Кружковая работа
Оценка 4.7

Кружковая работа

Оценка 4.7
docx
17.08.2022
Кружковая работа
Рабочая программа кружка
кружок письма.docx

МАДОУ «Детский сад №42»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружковой работы

«Подготовка руки к письму»

для подготовительной группы

«Колокольчик»

 

 

                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 Галяутдинова У.И

                                                                                                                                 Зырянова Т.А.

 

                                                             

 

 

 

                                                                       Верхняя Пышма 2022


 

                                                       Содержание

1.

Целевой раздел

 

1.1

Пояснительная записка

 

1.2

Цель и задачи

 

1.3

Ожидаемые результаты

 

2.

Содержательный раздел

 

2.1

Учебный план

 

3.

Организационный раздел

 

3.1.

Дидактический материал и техническое оснащение

 

3.2

Итоговая диагностика

 

3.3

Работа с родителями

 

4.

Приложения

 

 


 

                                               1.Целевой раздел

                                                      1.1 Пояснительная записка

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, можно стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, это является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

В моей группе уровень владения мелкой моторикой и интеллектуальной готовности к школьному обучению у всех детей разный, но я как педагог должна дать всем детям равные стартовые возможности для поступления в школу. Проанализировав ситуация в группе, было определено,  что для детей необходимо проводить дополнительные упражнения, занятия на развитие мелкой моторики, которые будут способствовать развитию уверенности у детей в своих возможностях, научат их быть более развитыми интеллектуально, у них разовьются  познавательные интересы, внимание, память и другие психические процессы.

                                                    2. Цель и задачи

Развивать зрительно-моторную координацию.

Совершенствовать движения рук.

Формировать графические навыки.

Задачи

1.Формирование силы, точности движений, гибкости суставов посредством гимнастических мелкомоторных упражнений.

2.Развитие  зрительно - моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, анализа форм

3.Ознакомление  с основными графическими элементами письменных букв, посредством использования их в качестве декорирующих элементов.

4.Развития  навыков конструирования через использование лекал, транспортиров, линейки,

Режим организации работы кружка: работа проводится во вторую половину дня, один раз в 2 недели. Длительность – 25-30 минут.

Формы организации кружковой работы:

Дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика.

Наглядный метод обучения и метод практических действий.

Занимательные задания и игры-соревнования.

Ориентировочно-исследовательская деятельность. 

Изобразительная и творческая деятельность.

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

                                          1.3.Ожидаемые результаты:

Дети научатся ориентироваться на листе бумаги;

Повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений и навыков;

Повысится уровень развития мелкой моторики и речи;

Дети научатся писать графические диктанты.

Формы работы с детьми и родителями: 

- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль;

-совместная работа воспитателя с детьми вне кружка;

-совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи на основе рекомендаций педагога.

-итоговая диагностика 

                                        2.Содержательный раздел

                                            Обзор работы кружка

1.Работа будет включать выполнение детьми силовых упражнений, игры для кистей рук и пальцев, пальчиковую гимнастику, занимательную штриховку с помощью трафаретов и линейки, а также штриховку элементами письменных букв.

2.Занимательная штриховка с помощью лекал, транспортиров, будет проводиться  индивидуально

3.Перед графической работой и во время ее дети выполняют комплекс гимнастики для глаз, кистей рук и пальцев.

4.Перед выполнением рисунков по образцу (составленных из геометрических фигур) можно рекомендовать детям обвести транспортир (фигурную линейку, лекалу) по-своему. Важно показать, как пользоваться линейкой: положить на лист, придерживать большим и указательным пальцем левой руки, а правой обводить внутреннюю (внешнюю) часть. При выполнении таких рисунков дети будут анализировать фигуры, находить и показывать необходимые для обводки части транспортира, фигурной линейки, лекала.

 5.Образцы рисунков будут составляться по степени увеличения сложности формы и штриховки.

6.Дети  будут сами оценивать свои рисунки по различным  критериям (сравнение с образцом, точность и аккуратность штриховки, точность выбора части линейки, транспортира, лекала для обводки). Так у детей формируется адекватная самооценка, что очень важно для гармоничного отношения ребенка с самим собой.

 Структура занятий кружка:

1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

 3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

 

 

 

2.1. Учебный план

 

Неделя

Программное  содержание

Структура занятия

 

СЕНТЯБРЬ

 

 

 

1 - я

1.      Работать над развитием общей и мелкой моторики.

2.      Формировать умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

3.Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

 

1.     Пальчиковая игра «У девочки Зины…».

2.     Задание «В лесу».

3.     Игра «отвезём урожай в овощехранилище»

2 -я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2.Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Развивать графические умения и навыки проведения линий без отрыва от бумаги.

