Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования информационно- коммуникативных технологий
Оценка 4.9

Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования информационно- коммуникативных технологий

Оценка 4.9
docx
23.05.2022
Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования информационно- коммуникативных технологий
Нравственно-патриотического воспитания детей.docx

Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования информационно- коммуникативных технологий

Автор:

педагог-писхолог Ялынычева С.Ю.

муз руководитель Ягнешко Н.В.

Любовь к миру, интерес к жизни, уважение к окружающим, закладывается в самого раннего возраста. Для ребенка любовь к родине – это естественное чувство, как любовь к близким людям и природе, чувство глубокой симпатии, которое нельзя потрогать, его можно только почувствовать и увидеть. В совместном взаимодействии взрослого и ребенка развиваются общечеловеческие нравственные качества, отвечающие за чувства сопричастности, ответственности и привязанности к окружающему, потребность совершать добрые дела. Достигается это через знакомство детей с загадками истории и природы, жизнью интересных людей, растений и животных, умением наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, тем самым снизив воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Особенностью воспитанников дошкольного возраста, попадающих в МКОУ «Детский дом-школа № 95», является наличие значительных пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, односторонность в отношениях с людьми, желание только получать. Таким образом, непродолжительное пребывание в учреждении, иногда менее года, требует рационального использования времени и ресурсов, которое воздействует как на зрительные, слуховые и осязательные рецепторы, так и на морально-нравственную сторону. Дети детского дома, особенно дошкольного возраста,  как правило,  ограничены в возможности  путешествовать, знакомится с миром, природу и достопримечательности  родного края. Еще такие знаменитые педагоги, как С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко отмечали, что обучение, воспитание, особенно  нравственно-патриотического необходимо обязательно соединять с экскурсиями, турпоходами. К.Д.Ушинский высказывался о том, что день, проведённый ребенка на природе, стоит многих недель, проведенных им за партой. Экскурсии могут быть разных видов: ознакомительные, уточняющие, закрепляющие, расширяющие, систематизирующие. Необходимо помнить, что цель должна быть очень ясной, объем новых знаний должен быть ограничен. Педагоги учитывают индивидуальные особенности детей, их физическое и эмоциональное состояние.

 Цель нравственно-патриотического воспитания - пробудить у детей  интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее прошлому. Поиск  содержания, средств, методов, осуществляемых педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, а так же появление новых программ и исследований - явление, несомненно, позитивное.

Важная роль в этом процессе принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для познавательного развития.
Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:

текста;

графического изображения;

звука;

речи;

видео.

Бесспорно, использование ИКТ технологий важно и для ведения документации, и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога дошкольного учреждения является ведение воспитательно-образовательного процесса. Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

• организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

• организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

• реализацию проектов,

• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.

1) Занятие с мультимедийной поддержкой.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

• Осуществление полисенсорного восприятия материала;

• Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

• Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

• Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

• Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

• Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, они вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлению с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств различных предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

2) Занятие с компьютерной поддержкой.

Использование электронного учебника (игровая обучающая игра для детей) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

• исследовательский характер,

• легкость для самостоятельных занятий ребенка,

• развитие широкого спектра навыков и представлений,

• высокий технический уровень,

• возрастное соответствие,

• занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет:

- обогащать знания детей, но и использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышать креативность ребенка;

- умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению;

- использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю (в зависимости от возраста детей) по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.

3) Диагностическое занятие.

С помощью средств прикладных программ для детей дошкольного возраста «МКОУ «Детский дом-школа №95» разработаны тестовые задания и используются для диагностикинравственно патриотического воспитания. В процессе проведения диагностических занятий использование ИКТ позволяет педагогу не только облегчить труд и уменьшить временные затраты, но сохраняет результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Преимущества информационных технологий

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения (например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн и другое);

- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- Предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

- Компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он может;

- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Внедрение  в образовательный процесс новых информационных средств наряду с другими призвано обогащать представления детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одной  из наиболее удачных форм подачи познавательного материала можно назвать применение электронных презентаций. Это удобный и эффективный способ предоставления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, изображение и звук, то есть те факторы, которые способны привлечь и  удержать внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность скомпоновать материал, учитывая возраст, уровень развития, запас знаний, что позволяет проводить работу в данном направлении продуктивнее. Применять  можно на различных этапах занятия – при изучении нового материала, на закрепление пройденного. Цифровые ресурсы мобильны. Удачно подобранный материал для презентации (слайды, музыка, звук и пр.) дети воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность. Соблюдается основной  принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала и формирует познавательную активность. Возможности использования ИКТ в условиях детского домаособенно эффективно в кабинете «Комната развития» при наличии компьютера и интерактивной доски.

