   перед   каким   важным   событием   в   его   жизни крестьянина   –   землевладельца   могли   исполняться   пасни   о весне,   когда   могли   возникнуть   эти   песни,   как   они называются. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок   слов   песни:   весна   красная,   лён   высокий,   корень глубокий,   хлеб   обильный,   которые   придают   певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно   –   ласкательными   суффиксами:   берёзонька, рябинушка,   долинушка,   солнышко.   Отмечают,   каким   тоном читать слова – обращения, слова – пожелания. Повторы слов в песнях   помогают   ребятам   ощущать   их   музыкальность   и мелодичность звучания, уловить        их светлый и радостный тон.          Многие изученные на уроках чтения и пения песни учителя используют на фольклорных праздниках».  (4;21)    В песнях, как и во всех других жанрах фольклора, можно найти остатки седой древности.   «Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но   смысл   всех   календарно   –   обрядовых   песен,   как   уже сказано,   один.   Это   песни   –   заклинания,   песни   –   просьбы, пожелания.                           Приди к нам весна,Со радостью!          Со великою к нам          Со милостью!          Со рожью зернистою          Со пшеничкой золотистою,          Со овсом кучерявым,          Со ячменём усатым,          Со просом, со гречихою,          Со калиной – малиною,          С чёрной смородиною,          С грушами, со яблочками,          Со всякой садовинкой,          С  цветами  лазоревыми,          С травушкой – муравушкой! Всё     в   этой   веснянке   перечислено,   что   нужно   крестьянину, ничего не  забыто».    (1;38)    Очень   важно   влияние   пословиц   на   воспитание   и   развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы,   учителя   начальных   классов   используют   на   уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения.    «Пословица   –   прекрасное   средство   для   воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Век живи, век учись;   жить ­ родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.      Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более   внимательными   к   слову,   к   языку,   развивает   память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять   в   речи   для   точного   выражения   мысли   –   большое дело. И всему этому надо учиться».   (8;46)Из  опыта  работы  В.И.Изотовой,  учителя  начальных  классов школы­интерната  №10, станицы Унеча, Брянской области.      «В   «родной   речи»   (1   класс)   тексты   соотнесены   с пословицами   и   поговорками,   отражающими   основную   мысль произведения:   кто   родителей   почитает,   тот   вовек     не погибает   (рассказ   Л.Н.Толстого   «Старый   дед   и   внучек».   На языке медок а на устах ледок (сказка «Лиса и тетерев»).  К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.    Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого   и   переносного.   Разбираем   с   детьми   смысл   пословицы «труд   кормит   а,   лень   портит».   Ребята   говорят:   «тот,   кто работает,   тот   трудится,   того   уважают.   Кто   не   хочет трудиться,   тот   часто   начинает   жить   нечестно.   За   труд   ему платят   деньги.   Лень   портит   человека».   Раскрываем   смысл пословицы «снегу надует – хлеба прибудет». Дети отвечают : «большой   урожай   будет,   если   выпадет   много   снега.   Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».   Приведём некоторые виды работ с пословицами. 1. Распределить пословицы по темам. перечитать пословицы и ответить,   что   можно   узнать   из   пословиц   о   прошлом.   Какие качества   ценились   в   народе?   (вместе   с   учащимися   отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо   быть   смелым,   честным,   скромным,   добрым,   надо   любить своих   мать,   отца.   Распределяю   между   тремя   рядами   учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему, подвожу итог).2.  Ученик  из  первого  ряда  читает  начало  пословицы,  ученик из   второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает   смысл   этой   пословицы.   Провожу   викторины   о пословицах.    