1. Пальчиковая игра «Хозяйка…»

2.Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась овощи.

3. Задание «Проведи линии в прямом и обратном направлении №

5».

 

3 -я

1.Продолжать работу над развитием мелкой моторики – учить выкладывать из

палочек буквы по образцу.

2. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в

штриховке в различном направлении.

1.Игра «Буквы рассыпались» - выкладывание букв их палочек по образцу.

2.   Задание «Штриховка №6».

3.   Задание «Обведи по точкам

«Яблоки»

 

4 -я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в

штриховке в различном направлении

1.     Пальчиковая игра «Грибы да ягоды»

2.     Задание «Штриховка №7».

3.     Задание «Обведи по точкам» 

 

ОКТЯБРЬ

 

 

1 - я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Упражнять в штриховке в различном направлении.

3.Упражнять в ориентировании на клетках.

Блок «ДУГА».

Выполняя задания этого блока, ребенок ориентируется только на графический образец в тетради

 

1.        Работа с различной крупой «Выложи узор».

2.        Задание «Штриховка №8».

3.        Задание № 112,113,114,115.

Стр.30 «Чему научит клеточка».

 

2 - я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Упражнять в штриховке в различном направлении.

3.Упражнять в ориентировке на клетках.

1.                 Пальчиковая гимнастика «В лес идем мы погулять».

2.                 Задания «Штриховка № 9»

3.                 Задание № 116,117,118,119. Стр.31 «Чему научит клеточка».

 

 

3 - я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2. Совершенствовать графические умения и навыки проведения линий без отрыва от бумаги.

3.Упражнять в ориентировке на клетках.

1.     Пальчиковая гимнастика «Точка внимания».

2.     Задание «Дорисуй элементы. Заштрихуй петельки».

3.     Задание № 120,121,122,123.

Стр.31 «Чему научит клеточка».

 

4 - я

1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной

чувствительности.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в

штриховке в различном направлении.

3.Упражнять в ориентировке на клетках.

1.    Игра «Найди предмет такой же формы» (на ощупь).

2.    Задание «Обведи штриховые линии, не отрывая карандаша № 6».

3.    Задание №124,125,126,127.

Стр.32 «Чему научит клеточка».

 

НОЯБРЬ

 

 

1 - я

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики и координацией движений руки и глаз.

2.Совершенствовать графические навыки –

упражнять в обведении по точкам.

3.Упражнять в ориентировке на клетках.

 

1.Задание «Выложи рисунок по образцу» (работа с крупой).

2.               Задание «Проведи прямые и наклонные линии».

3.               Задание № 128,129,130.Стр. 32.

«Чему научит клеточка».

 

2 - я

1.Продолжать работать над развитием  мелкой и общей моторики, упражнять в

координации движений рук. 2.Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги.

3.Продолжать упражнять в ориентировке на клетках.

1 Задание «Выложи из палочек узор» (по памяти).

2.Задание «Обведи по точкам, не отрывая карандаша № 2»  (соединение точек).

3. Задание № 131,132,133. Стр. 33 «Чему научит клеточка».

 

 

3 - я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой  моторики.

2. Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги

3.Продолжать упражнять в ориентировке на клетках.

1. Пальчиковая гимнастика

«Внимательный мишка»

2.Задание «Обведи по точкам, не отрывая карандаша № 3»  (соединение точек).

3.                 Занятие № 18 «Нарисуй такую же фигуру».

4.                 Задание № 134,135,136. Стр. 33. «Чему научит клеточка».

4 - я

1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке. 2. Закреплять навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги.

 3.Упражнять в ориентировке на клетках, учить делить клетку по диагонали.

 

 

 

1.Работа со шнуровками.

2.Задание «Обведи по точкам, не отрывая карандаша № 4» 3. Задание № 137,138,139. Стр.34. «Чему научит клеточка».

 

ДЕКАБРЬ

 

1 - я

1.Продолжать работать над развитием  зрительно –

моторных  функций,  учить

срисовывать выложенный из палочек  узор в тетрадь.

2. Закреплять навыки обведения рисунка по точкам.

3.Продолжать упражнять в ориентировке на клетках.

1.Задание «Выложи узор и зарисуй его в тетрадь» (из палочек).

2.Графический диктант (работа в тетрадях) «Слон».

3. Задание «Обведи по точкам, не отрывая карандаша № 5» 4. Задание №140, 141,142. Стр. 35, 36, «Чему научит клеточка».

2 - я

1.Продолжать работать над развитием  общей и мелкой моторики.

2.        Закреплять навыки штриховки в вертикальном направлении, обведении

рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги.

