Нравственное образование в средней школе актуальность состояние проблемы

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На фоне таких глобальных проблем, как хрупкость международной безопасности, рост этно-национальных и межрелигиозных конфликтов, загрязнения среды обитания и резкого снижения биологического разнообразия природы, особенно важное значение приобретает то, что можно назвать человеческим фактором, точнее фактором человеческого развития. Именно недопустимо медленные темпы человеческого развития, его всё большее отставание от планетарных, создаваемых людьми деструктивных процессов, является исходной и глубинной причиной грозящей человечеству катастрофы. Культура управления человечества самим собой, т. е. культура самоуправления, саморегуляции и самоконтроля мировой цивилизации в конечном счёте определяется цивилизованностью его субъектов – каждым из членов мирового сообщества людей. И в центре этой цивилизованности стоит вопрос о качестве нравственного сознания индивида.
Иконка файла материала Нравственное образование в средней школе актуальность состояние проблемы.doc
Нравственное образование в средней  школе    актуальность  состояние   проблемы На фоне таких глобальных проблем, как хрупкость международной безопасности, рост этно­национальных и межрелигиозных конфликтов, загрязнения среды обитания и резкого   снижения   биологического   разнообразия   природы,   особенно   важное   значение приобретает   то,   что   можно   назвать   человеческим   фактором,   точнее   фактором человеческого   развития.   Именно   недопустимо   медленные   темпы   человеческого развития,   его   всё   большее   отставание   от   планетарных,  создаваемых   людьми деструктивных   процессов,   является   исходной   и   глубинной   причиной   грозящей человечеству   катастрофы.   Культура   управления   человечества   самим   собой,   т. е. культура   самоуправления,   саморегуляции   и   самоконтроля   мировой   цивилизации   в конечном счёте определяется  цивилизованностью  его субъектов – каждым  из  членов мирового   сообщества   людей.   И в   центре   этой   цивилизованности   стоит   вопрос   о качестве нравственного сознания индивида.     Вот почему многие учёные и общественные деятели относят задачу формирования и   реализации   проектов   планетарной   этики,   созидания   мирового   нравственного, человечного   общества   к   стратегическим   задачам   не   только   ООН   и   других международных организаций, но и национальных правительств всех стран. Любой иной, технократический   или   менеджеральный,   экономический   или   монетарный,   чисто юридический или политический подход к решению глобальных проблем заведомо ущербен и не может быть подлинно стратегическим и успешным. Решение нравственных коллизий – вечная проблема как личности, так и общества. Но также очевидно и то, что во все времена источником повышения нравственного сознания является накопление, сохранение, трансляция и усвоение людьми опыта их общественной жизнедеятельности. Одним из традиционных центров аккумуляции, передачи и усвоения нравственного   опыта   человечества   является   школа,   а   в   наши   дни –   в   первую   очередь общеобразовательная средняя школа. С   формальной   точки   зрения   школа   объективно   не   может   устраниться   от   проблем нравственного образования, ибо они составляют исходную базу её общеобразовательных задач и необходимый компонент общего среднего образования. В этом плане представляют интерес   программы   разработки   и   исследования   содержания   и   методов   непрерывного нравственного образования российских школьников с 1 по 11 классы. В экспериментальном режиме такую программу реализует Лаборатория нравственного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. Модернизация   общего   среднего   образования,   направленная   на   совершенствование учебного   процесса,   системы   учебно­воспитательной   работы   и   формирование   личности школьника   не   может   происходить   без   усвоения   основ   этики,   которую   К. Д. Ушинский считал   золотой   оправой   общего   среднего   образования   и   стержнем   нравственной ориентации личности. Полноценное   формирование   личности,   его   социализация   немыслимы   без целенаправленного нравственного образования, которое в обязательном порядке должна обеспечивать общеобразовательная школа в рамках базового компонента учебного плана. Нравственное   образование –   это   уникальный,   обязательный   и   системообразующий компонент   общего   образования,   во   многом   определяющий   как   уровень   этической грамотности общества, так и качество его морального сознания. В последнее десятилетие, несмотря на резкое ухудшение социально­психологической ситуации   в   России   и   развал   школьной   воспитательной   работы,   на   отстранение   от   неё большинства   учителей,   вопросы   нравственного   образования   поднимаются   всё   более активно. Сам термин  «нравственное образование»  и его обсуждение  в образовательном сообществе также является симптомом повышения внимания к этому важному вопросу.