"Несказочная проза в русском фольклоре"
Оценка 5

"Несказочная проза в русском фольклоре"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
23.02.2020
"Несказочная проза в русском фольклоре"
Цели уроков: — повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы; — повторение сведений по теме «Предания и легенды»; — закрепление знаний восьмиклассников по истории России; — углубление представления школьников о жанровом своеобразии русского фольклора; — развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны; — воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа. Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, культурологии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя, работу с учебником или сообщения учащихся (возможна презентация), чтение произведений, беседу о прочитанном и услышанном.
УРОК - копия (8).docx

Это всё точно было.
«О Пугачеве» 


Цели уроков:
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— повторение сведений по теме «Предания и легенды»; 
— закрепление знаний восьмиклассников по истории России; 
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии русского фольклора;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа. 

Форма уроков: 
синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, культурологии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя, работу с учебником или сообщения учащихся (возможна презентация), чтение произведений, беседу о прочитанном и услышанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя (частично под запись). 

Несказочная проза в русском фольклоре. 


До середины XIX столетия считалось, что устная народная проза существовала и бытует только в форме сказки. Иначе говоря, что сказывалось, то и называлось сказкой. Однако в процессе дальнейшего изучения фольклора ученые пришли к выводу, что эпос русского народа состоит не только из сказочной, но и из несказочной прозы. О сказочной прозе вы знаете уже немало: много сказок слышали в раннем детстве, прочитали сами в более позднем возрасте, много нового узнали о фольклорных сказках на уроках литературы. В 7 классе более подробно вы познакомились с несказочной народной прозой, в основном с преданиями.

Однако в устном поэтическом творчестве русского народа существовали также и легенды, а еще былички, бывальщины и героические сказания. Древняя несказочная народная проза дошла до нас не в устной форме, а в записях, чаще всего летописных. Уже автор первой русской летописи счел необходимым записать ряд преданий и легенд, широко распространенных среди русского народа, тем самым признавая их достоверность. Если бы исторические предания, передававшиеся из уст в уста, не были зафиксированы в летописях и фольклорных сборниках XIX—XX веков, мы бы потеряли бесценные свидетельства о прошлом, а наши представления об истории были бы скудными и неполными. Несказочная народная проза во многом помогла нам сохранить свою историческую память. 

Изначально несказочную народную прозу собирали и записывали вместе со сказочной, справедливо считая, что и в той и в другой сохранилась настоящая память народа о подлинном прошлом. Начало таким записям положил врач царя Алексея Михайловича — англичанин Самюэль Коллинз, пожелавший таким образом лучше узнать страну и людей, среди которых ему предстояло жить. Со временем записанные произведения устной народной прозы вошли в моду: их переписывали и перепечатывали, ими торговали в Москве на Красной площади[
2], по ним учили детей читать. Однако и в XVIII, и в XIX, и даже в XX столетиях чаще всего несказочная народная проза печаталась вместе со сказочной. Чем она отличается от сказочной, ученые смогли определить только в середине XX века. В процессе долгого изучения они разделили всю несказочную прозу на несколько видов: на предания, легенды и героические сказания.

Предания и легенды.

Устное предание — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты.Многие предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий. Однако события, поразившие современников, многократно пересказываясь, постепенно удалялись от первоначальной основы. В процессе пересказывания, т. е. реальные события передавались «из уст в уста» (отсюда приставка пре- в слове предание), они обрастали вымышленными событиями, в них появлялись выдуманные действующие лица или фантастические образы. Многие устные предания постепенно стали напоминать сказки и легенды, становясь «легендарной историей народа».

Предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание сообщает сведения, представляющие интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной среды, в которой оно бытует.

Вымысел в предании носит ограниченный характер. Так, например, люди всегда интересовались самым «началом» — тем, «откуда все началось»: историей своего и соседних народов, историей своего города или поселения, происхождением их названий, первых жителей и правителей. Все, что было известно, люди старались передать точно, хотя без вымысла обойтись не удавалось. А что-то просто забывалось по истечении времени. Иногда возникал слух о том, что могло быть, но на самом деле не происходило, а через некоторое время слух уже пересказывали как быль. Когда что-то казалось труднообъяснимым, объяснение домысливали, связывая его с реальными людьми, событиями, вещами. Так формировалась устная история края и народа, его населявшего. Основой для некоторых преданий стали не рассказы об исторических событиях, а повествования о взглядах на жизнь, мир и людей конкретных исторических деятелей, реально живших людей и даже целых народов. Поэтому-то предания стали своеобразной памятью народной: они сообщают нам сведения о реальных людях и народах, реальных событиях и происхождении названий реальных, существовавших или существующих городов, сел, рек и местностей. Отличить предания от других жанров фольклора можно еще по двум признакам. Все предания как бы обращены в прошлое, им присущ особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен. Предания характеризует также объяснение в них причин возникновения и существования того или иного факта, события, вещи или географического названия.