3.        Продолжать упражнять в ориентировке на клетках.

1. Пальчиковая гимнастика «Зима»

2.Задания «Нарисуй такие же картинки. Штриховка «Рыбы».

3. Задание № 143,144,145,146.

Стр.37 «Чему научит клеточка». 4. Графический диктант «Машина».

3 - я

1.Продолжать работать над развитием  общей и мелкой моторики; учить работать с

трафаретами и шаблонами.

2.     Закреплять навыки штриховки в различном

направлении, обведении

рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги.

3.     Продолжать упражнять в

1.Работа с трафаретами и шаблонами.

2.  Задание «Штриховка «Вишни»

Нарисуй рядом такой же рисунок.

3.  Задание № 147,148,149,150. Стр.

37,38. «Чему научит клеточка».

 

 

 

ориентировке на клетках.

 

4 - я

1.Продолжать работать над развитием  общей и мелкой моторики.

2.               Совершенствовать навыки обведения рисунка без отрыва руки от бумаги.

3.               Продолжать упражнять в ориентировке на клетках.

1.                Пальчиковая гимнастика  

«Новый год»

2.                Задание «Занятие № 20. Танец юлы». 3. Задание № 151,152,154,155. Стр. 38,39. «Чему научит клеточка».

4. Графический диктант «Домик» - задание №7.

 

ЯНВАРЬ

 

2 - я

1.Продолжать работать  над развитием  общей  и мелкой моторики.

2.       Совершенствовать графические навыки –

упражнять в штриховке и обведении по точкам.

3.       Продолжать упражнять в ориентировке на клетках.

1.Задание «Собери бусы» (работа с пуговицами).

2.Задание «Обведи по точкам и раскрась «Замок».

 

3. Задание № 156,157,158.

Стр.39,40 «Чему научит клеточка».

3 - я

1.Продолжать работать  над развитием  общей  и мелкой моторики.

 2.Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги.

3. Продолжать упражнять в ориентировке на клетках.

1.Задание «Выложи узор» (работа с крупой).

2.Задание «Обведи штриховые линии «Осьминог»».

3. Задание № 159,160,161,162. Стр.40,41  «Чему научит клеточка».

 

4 - я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2.               Совершенствовать навыки обведения рисунка без отрыва руки от бумаги.

3.               Продолжать упражнять в ориентировке на клетках.

1.Зрительный диктант «Нарисуй в пустых клетках такие же фигуры».

9.Задания «Внимательный художник».

3.                 Задание № 164,166, 171.

Стр.42,43,45. «Чему научит клеточка».

4.                 Графический диктант «Ключик» - задание № 9.

 

ФЕВРАЛЬ

 

1 - я

1.                 . Закреплять навыки штриховки разными способами. 

2.                 Совершенствовать графические навыки –

упражнять в штриховке и обведении по точкам.

3.                 Совершенствовать ориентировку на клетках.

1 «Дорисуй подсолнух».

 

2.   Задание «Обведи и продолжи»

(урок №1)

 

3.   Задание № 174,175,176,177. Стр.

47,48 «Чему научит клеточка».

 

2 - я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, продолжать

1. Задание «Вырежи фигуру по контуру».

2.Графический диктант в тетрадях

 

 

упражнять в умении вырезать по контуру.

2.Совершенствовать графические навыки

3. Совершенствовать ориентировку на клетках.

 

«Заяц» - задание № 10.

3. Задание «Обведи и продолжи» (урок № 2). 4. Задание № 178,179,180,182. Стр.

48,49. «Чему научит клеточка».

 

3 - я

1.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

2.Продолжать учить ориентироваться на листе

бумаги, совершенствовать ориентировку на клетках.

1.Задание «Выполни штриховку «Поезд».

2.Задание «Обведи и продолжи» (урок №3). 3. Задание № 183,184,186,187. Стр.

49 «Чему научит клеточка».

 

4 - я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2. Совершенствовать графические умения и навыки

через штриховку различными способами 3. Упражнять в обведении рисунка по точкам без отрыва от бумаги.

4. Продолжать учить ориентироваться на листе

бумаги, совершенствовать ориентировку на клетках.

1. Пальчиковая гимнастика  «В гости к кошке».

2.Игра «Распиши праздничный торт». 3.Задание «Обведи и продолжи»

(урок №4) 4. Задание № 188,190,191,192. Стр.

50  «Чему научит клеточка».

 

 

МАРТ

 

1 - я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2.Совершенствовать графические навыки.

3.Продолжать учить ориентироваться на листе

бумаги, совершенствовать ориентировку на клетках.

1. Пальчиковая гимнастика  «Магазин одежды».

