Это всё точно было.
«О Пугачеве»
Цели уроков:
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений,
полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— повторение сведений по теме «Предания и легенды»;
— закрепление знаний восьмиклассников по истории России;
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии русского
фольклора;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого
страны;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.
Форма уроков:
синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии,
культурологии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя,
работу с учебником или сообщения учащихся (возможна презентация), чтение
произведений, беседу о прочитанном и услышанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
I. Слово учителя (частично под запись).
Несказочная проза в русском фольклоре.
До середины XIX столетия считалось, что устная народная проза существовала и
бытует только в форме сказки. Иначе говоря, что сказывалось, то и называлось
сказкой. Однако в процессе дальнейшего изучения фольклора ученые пришли к
выводу, что эпос русского народа состоит не только из сказочной, но и из
несказочной прозы. О сказочной прозе вы знаете уже немало: много сказок
слышали в раннем детстве, прочитали сами в более позднем возрасте, много
нового узнали о фольклорных сказках на уроках литературы. В 7 классе более
подробно вы познакомились с несказочной народной прозой, в основном с
преданиями.
Однако в устном поэтическом творчестве русского народа существовали также и
легенды, а еще былички, бывальщины и героические сказания. Древняя
несказочная народная проза дошла до нас не в устной форме, а в записях, чаще
всего летописных. Уже автор первой русской летописи счел необходимым записать
ряд преданий и легенд, широко распространенных среди русского народа, тем
самым признавая их достоверность. Если бы исторические предания,
передававшиеся из уст в уста, не были зафиксированы в летописях и фольклорных
сборниках XIX—XX веков, мы бы потеряли бесценные свидетельства о прошлом, а
наши представления об истории были бы скудными и неполными. Несказочная
народная проза во многом помогла нам сохранить свою историческую
память.
Изначально несказочную народную прозу собирали и записывали вместе со
сказочной, справедливо считая, что и в той и в другой сохранилась настоящая
память народа о подлинном прошлом. Начало таким записям положил врач царя
Алексея Михайловича — англичанин Самюэль Коллинз, пожелавший таким образом
лучше узнать страну и людей, среди которых ему предстояло жить. Со временем
записанные произведения устной народной прозы вошли в моду: их переписывали и перепечатывали, ими торговали в Москве на Красной
площади[2], по ним учили детей
читать. Однако и в XVIII, и в XIX, и даже в XX столетиях чаще всего
несказочная народная проза печаталась вместе со сказочной. Чем она отличается
от сказочной, ученые смогли определить только в середине XX века. В процессе
долгого изучения они разделили всю несказочную прозу на несколько видов: на
предания, легенды и героические сказания.
Предания и легенды.
Устное предание — это рассказ, в основе которого лежат реальные или
вполне допустимые факты.Многие предания возникли из рассказов
очевидцев конкретных исторических событий. Однако события, поразившие
современников, многократно пересказываясь, постепенно удалялись от
первоначальной основы. В процессе пересказывания, т. е. реальные события
передавались «из уст в уста» (отсюда приставка пре- в слове предание), они
обрастали вымышленными событиями, в них появлялись выдуманные действующие
лица или фантастические образы. Многие устные предания постепенно стали
напоминать сказки и легенды, становясь «легендарной историей народа».
Предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на
достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или
вполне возможных фактов. Предание сообщает сведения, представляющие
интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной
среды, в которой оно бытует.