1)  Определим пословицу по  началу:            Кончил дело ­…         Поспешить ­…  2)   Определим пословицу по двум словам:        Язык ­ дело        Труд ­ лень 3)  Игра «семь и один».    назови пословицы, чтобы в них были числа  7 и 1        Семеро одного не ждут.        Семь раз отмерь, один раз отрежь.         Семь бед – один ответ.        Семеро с ложкой, один с сошкой.    Работу с пословицами провожу и на уроках русского языка, например, при закреплении глаголов 2­го лица единственного числа   (один   и   камень   не   поднимешь,   а   миром   и   город передвинешь); при написании безударных гласных, проверяемых ударением   (март   с   водой,   апрель   с   водой);   при   написании парных звонких и глухих согласных,  безударных гласных (и у берёзки слёзки текут,  когда с неё кору дерут).      Практически   работу   с   пословицами   провожу   по   всем предметам.   Дети   собирают   пословицы,   отыскивая   в   книгах ,записывают   со   слов   взрослых,   затем   оформляют   книжки   – малышки».  (4;22)       Поколение   сменяет   поколение.   Постепенно   и   песня забудется,   а   удачное   выражение   живет   в   языке   как безымянное.В   пословицах   выражен   народный   опыт,   наблюдения   над жизнью, над  человеком, мудрость народа.      Затаив дыхание, слушают дети сказки. Первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери   разговаривают,   люди   понимают   язык   животных,   герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания­   борьба   с   чудовищами.   Переходы   через   огненные реки и другое.    «Удивительное   в   поэтическом   мире   сказок   уживается   с реальным,  и  это  ещё  более  усиливает  их  значимость.  В.Даль считал,  что  сказка  очень  нужна  ребёнку,  ибо  она  укрепляет моральные   чувства,   будит   любознательность,   развивает воображение,   формирует   эстетические   чувства.   Пример   работы с   русской   народной   сказкой   «Лиса   и   волк».   Учитель рассказывает эту сказку, потом задаёт вопросы:      ­Понравилась   ли   вам   сказка?   Что   запомнилось?   В   чём основной смысл сказки? (Ответы детей).    Затем   дети   читают   сказку   самостоятельно,   после   учитель проводит беседу:   ­Какой в сказке изображена лиса? А какими они показаны в других  сказках?  (Дети  отвечают,  что  лиса  хитрая,  умная,  а волк злой и глупый).    Важный   этап   при   работе   со   сказками   –   это   подготовка   к пересказу,   близкому   к   тексту.   Сказки   являются   прекрасным искусством   звучащего   слова.   Поэтому   ученикам   учитель начальных   классов   предлагает   задания,   которые   раскрывают особенности языка сказки, например: 1. Как начинается сказка? 2. Найдите   выражения,   которые   вы   встречали   в   других сказках. Объясните, что означают выражения; ни в сказке сказать,   ни   пером   описать   (очень   красиво);   долго   ли,коротко   ли   (неизвестно   когда);   пир   на   весь   мир (обильное, весёлое угощение). 3. Найдите повторы близких по смыслу слов (жили – были, в путь – дорогу, крепко – накрепко). 4. Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок: трава… (шёлковая), лес…(дремучий), ведьма…(злая). 5. Замените выражения оборотами из сказок; быстро­(во  весь дух), никуда не отходит­(ни на шаг).   При   работе   со   сказкой   учитель   использует   выразительное чтение,   выборочное   чтение,   словесное   рисование, инсценирование   сказки.   Всё   это   помогает   глубже   осознать ребёнку   сказочный   мир,   помочь   ему   почувствовать   его неповторимость».  (8;47) «Фольклорная  прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырёх,   редко   восьми   строчек.   Это   красочные,   яркие словесные   картинки,   составляющие   мир   повседневных впечатлений   ребёнка:   всё   то,   что   окружает   его   в   доме,   во дворе,   на   улице,   в   школе.   Предметы   домашнего   обихода   и хозяйства,   работы   по   дому,   двору   и   в   поле   обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:          Ай, качи – качи – качи,          Пекла баба калачи… * * *          Ножки, ножки,          Куда вы бежите?          ­В лесок по мошок:          Избушку лишить,          Чтоб не холодно жить.   