2.Работа с ножницами «Вырежи фигуру». 3. Задание «Повтори рисунок» (урок № 5). 4. Задание № 193,194,195,. Стр. 50,51 «Чему научит клеточка».

2 - я

1.Продолжать работать над развитием  общей и мелкой моторики.

2.Совершенствовать графические умения и навыки.

3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить

действовать по словесной инструкции.

1.Выкладывание из палочек узора. 2. Задание «Повтори рисунок» (урок № 6).

3.Графический диктант «Жираф» – работа в тетрадях (задание № 11) 4. Задание № 196,197,198. Стр. 51. «Чему научит клеточка».

 

3 - я

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать  общую моторику.

2. Упражнять  в раскрашивании и штриховке предметов.

3.Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги.

1.Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

2. Задание «Укрась коврик узорами».

3.Графический диктант «Летящая птица» – работа в тетрадях (задание №12).

4. Задание № 199,200,201. Стр. 52. «Чему научит клеточка».

4 - я

1.Упражнять в обследовании предметов на ощупь

2. Учить обводить по точкам и зарисовывать

геометрические фигуры по образцу.

3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

 

1.Пальчиковая гимнастика «Рыбка». 2. Задание «Повтори рисунок» (урок № 7) .

3.Графический диктант «Змея» – работа в тетрадях(задание №13).

4. Задание № 202,203. Стр. 52. «Чему научит клеточка».

 

АПРЕЛЬ

 

1 - я

1.Работать над развитием общей и мелкой моторики.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, соблюдать

правильную позу при письме.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе

бумаги, совершенствовать ориентировку на клетках.

1.Пальчиковая гимнастика «Найди животных».

2.                 Задание «Обведи и продолжи. Повтори рисунок» (урок № 8).

3.                 Задание «Дорисуй и раскрась картинку «Утка».

4.                 Задание № 1,2,3,4.. Стр. 54,55. «Чему научит клеточка».

2 - я

1.                 Совершенствовать графические умения и навыки

2.                 Совершенствовать умение обводить по точкам не

отрывая руки от листа.

3.Упражнять в ориентировке на клетках.

 

 

1.Задание «Обведи и раскрась узор» (урок № 9).

2. Задание «Обведи по точкам № 6» 3. Задание № 5,6,7,8. Стр. 55.

«Чему научит клеточка».

 

 

3 - я

1.Упражнять  в вырезании по контуру.

2. Развивать умение обводить по точкам и зарисовывать

геометрические фигуры по образцу.

3.Продолжать учить ориентироваться  на листе бумаги.

 

1.Работа с ножницами – вырезание фигуры.

3. Задание № 9,10,11,12. Стр. 25. «Чему научит клеточка». 4. Задание «Повтори рисунок» (урок № 10).

5.Графический диктант «Осиновый листок» – работа в тетрадях (задание № 14).

4 - я

1.Продолжать работать над

1.Пальчиковая гимнастика «Что

 

развитием общей и мелкой моторики.

2.                 Совершенствовать умение обводить по точкам не

отрывая руки от листа.

3.                 Совершенствовать ориентировку на клетках.

 

принес нам почтальон?».

2.   Задание «Обведи по точкам № 7»

3.   Задание № 13,14,15,16. Стр.

56,57. «Чему научит клеточка».

 

МАЙ

 

1  - я

1.Продолжать развивать общую и мелкую моторику.

2.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, соблюдать

правильную позу при письме.

4. Совершенствовать ориентировку на клетках.

1.Пальчиковая гимнастика «Найди животных».

2.Графический диктант «Уточка» – работа в тетрадях (задание № 15). 3. Задание «Дорисуй рисунок» (урок № 11).

4. Задание № 17,18,19,20. Стр. 57. «Чему научит клеточка».

2 - я

1.Работать над развитием общей и мелкой моторики.

2.                 Совершенствовать графические умения и навыки.

3.                 Совершенствовать ориентировку на клетках.

1.Пальчиковая гимнастика «Пчела».

2.Задание «Обведи и продолжи №

1(а)».

3. Задание № 21,22,23,24. Стр.58. «Чему научит клеточка».

4.Графический диктант «Бабочка»

– работа в тетрадях (задание №16).

 

3 – я

1.                 Упражнять  в вырезании по контуру, обследование 

предмета на ощупь.

2.                 Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам

без отрыва руки от бумаги.

3.                 Совершенствовать ориентировку на клетках.

1.Работа с ножницами – вырезание фигуры.

2.Игра «Найди предмет такой же  формы» - на ощупь.

3.                 Задание «Обведи и продолжи №2(а)».

4.                 Задание № 25,26,27. Стр. 58. «Чему научит клеточка».

5.Графический диктант «Гусь» – работа в тетрадях (задание №17).