Легенда — это также устное повествование, в основе которого лежит фантастический рассказ, воспринимаемый слушателями в качестве достоверного, т. е. содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое или мистическое. Легенды — наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми распространенными в древности были суеверные рассказы: бывальщины и былички.

Легенда, как и предание, — созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, но, в отличие от предания, основным содержанием легенды является нечто необыкновенное. В легенде фантастика, чудесное находится в центре повествования, определяет обычно его структуру, систему образов и изобразительных средств.

Многие предания и легенды внешне очень схожи. Порой трудно определить, где граница вымышленного и реального, но хочется надеяться, что вы сумеете отличить одно от другого, прочитав предложенные в учебнике тексты. Суеверные рассказы. Содержание легенды и даже суеверного рассказа имеет установку на достоверность. Однако в их сюжетах фантастика, волшебное играет основную роль. При этом сами сюжеты, действующие лица и их поступки узнаваемы, близки и понятны слушателям — жизнеподобны. 

В суеверных рассказах речь идет о существах народной демонологии. Чаще всего о встречах с «нечистой силой» рассказывает повествователь, где-то от кого-то услышавший об этом случае, сам, естественно, при этом не присутствовавший. Между собой бывальщины и былички отличаются всего лишь по одному признаку.

Быличка — это рассказ самого участника событий, встретившегося с «нечистой силой» или побывавшего в загробном мире, заколдованном царстве, как бы мы сегодня сказали, в параллельной реальности. 

Бывальщина — повествование о встрече с «нечистой силой» рассказчика, а не самого героя событий, поэтому здесь еще меньше доля достоверности в рассказе. Часто «автор», или рассказчик, основывает свой рассказ на каких-то «достоверных» сведениях («еще мой дед рассказывал», «в стародавние времена говаривали», «когда мой отец был маленьким, он слушал такой рассказ» и т. п.), легендарных источниках. Сверхъестественность описываемого как раз делала и делает суеверные рассказы столь притягательными для слушателей совершенно разного возраста. В Средние века были также широко распространены христианские легенды, часто представлявшие собой вольную переработку евангельских сюжетов.

Бытовали и чисто славянские легенды о далеком прошлом. 

Вывод: 

НАРОДНАЯ ПРОЗА


СКАЗОЧНАЯ 
Волшебные сказки
Сказки о животных 
Социально-бытовые (новеллистические) сказки

НЕСКАЗОЧНАЯ
Предания
Легенды
Суеверные рассказы: бывальщины; былички

II. Работа с учебником.
Чтение предания «О Пугачеве» в учебнике (с. 13 или 
см. предание ниже) и беседа о прочитанном. 

— Расскажите, что вы знаете о преданиях. Почему их иногда называют сказаниями? 

— Как и почему возникли предания русского народа?

— Как вы полагаете, существовали или существуют предания у других народов? Почему? Приведите примеры.

— Какое место в предании занимает вымысел? В каких случаях и почему его использовали рассказчики?

— Чем легенды отличаются от преданий? 

— Можно ли отнести суеверные рассказы к легендам? Почему?

— Мы только что прочитали текст «О Пугачеве». Можно ли этот текст отнести к преданиям русского народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Что, на ваш взгляд, является в этом тексте исторической правдой, а что — художественным вымыслом? Объясните, почему вы так считаете.

— Каким настроением проникнут рассказ «О Пугачеве»? Что этим настроением и самим содержанием произведения хотел передать безымянный автор?

— Какую мысль повествования можно назвать главной?
(«Сошла она с престола и отдала ему престол... А сам на престоле остался. Это все точно было».)

III. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.
Многообразный и причудливый мир русских преданий.

Сообщение 2. 
Предания русского народа о восстании Емельяна Пугачева.

IV. Чтение произведения. 


Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» в учебнике (с. 14—16) по очереди или по ролям.

V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 

— Что это: предание или легенда? По каким признакам вы это определили? А может это повествование быть мифом? 

— Как вы полагаете, о каких реальных исторических фактах повествует это предание?
(Поход Ермака в Сибирь, победы над ханом Кучумом, заселение Сибири русскими.) 

— Для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение? Какова его главная мысль?
(«Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит».)

— Согласны ли вы с тем, что в данном предании есть еще одна важная мысль, которая красной нитью проходит через все повествование? Какова эта мысль?
(Патриотическое содержание текста, напрямую выраженное в словах слуги царя: «Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу». И Ермак в предании царю не перечит, не боится наказания за разбойные дела, а молча идет исполнять службу цареву на благо Отечества.) 

— Можно ли на основании текста данного предания представить историю освоения русскими Сибири? 

