Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
17.02.2019
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Нравственно-патриотическое воспитание статья.docx
Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного возраста
посредством музейной педагогики
Каримова Танзиля Наилевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
«Чувство любви к Родине нужно
заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной
местности,
стороне человек похож на иссушенное
растение перекатиполе».
Академик Д. С. Лихачев
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметнопространственную среду. Основной
целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего
поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день
музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую
технологию.
Во многих дошкольных организациях сегодня создаются различные музеи.
Мы предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы
образования. Итак, в первую очередь мы
определили структуру модели музейной
педагогики, которая включает в себя: цель, задачи,
направления, принципы, музейные педагогические
технологии.
ЦЕЛЬ:
Направить познавательную деятельность
детей на определенный и запланированный
результат.
ЗАДАЧИ:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его
процветании;
Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в
окружающем мире;
1 Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление
возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и
интересами;
Обогащение предметноразвивающей
среды дошкольной организации;
Развитие познавательных способностей
и познавательной деятельности;
Формирование
проектно
исследовательских умений и навыков;
Развитие речи и расширения словарного
запаса;
Воспитание культуры поведения.
Принципы создания минимузея:
учитывать
Принцип интеграции – минимузей
содержание
должен
программы
образовательной
дошкольной организации и помогать в
реализации ее общих задач и задач
отдельных образовательных областей.
Принцип
деятельности
и
интерактивности – минимузей должен
предоставлять
воспитанникам
возможность реализовать себя в разных
видах
деятельности
(использовать экспонаты в сюжетно
ролевых играх, создавать поделки и
включать их в общую экспозицию и т.
д.) .
детской
Принцип природосообразности – минимузей должен быть создан с учетом
психофизиологических особенностей детей разного возраста и
предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно
отражать тематику минимузея, объяснять различные процессы и явления
в рамках выбранной темы научным и в то же
время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини
музей создает условия для всестороннего
развития ребенка,
поощрения его
инициативности, творческой деятельности в
рамках субъектсубъектных отношений в
2 системе «взрослый – ребенок»,
«ребенок ребенок».
Принцип культуросообразности
– минимузей ориентирован на приобщение
детей
культуре,
общечеловеческим ценностям через
освоение ценностей и норм национальной
культуры в ходе образовательной
мировой
к
деятельности в музейном пространстве.
Принцип
динамичности
и
вариативности – экспозиции мини
музея должны постоянно дополняться
и обновляться с учетом возрастных
особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение
минимузея экспонатами, разными по
размерам,
форме,
отражающими
историческое,
содержанию,
природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:
Поисковособирательское. Это направление даёт возможность детям
проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские
умения. В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую
детей. Одним из основных принципов любой исследовательской работы
является комплексность. Такой подход даёт возможность составить
объективное представление об изучаемых явлениях.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация
юного поисковикакраеведа, так как через личностное отношение к
существующей проблеме выявляются его
ценностные ориентиры.
3 Экспозиционное
(оформительское). То или иное событие,
природное или социальное явление
отражается в экспозиции с помощью не
только музейных предметов, но и
художественных средств. И поэтому над
музейной экспозицией работает группа
педагогов.
экспозиции
проходит следующие этапы:
Создание
Разработка концепции будущей
экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения,
определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
Разработка художественного решения экспозиции.
В процессе
художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты
экспозиций, которые должны дать достаточно точное представление о будущей
экспозиции.
Экскурсионное. Основанное на коллективном осмотре экспозиции под
руководством педагога по заранее
намеченной теме и маршруту.
Особенностью музейной экскурсии
является сочетание показа и рассказа при
главенствующей роли
зрительного
восприятия.
В детских музейных
экскурсиях используется вопросно
ответный метод,
приёмы игры,
театрализации
продуктивной
деятельности ребёнка (рисунок, лепка,
моделирование).
и
проведение экскурсии требует от педагога
больших знаний, специальных навыков.
Проведение
экскурсии обязательно
Подготовка
и
соответствует требованиям:
Экскурсия строится по отдельным вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться через экспонаты;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к
обучающимся, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого
ребенка.
Сверхзадачей педагога, занимающегося музейной педагогикой, является
создание условий для выработки у обучающихся позиции созидания, позиции не
стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя.
4 дел,
Особенно
эффективны в
музейной педагогике
игровые
технологии, технология коллективных
творческих
технологии
проблемного и индивидуального
обучения. Как один из вариантов
технологии
индивидуального
обучения мы используем метод
проектов. Это комплексный метод,
который
позволяет
индивидуализировать
образовательный процесс.
Некоторые музейные занятия сохраняют преемственность с
традиционными формами работы, что выражается в реализации детсковзрослых
совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором,
отчасти консультантом. Для повышения интереса к музейным занятиям
используем нетрадиционные формы:
занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет,
викторин;
занятия, основанные на формах,
жанрах и методах работы,
известных в общественной
практике: исследование;
занятия с использованием
фантазии: сказка, сюрприз.
Обучающиеся посещают музей
после предварительной подготовки и в
процессе занятий, когда не устали и
готовы к восприятию. Отбираем
экспонаты для экскурсионного показа
с учетом возрастных интересов ребёнка. Итогом посещения музея является
самостоятельное творчество обучающихся (рисунок, поделка, аппликация,
создание моделей и т. д.) .
создавать атмосферу творчества,
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,
насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные
интересы обучающихся,
групповой
ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит
воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств,
способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким
качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность,
способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние
эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
5 Минимузеи в дошкольной
организации актуальны и эффективны.
Они дают ребенку возможность
синтезировать
экспериментировать,
полученные
развивать
творческие
и
коммуникативные навыки.
знания,
способности
На наш взгляд, одним из условий
областей
образовательных
для
педагогического
успешного развития познавательной
процесса
самостоятельности детей является развивающая предметноигровая среда.
Полученные ребенком знания в свою очередь воплощаются в развлечениях
и праздниках. Практическим выходом в нашем минимузее «Богатырская
застава» стали праздники, экскурсии и развлечения: «Богатыри земли Русской»,
«День народного единства», «Защитники Отечества», «Они сражались за
Родину» и т. д.
образом,
Таким
воспитательно
образовательный процесс способствует
более тесному контакту воспитателей,
специалистов, социальных партнеров и
родителей и обеспечивает взаимную
ответственность за его результаты,
выраженные в развитии личности
ребенка.
Работа в музее тесно связана со многими
сторонами жизни в дошкольной
организации. Здесь проходят занятия по развитию речи, изодеятельности,
исследовательской деятельности, работа по проектной деятельности, и тесная
взаимообратная работа с родителями и социальными партнерами, приобщению к
миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольной
организации дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства
приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений –
музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем
возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных
выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к
«настоящему» музею.
Музей играет познавательную и воспитательную роль, а также
способствует укреплению сотрудничества дошкольной организации, социальных
партнеров и семьи. Практика показывает, что создание минимузеев
6 поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых
желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о
посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также
активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
Музейная педагогика, как средство нравственнопатриотического
воспитания имеет значительное место в иерархии разнообразных методов и
приемов воспитания обучающихся.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они
сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других
народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со
всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время
такой маленькой планете Земля!
7
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.