4 - я

1.Развивать общую и мелкую моторику.

2.                 Совершенствовать графические умения и навыки.

3.                 Совершенствовать ориентировку на клетках.

1.Пальчиковая гимнастика «Скакалка».

2.                Задание «Обведи и продолжи №

3(а)».

3.                Задание № 28,29,30. Стр. 59. «Чему научит клеточка».

4.Графический диктант «Дом» – работа в тетрадях (задание №18).

 


                                                   3.Организационный раздел

 

                      3.1. Дидактический материал и техническое оснащение

  • Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки
  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
  • Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
  • Тетради в клетку, линейки, карандаши, лекала, транспортиры, тетради на печатной основе с заданиями.
  • Тематические иллюстрации.

 

Анализ условий в группе.

·         В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом,что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали во время НОД, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

·         В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой и т.д. Кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, шнуровки, игры с прищепками, резиновые игрушки (для развития силы кисти), игры с правилами, где по игровому полю передвигаются не фишки, а пальцы, «поля» для режиссёрской игры с мелкими персонажами и массажоры на тактильные ощущения.

·         В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, и т.д.

·         В учебной зоне: ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам.

·         Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

 

                                           3.2. Итоговая диагностика

   К концу посещения кружка «Веселые пальчики» у детей будут сформированы      следующие умения:

  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга»

Диагностическая таблица

Фамилия Имя

ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентировка в пространстве

                        Развитие графических навыков

Срисовывание

 образца

Штриховка

Графический

диктант

Тест Керна Йерасика

Вырезывание ножницами

1.

2.

Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка);

-Завязывание шнурков разной величины;

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты;

-Д\И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку;

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6. Тест Керна Йирасика

-Срисовывание фразы «Он ел суп»;

-Срисовывание группы точек;

-Рисование фигуры человека

 При оценке рисунка человека учитывается:

-наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

-наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

-способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма

конечностей.

7.Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов.  Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. (Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

   За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

 

                                                    3.3.Работа с родителями

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.  

Это  индивидуальные беседы с родителями,  размещение в «родительском уголке» информации о развитии мелкой моторики руки, а также  памятки, рекомендации по работе с детьми в выходные дни.

 

                                                Цель работы с родителями:

-Формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей.

-Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подготовке руки ребёнка к письму.

-Знакомить родителей с необходимыми для письма правилами, с играми на развитие мелкой моторики кисти, разными видами самомассажа кистей рук, видами пальчиковых гимнастик и разными видами детской деятельности по ручному труду, которые способствуют развитию мелкой моторики.

-Стимулировать совместное творчество.

Для тог о, чтобы обосновать необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки к письму, рассказываю о тех трудностях, проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приёмах, методах работы. Это вызывает расположение родителей, готовность выполнять рекомендации для преодоления имеющихся у ребёнка трудностей.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностика по подготовке руки к письму

 

Диагностика ожидаемых результатов проводится в начале и конце учебного года, определяющая уровень  развития детей по подготовке руки к письму по следующим тестам:

 

  Тест 1 «Развитие тонкой моторики и умения работать по образцу» (И.В.Дубровина, Т.В.Вохмянина, Е.Е.Данилова)

 

Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами (или любое прописное слово).

1 уровень (высокий) – выполняет задание без ошибок или  с одной незначительной ошибкой;

2 уровень (средний) – выполняет с 2-3 ошибками;

3 уровень (низкий) – не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.

 

Тест 2 «Пробы моторной одаренности»  (Н.И.Озерецкого)

 

Определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

Проба 1.

 Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.

Проба 2.

Скатать шарик из квадратного листа  бумажной салфетки (5см x 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывается: 1) если ребенок помогал себе другой рукой; 2) скатал недостаточно компактные шарики.

Проба 3.

Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, размахивал руками, коснулся пола согнутой ногой.

Проба 4.

Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать и оно не засчитывается.

Проба 5.

Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом – левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается: 1) если движения обеих рук разновременные; 2) уложено меньше чем по 5 спичек с каждой стороны.

За каждую правильно выполненную пробу ставится  1 балл

1 уровень (высокий) – 5 баллов

2 уровень (средний) – 4 балла

3 уровень (низкий) – 1-3 балла

 

Тест 3 «Графический диктант»  (Д.Б.Эльконина)

 

На тетрадном листе (каждому ребенку выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставится одна под другой 3 точки (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток). После объяснения, сказав ставить ручку на первую точку, под диктовку воспитателя, не отрывая руки от листочка, двигать по клеточкам (Первая строка 1 клетка вниз, 1 клетка направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, дальше продолжайте рисовать такой же узор сами; вторая строка: 1 клетка вверх, 1 направо, 1вверх,1 направо,1клетка вниз,1 направо, а теперь сами продолжайте рисовать этот узор; третья строка: 3 клетки вниз, 1 клетка направо, 2 вверх, 1 направо,2 вниз,1 направо,3 вверх, 1 направо, дальше рисуем узор сами.