Вымысел в предании носит ограниченный характер. Так, например, люди всегда
интересовались самым «началом» — тем, «откуда все началось»: историей своего
и соседних народов, историей своего города или поселения, происхождением их
названий, первых жителей и правителей. Все, что было известно, люди старались
передать точно, хотя без вымысла обойтись не удавалось. А что-то просто
забывалось по истечении времени. Иногда возникал слух о том, что могло быть,
но на самом деле не происходило, а через некоторое время слух уже
пересказывали как быль. Когда что-то казалось труднообъяснимым, объяснение
домысливали, связывая его с реальными людьми, событиями, вещами. Так
формировалась устная история края и народа, его населявшего. Основой для
некоторых преданий стали не рассказы об исторических событиях, а
повествования о взглядах на жизнь, мир и людей конкретных исторических
деятелей, реально живших людей и даже целых народов. Поэтому-то предания
стали своеобразной памятью народной: они сообщают нам сведения о реальных
людях и народах, реальных событиях и происхождении названий реальных,
существовавших или существующих городов, сел, рек и местностей. Отличить предания
от других жанров фольклора можно еще по двум признакам. Все предания как бы
обращены в прошлое, им присущ особый взгляд на прошлое с позиций более
поздних времен. Предания характеризует также объяснение в них причин
возникновения и существования того или иного факта, события, вещи или
географического названия.
Легенда — это также устное повествование, в основе которого лежит
фантастический рассказ, воспринимаемый слушателями в качестве достоверного,
т. е. содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных
людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое или мистическое. Легенды
— наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми
распространенными в древности были суеверные рассказы: бывальщины и былички.
Легенда, как и предание, — созданный устно рассказ, имеющий установку на
достоверность, но, в отличие от предания, основным содержанием легенды
является нечто необыкновенное. В легенде фантастика, чудесное находится в
центре повествования, определяет обычно его структуру, систему образов и
изобразительных средств.
Многие предания и легенды внешне очень схожи. Порой трудно определить, где
граница вымышленного и реального, но хочется надеяться, что вы сумеете
отличить одно от другого, прочитав предложенные в учебнике тексты. Суеверные
рассказы. Содержание легенды и даже суеверного рассказа имеет установку на
достоверность. Однако в их сюжетах фантастика, волшебное играет основную
роль. При этом сами сюжеты, действующие лица и их поступки узнаваемы, близки
и понятны слушателям — жизнеподобны.
В суеверных рассказах речь идет о существах народной демонологии. Чаще
всего о встречах с «нечистой силой» рассказывает повествователь, где-то от
кого-то услышавший об этом случае, сам, естественно, при этом не присутствовавший.
Между собой бывальщины и былички отличаются всего лишь по одному признаку.
Быличка — это рассказ самого участника событий, встретившегося с
«нечистой силой» или побывавшего в загробном мире, заколдованном царстве,
как бы мы сегодня сказали, в параллельной реальности.
Бывальщина — повествование о встрече с «нечистой силой» рассказчика, а
не самого героя событий, поэтому здесь еще меньше доля достоверности
в рассказе. Часто «автор», или рассказчик, основывает свой рассказ на
каких-то «достоверных» сведениях («еще мой дед рассказывал», «в стародавние
времена говаривали», «когда мой отец был маленьким, он слушал такой рассказ»
и т. п.), легендарных источниках. Сверхъестественность описываемого как раз
делала и делает суеверные рассказы столь притягательными для слушателей
совершенно разного возраста. В Средние века были также широко распространены
христианские легенды, часто представлявшие собой вольную переработку
евангельских сюжетов.
Бытовали и чисто славянские легенды о далеком прошлом.
Вывод:
НАРОДНАЯ ПРОЗА
СКАЗОЧНАЯ
Волшебные сказки
Сказки о животных
Социально-бытовые (новеллистические) сказки
НЕСКАЗОЧНАЯ
Предания
Легенды
Суеверные рассказы: бывальщины; былички
II. Работа с учебником.
Чтение предания «О Пугачеве» в учебнике (с. 13 или см. предание ниже) и беседа о
прочитанном.
— Расскажите, что вы знаете о преданиях. Почему их иногда называют
сказаниями?
— Как и почему возникли предания русского народа?
— Как вы полагаете, существовали или существуют предания у других народов?
Почему? Приведите примеры.
— Какое место в предании занимает вымысел? В каких случаях и почему его
использовали рассказчики?
— Чем легенды отличаются от преданий?
— Можно ли отнести суеверные рассказы к легендам? Почему?