— На какие композиционные части делится это произведение? Чем это обусловлено?

— Каким предстает русский царь Иван в данном предании? Персонажа какого жанра народной прозы он более напоминает?
(Сказочного царя-батюшку, часто слабовольного и нерешительного, не знающего, с кем совет держать и кого на подвиг послать.) 

— Кстати, в предании не уточняется, что царь — Иван Грозный. Да и грозен ли он в этом повествовании? Обоснуйте свой ответ. 

— Как вы думаете, для чего в текст предания введен образ слуги? Кого напоминает этот персонаж? 
(Волшебных помощников или Ивана-дурака в волшебных сказках. Умного, но бедного крестьянина в социально-бытовых сказках. Сметливого слугу-помощника в западной средневековой литературе.) 

— Что можно рассказать о самом Ермаке на основании текста данного предания? 

— Почему Ермак является к царю «без поклона, в шапке»? 
(«Без поклона» — не признает власти царя над собой и казаками, однако «не стал перечить царю» и отправился покорять хана Кучума во славу Родины. «В шапке» — также знак неуважения к человеку, к которому пришел, и дома, в который вошел. К тому же все православные мужчины снимают головной убор, входя в помещение, — это знак уважения Бога, так как в красном углу каждого терема и его светлиц, дома или избы висели иконы. Ермак здесь предстает как явный нарушитель неписаных законов, однако признает неписаный закон служения своему Отечеству.)

— Мешает ли вашему восприятию произведения искажение исторических фактов и реалий, например то, что Ермака искали на Дону? Почему? Так уж важны в предании такие «исторические мелочи»? Аргументируйте свой ответ.

— Как заканчивается данное предание? Почему конец как бы смазан: быстро отмечено, что Ермак в Москву не поехал, а царь стал людей посылать в Сибирь? С чем это связано?
(Главное не это, а то, что «появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит».)

VI. Домашнее задание.

Для всего класса:


— вопросы и задания на с. 16—17. 
— «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 8 класс». 
— С. 12—13. 

Индивидуальные задания (по желанию и выбору учащихся):

— сочинить предание о возникновении города или поселения, его названии, об открытии новых земель, о происхождении названия какого-либо дерева или кустарника, ягоды или фрукта;
— сочинить легенду — христианскую или славянскую — на основе известных фактов (вариант: сочинить рассказ-фэнтези или повесть-фэнтези на христианской или славянской основе); 
— проиллюстрировать предание «О покорении Сибири Ермаком».

Следующие уроки: Внеклассное чтение. Р.П.Неймантас. "По следам солнечного камня" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


ПРЕДАНИЕ О ПУГАЧЕВЕ

Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович, Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь женился ил нашего поселка, здесь формировал казаков.

Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.

Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к кaзаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:

— Ему и воды много.

А казак попросил:

— Я ему свой пай отдам.

Когда туда доставили Екатерине Пугачева, сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:

— Ну что, набегался?

— Ну да, — говорит.

Сошла она с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.

А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было. (
вернуться)

ПУГАЧ И САЛТЫЧИХА

Когда поймали Пугача и засадили в железную клетку, скованного по рукам и ногам в кандалы, чтобы везти в Москву, народ валма валил и на стоянки с ночлегами, и на дорогу, где должны были провозить Пугача, — взглянуть на него; и не толь­ко стекался простой народ, а ехали в каретах разные господа и в кибитках купцы.

Захотелось также взглянуть на Пугача и Салтычихе. А Салтычиха эта была помещица злая-презлая, хотя и старуха, но здоровая, высокая, толстая и на вид грозная. Да и как ей не быть было толстой и грозной: питалась она — страшно сказать — мясом грудных детей. Отберет от матери из своих крепостных шестинедельных детей, под видом, что малютки мешают работать своим матерям, или другое там для виду наскажет — господам кто осмелится перечить? — и отвезут-де этих ребятишек куда-то в воспитательный дом, а на самом-то деле сама Салтычиха заколет ребенка, изжарит и съест.

Дело было под вечер. Остановился обоз с Пугачом на ночлег; приехала в то же село или деревню и Салтычиха: дай-де и я погляжу на разбойника-душегубца, не больно-де я из робких. Молва уже шла, что когда к клетке подходил простой народ, то Пугач ничего — разговаривал, а если подходили баре, то сердился и ругался. Да оно и понятно: простой, черный народ сожалел о нем, как жалеет о всяком преступнике, когда его поймают и везут к наказанию, — тогда как покуда тот преступник ходил по воле и от его милости не было ни проходу пешему, ни проезду конному, готов был колья поднять,— сожалел по пословице: лежачего не бьют; а дворяне более обращались к нему с укором и бранью: что-де, разбойник, попался!..

Подошла Салтычиха к клетке.