Домашние   животные   и   птицы   (петух,   курица,   утки,   гуси, козёл,  коза,  кот,  собака).  Даже  насекомые  (комары,  мухи  и тараканы), их повадки, внешний вид – всё является предметомвнимания.   Ко   всему   живому   –   уважительное   отношение, ласковое   слово,   доброе   прозвище;   котишко   –   мурлышко, курочка   –   рябушка,   гуля   –   голубок,   паучок   –   тоненькие ножки.    Прибаутки   лишены   описательности   и   нравоучения.   Слово   в них   передаёт   звук,   движение,   цвет,   объем   и   даже   вкус.   Во многих   прибаутках   предметы   и   действия   как   бы   смещены относительно   реальности,   немного   необычны,   чуть   –   чуть нелепы:        ­Куда, заинька, бежишь?        Куда, серенький, спешишь?         ­К медведю на свадьбу.        Медведь­то мне дядя.        А медведица­тетка».       (1;94)    «Прибаутка   предлагает   детям   увидеть   смешное   в   жизни   и научиться   смешное   передавать   в   слове.   Юмор   нелепых положений, вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет   серьёзную   интонацию,   предоставляя   возможность слушателю   самому   разобраться,   смешно   ему   или   нет.   Вот свинка   Ненила   хвалит   сыночка,   а   перечисляет   самые   обычные качества. А мастер сбил колесо так «ловко», что оно тут же и  рассыпалось.  Вот  Фома  выбрал  курицу  в  качестве  средства передвижения, а Тимочка решил прокатиться на кошке. Ученик может   посмеяться,   порадоваться,   обнаружив   нелепость   или несоответствие». (9;95)     Младшие   школьники   работают   активно,   отвечают   охотно, дружно. На уроках, посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в  скороговорки.  На  переменах  и  после  уроков  учитель  может разучить с ними русские народные игры «Горелки», «Каравай»,«Лапта»,  «Садовник»,и  другие.  А  как  же  здесь  обойтись  без считалки?    Ребята   любят   веселье,   смех,   соревнование.   Из   всего   они устраивают   игру.   «Считалка   является   как   бы   подготовкой   к большой коллективной игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.          На золотом крыльце сидели          Царь, царевич,          Король, королевич,          Сапожник, портной,          Скажите, пожалуйста:          Кто вы такой?          Говори поскорей,          Не задерживай добрых            И частных людей!    Последний,   на   кого   пришёлся   счёт,   должен   ответить, например:   «портной!»   или   «царь!»   –   и   считалка   снова произносится,   но   не   до   конца,   а   только   до   этого   слова. Ответить нужно сразу («Говори поскорей!»). Каждый, конечно, старается сообразить, сосчитать, какое слово надо сказать, чтобы самому выйти».  (1;103)    Ребята   всё   время   сочиняли   и   сочиняют   новые   считалки, иногда даже из книг их бегут, из каких­то стихотворений.    Неизвестно,   когда,   хотя   бы   приблизительно,   возникли считалки. Во всяком случае, многие из них одинаково хорошо служили   играм   бабушек   и   прабабушек,   родителей   и   детей, внуков и правнуков.    Знакомясь   с   произведениями   устного   народного   творчества на   уроках,   дети   параллельно   отыскивают,   собирают   загадки, пословицы,   поговорки,   которые   слышали   от   родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляютнебольшие книжки­самоделки, посвящённые определённому жанру устного   ­   народного   творчества.   В   конце   изучения   раздела «Устное   творчество   русского   народа»   можно   провести обобщающие   уроки   уроки­праздники,   чтобы   дети   лучше запоминали,   представляли   себе   русскую   старину,   обряды, обычаи, верования.    «В 1классе предлагается провести праздник встречи весны. День сорока мучеников 9 марта носит название сорок на языке народа.   Сороки   с   полным   основанием   можно   назвать   детским праздником.  Накануне  женщины  месят  из  ржаной  муки  тесто  и пекут   «жаворонки»   с   хохолком   и   крылышками.   Утром   в   день праздника раздают их детям. К этому празднику дети собирают сказки,   загадки,   пословицы,   поговорки   о   весне,   оформляют книжки­малышки   о   весне,   разучивают   песни,   учат   заклички   и считалки,   разучивают   игры.   