— Мы только что прочитали текст «О Пугачеве». Можно ли этот текст отнести к
преданиям русского народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Что, на ваш взгляд, является в этом тексте исторической правдой, а что —
художественным вымыслом? Объясните, почему вы так считаете.
— Каким настроением проникнут рассказ «О Пугачеве»? Что этим настроением и
самим содержанием произведения хотел передать безымянный автор?
— Какую мысль повествования можно назвать главной?
(«Сошла она с престола и отдала ему престол... А сам на престоле остался. Это
все точно было».)
III. Сообщения учащихся.
Сообщение 1.
Многообразный и причудливый мир русских преданий.
Сообщение 2.
Предания русского народа о восстании Емельяна Пугачева.
IV. Чтение произведения.
Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» в учебнике (с. 14—16) по очереди
или по ролям.
V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Что это: предание или легенда? По каким признакам вы это определили? А
может это повествование быть мифом?
— Как вы полагаете, о каких реальных исторических фактах повествует это
предание?
(Поход Ермака в Сибирь, победы над ханом Кучумом, заселение Сибири
русскими.)
— Для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение?
Какова его главная мысль?
(«Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней
всем хватит».)
— Согласны ли вы с тем, что в данном предании есть еще одна важная мысль, которая
красной нитью проходит через все повествование? Какова эта мысль?
(Патриотическое содержание текста, напрямую выраженное в словах слуги царя:
«Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой
отслужу». И Ермак в предании царю не перечит, не боится наказания за
разбойные дела, а молча идет исполнять службу цареву на благо
Отечества.)
— Можно ли на основании текста данного предания представить историю освоения
русскими Сибири?
— На какие композиционные части делится это произведение? Чем это
обусловлено?
— Каким предстает русский царь Иван в данном предании? Персонажа какого жанра
народной прозы он более напоминает?
(Сказочного царя-батюшку, часто слабовольного и нерешительного, не знающего,
с кем совет держать и кого на подвиг послать.)
— Кстати, в предании не уточняется, что царь — Иван Грозный. Да и грозен ли
он в этом повествовании? Обоснуйте свой ответ.
— Как вы думаете, для чего в текст предания введен образ слуги? Кого
напоминает этот персонаж?
(Волшебных помощников или Ивана-дурака в волшебных сказках. Умного, но
бедного крестьянина в социально-бытовых сказках. Сметливого слугу-помощника в
западной средневековой литературе.)
— Что можно рассказать о самом Ермаке на основании текста данного
предания?
— Почему Ермак является к царю «без поклона, в шапке»?
(«Без поклона» — не признает власти царя над собой и казаками, однако «не
стал перечить царю» и отправился покорять хана Кучума во славу Родины. «В
шапке» — также знак неуважения к человеку, к которому пришел, и дома, в
который вошел. К тому же все православные мужчины снимают головной убор,
входя в помещение, — это знак уважения Бога, так как в красном углу каждого
терема и его светлиц, дома или избы висели иконы. Ермак здесь предстает как
явный нарушитель неписаных законов, однако признает неписаный закон служения
своему Отечеству.)
— Мешает ли вашему восприятию произведения искажение исторических фактов и
реалий, например то, что Ермака искали на Дону? Почему? Так уж важны в
предании такие «исторические мелочи»? Аргументируйте свой ответ.
— Как заканчивается данное предание? Почему конец как бы смазан: быстро
отмечено, что Ермак в Москву не поехал, а царь стал людей посылать в Сибирь?
С чем это связано?
(Главное не это, а то, что «появились русские на сибирской земле и посейчас
живут, а добра в ней всем хватит».)
VI. Домашнее задание.
Для всего класса:
— вопросы и задания на с. 16—17.
— «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 8
класс».
— С. 12—13.
Индивидуальные задания (по желанию и выбору учащихся):
— сочинить предание о возникновении города или поселения, его названии, об
открытии новых земель, о происхождении названия какого-либо дерева или
кустарника, ягоды или фрукта;
— сочинить легенду — христианскую или славянскую — на основе известных фактов
(вариант: сочинить рассказ-фэнтези или повесть-фэнтези на христианской или
славянской основе);
— проиллюстрировать предание «О покорении Сибири Ермаком».
