Проблема нравственного воспитания – одна из центральных задач старшего поколения в развитии и становлении молодых людей. Многое в воспитании новой личности зависит от нас, педагогов. Мы учителя русского языка и литературы можем помочь нынешнему поколению в самоопределении, в духовном становлении и росте.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Растите духовно и помогайте расти другим». Безусловно, на становление личности влияет много факторов, но именно на уроках литературы происходит познание мира в подростковом возрасте, школьник учится взаимоуважению, человеческим отношениям, так как литература – это неиссякаемый источник примеров нравственности, на основе которых воспитываются многие поколения нашей страны, формируется человеческая душа. Уроки литературы и художественные произведения помогают обогащать личный опыт огромным опытом человечества.
Долг, честь, совесть, любовь, доброта, ответственность за поступки, сочувствие другим и желание оказать помощь – это не громкие слова, а черты, которые мы должны воспитать в ученике.
Уроки литературы позволяют достичь определенных целей в нравственном развитии личности:
1.Воспитание нравственных устоев;
2.Приобретение социального и духовного опыта;
3.Определение ценностных ориентаций.
В преподавании литературы можно использовать различные эффективные в той или иной ситуации методы и приемы: исследование, моделирование этических ситуаций, комментированное чтение, анализ эпизодов текста, сравнительные характеристики, сопоставление понятий, беседы, дискуссии, сообщения и доклады, творческие, проблемные, итоговые вопросы, написание сочинений-рассуждений, мини-сочинений.
Остановимся на тех методах и приемах, которые способствуют вовлечению как можно большего количества детей в беседу.
На уроке литературы в 7 классе при изучении повести М. Горького «Детство» мною был использован метод сравнительной характеристики, сопоставления двух героев, их поведения в одной и той же ситуации.
Произведение отражает такие нравственные качества, как доброта и милосердие.
В центре повести – мальчик Алеша, который столкнулся с жизнью в доме Кашириных. Она была сложной, ведь глава семьи очень часто проявлял агрессию, избивал бабушку, внука и других членов семьи. Конечно, такие впечатления оставили неизгладимый след на характере маленького Алеши. Однако противоположностью всего этого жестокого мира стала любимая бабушка, которая была лучшим другом, лучшим советником, заменяя Алеше маму.
Бабушка – самый добрый человек среди Кашириных. Ее отличает бескорыстная любовь к миру, жалость к людям, чуткость к чужой обиде и боли. Она всем старается помочь, поддержать, ухаживает за больными, лечит детей, разбирает семейные споры и ссоры.
Благодаря бабушкиным урокам доброты Алеша научился сочувствовать обиженным, обездоленным людям, стал уверенным в том, что можно жить по-другому, можно быть добрым человеком.
Мы анализируем поведение деда и бабушки Кашириных, используя прием анализа текста «вслед за автором».
Ребята дают характеристики героям, оценивают, анализируют их поведение, находя в тексте эпитеты, ключевые слова, характеризующие героя с той или иной стороны. В данном случае это непосредственная работа с глаголами и деепричастиями.
Рассмотрим этапы сравнительной характеристики:
Сцена пожара |
|
Бабушка |
Дед |
Командовала Накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь и сунулась в него. Вынырнула, дымясь, мотая головой, согнувшись. Кричала. Бросилась к воротам. Металась, всюду поспевая, распоряжаясь. Встала перед конем крестом. |
Тихонько выл. Бежал около бабушки. Пытался остановить бабушку, чуть не попал под лошадь, отпрыгнул, крикнув: «Мать, держи!!» |
собранная, решительная |
растерянный, жалкий |
Разорение |
|
Бабушка |
Дед |
Неизменна |
Еще больше ссохся |
Посмеиваясь, рассказывала |
Глаза смотрят подозрительно |
Была добра, щедра. Внушала Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями. |
Стал злым, жадным, жалким, беспомощным, ничтожным. Отобрал, окончательно заболел скупостью и потерял стыд, ходил, жалуясь, выпрашивая. |
Таким образом, ученики приходят к определенным нравственным выводам о том, что доброта – очень важное свойство человека, каждый человек может привить и воспитать в себе это качество как маленький Алеша Пешков.
Стоит отметить, что одним из основных условий нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир. Это можно достичь, когда ученик остается наедине с листом бумаги, которому он доверяет свои мысли и чувства.
В данном случае можно использовать проблемный метод, который предполагает постановку проблемного вопроса. Ученики могут написать свое рассуждение на основе произведений литературы, в которых поднимаются вопросы нравственности. Например, семиклассникам было дано задание: написать сочинение-рассуждение по теме «Нужны ли в нашей жизни сочувствие и сострадание?»
На уроке был использован прием определения понятий: сочувствие и бессердечие. Учащиеся рассуждали о данных нравственных категориях, использовали для иллюстрации в доказательстве такие произведения, как рассказ «Кусака» Леонида Андреева и рассказ «Юшка» Андрея Платонова. Была смоделирована ситуация, в которой ребята представили, что эти качества - сочувствие и сострадание отсутствуют. В итоге пришли к заключению: не хочется жить в таком мире, в котором нет сочувствия и сострадания; не хочется оказаться на месте той Кусаки, у которой не было в жизни доброты, сострадания со стороны людей. Как говорил великий советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский:
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.