Сегодня   в   силу   объективного   положения   вещей   учительское   сообщество   остаётся главным   и,   пожалуй,   единственным   сообществом,   где   систематически   обсуждаются вопросы нравственного развития и воспитания детей. Школьные учителя поддерживают процесс морального обучения и воспитания, содействуют его продолжению вне школы, в том числе и в семье 1. Они ищут пути его сохранения и модернизации. Изменяющиеся условия жизни требуют, разумеется, и новых подходов к организации, психологическому   и   теоретико­методологическому   обоснованию   нравственного воспитания   учащихся   и,   конечно   же,   разработки   нового   содержания   соответствующих учебных дисциплин. Один   из   подходов   к   формированию   этической   составляющей   мировоззрения школьника,   к   повышению   динамики   и   обогащению   его   морали   связан   с   реализацией программы  систематического   нравственного   образования  в   течение   всего   периода обучения   в   школе   (с 1 по   11 класс).   Это   предполагает   введение   обязательного, последовательного   и   непрерывного   сообщения  детям   минимума   нравственных   знаний   в учебном   процессе,   на   основе   которых   и   осуществляется   полноценное   нравственное формирование и воспитание школьников, независимо от их пола, семейного воспитания и религиозной   принадлежности.   Постоянство   процесса –   вполне   очевидное   требование   к нравственному образованию, поскольку условием формирования нравственности является именно   непрерывное   и   систематическое   сообщение   соответствующей   информации учителем   и   со   своей   стороны   приобретение   и   накопление   школьником   нравственных знаний.   Такой   процесс –   естественный   отправной   пункт   освоения   и   осмысления элементарных понятий морали, её норм и далее системы нравственных ценностей. В ходе этого процесса и расширяя его, школьник учится давать нормативную оценку действий, поступков и поведения людей (в том числе и своему собственному) по критерию добра и зла,   правды   или   лжи,   справедливости   и   несправедливости.   Одновременно   с   этим происходит   развитие   нравственных   чувств   людей,   выработка   устойчивых   установок   и мотивов нравственного поведения. Сообщение   и   разъяснение   детям   нравственных   знаний   можно   назвать   не   просто этическим   обучением,   но   и   нравственным   просвещением,   поскольку   даже   простая информация нормативно­оценочного характера практически автоматически и спонтанно порождает реакцию более или менее активной её оценки и соотнесения с собственным поведением и моральным суждением школьника. Ученик сопереживает всякой моральной ситуации и соотносит нравственную норму с собой хотя бы бессознательно или на уровне простого чувства. Но главное всё­таки состоит в том, что в ходе сообщения (трансляции) в сознании   школьника   складывается   запас   знаний,   тот   моральный   капитал,   который становится   средством   всякого   дальнейшего   ознакомления   с   ключевыми   моральными понятиями   и   объективными   (исторически   сложившимися)   моральными   требованиями общества к своим членам. Процесс   обучения   предоставляет   огромные   возможности   для   нравственного образования учащихся. В первую очередь он является источником нравственных знаний 2, во­вторых,   он   воспроизводит   высоко   концентрированную   атмосферу   нравственных коллизий, дилемм, ситуаций, моральных рассуждений и суждений, этического выбора и решений.   При   этом   создаётся   особая   морально­психологическая   атмосфера,   которая   в решающей степени создаётся педагогом и характеризуется стилем отношений учителя и школьников,   учащихся   между   собой,   их   отношением   к   учебно­познавательной деятельности. Пожалуй,   наибольший   потенциал   возможностей   для   нравственного   образования заложен в содержании учебных предметов. Однако верно и то, что по большей части этот потенциал остаётся именно возможностью, не переходящей в действительность, поскольку далеко   не   каждый   предметник   делает   в   обучении   приоритетным   задачи   нравственногообразования.   Представляется,   что   пути   формирования   морали   не   могут   складываться только   из   тропинок   нравственного   влияния   всех   педагогов.   Необходим   предмет   ярко выраженного   воспитательного   характера,   который   бы   суммировал   и   закреплял нравственное   влияние   преподавателей   всех   других   дисциплин   и   тем   самым   превращал воспитательный компонент образования в систематический и целенаправленный процесс. В научно­педагогическом сообществе проблема нравственного образования в школе до сих   пор   не   получила   статус   достаточно   чёткой   и   структурно   выверенной   концепции. Вместе   с   тем   обычно   называются   и   обсуждаются   пять   основных   уровней   и   форм нравственного образования: 1) традиционное нравственное образование как сообщение нравственных знаний при изучении   общеобразовательных   школьных   предметов,   в   первую   очередь   общественно­ гуманитарных; 2) сообщение   моральных   знаний   в   процессе   практической   деятельности   только   в рамках общего и нравственного воспитания; 3) специальная   непрерывная   и   систематическая   трансляция   (сообщение)   базовых нравственных знаний по классам в виде отдельных самостоятельных учебных курсов по основам морали (моралеведение) с учётом возрастных возможностей их усвоения; идея этого пути не нова, но в последние десятилетия существования СССР перед школой вопрос о   включении   этих   предметов   в   обязательный   набор   учебных   дисциплин   специально не ставился; 4) сообщение нравственных знаний в специально создаваемых интегративных курсах, преимущественно   на   базе   основных   традиционных   школьных   дисциплин,   когда   в   их программы вводятся специальные разделы по этике, а также в рамках элективных курсов; 5) сообщение нравственных знаний в рамках дополнительного образования, которое практикуется школами в последние годы. Можно легко увидеть, что настоящее непрерывное и систематическое нравственное образование   осуществимо   в   третьем   случае,   т. к.   