1уровень (высокий) – узоры в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;

2 уровень (средний) – все узоры частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или только один узор сделан безошибочно, а другие не соответствуют диктуемым.

3 уровень (низкий) – ни один узор не соответствует диктуемым.

 

Тест 4 «Штриховка прямоугольника»  (Е.А.Солнцева)

 

Инструкция: выполнить штриховку по образцу: вертикально (сверху вниз),

расстояние между линиями одинаковое

Критерии оценки:

1 уровень (высокий) – следует точному выполнению задания по образцу; линия  ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; выдерживает одинаковое расстояние между линиями (2 балла)

2 уровень (средний) – придерживается при выполнении задания образцу; линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; не всегда выдерживает одинаковое расстояние между линиями (1 балла)

3 уровень (низкий) – часто смотрит на образец; линия не ровная отрывистая;

путается с направлением штриховки; не выдерживает одинакового расстояния между линиями (0 баллов)

 

ФИ  ребёнка

Тонкая моторика,  умение работать по образцу

Моторная координация и ловкость

Графический диктант

Штриховка

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей

«Правила положения при письме»

      1.  Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднею пальца, фиксируется большим и указательным пальцем, причем большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме находится в движении, не фиксируется, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

2.  Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена (30 гр.), ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей поверхностью касаются пола.

3.  Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю, она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

4.  Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.

Выучим следующие стихи:

Парта это не кровать,

И нельзя на ней лежать,

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

 

Тетради правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На отлично напишу

 

Консультация для родителей и воспитателей

«Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

 

Цель: Дать рекомендации родителям по организации графической деятельности детей. Познакомить с упражнениями и играми для развития мелкой моторики и

развития координации пальцев рук.

Участники: родители детей старшего дошкольного возраста.

Ход:

   Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.

Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений, во-вторых, недостаточная зрелость мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

   Следует помнить, что потребность «писать по-письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. (6-7 летний возраст является наиболее благоприятным периодом для обучения чтению, в этом возрасте ребёнок легко и с удовольствием учится читать, некоторые овладевают навыком чтения почти без помощи взрослого.) Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты ещё очень слабо. Поэтому выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят: им трудно и, следовательно, не интересно. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания (обведение элемента букв по точкам, написание элемента букв самостоятельно и т.п.)

   Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движения. Для развития мелкой моторики рук используют следующие приёмы и упражнения:

1.     массаж кистей рук

2.     пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

3.     лепка из глины, пластилина

4.     выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание верёвочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами)

5.     выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе)

6.     специальные упражнения для подготовки руки к письму

   Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

   Взрослому необходимо обращать внимание на успехи в графической деятельности, тем самым, стимулируя интерес к письменным упражнениям.

   Во время занятий рисованием, штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш. Длительность занятия для детей 6 лет не должна превышать 10 минут.

Далее приведены примеры упражнений и игр, которые помогут сформировать графический навык. Они полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу.

 

Teст «Домик".

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик (рис. 1), отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Ребенку дается задание нарисовать такой же домик, как на образце. Но! во время работы ластиком не пользоваться.

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

·         какой рукой ребенок рисует (правой или левой)

·         как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти

·         быстро или медленно проводит линии

·         отвлекаемость во время работы

·         высказывания и вопросы во время рисования

·         после окончания работы предложить проверить, все ли нарисовано.

Обработка материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

1.     отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла)

2.     увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь)

3.     неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)

4.     неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)

5.     отклонение прямых линий более чем на 30 от заданного направления (1 балл)

6.     разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв)

7.     залезание линий одна за другую (1 балл)

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Тест Куглера.

На листе бумаги нарисовано 7 фигур, постепенно усложняющихся. Ребенку дается задание срисовать их как можно точнее. Бумага должна быть нелинованная.

Фигура 5 (крест) должна быть выполнена 7-летним ребенком (норма).

(рис.2).

 

Тест "Дорожки" (по Л.А.Венгеру)

Материал: рисунок, па котором нарисованы дорожки (рис. 3).

Уровень выполнения:

высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3-х раз;

низкий - 3 и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом.

 

Готовность руки к овладению письмом.

Методика: рисование простых узоров (рис. 4)

Материалы: лист нелинованной бумаги и мягкий карандаш. Вели ребенок, хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев.