На   уроках   труда   делают   фигурки птиц  из  картона,  фанеры,  прибивают  их  к  шестам.  Оформляют комнату:   украшают   рисунками   о   весне,   рисунками   дымковских игрушек­птиц,   вышитыми   рушниками,   пословицами   о   весне, птицах».  (7;109)    Из  опыта  В.А.Изотовой,  учителя  начальных  классов  школы­ интерната №10,ст.Унеча,Брянской области.    «Праздник   начинался   с   заклички   о   весне.   Пели   песни   о весне.   Девочки   исполняли   русскую   народную   песню   «Посев льна».   Затем   на   празднике   звучала   хороводная   песня «Приглашение   на   улицу».   Дети   слушали   в   грамзаписи   русскую народную   песню   «Галочка­ключница»,записанную   в     Севском районе   Брянской   области.   Первый   раз   звучал   музыкально­ шумовой   оркестр   мальчиков.   И   в   заключение   праздника   пили чай   с   печеньем   и   различного   вида   кондитерских   изделий   с изображением птиц. Их пекли родители детей.Во 2классе подготовили и провели праздник урожая­осенины. Праздник   начался   с   заклички.   Ребята   звали   осень   с «обильными   хлебами»,   «листопадами   и   дождём».   Затем   они чествовали   молодых   жней   «с   золотыми   серпами»,пели хороводные   песни   о   «земелюшке»,   «ржице   зернистой», «пшеничке   колосистой».   Инсценировали   сказку   «Мужик   и медведь».   Задорно   звучали   частушки.   Девочки   исполнили русские   народные   песни   «Я   на   горку   шла»,   «На   лугу».   Не обошлось на празднике без танцев, русской кадрили.     В   3классе   мы   подготовили   праздник   «На   широкой   русской масленице».   Дети   были   уже   повзрослее.   При   проведении праздника выделили три основных момента: встречу, разгул и проводы   масленицы.   Принимая   участие   в   празднике,   дети   с удовольствием   работали,   проявляли   полнейшую   активность,   их переполняло радостное чувство.    Ни   одного   ученика   не   было   в   стороне   от   подготовки   к празднику.    Праздник   получился   весёлым   ­   с   песнями,   прибаутками, играми,   частушками,   инсценированием   сказок,   выступлением музыкального ансамбля мальчиков.    Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни   ребят.   На   лицах   детей   можно   было   прочитать удовлетворение   и   радость   от   встречи   с   прекрасным. Состоялось   подлинное   общение   детей   с   искусством   своего народа.   Всё   это   формирует   у   ребят   чувство   патриотизма, привязанности   к   родному   краю,   способствует   воспитанию эстетической и этической культуры».  (4;23)    «В   эстетическом   воспитании   младших   школьников исключительно важная роль принадлежит курсу природоведения. К.Д.Ушинский писал: «Природа – ничем не заменимый источник прекрасного».   В.А.Сухомлинский   считал,   что   открытия   детей,в   том   числе   и   родной   природы,   начинаются   со   знакомства   с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей   своей   иносказательностью   изображения   реального   мира вызывают загадки.     Обзор   научно­методической   литературы   и   периодических изданий   по   методике   природоведения   показал,   что   загадки широко используются на уроках.    Для   установления   влияния   различных   загадок   на   развитие эстетических   чувств   у   младших   школьников   на   уроках природоведения   был   проведен   педагогический   опыт   на   базе двух третьих классов и одного четвёртого школ Калининграда. В   основу   исследования   положен   метод   опроса.   Загадки подбирались парами на каждое животное или растение. Ученики первого   варианта   составили   загадки,   которые   были   записаны на уроках; второго варианта – специально подобранные, более образные и увлекательные.   Пример. 1вариант.   Лез Мартын через тын.   Сам пролез, а голову на тыну оставил.                               (Тыква).            2вариант.   Жёлтая, а не репа,   Круглая, но не солнце,    С семечками, но не подсолнух.                       (Тыква).   Детям нужно было ответить на следующие вопросы: 1. Какая   из   загадок   точнее   передает   признаки   или свойства отгадки? 2. Какая из двух загадок нравится и почему? 