именно   здесь   предлагаются   для обсуждения   и   понимания   исходные   понятия,   необходимые   для   осмысленного формирования  нравственных  норм, организации (самоорганизации)  и оценки отношений людей   (и   самооценки)   в   соответствии   с   нравственными   требованиями,   принципами   и идеалами,   воплощёнными   в   личных   нравственных   качествах   и   нравственно   значимой деятельности, что в итоге и обеспечивает единство нравственного сознания и поведения человека. Идея   такого   подхода   не   нова,   но,   как   было   отмечено,   в   последние   десятилетия прошедшего столетия перед школой вопрос о включении этих предметов в обязательный набор   учебных   дисциплин   специально   не   ставился,   следовательно   не   было   и соответствующего предмета исследования.  Чтобы заполнить этот пробел, лабораторией нравственного   образования   РАО   разработана   инновационная   система   обязательного нравственного   непрерывного   образования   школьников   с 1 по  11 (12) класс.   Этот   проект был   предложен   в   качестве   новой   обязательной   дисциплины   и   как   новый системообразующий компонент общего среднего образования. Для   каждой   ступени   средней   общеобразовательной   школы   (начальной,   основной   и полной) впервые подготовлены учебные программы учебных курсов по основам морали: «Азбука   нравственности»   (1 – 4 классы),   «Грамматика   нравственности»   (5 – 9 классы), «Этика» (10 – 11 (12) классы). Завершается разработка учебно­методических комплектов (три уровня) по классам с l по 11 (12) по указанным экспериментальным учебным курсам. Этот комплект включает в себя: разработки уроков для учителей, рабочие тетради, книги для   чтения.   Все   эти   программы   и   учебно­методические   пособия   прошли   5 – 7­летнюю экспериментальную   проверку   и   апробацию   в   ряде   школ   и   средних   учебных   заведений г. Москвы   и   различных   областей   России   в   виде   самостоятельных   учебных   курсоврегионального и школьного компонентов, и частично в рамках интегрированных курсов «окружающий мир», «граждановедение» и «обществознание». Это направление исследовательской работы лаборатории нравственного образования является для неё исключительно важным, так как оно охватывает всё содержание вопросов морали и её введения в учебный процесс. В ходе теоретических исследований в сфере дифференцированного обществознания и экспериментальной   педагогической   работы   была   создана   модель   непрерывного нравственного   образования   в   полной   средней   школе   с 1 по   11 (12) классы.   В настоящее время   эта   модель   определяет   основные   направления   научной   работы   лаборатории нравственного образования и связана со следующей тематикой её исследований: 1. Мораль как вид знания. 2. Формирование   нравственного   компонента   в   содержании   и   структуре   общего среднего образования в России. 3. Содержание нравственного образования в средней школе. 4. Непрерывное нравственное образование школьников России. 5. Научно­методическое   оснащение   нравственного   образования   в   учебном   процессе общеобразовательной средней школы с 1 по 11 (12) классы. 6. Нравственное образование средствами учебных общеобразовательных предметов. 7. Основы морали (этика) и правоведение как профильные предметы обществознания в старших классах. 8. Нравственное образование средствами дополнительного образования. Нельзя не отметить, что следует учитывать самостоятельную роль и значение каждой из названных выше форм и уровней преподавания/усвоения нравственных знаний. Все они имеют свои преимущества и достоинства, и в целом способствуют общему нравственному развитию   и   формированию   личности   школьника,   составляя   обязательный системообразующий   компонент   общего   и   нравственного   образования,   обеспечивая   его всесторонность,   практическую   организацию   нравственных   отношений   и   деятельности школьника как становящейся личности и юного гражданина России. Обучение нравственности средствами учебных общеобразовательных предметов – дело комплексное.   Оно   касается   всех   учебных   дисциплин,   каждая   из   которых   располагает своими   специфическими   возможностями.   Но   использование   этих   возможностей,   как показывают   наблюдения   за   усвоением   детьми   нравственных   знаний,   их   усвоение,   как правило, носит бессистемный характер, знания эти довольно часто неполны и неточны, а иногда и ошибочны. Бессистемность знаний проявляется и в том, что дети не имеют, например, общего представления   об   основных   понятиях   и   нормах   морали   и   правилах   нравственного поведения, об их внутренних связях, но понимают их чисто эмпирически и ситуативно, применительно к конкретному случаю или ситуации.