 

Выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

Инструкция: "Внимательно рассмотри узоры, которые начаты у тебя на листе. Дорисуй узоры до конца строки" (рис. 5). Оценивание результатов. Уровни:

высокий - узоры продолжает правильно

средний - допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них

низкий - продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов,

 

Тест на выявление способности к дифференцированию усилий кисти руки.

Покажите ребенку рис. 6 и 6а, на котором есть образец.

Инструкция:

1. заштрихуй облака так, чтобы одно было темное, а другое светлое 2 каждая из фигур заштрихована по-разному: сделай то же самое.

 

"Теппинг - тест".

В квадратах (рис. 7) ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек.

Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд. Через каждые 3 секунды ребенку дают команду к переходу к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек та 30 секунд (используется простой мягкий карандаш).

Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темна), а затем количества точек в последнем квадрате в сравнении с первичным свидетельствует о его работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а, но горизонтали - временные отрезки"

(рис. 7а).

График изменения работоспособности (выносливости).

Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости.

Желательно это проводить для обеих рук.

Обязательным условием теста является работа в максимальном темпе без остановки.

 

"Графический диктат"

Тест на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

Ребенок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены 4 точки (опорные), они служат началом выполнения задания.

Инструкция: проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги, (рис. 8).

Оценивание результатов (тренировочный узор не оценивается).

Уровни:

высокий - диктант выполняет точно и правильно продолжает

средний - в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжении

низкий - задание не выполняет.

 

Исследование координации движения руки и глаза.

Материал: изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: 2 узких и в 1,5 мм между ними - широкая (1,5 мм) (рис.9), нетугие ножницы.

Работа проводится индивидуально. Продолжительность - 1 минута.

Инструкция: вырезать круг по широкой линии.

Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой. За большее количество перерезаний и превышение времени результат оценивается как отрицательный.

 

Тест "Лабиринт"

Оценивается умение соблюдать правила.

Детям предлагаются лабиринты (рис. 10). Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.

Инструкция:

1.     поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги

2.     сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования

3.     не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой)

4.     нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка)

Время выхода из каждого лабиринта - не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае - не более пяти.

 

«Раскрась фигуры»

Ребенку показывают рис 11 с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной работы.

 

Обведение рисунка по точкам.

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано (рис. 12).

Затем ребенок обводит рисунок по точкам.

Оценивание результатов. Уровни:

высокий - работа выполнена аккуратно

средний - допускает неточности, небрежность

низкий - работа не выполнена.

 

«ГОТОВИМ РУКУ  РЕБЁНКА  К  ПИСЬМУ»

Игры с предметами домашнего обихода для формирования координации движений рук и развития мелкой моторики детей.

 

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т. д.

2.Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

3.Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

4.Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

5.Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

6.Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

7.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

8.Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

9.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

10.То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.

11.Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

12.Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

13.Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

14.Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

15.Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Вы и Ваш ребенок»

Ф. И.О._____________________________________________

 

1 .Какое у Вашего ребенка любимое занятие?

13.  Какие способности Вы заметили у Вашего ребенка?

14.  Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно; не очень; предпочитает, чтобы за него сделали другие)?

15.  Всегда ли Вы спокойно реагируйте на медлительность Вашего ребенка при одевании (раздевании)?

16.  Как часто Вы помогаете ребенку при одевании (раздевании)?

17.  Есть у Вашего ребенка отдельная комната или место, где он складывает свои игрушки, книжки, одежду?

18.  Есть у Вашего ребенка место, где он самостоятельно или с Вами занимается творчеством (рисует карандашами и красками, лепит из пластилина, конструирует из бумаги)?

19.  Есть ли у Вашего ребенка игрушки и игры для развития координации рук, мелкой моторики пальцев (мозаика, конструктор, разрезные картинки, домино, лото и т.д.)?

20.  Проведите с ребенком следующее упражнение, и вы убедитесь, как тяжело вашему малышу скоординировать движения пальцев: попросите ребенка проговорить вместе с вами знакомое вам стихотворение и одновременно с этим попросите ребенка повторить любые движения пальцами. Например,

«Я зеленый майский жук (правая рука сжата в кулак).

Знаю все сады вокруг (указательный палец и мизинец - вперед («Усики жука»)). Над лужайками кружу (пошевелите «Усиками»).

И зовут меня Жу-жу (шевелите «Усиками» одновременно поднимая и опуская руку).

Можно усложнить упражнение, попросив ребенка сделать тоже самое двумя руками одновременно. Надеюсь, вы убедились, как важно развивать мелкую моторику рук.

Спасибо за участие в анкетировании!

 

 

Приложение 3

Знакомство  детей с пальчиками

Загадать детям загадки про руки и про пальчики:

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши...

