Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного возраста
посредством музейной педагогики
Каримова Танзиля Наилевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
«Чувство любви к Родине нужно
заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной
местности,
стороне человек похож на иссушенное
растение перекатиполе».
Академик Д. С. Лихачев
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметнопространственную среду. Основной
целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего
поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день
музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую
технологию.
Во многих дошкольных организациях сегодня создаются различные музеи.
Мы предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы
образования. Итак, в первую очередь мы
определили структуру модели музейной
педагогики, которая включает в себя: цель, задачи,
направления, принципы, музейные педагогические
технологии.
ЦЕЛЬ:
Направить познавательную деятельность
детей на определенный и запланированный
результат.
ЗАДАЧИ:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его
процветании;
Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в
окружающем мире;
1 Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление
возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и
интересами;
Обогащение предметноразвивающей
среды дошкольной организации;
Развитие познавательных способностей
и познавательной деятельности;
Формирование
проектно
исследовательских умений и навыков;
Развитие речи и расширения словарного
запаса;
Воспитание культуры поведения.
Принципы создания минимузея:
учитывать
Принцип интеграции – минимузей
содержание
должен
программы
образовательной
дошкольной организации и помогать в
реализации ее общих задач и задач
отдельных образовательных областей.
Принцип
деятельности
и
интерактивности – минимузей должен
предоставлять
воспитанникам
возможность реализовать себя в разных
видах
деятельности
(использовать экспонаты в сюжетно
ролевых играх, создавать поделки и
включать их в общую экспозицию и т.
д.) .
детской
Принцип природосообразности – минимузей должен быть создан с учетом
психофизиологических особенностей детей разного возраста и
предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно
отражать тематику минимузея, объяснять различные процессы и явления
в рамках выбранной темы научным и в то же
время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини
музей создает условия для всестороннего
развития ребенка,
поощрения его
инициативности, творческой деятельности в
рамках субъектсубъектных отношений в
2системе «взрослый – ребенок»,
«ребенок ребенок».
Принцип культуросообразности
– минимузей ориентирован на приобщение
детей
культуре,
общечеловеческим ценностям через
освоение ценностей и норм национальной
культуры в ходе образовательной
мировой
к
деятельности в музейном пространстве.
Принцип
динамичности
и
вариативности – экспозиции мини
музея должны постоянно дополняться
и обновляться с учетом возрастных
особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение
минимузея экспонатами, разными по
размерам,
форме,
отражающими
историческое,
содержанию,
природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:
Поисковособирательское. Это направление даёт возможность детям
проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские
умения. В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую
детей. Одним из основных принципов любой исследовательской работы
является комплексность. Такой подход даёт возможность составить
объективное представление об изучаемых явлениях.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация
юного поисковикакраеведа, так как через личностное отношение к
существующей проблеме выявляются его
ценностные ориентиры.
3Экспозиционное
(оформительское). То или иное событие,
природное или социальное явление
отражается в экспозиции с помощью не
только музейных предметов, но и
художественных средств. И поэтому над
музейной экспозицией работает группа
педагогов.
экспозиции
проходит следующие этапы:
Создание
Разработка концепции будущей
экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения,
определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
Разработка художественного решения экспозиции.
В процессе
художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты
экспозиций, которые должны дать достаточно точное представление о будущей
экспозиции.
Экскурсионное. Основанное на коллективном осмотре экспозиции под
руководством педагога по заранее
намеченной теме и маршруту.
Особенностью музейной экскурсии
является сочетание показа и рассказа при
главенствующей роли
зрительного
восприятия.
В детских музейных
экскурсиях используется вопросно
ответный метод,
приёмы игры,
театрализации
продуктивной
деятельности ребёнка (рисунок, лепка,
моделирование).
и
проведение экскурсии требует от педагога
больших знаний, специальных навыков.
Проведение
экскурсии обязательно
Подготовка
и
соответствует требованиям:
Экскурсия строится по отдельным вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться через экспонаты;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к
обучающимся, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого
ребенка.
Сверхзадачей педагога, занимающегося музейной педагогикой, является
создание условий для выработки у обучающихся позиции созидания, позиции не
стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя.
4дел,
Особенно
эффективны в
музейной педагогике
игровые
технологии, технология коллективных
творческих
технологии
проблемного и индивидуального
обучения. Как один из вариантов
технологии
индивидуального
обучения мы используем метод
проектов. Это комплексный метод,
который
позволяет
индивидуализировать
образовательный процесс.
Некоторые музейные занятия сохраняют преемственность с
традиционными формами работы, что выражается в реализации детсковзрослых
совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором,
отчасти консультантом. Для повышения интереса к музейным занятиям
используем нетрадиционные формы:
занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет,
викторин;
занятия, основанные на формах,
жанрах и методах работы,
известных в общественной
практике: исследование;
занятия с использованием
фантазии: сказка, сюрприз.
Обучающиеся посещают музей
после предварительной подготовки и в
процессе занятий, когда не устали и
готовы к восприятию. Отбираем
экспонаты для экскурсионного показа
с учетом возрастных интересов ребёнка. Итогом посещения музея является
самостоятельное творчество обучающихся (рисунок, поделка, аппликация,
создание моделей и т. д.) .
создавать атмосферу творчества,
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,
насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные
интересы обучающихся,
групповой
ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит
воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств,
способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким
качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность,
способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние
эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
5Минимузеи в дошкольной
организации актуальны и эффективны.
Они дают ребенку возможность
синтезировать
экспериментировать,
полученные
развивать
творческие
и
коммуникативные навыки.
знания,
способности
На наш взгляд, одним из условий
областей
образовательных
для
педагогического
успешного развития познавательной
процесса
самостоятельности детей является развивающая предметноигровая среда.
Полученные ребенком знания в свою очередь воплощаются в развлечениях
и праздниках. Практическим выходом в нашем минимузее «Богатырская
застава» стали праздники, экскурсии и развлечения: «Богатыри земли Русской»,
«День народного единства», «Защитники Отечества», «Они сражались за
Родину» и т. д.
образом,
Таким
воспитательно
образовательный процесс способствует
более тесному контакту воспитателей,
специалистов, социальных партнеров и
родителей и обеспечивает взаимную
ответственность за его результаты,
выраженные в развитии личности
ребенка.
Работа в музее тесно связана со многими
сторонами жизни в дошкольной
организации. Здесь проходят занятия по развитию речи, изодеятельности,
исследовательской деятельности, работа по проектной деятельности, и тесная
взаимообратная работа с родителями и социальными партнерами, приобщению к
миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольной
организации дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства
приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений –
музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем
возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных
выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к
«настоящему» музею.
Музей играет познавательную и воспитательную роль, а также
способствует укреплению сотрудничества дошкольной организации, социальных
партнеров и семьи. Практика показывает, что создание минимузеев
6поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых
желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о
посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также
активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
Музейная педагогика, как средство нравственнопатриотического
воспитания имеет значительное место в иерархии разнообразных методов и
приемов воспитания обучающихся.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они
сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других
народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со
всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время
такой маленькой планете Земля!
7