«Нравственно-патриотическое воспитание детей через театрализованную деятельность» Консультация для родителей
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по новому, многое переоцениваем и открываем для себя заново. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство педагогов, к сожалению, очень поверхностно знакомо с культурой своего народа. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Мы живем в многонациональной стране, в многонациональном крае. Здесь как нигде смешались и переплелись обычаи и традиции разных культур, разных народов, но русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой, своим культурным прошлым. Россия всегда была родиной для многих народностей. Но для того, чтобы считать себя её гражданином, необходимо ощутить глубину духовной жизни русского народа, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Именно поэтому русская культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим патриотическую личность. Ребенок должен расти и развиваться в гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка это его мама, семья, родные, его дом. В детском саду он начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям и природе по законам совести. А совесть – это народная память. И мы уже по новому относимся к народным старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки оставили нам, потомкам, самое ценное из своих культурных достижений: это его традиции и обычаи, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт, любимые праздники. Чтобы воспитать у детей подобные чувства, я стараюсь создать такие условия, в которых они ощутили бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердили бы себя в ней, приняли и полюбили родной язык, историю и культуру нации, воспользовались этими сокровищами, стали духовно богаче, мудрее, добрее. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.
Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность, это моя основная задача для формирования нравственно-патриотических чувств детей начиная с младшего дошкольного возраста. Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном детстве является театрализованные игры, которые понятны и близки детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных и понятных детям видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием воображения и фантазии, развитием коммуникативных качеств личности. Для решения этих задач я стараюсь объединить в своей работе фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материалы, руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности. Эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.
Работа нашего МБДОУ по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность строится следующим образом:
1. Младший дошкольный возраст:
Приобщаем малышей к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки о природе, о животных, о своих родных, о самом себе, чтение народных сказок, драматизация, театрализованные представления, настольный театр. Активно приобщаем к этой работе родителей (законных представителей). Работа строится по принципу тематических недель, где в конце недели родители готовят макеты, поделки. Целью такой работы стало стремление объединить усилия педагогов и семьи в вопросах патриотического воспитания и развития ребёнка через совместное времяпровождение. Таким образом, были представлены творческие тематические макеты на тему: «Во саду ли, в огороде», «Русское подворье», «Сказочное превращение варежки», «Матрешки - неваляшки», «Образ семьи в русских сказках» «Золотое яичко» и т.д . Хочется добавить, что эта работа начала проводиться уже в 1 младшей группе, через месяц после поступления детей в ДОУ.
2. Средний дошкольный возраст:
Работу по формированию нравственно-патриотических качеств в этой возрастной группе строится нами на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых людей. Организация мини музеев, уголок русской избы, уголки ряженья, мастеровой уголок, народные игры, сказки, потешки, хороводы, прибаутки, присказки, заклички, поговорки, разыгрывание небольших представлений для детей младшего возраста. Знакомство с народной игрушкой, народными музыкальными инструментами. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.
3. Старший дошкольный возраст:
Не секрет, что представления старших дошкольников о культуре родного народа, долгое время были отрывочны и поверхностны. Чтобы восполнить эти пробелы и трансформировать полученные знания в зачатки патриотизма (интереса к истории своего города, края, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями) показываем и даем почувствовать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помогаю полюбить своё, родное, близкое. Читаем сказки, былины, совместно с музыкальным руководителем знакомим с обширным музыкальным материалом, осваиваем фольклорные традиции, развиваем интерес к театрализованным постановкам, играм на основе фольклора, сказок, былин, легенд, путем активного вовлечения детей в игровые действия. Одна из форм работы – проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, изготовления атрибутов . Для поиска, сбора и сохранения материала по прикладному направлению в старшем возрасте нам очень помогает относительно новое направление в обучении детей –лепбук. В этом нам активно помогают родители. Так было создано ряд лепбуков на различные темы: «Русские народные инструменты» «Что носили наши предки» «Блюда русской кухни», «Промыслы», «В гостях у русской сказки», «Лепбуки-ширмы»и т.д. Родители совместно с детьми активно пополняют театрализованный уголок, изготавливают маски из ненужных уже мягких игрушек, а также учувствуют в выставках макетов.
Музыкально-театрализованная деятельность в нашей работе занимает особое место. Театральное искусство является важным фактором художественного развития, оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Учитывая интерес детей к играм-драматизациям и их доступность детскому восприятию, происходит приобщение к театру, который имеет большое значение для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
При отборе фольклорного материала опираемся на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняем наглядный материал: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, маски, изделия народного творчества.
Культурное наследие народа - огромное богатство, которым нужно правильно научиться распоряжаться каждому, владеть им так, чтобы не растерять, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец для подражания. Эти истины на протяжении многих веков отшлифованы, проверены на практике нашими предками. И наша задача как педагогов, передать всю мудрость народа не растеряв ни крупицы, нашим детям. Вложить не в голову, а в душу, ведь патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.