(руки)

Пять сыночков у руки,

Добрые все мальчики.

Дружбой славятся они,

И зовут их...

(пальчики)

-Да, дети, это пальцы. - А почему вы догадались?

-Любите ли вы играть с пальчиками?

-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...) - Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали...

Правая и левая спят на одеяле.

О. Дриз.

-Покажите пальчики правой (левой) руки.

-У каждого пальчика есть свое имя: У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой - парень с душой, Палец указательный - господин влиятельный, Палец средний - тоже не последний Палец безымянный - с колечком ходит чванный, Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

-Покажите свои пальчики. - Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

-А этот палец как называется? (воспитатель показывает большой палец). Почему он так называется?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш). - Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде. -Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать.

 

 

 

 

«Система развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников»

 «Мыслить раньше, чем читать и писать».

Роберт Федосеев.

«Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить».

Томас Алва Эдисон

«Рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».

Кант

    В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. И каждый уважающий себя родитель старается поскорее усадить ребенка за прописи, порою даже не вникая в сам процесс письма, но требуя от малыша результата работы. Ребенок старается и огорчается, если не оправдывает родительских надежд. А потом и вовсе начинает бояться школы и всего, что с нею связанно. И тогда родители требуют уже от воспитателя научить ребенка писать, забывая или не зная о том, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

   Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н. А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

   Но, оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас родители покупают детям обувь на липучках, а одежду на кнопочках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас этот труд заменили машины. Вот уж, верно, что все гениальные изобретения придуманы людьми от лени.

   Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, большинство современных детей не готовы к письму или имеют проблемы с речевым развитием. И можно сделать вывод, что, если не все в порядке с речью ребенка, то есть и проблемы с развитием мелкой моторики. Чтобы мы не говорили, для детей дошкольного возраста эти вещи взаимосвязаны.

   Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

   Жаль только, что большинство родителей осознают эту проблему на пороге школы и начинают усиленно ликвидировать этот пробел в обучении. Эта дополнительная нагрузка на ребенка приводит к срывам и не желании вообще ходить в школу. Представьте что, кроме большого объема информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно как можно раньше!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

МАДОУ «Детский сад №42»

МАДОУ «Детский сад №42»

Содержание 1. Целевой раздел 1

Содержание 1. Целевой раздел 1

Кружковая работа

Кружковая работа

Целевой раздел 1

Целевой раздел 1

Условия реализации Программы 1

Условия реализации Программы 1

Учебный план Неделя

Учебный план Неделя

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики

Продолжать работать над развитием мелкой моторики и координацией движений руки и глаз

Продолжать работать над развитием мелкой моторики и координацией движений руки и глаз

Продолжать работать над развитием зрительно – моторных функций, учить срисовывать выложенный из палочек узор в тетрадь

Продолжать работать над развитием зрительно – моторных функций, учить срисовывать выложенный из палочек узор в тетрадь

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики

Совершенствовать графические навыки 3

Совершенствовать графические навыки 3

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики

Совершенствовать графические умения и навыки 2

Совершенствовать графические умения и навыки 2

Работать над развитием общей и мелкой моторики

Работать над развитием общей и мелкой моторики

Организационный раздел 3

Организационный раздел 3

Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов

Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов

Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту

Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту

Приложение 1 Диагностика по подготовке руки к письму

Приложение 1 Диагностика по подготовке руки к письму

Задание не засчитывается: 1) если ребенок помогал себе другой рукой; 2) скатал недостаточно компактные шарики

Задание не засчитывается: 1) если ребенок помогал себе другой рукой; 2) скатал недостаточно компактные шарики

Тест 4 «Штриховка прямоугольника» (Е

Тест 4 «Штриховка прямоугольника» (Е

Приложение 2 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Приложение 2 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста»

Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям

Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка

Выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов

Выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов

Желательно это проводить для обеих рук

Желательно это проводить для обеих рук

Тест "Лабиринт" Оценивается умение соблюдать правила

Тест "Лабиринт" Оценивается умение соблюдать правила

ГОТОВИМ РУКУ РЕБЁНКА К

ГОТОВИМ РУКУ РЕБЁНКА К

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты

Сильно кусает котенок-глупыш,

Сильно кусает котенок-глупыш,

Какое у Вашего ребенка любимое занятие? 13

Какое у Вашего ребенка любимое занятие? 13

Загадать детям загадки про руки и про пальчики:

Загадать детям загадки про руки и про пальчики:

А этот палец как называется? (воспитатель показывает большой палец)

А этот палец как называется? (воспитатель показывает большой палец)

Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н

Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н

Кружковая работа

Кружковая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2022