« Посеешь поступок – пожнёшь привычку ,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу .» (Восточная пословица)
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.
Нравственная культура.
« Посеешь поступок – пожнёшь привычку ,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу .»
(Восточная пословица)
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности
осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого
отмечали , что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его
образованию и умственному развитию , и на первый план в воспитании выдвигали
нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог
Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись
сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться
последней».Там же он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но
отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский
педагогдемократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей
детского воспитания. По его мнению , только оно формирует добродетельный
характер , стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал
преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он
писал : « Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы ,
но увы , я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли
сделать гоголевского городничего честным человеком , и совершенно убеждён , что будь
Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической
экономии , он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.
…Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того
нравственного чувства , того общественного цемента , который иногда согласно с
рассудком , а часто и в противоречие с ним , связывает людей в честное , дружное
общество».(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования
личности указывал В.Г.Белинский . Он отмечал , что образование и приобретаемые
человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от
того , какую нравственность он усвоит.
Ребёнок находится в состоянии тихой , скрытой от посторонних глаз душевной работы
– работы роста и развития. Под дождём , градом так же , как под палящими лучами
солнца , плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития
постоянные эмоциональные встряски , в том числе разносы и неумеренные похвалы.
У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки».На
далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо
эмоциональным , а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно
легкомысленно , в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они
лёгкие , стройные, изящные , их тело словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся
тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытсвом , волнением и живым интересом ,
слетаясь на музыку , звучащую из магнитофона , словно зачарованные. Кроткие и
доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём на свете ,
их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые , глухонемые , они лишены
эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду ,которое их окружает , они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них
холодный разум и мёртвое сердце.
Жизнь и тех и других лишена творчества , потому что для него нужна гармония ума и
чувства.
В той же сказке есть робот Дирак , летевший с космонавтами в звездолёте. Он не
проявлял никакого интереса к прекрасной планете : он был лишен способности
чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на
новую планету , робот прежде всего убил бабочку , чтобы увезти диковинный экземпляр на
Землю ; он не хотел принимать во внимание , что это не насекомое , а разумное существо.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития делает
человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного состояния , которые
нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства патриотизма, любви к природе, людям ,
Родине.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с
проявлений чувств любви , благодарности ,а не путём обучения нравственным истинам.
Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным поступкам , как тени
, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей , утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в
труде.
Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного
человека , отмечал он, ум едва заметен изза сердца, у другого сердце как будто
поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело , да ничего сделать не
может ,потому что у него нет воли: а у того страшная воля , да слабая голова , и из его
деятельности выходит или вздор , или зло.
Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника . Не
будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным
существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие ,
трусость и лень.
В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету ,
позволяющую оценить уровень развития волевых качеств .
Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о
сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает , что стремление
добиться чеголибо , настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и
становиться более важным , чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните
главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев.
Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности.
Развивая волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни –
законе целесообразности.
Проводимые в школе факультативы этики и эстетики , позволяют учащимся более
глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту , узнать о
чести и долге , справедливости и о манере общения.
Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое впечатление о
его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно
научить школьников организовывать своё общение , соблюдая следующие правила.
1.Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время разговора.
2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило
спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и ,
только получив от него подтверждение , что его мысль понята , может её опровергать.
Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях , когда спорящие
вкладывают разный смысл в одни и те же слова.3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда
найдёт в другом хорошие качества.
Важно быть щедрым на похвалу , высоко оценивать истинные достоинства людей.
4.Нужно быть внимательным к людям .Говорят : лучше лишить человека пищи , чем
внимания.
5.Общение – это воспитание полезных привычек , тренировка поступков , достойного
поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты , как сидите , как ходите ,
танцуете , разговариваете с соседями.
Всё это и многое другое формирует детский характер.
Анализ вышесказанного показывает , что с социально – эстетической точки зрения
содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя
вовлечение учащихся в такие виды деятельности , как общественно политическая ,
патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.