— Что, попался, разбойник? — спросила она. Пугач в ту пору задумавшись сидел да как обернется на зычный голос этой злодейки — и, богу одному известно, слышал ли он про нее, видел ли, или просто-напросто не понравилась она ему зверским выражением лица и своей тушей, — да как гаркнет на нее, застучал руками и ногами, инда кандалы загремели; глаза кровью налились: ну, скажи, зверь, а не человек. Обмерла Салтычиха, насилу успели живую домой довезти, привезли ее в имение, внесли в хоромы, стали спрашивать, что прикажет, а она уже без языка. Послали за попом; пришел батюшка, видит, что барыня уже не жилица на белом свете, исповедовал глухою исповедью; а вскоре Салтычиха и душу грешную богу отдала...
Пугач и Салтычиха. Предание записано Иваном Мамакиным в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в кон­це XIX века. Текст взят из журнала «Живая старина», выпуск II, 1890, СПБ, стр. 140. 
Источник: Нижегородские предания и легенды / Сост. В.Н. Морохин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. - 1971. - С. 216-217.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. 
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной.
Об уроках 82—85: методику проведения уроков 82—85 автор предлагает разработать самостоятельно, воспользовавшись видами деятельности учителя и учащихся, предложенными на с. 394—398 данного пособия. — Ред. 
См. ниже. (вернуться)

2. В XVII—XVIII веках Красная площадь была центром городской торговли. (
вернуться)


Уроки 82—83 (49—50)
Урок-обобщение. Из русской литературы XIX—XX веков. 
Темы и образы русской реалистической литературы конца ХIХ — начала XX века.
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы). 

Уроки 84—85 (51—52)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и/или услышанном. Чтение наизусть. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование. 
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы). (
вернуться)

Уроки 88—89 (—)
Урок развития письменной речи: 
сочинение по домашним заготовкам по прочитанным произведениям 
(или: по произведениям из списка внеклассного чтения)
Развитие речи 
Классное сочинение: «Традиции русской классической литературы в прозе конца XX — начала XXIвека»; «И.А.Бунин — прозаик и поэт»; «Полюбившиеся страницы (по произведениям русской литературы конца XIX — начала XX века)»; «Мой любимый герой русской литературы XIX — начала XX века»; «„Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!“ (по произведениям о Великой (Отечественной войне)» и др.

Уроки 90—91 (55—56) 
Урок-практикум 
Из русской литературы XX века. 
Платонов А.П. «Возвращение»
Слово учителя. 
Или: Презентация. 
Или: Сообщение учащегося. Чтение и анализ произведения. 

Уроки 94—95 (59—60)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт. 
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века. 
Русские поэты о Родине и родной природе
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведений. Чтение стихотворений наизусть. Беседа о прочитанном или услышанном. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4группы).

Уроки 96—97 (61—62) 
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. «Ромео и Джульетта»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям (фрагментарно). Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 98 (63) 
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. Сонеты
Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 99—100 (64—65) 
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Мольер Жан-Батист. «Мещанин во дворянстве»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям. Беседа о прочитанном и услышанном.Творческая работа.

Уроки 101—102 (66—67) 
Синтетический урок
Из зарубежной литературы. 
Скотт Вальтер. «Айвенго»
Слово учителя.
Или: Презентация. 
Или: Сообщения учащихся. Чтение и анализ фрагментов произведения. (
вернуться)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Это всё точно было. «О Пугачеве»

Это всё точно было. «О Пугачеве»

Со временем записанные произведения устной народной прозы вошли в моду: их переписывали и перепечатывали, ими торговали в

Со временем записанные произведения устной народной прозы вошли в моду: их переписывали и перепечатывали, ими торговали в

Легенды — наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми распространенными в древности были суеверные рассказы: бывальщины и былички

Легенды — наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми распространенными в древности были суеверные рассказы: бывальщины и былички

НЕСКАЗОЧНАЯ Предания Легенды

НЕСКАЗОЧНАЯ Предания Легенды

Что это: предание или легенда?

Что это: предание или легенда?

Мешает ли вашему восприятию произведения искажение исторических фактов и реалий, например то, что

Мешает ли вашему восприятию произведения искажение исторических фактов и реалий, например то, что

А казак попросил: — Я ему свой пай отдам

А казак попросил: — Я ему свой пай отдам

Обмерла Салтычиха, насилу успели живую домой довезти, привезли ее в имение, внесли в хоромы, стали спрашивать, что прикажет, а она уже без языка

Обмерла Салтычиха, насилу успели живую домой довезти, привезли ее в имение, внесли в хоромы, стали спрашивать, что прикажет, а она уже без языка

Или: Инсценирование. Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы)

Или: Инсценирование. Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы)

Уроки 99—100 (64—65) Синтетический урок

Уроки 99—100 (64—65) Синтетический урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020