В своей работе педагоги используют видеофильмы,  презентации, созданные самостоятельно, знакомят  детей с понятием «малая» Родина, после проведенного занятия по данной теме (беседа о городе, его жителях, улицах, достопримечательностях, памятных местах). Показ фотографий с видами городапозволяет подготовить детей к дальнейшим экскурсиям. Дети узнают  на фото свои любимые места в городе, свою  улицу, магазин и представление о «малой» Родине для детей перестает быть чем-то абстрактным. В более полном объеме ИКТ позволяет познакомить детей с историей города, страны, знаменитыми личностями. Воображения детей недостаточно для того, чтобы представить незаселенные места, полноводную реку, которая с течением времени превратилась в речушку и пр. Для обобщения представлений детей об образовании города  подбираются картинки из Интернета так, чтобы дети увидели местность такой, какой ее увидели их предки - переселенцы: широкая полноводная река, просторные луга, сопки и пр. А так же то, чем богаты здешние места. Вначале  был просто показ слайдов, и только после того, как дети усвоили материал, слайды были мной смонтированы в фильм и озвучены. Просмотр фильма дает детям возможность окунуться в прошлое и более верное представление об истории рождения города. Очень нравится детям песни о родине, они поют их с удовольствием. Понятия «Родина», «Отечество» сложны для восприятия  детьми. Использование   видеоряда  фотографии родины для детей группы,  способствует формированию чувства сопричастности маленьких жителей города Новокузнецка к жизни огромной страны – России.

      Невозможно оценить уровень наличия   патриотических чувств у детей в полном объеме, так как чувства любви, привязанности, сопричастности мониторингу не поддаются. Но если ребенок:

- знает свое имя, отчество, фамилию, название города, района, края;

- называет улицы села и знает,  почему они носят такие названия;

- узнает флаг, герб, гимн России;

- проявляет интерес к прошлому села и страны, к творческому наследию, к народным промыслам;

-в общении с близкими и товарищами проявляет только лучшие человеческие качества;

-заботится об окружающей среде и проявляет познавательную активность в отношении ее, (а таких детей в моей группе подавляющее большинство), то можно сказать, что начало нравственно-патриотическому  воспитанию положено.

Критериями эффективности работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников с применением ИКТ   следующее:

-положительную динамику личностного роста  детей – развитие у детей чувства собственного достоинства, ощущения сопричастности к жизни  семьи, детского дома, города, страны;

-повышение их информационной  осведомленности – дети больше узнают об окружающей действительности, об истории города и страны, о природе и пр.;

- возрастание интереса детей, их родителей к истории и культуре родного края – в ходе работы возникают вопросы, желание больше узнать о крае и стране, в которых  проживают. Тесная взаимосвязь с братьями и сестрами проживающими в учреждении является  важным условием нравственно-патриотического воспитания детей.  Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с семьей по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

-развитие социальной активности детей - участие в мероприятиях, приуроченных к народным праздникам, к Дню Победы, Дню села и другим праздникам.

Использование новых технологий  в образовательном пространстве дошкольного учреждения способствует профессиональному мастерству педагогов. Задача их — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Информация  должна быть  продумана, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. А для того, чтобы решать образовательные задачи более рационально, с использованием компьютерных технологий, работники дошкольных учреждений осваивают компьютерные программы, Интернет. Внедрение в детском саду информационно-компьютерных технологий создает благоприятные условия для развития познавательной активности детей.

В рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя чудесная страна» созданы презентации, и видеофильмы о  России. Для оценки результативности проводится анализ усвоения программы обучающимися.

Результаты представлены по следующим критериям:

1.          Представление о себе, своей семье, детском доме;

2.          Представление о своей стране и культуре;

3.          Представление о географических компонентах России и Малой Родине.

Контроль результативности проведен по каждому критерию, на начало и конец года. Для выявления положительной динамики в конце каждого раздела представлен сравнительный анализ усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя чудесная страна».

Список литературы

1.       Зелёнова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников: пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. М.: Скрипторий, 2019. – 104с.

2.       Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. / М.Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2019. 96с.

3.       Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка - Пресс, 2013.

4.           Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. Методическое основание / Под ред.О.А. Сафоновой. – Н. Новгород, 2015.


 

Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования информационно- коммуникативных технологий

Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования информационно- коммуникативных технологий

Бесспорно, использование ИКТ технологий важно и для ведения документации, и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в…

Бесспорно, использование ИКТ технологий важно и для ведения документации, и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в…

Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; •

Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; •

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники

Компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты; в процессе своей деятельности за…

Компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты; в процессе своей деятельности за…

России; - проявляет интерес к прошлому села и страны, к творческому наследию, к народным промыслам; -в общении с близкими и товарищами проявляет только лучшие человеческие…

России; - проявляет интерес к прошлому села и страны, к творческому наследию, к народным промыслам; -в общении с близкими и товарищами проявляет только лучшие человеческие…

Моя чудесная страна». Список литературы 1

Моя чудесная страна». Список литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2022