Нравственная культура.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

« Посеешь поступок – пожнёшь привычку , Посеешь привычку – пожнёшь характер, Посеешь характер – пожнёшь судьбу .» (Восточная пословица) Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.
Иконка файла материала Нравственная культура.doc
Нравственная культура.                                            « Посеешь поступок – пожнёшь привычку ,                                             Посеешь привычку – пожнёшь характер,                                             Посеешь характер – пожнёшь судьбу .»                                                                       (Восточная пословица) Огромное  значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось   в   педагогике   с   древних   времён.   Многие   выдающиеся   педагоги   прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию   и   умственному   развитию   ,   и   на   первый   план   в   воспитании   выдвигали нравственное   формирование.   В   своём   трактате   «Наставление   нравов»   чешский   педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись сперва   добрым   нравам,   а   затем   мудрости.   Ибо   без   первой   трудно   научиться последней».Там же он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Большую   роль   отводил   нравственному     воспитанию   выдающийся   швейцарский педагог­демократ   Песталоцци.   Нравственное   воспитание   он   считал   главной   задачей детского воспитания. По его мнению , только оно формирует добродетельный  характер ,  стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям. Однако  из   педагогов  – классиков   прошлого  наиболее  полно  и  ярко  характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал : « Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы , но увы , я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным челове­ком , и совершенно убеждён , что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или  политической экономии , он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного   чувства   ,   того   общественного   цемента   ,   который   иногда   согласно   с рассудком   ,   а   часто   и   в   противоречие   с   ним   ,   связывает   людей   в   честное   ,   дружное общество».(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.) На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности   указывал   В.Г.Белинский   .   Он   отмечал   ,   что   образование   и   приобретаемые человеком знания и умения принесут большую   или  меньшую пользу в зависимости от того , какую нравственность он усвоит. Ребёнок находится в состоянии тихой , скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём  , градом так же , как под палящими лучами солнца , плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски , в том числе разносы и неумеренные похвалы. У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки».На далёкой   планете   живут   бабочки   и   гусеницы.   Бабочки   наделены   только   утончённо­ эмоциональным , а гусеницы – только умственным началом. Бабочки   живут возвышенно ­легкомысленно , в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие , стройные, изящные , их тело словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся тканью. Они смотрят на   космонавтов с любопытсвом , волнением и живым интересом , слетаясь   на   музыку   ,   звучащую   из   магнитофона   ,   словно   зачарованные.   Кроткие   и доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём на свете , их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые , глухонемые , они лишены эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное существование. Они   слепы к чуду ,которое   их   окружает   ,   они   не   слышат   голоса   истины.   Лёд   сковал   их   сердца.   У   них холодный разум и мёртвое сердце. Жизнь и тех и других лишена творчества , потому что для него нужна гармония ума и чувства. В той же сказке есть робот Дирак , летевший  с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял   никакого   интереса   к   прекрасной   планете   :   он   был   лишен   способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету , робот прежде всего убил бабочку , чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю ; он не хотел принимать во внимание , что это не насекомое , а разумное существо. Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития делает человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного состояния , которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства патриотизма, любви к природе, людям , Родине.  Нравственное   воспитание   начинается   с   упражнений   в   нравственных   поступках,   с проявлений чувств любви , благодарности ,а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным поступкам , ­ как тени , появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей , утверждал Песталоцци. Развитые   нравственные   и   умственные   запросы   побуждают   ребёнка   к   прилежанию   в труде. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека   ,   отмечал   он,   ум   едва   заметен   из­за   сердца,   у   другого   сердце   как   будто поместилось   в   мозгу;   Этот   страшно   умён   и   способен   на   дело   ,   да   ничего   сделать   не может ,потому что у него нет воли: а у того страшная воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или зло. Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника . Не будет  сформирована   воля   –   человек   вырастет   пустоцветом   ,  ни   к  чему   не   пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие , трусость  и лень. В   процессе   профориентации   школьникам   можно   предложить   ответить   на   анкету   , позволяющую оценить уровень развития волевых качеств . Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной  воле.  Однако    следует  различать волю  и упрямство. Бывает  , что стремление добиться   чего­либо   ,   настоять   на   своём   «я»   приобретает   болезненный   характер   и становиться более важным , чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство   –   нецелесообразная   настойчивость   –   отрицательное   качество   личности. Развивая волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности. Проводимые в школе факультативы этики и эстетики ,     позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту , узнать о чести и долге , справедливости и о манере общения. Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение , соблюдая следующие правила. 1.Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время разговора. 2.Важно понимать другого человека. Индусские философы  придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и , только получив от него подтверждение , что его мысль понята , может её опровергать. Этим     правилом   очень   полезно  пользоваться   хотя  бы   в   тех   случаях  ,   когда   спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный   и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу , высоко оценивать истинные достоинства людей.        4.Нужно быть внимательным к людям .Говорят : лучше лишить человека пищи , чем внимания.        5.Общение – это воспитание полезных привычек , тренировка поступков , достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты , как сидите  , как ходите , танцуете , разговариваете с соседями.        Всё это и многое другое формирует детский характер.              Анализ вышесказанного показывает , что с социально – эстетической точки зрения содержание   воспитания   нравственной   культуры   должно   прежде   всего   включать   в   себя вовлечение   учащихся   в   такие   виды   деятельности   ,   как   общественно­   политическая   , патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.