Следующие уроки: Внеклассное чтение. Р.П.Неймантас. "По следам
солнечного камня" >>>
Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение,
2009.
ПРЕДАНИЕ
О ПУГАЧЕВЕ
Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович, Он только
назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь женился ил нашего поселка,
здесь формировал казаков.
Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его
престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его
поймали.
Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А
Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к кaзаку и попросил
чарку водки. А главный-то говорит:
— Ему и воды много.
А казак попросил:
— Я ему свой пай отдам.
Когда туда доставили Екатерине Пугачева, сказали, мол: «Привели». Вышла она,
посмотрела и говорит:
— Ну что, набегался?
— Ну да, — говорит.
Сошла она с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал,
полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.
А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на
престоле остался. Это все точно было. (вернуться)
ПУГАЧ И САЛТЫЧИХА
Когда поймали Пугача и засадили в железную клетку, скованного по рукам и
ногам в кандалы, чтобы везти в Москву, народ валма валил и на стоянки с
ночлегами, и на дорогу, где должны были провозить Пугача, — взглянуть на
него; и не только стекался простой народ, а ехали в каретах разные господа и
в кибитках купцы.
Захотелось также взглянуть на Пугача и Салтычихе. А Салтычиха эта была
помещица злая-презлая, хотя и старуха, но здоровая, высокая, толстая и на вид
грозная. Да и как ей не быть было толстой и грозной: питалась она — страшно
сказать — мясом грудных детей. Отберет от матери из своих крепостных
шестинедельных детей, под видом, что малютки мешают работать своим матерям,
или другое там для виду наскажет — господам кто осмелится перечить? — и
отвезут-де этих ребятишек куда-то в воспитательный дом, а на самом-то деле
сама Салтычиха заколет ребенка, изжарит и съест.
Дело было под вечер. Остановился обоз с Пугачом на ночлег; приехала в то же
село или деревню и Салтычиха: дай-де и я погляжу на разбойника-душегубца, не
больно-де я из робких. Молва уже шла, что когда к клетке подходил простой
народ, то Пугач ничего — разговаривал, а если подходили баре, то сердился и
ругался. Да оно и понятно: простой, черный народ сожалел о нем, как жалеет о
всяком преступнике, когда его поймают и везут к наказанию, — тогда как покуда
тот преступник ходил по воле и от его милости не было ни проходу пешему, ни
проезду конному, готов был колья поднять,— сожалел по пословице: лежачего не
бьют; а дворяне более обращались к нему с укором и бранью: что-де, разбойник,
попался!..
Подошла Салтычиха к клетке.
— Что, попался, разбойник? — спросила она. Пугач в ту пору задумавшись сидел
да как обернется на зычный голос этой злодейки — и, богу одному известно,
слышал ли он про нее, видел ли, или просто-напросто не понравилась она ему
зверским выражением лица и своей тушей, — да как гаркнет на нее, застучал
руками и ногами, инда кандалы загремели; глаза кровью налились: ну, скажи,
зверь, а не человек. Обмерла Салтычиха, насилу успели живую домой довезти,
привезли ее в имение, внесли в хоромы, стали спрашивать, что прикажет, а она
уже без языка. Послали за попом; пришел батюшка, видит, что барыня уже не
жилица на белом свете, исповедовал глухою исповедью; а вскоре Салтычиха и
душу грешную богу отдала...
Пугач и Салтычиха. Предание записано Иваном Мамакиным в Лукояновском уезде
Нижегородской губернии в конце XIX века. Текст взят из журнала «Живая
старина», выпуск II, 1890, СПБ, стр. 140.
Источник: Нижегородские предания и легенды / Сост. В.Н. Морохин. - Горький:
Волго-Вятское кн. изд-во. - 1971. - С. 216-217.
|