3. Какое чувство ты испытал, когда услышал загадку?91%   детей   отметили   загадки   второго   варианта,   как   более точно   передающие   признаки   отгадки.   Большинству   школьникам (89%)   понравились   загадки   второго   варианта,   9%­первого варианта   и   2%­не   смогли   определиться.   Дети,   которым понравились   загадки   второго   варианта   испытали   «хорошее настроение»(94%),   «радость»(73%),   «веселье»(71%).   Ребята, которым   больше   по   душе   были   загадки   первого   варианта чувствовали   «хорошее   настроение»(12%),   «ничего особенного»(88%).     Единодушное признание того, что загадки второго варианта нравятся   прежде   всего   потому,   что   в   них   понятные   слова подчёркивают   лексическую   значимость   слова,   его   важность   в чувственных   и   логических   познаниях   окружающей действительности.   Отсюда   вытекает,   что   загадки   ,   хорошо отражающие   свойства   отгадываемого   предмета,   несут колоссальную   познавательную   функцию,   ибо   осмысленный материал легче закрепляется.    Высокий процент учащихся, отметивших, что загадки второго варианта ещё нравится и потому, что в них красивые слова, они лиричные и сказочные, указывает на эстетическую функцию загадок, где воспитание входит в область духовных ресурсов природы».  (11;39)    «Как   не   вспомнить   великого   педагога   К.Д.Ушинского, который   смотрел   на   загадку   как   на   «картинное   описание предмета», веря, что живая и интересная она прочно заляжет в   памяти   ребёнка,   увлекая   за   собой   все   привязанные   к   ней объяснения».  (10;22) «Результаты эмоциональных реакций учащихся на загадки обоих вариантов   показывают,   насколько   сильное   воздействие   на психику   основной   массы   детей   оказывает   слово   и эмоциональный   фон   произведения.   Память   об   этой   психо   –физиологической   особенности   детского   организма,   учитель должен   вводить   в   учебный   процесс   загадки,   обостряющие чувствительность   сенсорной   системы,   способствующие воспитанию   чуткой   эмоционально   богатой   личности.   Итак, результаты опыта позволяют заключить: 1. К   подбору   загадок   нужно   подходить   избирательно. Загадка,   в   которой   отгадываемый   образ   представлен чётко,   ярко,   образно,   даёт   большие   возможности   для развития   воссоздающего   воображения,   и   наоборот ­загадки,   отражающие   объекты   природы   невыразительно, неточно, на способствуют таковому, так как опыт ребят мал и превалирует в нём чувственное восприятие мира. 2. Живописные   и   ритмические   загадки   духовно   ближе   детям. Они вводят школьника в эстетическую сферу природы, учат мыслить   художественными   образами,   обогащают   словарный запас ребёнка чудесным языком. Спектр   чувств,   возникших   у   ребят   на   услышанные   загадки, говорит   о   том,   что   эмоционально   окрашенные   загадки   могут превратить природоведение в уроки эмоциональной культуры и воспитания чувств».  (11;40)    Научить   ребёнка   говорить   –   значит   научить   его   мыслить. Таким образом, использование элементов народного творчества помогает   открыть   учащимся   «глаза   на   мир»,   активизирует   их мыслительную   деятельность,   развивает   их   души,   формирует потребность   к   самосовершенствованию,   самообретению, саморазвитию.    Устное   народное   творчество   –   загадки,   пословицы, поговорки,   песни,   сказки   –   воспитывают   в   человеке   высокое чувство   любви   к   родной   земле,   понимание   труда   как   основы жизни,   они   судят   об   исторических   событиях,   о   социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.Устное   народное   творчество   как   ценнейший   языковой материал   широко   используется   в   обучении   и   воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по­другому видят окружающий мир.     Преподавание   в   младших   классах   строится   так,   чтобы   оно захватывало   не   только   ум,   но   и   развивало   бы   чувства ребёнка.   Создание   на   уроках   атмосферы   творческого   поиска, высокого   эмоционального   тонуса   не   самоцель,   не   дополнение или   украшение   к   урокам,   а   необходимое   условие   получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.